Возможности природы в укреплении здоровья детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 августа, печатный экземпляр отправим 16 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технологии здоровьесбережения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (29) февраль 2020 г.

Дата публикации: 27.01.2020

Статья просмотрена: 58 раз

Библиографическое описание:

Гучанова, А. С. Возможности природы в укреплении здоровья детей дошкольного возраста / А. С. Гучанова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 2 (29). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/155/4833/ (дата обращения: 15.08.2020).



В статье раскрываются возможности использования природы в работе по охране и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: природа, укрепление, здоровье, дети дошкольного возраста.

Одной из приоритетных задач образования является сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них культуры здоровья. Особую роль в решении этой задачи играют дошкольные образовательные учреждения, которые призваны обеспечить не только основной фундамент развития, но и создать максимально благоприятные условия для укрепления здоровья и физического развития ребенка. Поэтому о качестве образования можно говорить только тогда, когда в нем присутствует здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая составляющая. В концептуальных документах в области дошкольного образования подчеркивается, что образовательные программы должны быть направлены на охрану и укрепление здоровья детей.

Различные аспекты здоровьесбережения в дошкольных учреждениях освещены в работах Е. А. Аркина, М. Н. Алиева, Е. Д. Заблудовской, Ю. Ф. Змановского, В. Т. Кудрявцева и многих других специалистов. Благодаря их исследованиям, а также обобщению опыта практической деятельности, создано программно — методическое обеспечение для дошкольных учреждений.

Во многих дошкольных учреждениях накоплен интересный опыт интеграции усилий специалистов разного профиля, проводится оздоровительная работа, создаются условия, обеспечивающие определенный уровень охраны здоровья детей в ДОУ. Одним из важнейших средств оздоровления в них является природа. Естественные силы природы, воздействуя на физическое состояние, обеспечивают психическое здоровье ребенка.

Природа изобрела механизмы защиты и самозащиты для человека, и задача воспитателей заключается в том, чтобы научить дошкольников использовать природные процессы и объекты для сохранения своего здоровья. Пребывание на свежем воздухе, солнце, водные процедуры способствуют закаливанию организма, оказывая тем самым благотворное влияние на здоровье. С помощью закаливания можно избежать многих болезней, продлить жизнь. В настоящее время у воспитателей есть возможности выбора различных методик закаливания, выработанных практикой оздоровления людей. Все они основаны на естественных силах природы.

В нашей работе с детьми закаливающие процедуры мы начинаем с солнечных и воздушных ванн. Важное место в работе с дошкольниками мы уделяем их пребыванию на свежем воздухе. Ежедневные прогулки на свежем воздухе являются эффективным средством закаливания детей. Особенно полезны они в солнечную погоду в «кружевной тени» (под деревьями). При этом большое значение имеет состояние здоровья, общее физическое развитие, самочувствие и настроение детей в данное время.

Когда погода не позволяет вывести детей на прогулку целесообразно использование комнатных растений. Мощным резервом оздоровления воздушной среды помещений являются растения, выделяющие фитонциды. Вдыхание фитонцидов растений благотворно действует на психику, нормализует сердечный ритм, улучшает обменные процессы. У детей, находящихся в атмосфере летучих выделений растений, увеличиваются защитные силы организма, нормализуются процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий, повышаются работоспособность, выносливость при физических нагрузках.

Из фитонцидных растений в дошкольном учреждении можно использовать каланхое, цитрусовые (лимоны, апельсины, мандарины), алоэ, хлорофитум, гибискус. В зимнее время, когда возникает риск заражения ОРВИ можно применить такие фитонцидные растения, как лук и чеснок.

Важным средством достижения эмоционального и физического благополучия является ароматерапия. Подбор масел должен происходить с учетом индивидуальных склонностей детей. Для этого, перед тем как начать применять ароматерапию надо провести анкетирование родителей, в ходе которого выясняется отношение родителей воспитанников к этому методу, а так же выявляется наличие аллергических реакций у детей на те или иные запахи. Используемые в оздоровлении эфирные масла обладают бактерицидным, антисептическим и противовоспалительным действием. Все они положительно влияют на нервную систему, являются хорошим дерматологическим средством, многие нормализуют работу желудочно-кишечного тракта и органов дыхания [3].

