Применение технологии лего-конструирования и робототехники в современном дошкольном образовании | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (30) март 2020 г.

Дата публикации: 18.02.2020

Статья просмотрена: 478 раз

Библиографическое описание:

Картина, И. Е. Применение технологии лего-конструирования и робототехники в современном дошкольном образовании / И. Е. Картина, Ю. С. Луцик, И. В. Бондарь. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 3 (30). — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/157/4887/ (дата обращения: 19.01.2021).



В статье авторы описывают технологию лего-конструирования и робототехники, на примере своего опыта работы в детском саду.

Ключевые слова: конструирование, дети, лего, робототехника.

Детскими психологами доказано, что если в жизни ребенка не присутствует образная игра, то он начинает неадекватно воспринимать окружающий мир. Лего-конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов лего, можно собирать практически неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры [1, с. 4].

Конструирование из лего-конструктора полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Следовательно, благодаря ей ребенок особенно быстро совершенствуется в навыках и умениях, в умственном и эстетическом развитии. Известно, что тонкая моторика рук связана с центрами речи, значит, у продвинутого в конструировании ребенка быстрее развивается речь. Ловкие, точные движения рук дают ему возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.

Ребенок — прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество [2, с. 3].

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Характерная черта нашей жизни — нарастание темпов изменений. Мы живем в мире, который совсем не похож на тот, в котором мы родились. И темп изменений продолжает нарастать.

Сегодняшним дошкольникам предстоит:

− работать по профессиям, которых пока нет;

− использовать технологии, которые еще не созданы;

− решать задачи, о которых мы можем только догадываться.

Именно поэтому современное дошкольное образование должно соответствовать целям опережающего развития и современные дети должны изучать технологии, которые пригодятся в будущем, а это и есть робототехника.

С 2018 года в нашем детском саду был открыт кружок «Lego-детки», с целью овладения навыками начального технического конструирования, развитие воображения и мелкой моторики, координации глаз и рук, изучение понятий «конструкция» и ее основных свойств.

D:\IMG_20190416_110224.jpg

Рис. 1. Работа с конструктором Lego «Домашние животные»

Занятия посещают дети всех возрастных групп. В распоряжении детей младшего и среднего дошкольного возраста находятся такие виды конструктора, как «Lego Duplo», «Построй свою эмоцию», «Домашние животные», а также интересный и увлекательный набор «Веселые горки», с помощью которого дети не только строят различные конструкции, но могут и экспериментировать, запуская шарик по туннелям.

С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, исследователи (З. В. Лиштван, В. Г. Нечаева, Л. А. Парамонова) предложили различные формы организации обучения:

− конструирование по образцу;

− конструирование по модели;

− конструирование по условиям;

− конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам;

− конструирование по замыслу;

− конструирование по теме [1, с. 6].

Данные формы активно используются на занятиях по лего-конструированию и робототехники.

Один из конструкторов для старших групп «Простые механизмы». В процессе работы с набором дети имеют возможность понять, что такое подъёмная сила, равновесие, стойкость конструкции, знакомятся с такими деталями, как рычаг, зубчатые колеса, шестеренка, изучают простейшие механизмы, которые окружают нас в повседневной жизни.

D:\Фото2.jpg

Рис. 2. Строительство по схеме

Хотелось обратить внимание на робототехническую новику LegoWedo 2.0. Данный продукт позволяет детям самостоятельно создавать различных роботов и с помощью программного обеспечения задавать параметры и условия для тестирования разработанного продукта.

Lego WeDo 2.0 представляет собой не только средство развития памяти, внимания, мышления, сенсорики учащихся, но и средство достижения целей, сформулированных во ФГОС второго поколения как результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО).

Есть несколько способов проведения занятий с конструктором Lego WeDо 2.0. Продолжительность занятий зависит от сложности моделей, времени на обсуждение результата и проведения анализа собранной модели, экспериментирования и т. д. Дети работают как индивидуально, так и в командах.

Для начала ребята знакомятся с элементами конструктора и их названиями, рассматривают детали, сортируют их по коробочкам (по цвету, по размеру, по фигурам и т. д.), пробуют собрать несложные модели из этих элементов.

Затем дошкольники знакомятся с интерфейсом программы конструктора Lego WeDо 2.0., а также объясняются основы построения программы для «оживления» собранных моделей, происходит знакомство с пиктограммами команд и их назначением.

C:\Users\User\Downloads\Фото1.jpg

Рис. 3. Работа с конструктором Lego WeDо 2.0.

Далее дети собирают базовые модели комплекта. Желательно, чтобы ребята проговаривали свои действия при сборке моделей, грамотно называли элементы, умели объяснить процессы, применяемые для «оживления» этих моделей. А в конце занятия оформляется выставка собранных моделей.

Занятия проходят в легкой и непринуждённой обстановке. Ребята с большим интересом запоминают названия деталей и способы крепления конструктора, создают свои конструкции и строят по схеме.

Lego-конструирование позволяет в полном объеме реализовать применение современных информационных и коммуникационных технологий для развития навыков общения, творческих способностей детей, для решения познавательных, практических, исследовательских и коммуникативных задач, для реализации проектной деятельности дошкольников.

Литература:

1. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие — М.: ТЦ Сфера, 2018;

2. Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала — М.: Мозаика — Синтез, 2017.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, конструирование, детский сад, модель.

Похожие статьи

Проект по лего-конструированию для детей 4- 5 лет

Общеобразовательные задачи. сентябрь. «Детский сад». Мониторинг. *Конструирование по замыслу.

«Собери модель по памяти». Педагог показывает детям в течении нескольких секунд модель из 3–4 деталей, а затем убирает её.

Центр лего-конструирования в детском саду как особое...

Библиографическое описание: Лунина М. С. Центр лего-конструирования в детском саду как особое образовательное пространство развития детей младшего

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Формирование творческих способностей в конструировании...

Лиштван З. В. Конструирование: пособие для воспитателя детского сада. /

старший дошкольный возраст, ребенок, детское конструирование, задача. изобразительная деятельность, детское творчество, ребенок, Гагарин, продуктивный вид.

Конструирование как способ формирования познавательного...

Так как основные сюжеты для детского конструирования ребенок берет из собственного опыта, окружающего его пространства, предметного мира, социальных явлений, художественной литературы, сюжетно-ролевой игры, мы решили создать специальные условия для обогащения...

Рекомендации для воспитателей ДОУ по ЛЕГО-конструированию...

Усложненной разновидностью конструирования по образцу являлось конструирование по модели. Например, в качестве образца мы предлагали модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети воспроизводили из имеющегося у них...

Математическое моделирование в детском саду

Математическое моделирование в детском саду. Автор : Егошина Светлана Николаевна. Рубрика : Спецвыпуск.

Освоение действий по самостоятельному построению моделей по схемам и конструированию новых моделей и их схем – в старшем дошкольном возрасте.

Растим будущих инженеров в детском саду | Статья в журнале...

В нашем детском саду воспитатели закладывают у детей основы инженерного мышления с помощью STEM — образования, это: «Дидактическая система Ф. Фребеля», «ТИКО — конструирование», «Экспериментирование с живой и неживой природой»...

Лего-конструирование как средство развития творческого...

В статье раскрываются особенности и возможности применения лего-конструирования в развитии творческого мышления детей старшего дошкольного возраста. Ключевые слова: конструирование, лего, дети старшего дошкольного возраста, творческое мышление.

Развитие конструктивной деятельности детей старшего...

Одним из условий формирования детского конструктивного творчества является развитие у детей конструктивных умений и навыков.

Конструирование по модели, разработанное А. Н. Миреновой и использованное в исследовании А. Р. Лурии, заключается в следующем.

Похожие статьи

Проект по лего-конструированию для детей 4- 5 лет

Общеобразовательные задачи. сентябрь. «Детский сад». Мониторинг. *Конструирование по замыслу.

«Собери модель по памяти». Педагог показывает детям в течении нескольких секунд модель из 3–4 деталей, а затем убирает её.

Центр лего-конструирования в детском саду как особое...

Библиографическое описание: Лунина М. С. Центр лего-конструирования в детском саду как особое образовательное пространство развития детей младшего

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Формирование творческих способностей в конструировании...

Лиштван З. В. Конструирование: пособие для воспитателя детского сада. /

старший дошкольный возраст, ребенок, детское конструирование, задача. изобразительная деятельность, детское творчество, ребенок, Гагарин, продуктивный вид.

Конструирование как способ формирования познавательного...

Так как основные сюжеты для детского конструирования ребенок берет из собственного опыта, окружающего его пространства, предметного мира, социальных явлений, художественной литературы, сюжетно-ролевой игры, мы решили создать специальные условия для обогащения...

Рекомендации для воспитателей ДОУ по ЛЕГО-конструированию...

Усложненной разновидностью конструирования по образцу являлось конструирование по модели. Например, в качестве образца мы предлагали модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети воспроизводили из имеющегося у них...

Математическое моделирование в детском саду

Математическое моделирование в детском саду. Автор : Егошина Светлана Николаевна. Рубрика : Спецвыпуск.

Освоение действий по самостоятельному построению моделей по схемам и конструированию новых моделей и их схем – в старшем дошкольном возрасте.

Растим будущих инженеров в детском саду | Статья в журнале...

В нашем детском саду воспитатели закладывают у детей основы инженерного мышления с помощью STEM — образования, это: «Дидактическая система Ф. Фребеля», «ТИКО — конструирование», «Экспериментирование с живой и неживой природой»...

Лего-конструирование как средство развития творческого...

В статье раскрываются особенности и возможности применения лего-конструирования в развитии творческого мышления детей старшего дошкольного возраста. Ключевые слова: конструирование, лего, дети старшего дошкольного возраста, творческое мышление.

Развитие конструктивной деятельности детей старшего...

Одним из условий формирования детского конструктивного творчества является развитие у детей конструктивных умений и навыков.

Конструирование по модели, разработанное А. Н. Миреновой и использованное в исследовании А. Р. Лурии, заключается в следующем.

Задать вопрос