Особенности организации взаимодействия воспитателей с родителями по проблеме адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 июля, печатный экземпляр отправим 29 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (30) март 2020 г.

Дата публикации: 14.02.2020

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Ратникова, М. А. Особенности организации взаимодействия воспитателей с родителями по проблеме адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ / М. А. Ратникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 3 (30). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/157/4906/ (дата обращения: 11.07.2020).



Повышение интереса к проблеме адаптации личности обусловлено значительными изменениями, происходящими в современном российском обществе. Относительная неустойчивость и часто непредсказуемость социальных процессов предъявляет повышенные требования к личности, которой необходимо, во-первых, соотносить социальные требования общества, а во-вторых, сохранять свою внутреннюю стабильность, устойчивость и равновесие. Наиболее тяжело адаптация происходит у детей раннего возраста, когда родители принимают решение о том, что ребенок будет посещать детский сад.

Адаптация, в понимании Л. С. Выготского, — это свойство, которое присуще любым живым организмам. Однако человек является не просто живым организмом, а прежде всего сложнейшей биосоциальной системой. Человек, являющийся частью животного мира, от животных унаследовал способности приспособления, и являются важнейшим фактором для самосохранения человека [1, с. 245]. В педагогике понятие адаптации обозначает приспособление организма к условиям существования, то есть приспособление личности к социальной среде [2, с. 11].

Адаптация к условиям дошкольной образовательной организации, согласно мнению М. Р. Кадиевой, — это процесс приспособления (привыкания) организма ребенка к новой для него обстановке. Основная цель данного процесса — это адекватное реагирование на изменения факторов внешней среды, согласование самооценок и притязаний с возможностями и реальной социальной средой [3, с. 57]. Правильное воспитание, благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания и сна — все это основа для нормальной адаптации ребенка к условиям пребывания в детском саду. От того, насколько ребенок подготовлен к переходу в дошкольную образовательную организацию, зависит не только течение самого адаптационного периода, но и дальнейшее его развитие.

Как считает О. Г. Заводчикова, длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в дошкольной образовательной организации зависят от индивидуальных особенностей [2, с. 19]. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6–8 дней или даже позже.

Воспитателям в период адаптации ребенка к условиям в ДОУ непросто, а порой и сложно найти подход к родителям, чьи дети не только не готовы к процессу вхождения в новую среду, но и не получили установку на позитивное отношение к дошкольному учреждению. Члены семьи, прежде всего, родители, так же, как и дети, привыкают к требованиям дошкольной образовательной организации, испытывают страх (тревогу) за своего малыша. Для того, чтобы адаптационный период проходил успешно и легче не только для ребенка, но и для родителей, необходимы, с одной стороны, целенаправленная организация жизни самого ребенка по безболезненному приспособлению к новым для него условиям и формированию положительного отношения к детскому саду, и, с другой стороны, профессиональная помощь семье в выстраивании взаимоотношений между родителями и детьми, в создании ощущения комфорта, в решении возникающих адаптационных проблем при контакте с детьми.

С целью определения особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ было проведено экспериментальное исследование на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 83» г.Сочи. Общее количество детей, задействованных в исследовании, составило 80 детей.

Были выявлены группы детей с легкой (20 %), средней (45 %) и усложненной (15 %) степенью адаптации к условиям ДОУ. Также была выявлена группа дезадаптивных детей (20 %).

Анализ результатов исследования позволил заключить, что группа детей с легкой степенью адаптации (20 %) чувствует себя комфортно в ДОУ, не испытывает дискомфорта в общении как с воспитателями, так и со сверстниками. Негативных эмоциональных проявлений у детей данной группы во время наблюдения не выявлено, дети не капризничают, не привлекают к себе излишнего внимания, естественны в своем поведении. Сон и аппетит у данной группы детей в пределах нормы.

Группа детей со средней степенью адаптации (45 %) в основном чувствует себя комфортно в ДОУ, однако испытывает дискомфорт в общении с воспитателями и со сверстниками. Негативных эмоциональных проявлений у детей данной группы во время наблюдения в основном не выявлено, концу дня часть из детей данной группы капризничает, однако не привлекают к себе излишнего внимания, они в основном естественны в своем поведении. Сон и аппетит у данной группы детей несколько нарушен. Дети избирательны в еде, у них не сформирован режим питания и сна. Им сложно выполнять правила распорядка дня в ДОУ.

Группа детей с усложненной степень адаптации (15 %) чувствует себя некомфортно в среде сверстников. Дети капризничают, стараются привлечь к себе внимание. Однако, отвлекаясь на игру или какое-либо занятие, которое им интересно, могут на время забыть о том, что они не дома. В послеобеденное время дети данной группы без настроения, видно, что они с нетерпением ждут прихода своих родителей. Нервозны, очень трудно воспитателю удержать их внимание и чем-либо заинтересовать.