Но не только растения и их ароматы помогают детям в восстановлении физических и душевных сил. «Братья наши меньшие» тоже могут помочь в сохранении здоровья дошкольников.

Раньше аквариумные рыбы и другие некрупные животные были частыми обитателями в групповых комнатах дошкольных учреждений, принося немалую пользу не только для решения задач экологического образования, но для оздоровления детей. Так, к примеру, наблюдение за аквариумными рыбками — прекрасный способ расслабиться. Неспешное перемещение подводных обитателей, шум журчащей воды являются средствами эмоциональной разрядки для дошкольников. Кроме того, вода, испаряющаяся из аквариума, увлажняет воздух и делает его более полезным для здоровья [1]. Но, к сожалению, в настоящее время в соответствии с требованиями СаНПиН педагогам пришлось убрать всех животных из уголков природы детских садов, что на наш взгляд, обедняет воспитательно-образовательный процесс.

Поэтому «спасает положение» активное и широкое применение наглядных изображений животных. С этой целью можно создать «альбом» животных, включающий иллюстрации из книг, календарей, фотографии. Благодаря такому альбому можно развивать у детей наблюдательность, внимание, способность распознавать эмоции, невербальные сигналы, расширяя их знания об окружающем мире. В работе по формированию у детей способности к распознаванию эмоций поможет подборка фотографий и рисунков животных. Детям можно предложить назвать, какое настроение у того или иного животного. Можно попросить их повторить ту или иную позу, изобразить настроение так, как показывает его животное. А затем как показывает его человек. Дошкольники способны четко уловить настроение животного по позе, движениям, взглядам. Такие наблюдения за поведением животных обогащают эмоциональный опыт дошкольников. Различные виды эмоций становятся понятны и узнаваемы для них.

Просмотр фрагментов фильмов о животных или с участием животных — это прекрасный способ расслабления. Применение аудиозаписей звуков природы также выступает эффективным лечебным средством. Этот метод не нов. Так, еще в Древней Индии «прописывали» в качестве лекарства от бессонницы, невроза, навязчивых состояний, соматических заболеваний прослушивание птичьего пения.

К одному из доступных средств сохранения эмоционального здоровья дошкольников специалисты относят игры в песочнице. Летом данный вид терапии особенно доступен. По мнению специалистов, процесс игры в песок высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в психике человека.

Для оздоровительной работы с дошкольниками целесообразно использовать прогулки-походы в лес, парк. Положительному воздействию на здоровье ребенка способствуют разнообразные природные средства: чистый насыщенный кислородом воздух, красивые пейзажи, поэтому придя в лес необходимо обязательно обращать на это внимание. Походы на относительно большие расстояния развивают у детей выносливость, укрепляют мускулатуру ног и всего тела, а также предупреждают заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной систем, и опорно-двигательного аппарата. Туристические походы не только укрепляют физическое здоровье детей, нормализуют эмоциональное состояние, но и помогают сплочению детского коллектива, детям, испытывающим эмоциональное неблагополучие, эмоциональное отчуждение со стороны сверстников помогает наладить контакт, преодолеть боязнь, застенчивость. Проведение таких походов создает хорошее настроение у всех его участников и оставляет глубокий эмоциональный след у каждого ребенка.

Таким образом, применение различных природных средств в практической работе будет способствовать охране и укреплению здоровья дошкольников.

Литература:

  1. Кряжева Н. Л. Кот и пес спешат на помощь. Анималотерапия для детей. — Ярославль: «Академия развития», 2000. — 176 с.
  2. Лаптев А. П. Закаливайтесь на здоровье. — М.: Медицина, 1991. — 243 с.
  3. Макарова З. С. Фитотерапия и ароматерапия в дошкольных учреждениях-М.:ТЦ СФЕРА, 2010. — 32 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, свежий воздух, укрепление здоровья детей, дошкольник, дошкольный возраст, естественная сила природы, животное, оздоровительная работа, работа, растение.

