Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Теоретические аспекты изучения просодической стороны речи у старших дошкольников с минимальными проявлениями дизартрии

Коррекционная дошкольная педагогика
3
Поделиться
Аннотация
В статье представлено теоретическое изучение особенностей формирования просодики у старших дошкольников с минимальными проявлениями дизартрии, проанализированы научные труды ученых, исследовавших данную проблему.
Библиографическое описание
Радаева, А. Р. Теоретические аспекты изучения просодической стороны речи у старших дошкольников с минимальными проявлениями дизартрии / А. Р. Радаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 3 (30). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/157/4431.


В статье представлено теоретическое изучение особенностей формирования просодики у старших дошкольников с минимальными проявлениями дизартрии, проанализированы научные труды ученых, исследовавших данную проблему.

Ключевые слова: просодическая сторона речи, минимальные проявления дизартрии, старший дошкольный возраст

Воспитание звуковой культуры является важной задачей речевого развития в дошкольных учреждениях, так как возраст данной категории детей относят к сенситивному для ее успешного решения. Она предполагает задачи, связанные с развитием навыков речевого слуха и освоением средств звуковой выразительности речи и развитие дикции [8].

Устная речь содержит в себе выразительность, которая является необходимым качеством для совершения продуктивной коммуникации. Под данным термином подразумевают особенности структуры речи, благодаря которым поддерживается увлеченность слушающего лица. Выразительность зависит нормального дыхания, голоса, дикции, темпа. Владение данными качествами предполагает умение использовать силу и высоту своего голоса, речевой ритм, темп, паузы, интонацию [6].

Известно, что речь говорящего содержит множество параметров, имеющих важное значение для ее восприятия слушателем, одними из которых являются просодические компоненты речевой системы. В своих работах Н. И. Жинкин писал, что просодическая сторона речи является наивысшим уровнем языкового развития, потому что несет в себе комплекс психофизиологических, ситуационных, потребностно-мотивационных показателей [8].

Интонация — важное фонетическое средство оформления высказывания. Она является звуковой оболочкой речи и ее звучания, материальным воплощением смысла предложения и его содержания. Вопросами изучения данного компонента просодии занимались многие известные лингвисты, дефектологи и психологи. Работы А. Н. Гвоздева, Н. И. Жинкина являются ценным вкладом в изучении интонации [5].

К акустическим интонационным характеристикам относят изменения силы и частоты голосового тона, который создается путем перемещения воздушного потока через глотку, голосовые складки, полости рта и носа. К дополнительным артикуляционно-акустическим характеристикам голоса относят тембр. Данный термин несет в себе несколько определений. Одним из них является голосовая окраска человека, которая сопровождает его речь. Стоит отметить, что тембр каждого человека индивидуален. Это достигается благодаря физическим данным голоса (сопрано, альт, тенор, бас) и психическим особенностям человека в определенный период (радость, злость, грусть и т. д.) [9].

Речевой темп подразумевает скорость произнесения элементов речи, измеряется числом звуковых единиц, произнесенных в определенную временную единицу. Выделяются несколько видов темпа: нормальный, быстрый и медленный, в зависимости от скорости проговаривания ударных слогов в словах, которые составляют предложение. Он играет важную роль в коммуникации, так как участвует в передаче эмоционально-модальной информации, а также позволяет усилить выразительность других интонационных элементов [7].

Речевой ритм — организация речи, осуществляемая благодаря чередованию слогов (ударных и безударных). Нормальный речевой ритм достигается путем правильного соотношения процессов торможения и возбуждения, происходящих в коре головного мозга, и выражается в сохранении единства и соблюдении правильного словесного ударения, которое в основном организует ритмическую структуру речи. Основным свойством речевого ритма является регулярность. Выделяют метрические признаки ритма, создающие его основу, и неметрические, которые в свою очередь составляют понятие мелодики речи [7].

В современной логопедии существует понятие темпо-ритмо- интонационного членения речи, возникающее в процессе формирования мысли и ее вербализации. На основе темпо-ритмо-интонационного членения строятся все фазы возникновения высказывания, включая артикуляцию и дыхание [1].