Группа дезадаптированных детей (20 %) не принимают условия детского сада. Они не могут уснуть в детском саду, практически не принимают пищу. Эмоционально напряжены в течение всего дня, часто плачут и просят позвать маму. Их практические невозможно чем-либо заинтересовать, они не проявляют интереса ни к общению со сверстниками, ни к организованным коллективным играм.

Результаты проведенного исследования послужили основанием для организации взаимодействия воспитателей с родителями детей младших групп. В рамках взаимодействия была организована «Школа молодых родителей». Цель — педагогического просвещения родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста, обеспечения успешной адаптации ребенка к условиям детского сада, а также решения следующих задач:

  1. Собрать информацию о потенциальных воспитанниках.
  2. Спрогнозировать течение адаптации и выявить группу «риска».
  3. Повысить педагогическую грамотность родителей в вопросах адаптации.
  4. Способствовать формированию единства требований к ребенку педагогов и родителей в период адаптации.

В рамках работы Школы были запланированы и проведены следующие мероприятия:

  1. Круглый стол с участием заведующего «Этапы развития семьи»,.
  2. Практикумы опытных воспитателей «Воспитание самостоятельности и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста», «Сенсорное воспитание ребенка до трех лет».
  3. Беседа старшей медицинской сестры «Значение режима дня в сохранении эмоционального благополучия ребенка».
  4. Психологические тренинги «Когда ребенок капризничает», «Секреты успешной адаптации».
  5. Обзор современных программ воспитания и развития детей, o экскурсии — презентации развивающего пространства группы и детского сада.
  6. Рекомендации инструктора по физической культуре «Успешное физическое развитие ребенка, как одно из основных условий адаптации к детскому саду».
  7. Практикум музыкального руководителя «Мои первые баюшки».

Целенаправленная работа по ознакомлению родителей с особенностями адаптации детей к детскому саду продолжалась через информационное сопровождение в виде памяток и рекомендаций, таких как «Малыш идет в детский сад», «Как подготовить ребенка к детскому саду».

Для родителей, не посетивших «Школу молодых родителей» проводились индивидуальные встречи. Родители знакомились с режимом дня в детском саду. Педагоги выясняли, насколько он отличается от режима дня дома. Рекомендовали ориентироваться на режим детского сада и соблюдать его в выходные дни. В беседе с родителями воспитатели пытались выяснить особенности и привычки ребенка: как называют его дома, чем ребенок больше всего любит заниматься, особенности поведения, которые радуют и настораживают родителей, какие привычки сложились во время еды, засыпания, пользования туалетом, есть ли в семье другие дети, живут ли в семье бабушка, дедушка, состояние здоровья ребенка. Узнавали о тревогах, обсуждали, как облегчить ребенку период привыкания к новой обстановке. Проводили анкетирование с целью прогнозирования течения адаптации.

На первом родительском собрании родителей в июне-июле детально познакомили с условиями и организацией жизни детей в детском саду, уточнили график приема детей, длительность ежедневного пребывания ребенка в группе.

Эффективные формы сотрудничества с родителями позволили активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях, не только в период адаптации детей к ДОУ, но и в дальнейшем воспитании и развитии детей. Наблюдается повышение активности родителей в сотрудничестве с детским садом по созданию условий для адаптации и развития детей. 87–94 % родителей принимают активное участие родительских собраниях и детско-родительских праздниках.

Подводя итог, отмечу, что бесспорная значимость проблемы адаптации детей к ДОУ является основанием для разработки методических рекомендаций по педагогическому сопровождению именно родителей к условиям дошкольного образовательного учреждения, поскольку успешность адаптационного периода напрямую зависит от слаженности действий педагогов и семьи, направленных на развитие ребенка. Педагогическая поддержка является необходимой мерой сопровождения процесса адаптации ребенка раннего возраста в дошкольной образовательной организации. В настоящее время накоплен большой положительный опыт организации приема детей в дошкольные организации. Широко практикуется работа с родителями, знакомство воспитателей с ребенком до поступления в детский сад, внедряется одинаковый режим в детском саду и в семье и т. д.

Литература:

1. Выготский, Л. С. Общая психология [Текст] / Л. С. Выготский. — Санкт-Петербург: Питер, 2015. — 458 с.

2. Заводчикова, О. Г. Адаптация ребёнка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи: пособие для воспитателей [Текст] / О. Г. Заводчикова. — Москва: Просвещение, 2014. — 79 с.

3. Кадиева, М. Р. Педагогическое взаимодействие семьи и детского сада как условие социализации личности дошкольника [Текст] / М. Р. Кадиева // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. — Махачкала, 2013 — № 2. — С. 57–61.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, группа детей, дошкольная образовательная организация, родитель, ранний возраст, развитие детей, адаптация, день, группа.

