Внедрение кейс-технологии в условиях реализации ФГОС ДО | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (30) март 2020 г.

Дата публикации: 18.02.2020

Статья просмотрена: 1127 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова, Е. Н. Внедрение кейс-технологии в условиях реализации ФГОС ДО / Е. Н. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 3 (30). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/157/4916/ (дата обращения: 16.04.2024).



Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий. Немаловажно то, что по-настоящему инновационные педагогические технологии изначально строятся на комплексном подходе и нацелены в результатах обучения на будущее воспитанника. В условиях реализации требований ФГОС ДО одной из актуальных образовательных технологий является «Кейс-технология». Кейс-технология зародилась в Гарвардской школе бизнеса (США) в начале XХ века. В России кейс-технологии называют методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами.

Внедрение кейс-технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет на практике реализовать комплексный подход. Задача дошкольного воспитания состоит в создании условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей дошкольника. Данная установка регламентирована ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [2].

Кейс-технология, указывает Р. П. Шульга, — это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, позволяющая взаимодействовать всем субъектам образовательного процесса, включая педагога [3, с. 9]. Она направлена не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых личностных качеств и умений у воспитанников. Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации. Технология метода заключается в том, что разрабатывается или подбирается готовая конкретная ситуация, ставится комплекс вопросов или задач, разворачивается дискуссия, при этом я выступаю в роли организатора процесса сотворчества. К. М. Романова рекомендует использовать в работе с детьми дошкольного возраста следующие виды кейсов [1, с. 44]:

– кейс-текстовая информация, представленная воспитателем в устном изложении (это могут быть различные отрывки литературных произведений, например, очень хорошо подходят короткие рассказы о природе М. Пришвина, Г. Скребицкого, В. Бианки, К. Паустовского, стихи о природе и т. д.);

– кейс-иллюстрация (специально подобранные картины, фотографии, имеющие многоплановый сюжет или драматическую неоднозначную ситуацию);

– кейс-аудио- или видео-материал (это могут быть отрывки из мультфильмов или даже детских песенок).

Важно подобрать такое содержание ситуации, которое позволяет детям не только получить какую-то информацию, но и погрузиться в атмосферу происходящего, вызывает желание активно участвовать в обсуждении и предлагать свои идеи и решения.

Чтобы воспитателю подготовить кейс необходимо придерживаться следующего алгоритма:

  1. Определить цель создания кейса, например: подвести детей к пониманию какого-то явления, сформировать способы какой-то деятельности и т. д.
  2. Провести предварительную работу по поиску источников информации для кейса. Это могут быть интернет, художественная литература (как я уже упоминала), статьи из детских познавательных журналов, газетные публикации (например, в последние недели в наших местных газетах много материалов о медведях, которые выходят к людям) и даже прогноз погоды.
  3. Оформить материалы в доступном для детей варианте.
  4. Подготовить задания, вопросы для дискуссии детей.

Рассмотрим этапы работы на примере использования кейса-иллюстраций:

Первый этап — создаём проблемную ситуацию (на столе лежат четыре книги сказок о весне без иллюстраций; злой волшебник стёр картинки или ветром унесло, размыло картинки). Воспитатель задает вопросы:

— Такую книгу интересно читать?

— Что же делать?

Дети предлагают варианты решения проблемы, воспитатель читает детям все сказки.

Второй этап — ищем и подбираем вместе с детьми и семьями воспитанников наиболее «удачные» иллюстрации к сказкам (с использованием Интернет-ресурсов); происходит деление на четыре команды-группы на основе выбранной сказки.

Третий этап — делаем атрибуты и декорации для инсценировки с использованием разных видов театра (дети выбирают сами).

Четвертый этап — учим роли, готовим (инсценируем) спектакли по выбранным сказкам.

Пятый этап — реализуем готовый продукт через игру в «ТЕАТР» в группе (театр на «волшебном экране (фланеллеграфе)» с набором персонажей и декораций; театр «БИБАБО» с динамично меняющейся ширмой с набором персонажей и декораций; театр «в песке» с набором персонажей и декораций; настольный театр «в телевизоре» с набором персонажей и декораций).

Шестой этап — используем кейс-иллюстрации в самостоятельной игровой деятельности детей по выбору.

Седьмой этап — показываем сказки друзьям, мамам, папам.

Работа с использованием кейс-технологии способствует решению воспитательно-образовательных задач работы с дошкольниками и помогает педагогам осуществлять воспитательно-образовательный процесс в соответствие с целевыми ориентирами для дошкольников:

– способность адекватно оценивать собственное поведение и поведение других детей;

– способность соблюдать общепринятые элементарные нормы и правила поведения в обществе;

– способность применять полученные навыки общения в игровых и жизненных ситуациях.