Похожие статьи

Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ

Технологии оздоровления детей дошкольного возраста: 1. Пальчиковая гимнастика

Данный вид оздоровительной работы доступен только старшим дошкольникам.

детский сад, ребенок, здоровье детей, соблюдение режима, оздоровительная работа, образовательный...

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми дошкольного возраста проводятся

 подвижные игры на прогулке. Укрепление здоровья, закаливание организма проходит через

Реализую работу по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ...

Формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Одна из основных задач в дошкольном учреждении — охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие и закаливание организма. В нашем детском саду создана система физкультурно-оздоровительной работы...

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного...

Свою работу направляем на укрепление здоровья детей, путём закаливающих и развивающих мероприятий: с 1991 года ведем работу по оздоровлению детей нетрадиционными методами закаливания — солнцем, воздухом, водой, снегом. Цель нашей работы — вырастить...

Стань творцом своего здоровья | Статья в журнале...

Цель нашей работы: сохранять и укреплять здоровье детей, закаливать организм ребенка естественными силами природы; закреплять потребность в разнообразной двигательной активности; формировать у детей привычки здорового образа жизни; добиваться единства...

Физическое развитие детей дошкольного возраста в летний...

Библиографическое описание: Гарбуз Г. Е. Физическое развитие детей дошкольного возраста в

Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою

Летом природа предоставляет большие возможности для развития познавательных...

Сохранение и укрепление здоровья детей как результат...

В дошкольном образовательном учреждении первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей. Работа педагогов нацелена на поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного настроения, профилактику негативных эмоций и нервных срывов...

Терренкур — маршрут оздоровления. Из опыта работы.

Из опыта работы. Инновационные формы оздоровления детей дошкольного возраста

Здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное

Составлен план лечебно-профилактической и физкультурно-оздоровительной работы

Использование элементов здоровьесберегающих технологий...

Особенность педагогической деятельности в работе с детьми дошкольного возраста состоит в том, чтобы у ребенка сформировать навыки, необходимые для поддержания здоровья. Здоровье детей мы рассматриваем как состояние физического, психического и социального...

Похожие статьи

Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ

Технологии оздоровления детей дошкольного возраста: 1. Пальчиковая гимнастика

Данный вид оздоровительной работы доступен только старшим дошкольникам.

детский сад, ребенок, здоровье детей, соблюдение режима, оздоровительная работа, образовательный...

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми дошкольного возраста проводятся

 подвижные игры на прогулке. Укрепление здоровья, закаливание организма проходит через

Реализую работу по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ...

Формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Одна из основных задач в дошкольном учреждении — охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие и закаливание организма. В нашем детском саду создана система физкультурно-оздоровительной работы...

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного...

Свою работу направляем на укрепление здоровья детей, путём закаливающих и развивающих мероприятий: с 1991 года ведем работу по оздоровлению детей нетрадиционными методами закаливания — солнцем, воздухом, водой, снегом. Цель нашей работы — вырастить...

Стань творцом своего здоровья | Статья в журнале...

Цель нашей работы: сохранять и укреплять здоровье детей, закаливать организм ребенка естественными силами природы; закреплять потребность в разнообразной двигательной активности; формировать у детей привычки здорового образа жизни; добиваться единства...

Физическое развитие детей дошкольного возраста в летний...

Библиографическое описание: Гарбуз Г. Е. Физическое развитие детей дошкольного возраста в

Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою

Летом природа предоставляет большие возможности для развития познавательных...

Сохранение и укрепление здоровья детей как результат...

В дошкольном образовательном учреждении первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей. Работа педагогов нацелена на поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного настроения, профилактику негативных эмоций и нервных срывов...

Терренкур — маршрут оздоровления. Из опыта работы.

Из опыта работы. Инновационные формы оздоровления детей дошкольного возраста

Здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное

Составлен план лечебно-профилактической и физкультурно-оздоровительной работы

Использование элементов здоровьесберегающих технологий...

Особенность педагогической деятельности в работе с детьми дошкольного возраста состоит в том, чтобы у ребенка сформировать навыки, необходимые для поддержания здоровья. Здоровье детей мы рассматриваем как состояние физического, психического и социального...

Задать вопрос