В процессе работы над просодической стороной речи важно уделять значение особенностям восприятия и воспроизведения учениками ударения — выделение фонетическими средствами какого-то слова в слове или сочетания. В логопедии существует понятие “логического ударения” — выделение слова, являющееся главным в определенной ситуативной речи. Работа над данным компонентом просодии является важной, целью воспитания звуковой культуры и развития интонации [2].

Грамотно оформленная речь не существует без правильного речевого дыхания — способности своевременно производить короткий глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Оно обеспечивает правильную работу голосового аппарата [3].

Компоненты просодической стороны речи связаны друг с другом. Правильное восприятие просодических компонентов и их развитие является важным условием правильного речевого развития ребенка. Важно отметить, что речь может быть интонационно невыразительна из-за сниженного слуха, недоразвития речевого слуха, неверного речевого воспитания, а так же из-за различных речевых нарушений, в том числе и дизартрии. Данное нарушение речи предполагает расстройство произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Это является одной из причин нарушений всех компонентов речевой системы, в том числе и просодических [4].

На сегодняшний день интерес у специалистов вызывают «минимальные дизартрические проявления» или так называемая «стертая дизартрия». Как отдельный вид расстройства речи минимальные проявления дизартрии в логопедии начали выделять в 50–60 годах прошлого века. «Стертая форма дизартрии» — логопедический термин, употребленный впервые О. А. Токаревой. В своих работах она отмечала, что в данную группу входят дети с относительно сохранным звукопроизношением, чем при любом другом дизартрическом расстройстве. Дети данной категории произносят большинство звуков правильно, но в речи автоматизация и дифференциация звуков происходит с определенными сложностями [16].

Источники научной литературы, посвященной данной тематике, раскрывают особенные черты минимальных дизартрических проявлений. Особенность состоит в том, что происходит минимальное проявление симптоматики, допускается вариативность и различность в соотношении речевой и неречевой симптоматики. Данная форма дизартрии включает нарушения как языкового, так и сенсомоторного уровней речи, что представляет некоторую сложность для специалистов при проведении дифференциальной диагностики [14].

Говоря о речевом развитии данной категории детей, стоит отметить, что оно может незначительно задерживаться, а также иметь некоторые особенности, такие как: отсутствие этапа гуления, задержка первых слов на несколько месяцев, отставание от нормы в появление фразы. Имеют место быть особенности активизации словаря и овладения предложными конструкциями. Дошкольники с минимальными проявлениями дизартрии правильно применяют вербальные средства общения. Речь таких детей имеет грамматически правильное оформление. Они используют сложные грамматические конструкции, но при этом отмечаются аграмматизмы в небольших количествах, а также нарушения связной речи, что является отличительной характеристикой общего недоразвития речи.

Речевая симптоматика данного речевого расстройства включает в себя нарушения просодических компонентов речи, которые описала своих трудах Л. В. Лопатина. Ею было отмечены особенности фонетической стороны речи детей данной группы, говоря о взаимодействии звукопроизносительной и просодической стороны речевой системы. Просодия определяет смысловое содержание и отношение говорящего к содержанию высказывания. У детей дошкольного возраста с минимальными дизартрическими проявлениями нарушения просодических компонентов речевой системы оказывают влияние на внятность и эмоциональность высказывания [11].

Особенностями интонационной стороны речи детей школьного возраста занимались многие исследователи, включая Л. И. Белякову, И. З. Романчук, которые отмечали стойкие нарушения просодических компонентов речи детей с минимальными проявлениями дизартрии. Пробы на изменение вопросительной интонации, на выразительное чтение вызывают сложности у детей данной группы, что говорит о том, что с возрастом спонтанных улучшений просодических компонентов не отмечается [13].