Достоинством данного метода является не только получение конкретных знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей, жизненных установок, социально-коммуникативных позиций. Этот метод позволяет уйти от прямого изложения материала, включает детей в активную познавательную деятельность, позволяет применить знания к решению практических задач, способствует развитию самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать другую точку зрения, аргументировано доказывать свою. Результатом являются не только знания, но и личностные приобретения ребенка. Достоинством является и то, что это технология коллективного обучения и ее составляющей является работа в подгруппах и взаимный обмен информацией. Базовым основанием технологии является создание ситуации успеха — общее достижение. Формируется позитивная мотивация к познавательной деятельности, познавательная активность. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что развивает саму познавательную деятельность в более ценных формах сотрудничества.

Завершая, отметим, что кейс-технология актуальна, соответствует требованиям государственной образовательной политики, нацелена на личностно-ориентированное деятельностное обучение, способствует реализации комплексного подхода и развитию интегративных качеств ребенка.

Литература:

1. Романова, К. М. О психологических особенностях любознательности детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для студентов пед. ун-тов / К. М. Романова. — Москва: Просвещение, 2017. — 185 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [Текст]. — Москва: Просвещение, 2016. — 50 с.

3. Шульга, Р. П. Кейс-технология как инструмент повышения интереса к познавательной деятельности дошкольников [Текст] / Р. П. Шульга // Детский сад от А до Я. — № 12. — 2016. — С. 9–10.

Основные термины (генерируются автоматически): набор персонажей, ребенок, комплексный подход, декорация, проблемная ситуация, этап.

Похожие статьи

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Проблемная ситуация— это состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи или учебной проблемы.

Проблемные ситуации в организации образовательного процесса...

проблемная ситуация, разрешение проблемы, детская деятельность, ситуация, ребенок, работа детей, проблемный подход, форма работы

Проблемная ситуация— это состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и...

Использование игр и проблемных ситуаций...

Проблемно-игровые ситуации содействуют включению ребенка в творческую деятельность, развитию своего творческого начала, формированию у детей коммуникативно-оценочного отношения к творчеству. Проблемная ситуация — совокупность условий...

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста...

Для реализации ситуации выбора у детей важную роль играет воспитатель. Именно он, взрослый, «создает ситуации выбора для детей и демонстрирует в своем поведении как осмысление любой жизненной ситуации» [1]. Что может стать стимульным материалом для...

Решение проблемных ситуаций с детьми младшего...

Каждый ребенок — маленький исследователь. С радостью и удивлением открывающий для себя

Хотим Вам предложить решение одной из таких проблемных ситуаций.

Психолог показывает детям набор для выдувания мыльных пузырей и предлагает отгадать загадку

Проектирование в детском саду | Статья в журнале...

В предлагаемой статье говорится о том, что проект — это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, это конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод организованного освоения ребёнком окружающей среды...

Комплексный подход к использованию игр при обучении...

- достаточно точное и детальное описание ситуации и персонажей, а

Под речевой интенцией мы понимаем задачи, которые должны быть решены в ходе развития коммуникативной ситуации, то есть то, что ребенок хочет сказать и, самое главное, зачем он хочет это сказать.

Сюжетно-ролевая игра в формировании личности ребенка...

- проблемные игровые ситуации, направленные, например, на мотивацию детей к игре (появление новых игрушечных персонажей

Практика показывает, что комплексный подход к планированию формирования игрового опыта детей обеспечивает системную, пошаговую...

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая...

Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.

Похожие статьи

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Проблемная ситуация— это состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи или учебной проблемы.

Проблемные ситуации в организации образовательного процесса...

проблемная ситуация, разрешение проблемы, детская деятельность, ситуация, ребенок, работа детей, проблемный подход, форма работы

Проблемная ситуация— это состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и...

Использование игр и проблемных ситуаций...

Проблемно-игровые ситуации содействуют включению ребенка в творческую деятельность, развитию своего творческого начала, формированию у детей коммуникативно-оценочного отношения к творчеству. Проблемная ситуация — совокупность условий...

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста...

Для реализации ситуации выбора у детей важную роль играет воспитатель. Именно он, взрослый, «создает ситуации выбора для детей и демонстрирует в своем поведении как осмысление любой жизненной ситуации» [1]. Что может стать стимульным материалом для...

Решение проблемных ситуаций с детьми младшего...

Каждый ребенок — маленький исследователь. С радостью и удивлением открывающий для себя

Хотим Вам предложить решение одной из таких проблемных ситуаций.

Психолог показывает детям набор для выдувания мыльных пузырей и предлагает отгадать загадку

Проектирование в детском саду | Статья в журнале...

В предлагаемой статье говорится о том, что проект — это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, это конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод организованного освоения ребёнком окружающей среды...

Комплексный подход к использованию игр при обучении...

- достаточно точное и детальное описание ситуации и персонажей, а

Под речевой интенцией мы понимаем задачи, которые должны быть решены в ходе развития коммуникативной ситуации, то есть то, что ребенок хочет сказать и, самое главное, зачем он хочет это сказать.

Сюжетно-ролевая игра в формировании личности ребенка...

- проблемные игровые ситуации, направленные, например, на мотивацию детей к игре (появление новых игрушечных персонажей

Практика показывает, что комплексный подход к планированию формирования игрового опыта детей обеспечивает системную, пошаговую...

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая...

Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.

Задать вопрос