Похожие статьи

Педагогические условия адаптации детей младшего...

Выделяют три степени адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

Переживания ребенка наблюдаются не более 14 дней. Малыш быстро начинает проявлять

облегчать адаптационный период детей раннего возраста; обеспечивать воспитанникам...

Адаптация детей к пребыванию в ДОО в условиях группы...

Встатье рассматриваются вопросы организации необходимой адаптации детей к пребыванию в дошкольной образовательной организации. В связи с этим особое внимание обращено на одну из вариативных форм дошкольного образования — группу...

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям...

Система организации процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста в ДОО должна придерживаться следующих пунктов

Долженко, Е. А. Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. Современные формы работы с детьми и родителями...

Группа кратковременного пребывания «Мать и дитя» как одна из...

В статье представлен материал по организации на базе детского сада группы кратковременного пребывания детей раннего возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Создание в ДОУ благоприятных условий для детей раннего...

Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования.

Е. В. Жердева «Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. — воронеж учитель, 2006.

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям...

Адаптация у детей раннего возраста к условиям ДОУ, ее темп проходят по-разному.

На сегодняшний день проблема адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада наиболее

Печора, К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К. Л. Печора.

детский сад, ребенок, родитель, ранний возраст, дошкольное...

Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, дошкольное учреждение, родитель, детский сад, игровой сеанс, образовательный процесс

Детско-родительская привязанность как условие социальной адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному...

детский сад , ребенок , родитель , период адаптации , ранний...

Проблема адаптации детей к детскому саду является актуальной на сегодняшний день, хотя она не

Таким образом, для успешной адаптации ребенка в ДОО необходимо сплотиться

Период адаптации детей к дошкольному учреждению очень важен не только для детей , но...

Организация успешной адаптации детей к дошкольному...

Первые дни ребенок находится в группе с мамой, время его пребывания увеличиваем постепенно

Период адаптации детей к дошкольному учреждению очень важен не только для детей

детский сад, адаптационный период, ребенок, период адаптации, дошкольное...

Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста...

ранний возраст, детский сад, семья ребенка, родитель, дошкольное образовательное учреждение, семья, семья детей

Примерный годовой план адаптационной группы кратковременного... Адаптация детей к ДОО | Статья в журнале «Молодой ученый».

Похожие статьи

Педагогические условия адаптации детей младшего...

Выделяют три степени адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

Переживания ребенка наблюдаются не более 14 дней. Малыш быстро начинает проявлять

облегчать адаптационный период детей раннего возраста; обеспечивать воспитанникам...

Адаптация детей к пребыванию в ДОО в условиях группы...

Встатье рассматриваются вопросы организации необходимой адаптации детей к пребыванию в дошкольной образовательной организации. В связи с этим особое внимание обращено на одну из вариативных форм дошкольного образования — группу...

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям...

Система организации процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста в ДОО должна придерживаться следующих пунктов

Долженко, Е. А. Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. Современные формы работы с детьми и родителями...

Группа кратковременного пребывания «Мать и дитя» как одна из...

В статье представлен материал по организации на базе детского сада группы кратковременного пребывания детей раннего возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Создание в ДОУ благоприятных условий для детей раннего...

Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования.

Е. В. Жердева «Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. — воронеж учитель, 2006.

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям...

Адаптация у детей раннего возраста к условиям ДОУ, ее темп проходят по-разному.

На сегодняшний день проблема адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада наиболее

Печора, К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К. Л. Печора.

детский сад, ребенок, родитель, ранний возраст, дошкольное...

Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, дошкольное учреждение, родитель, детский сад, игровой сеанс, образовательный процесс

Детско-родительская привязанность как условие социальной адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному...

детский сад , ребенок , родитель , период адаптации , ранний...

Проблема адаптации детей к детскому саду является актуальной на сегодняшний день, хотя она не

Таким образом, для успешной адаптации ребенка в ДОО необходимо сплотиться

Период адаптации детей к дошкольному учреждению очень важен не только для детей , но...

Организация успешной адаптации детей к дошкольному...

Первые дни ребенок находится в группе с мамой, время его пребывания увеличиваем постепенно

Период адаптации детей к дошкольному учреждению очень важен не только для детей

детский сад, адаптационный период, ребенок, период адаптации, дошкольное...

Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста...

ранний возраст, детский сад, семья ребенка, родитель, дошкольное образовательное учреждение, семья, семья детей

Примерный годовой план адаптационной группы кратковременного... Адаптация детей к ДОО | Статья в журнале «Молодой ученый».

Задать вопрос