Для дошкольников, страдающих минимальными дизартрическими проявлениями, характерна сниженная интонационно-выразительная окраска речи: нарушения голоса (тихий или громкий); нарушение модуляции голоса по высоте, силе, нарушения речевого тембра с появлением оттенка назальности, ускоренный речевой темп. Важно отметить верхнегрудное дыхание и ослабление речевого выдоха. Как правило, дети говорят на вдохе, что является нарушением речевого дыхания. Отмечается нечеткая дикция и сложности в формировании интонационной структуры предложения [12].

Характерной особенностью данной категории детей является то, что они имеют сложности восприятии ритма и акцентированных ударов, а также их воспроизведение по заданному образцу. Чаще всего они допускают ошибки при восприятии и воспроизведении интонаций и не замечают их. Отмечаются сложности в произнесении определенных слов с акцентом в предложении по заданному образцу [15].

При минимальных дизартрических проявлениях имеются нарушения голоса. В работах Лавровой Е.В. были отмечены особенности голоса детей данного речевого расстройства. Она выделяла слабость, немелодичность, глухость, хриплость, монотонность, сдавленность, тусклость, напряженность, прерывистость голоса. Представленные симптомы относят к минимальным дизартрическим проявлениям. Встречаются они в разных комбинациях и степени выраженности, но к редким явлениям стоит отнести назализацию в чистом ее проявлении [10].

Таким образом, у дошкольников с минимальными дизартрическими проявлениями отмечаются нарушения всех просодических компонентов речевой системы. На сегодняшний день в логопедии недостаточно изучена специфика использования детьми дошкольного возраста с минимальными проявлениями дизартрии интонационных компонентов и интонационных конструкций в речи, отсутствуют комплексные методики обследования данной группы детей и детей с нормальным речевым развитием по данной проблеме, что является основанием предположить, что данная тема актуальна на сегодняшний день. Анализ работ в области речевого развития детей с данным речевым расстройством показал, что компоненты просодической стороны речи связаны друг с другом.

Литература:

1. Антипова А. М. Речевой ритм и его функции / Под ред. Антиповой А. М. М.: Логопедия, 1987. С. 105–109.

2. Арутюнян Э. Ю. О физиологических механизмах реализации логических ударений / Механизмы речеобразования и восприятия сложных звуков — М., — Л.: Наука, 1966. — С. 18–30.

3. Белякова Л. И. Ритм речевых и неречевых процессов у детей в норме и при речевой патологии / Л. И. Белякова, Ю. О. Филатова // Вопросы психолингвистики.– 2012.– № 2 (16).— С. 84–91.

4. Винарская Е. Н. Дизартрия. — Серия «Б-ка логопеда». М.: Изд-во АСТ, 2005. — 143 с.

5. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.

6. Горбушина Л. А., Николаичева А. П. «Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста: — М., просвещение 1978г.

7. Гумовская Г. Н. Ритм как фактор выразительности художественного текста., М. Прометей., 1998. — 132 с.

8. Жинкин Н. И. Механизмы речи. — М.: Медицина, 1967. — 370 с.

9. Копачевская Л. А., Лаврова Е. В. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. — М., Воронеж, 2003 г.

10. Лаврова Е. В. Нарушения голоса у детей и пути их коррекции// Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии голоса и их преодоление. — Москва-Воронеж, 2001.

11. Лопатина Л. В. Характеристика и структура речевого дефекта у дошкольников со стертой дизартрией. // Особенности механизмов, структуры нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью. -СПб., 1996.

12. Лопатина Л. В. Особенности восприятия и воспроизведения интонационной структуры предложения дошкольниками со стертой дизартрией. // Речевая деятельность в норме и патологии: Материалы межотраслевой научно-методической конференции. — СПб., 1999.

13. Мастюкова Е. М. Ребёнок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция.- М., Просвещение, 1992.-95 с.

14. Нейман Л. В., Богомильский М. Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003

15. Позднякова Л. А. Лопатина Л. В. «Нарушения интонационного оформления высказывания дошкольниками со стертой дизартрией». //ж. «Логопедия» № 1(3) 2004 г.

16. Токарева О. А. Дизартрия. // Расстройства речи у детей и подростков. Под ред. С. С. Ляпидевского. — М., 1969. — С.144–155.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный