Взаимодействие с семьями воспитанников посредством творческой мастерской | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 февраля, печатный экземпляр отправим 12 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (28) январь 2020 г.

Дата публикации: 03.01.2020

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Долгих Е. А., Кретова Е. В. Взаимодействие с семьями воспитанников посредством творческой мастерской // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — №1. — С. 46-48. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/150/4776/ (дата обращения: 29.01.2020).



За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. В настоящее время первым звеном общей системы образования выступает дошкольное образование. Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», Законе «Об образовании в Российской Федерации», «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования».

Согласно ФГОС ДО для реализации образовательной программы дошкольном учреждении должна быть создана образовательная среда, которая обеспечит, открытость дошкольного образования, создаст условия для участия родителей в образовательной деятельности.

Сегодня воспитатель и родители должны рассматриваться как партнеры в воспитании детей, а это означает равенство сторон, взаимное уважение и заинтересованность в успешном сотрудничестве.

В 2017–2018 учебном году мы набрали группу детей младшего возраста. В процессе выстраивания взаимодействия с семьями воспитанников столкнулись с проблемой: 66 % родителей в течение учебного года являлись просто наблюдателями, 21 % были исполнителями и лишь 13 % являлись активистами.

Проанализировав свою деятельность, мы пришли к выводу, что необходимо менять формы взаимодействия с родителями, искать такие, которые помогут более эффективно вовлечь родителей в образовательный процесс. При анализе мы обратили внимание на то, что родители с удовольствием принимают участие в мероприятиях, проводимых совместно с их детьми. Именно на таких мероприятиях мы решили построить взаимодействие в новом 2018–2019 учебном году, взяв за основу такую форму работы, как творческая мастерская с участием педагогов, детей и их родителей.

Основная цель — установление эмоционального контакта, доверительных, партнерских отношений между педагогами, детьми и родителями через организацию совместной творческой деятельности.

В процессе мы, планировали решать следующие задачи:

  1. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
  2. Познакомить детей и родителей с различными художественными техниками и их возможностями для изготовления сувениров, подарков, оформления помещений.
  3. Обогащать детско-родительские отношения опытом диалогического эмоционально-насыщенного общения в процессе совместной творческой деятельности.
  4. Повысить педагогическую культуру родителей.
  5. Выявить таланты родителей, чтобы в дальнейшем распространить лучший опыт семейного воспитания.

Для начала мы составили план проведения творческих мастерских. Всего их было запланировано шесть. Темы и сроки проведения определили исходя из календарно-тематического планирования детского сада.

Тема недели

Тема творческой мастерской

Срок проведения

1

Что нам осень подарила

«Осенние подарки»

1 неделя октября

2

Зимушка хрустальная

«Сказка зимнего участка»

1 неделя декабря

3

Елка новогодняя

«Волшебство своими руками»

3 неделя декабря

4

Наша армия. День Защитника Отечества

«Подарок папе»

3 неделя февраля

5

Весна шагает по планете. Мамин день

«Мамочка любимая, это для тебя!»

1 неделя марта

6

Неделя театра

«Такие разные театры»

3 неделя апреля

Все встречи в творческих мастерских были организованы в течение тематических недель и являлись этапом совместной подготовки к итоговым мероприятиям (которые проводились в пятницу). Встреча длилась от 30 до 45 минут. О теме очередной творческой мастерской родители узнавали из пригласительных билетов. Все встречи проходили в атмосфере дружеского общения, под тихую спокойную музыку. В самом начале дети под нашим руководством приветствовали родителей и в стихах рассказывали о предстоящей работе, затем присоединялись к родителям, а мы знакомили всех с имеющимися материалами (подготовленными нами заранее) и техникой выполнения предстоящей работы, затем шел процесс изготовления и в завершении совместная выставка работ и фото на память. Последняя творческая мастерская была организована немного по-другому: мы, воспитатели задали тематику «Такие разные театры» и предложили родителям принести разнообразный материал, из которого они смогли бы смастерить театр сами. Родители проявили фантазию и в результате смастерили разнообразные театры.

Краткое содержание творческих мастерских:

«Осенние подарки» Мастерили поделки из природного материала

«Сказка зимнего участка» Дружно мастерили снежные фигуры, горку, туннели и лабиринты

«Волшебство своими руками» Изготавливали украшения для оформления группы к Новому году.

«Подарок папе» Вместе с мамами и бабушками готовили подарки папам ко Дню защитника Отечества

«Мамочка любимая, это для тебя!» С папами, братьями, дедушками и бабушками мастерили подарки мамочкам к 8 марта.

«Такие разные театры» Проявили творчество, фантазию при изготовлении кукол для театра из подручного материала.

В ходе совместного творчества дети и родители:

  1. Познакомились с такими техниками декоративно-прикладного искусства: модульное оригами, аппликация, декорирование, лепка, моделирование.
  2. Совершенствовали моторные навыки.
  3. Развивали воображение.
  4. Учились договариваться, сотрудничать, радоваться успехам других.
  5. Раскрывали творческий потенциал.

Продукты, полученные в результате совместной деятельности детей и взрослых, мы использовали для:

− оформление РППС группы;

− в качестве подарков.

Главным преимуществом данной формы работы перед всеми остальными мы видим в том, что рядом с ребенком творит его надежный друг и помощник — мама или папа. Невозможно воспитать ребенка словами, без личного примера, только личный пример взрослого порождает в детях искрению заинтересованность. Родители, в свою очередь, видя, как ребенок ждет и радуется их приходу в детский сад для совместной деятельности, стали стремится к этому, несмотря на свою занятость.

В процессе совместного творчества мы выявили таланты у наших родителей: мама Саши, Марина Владимировна — умеет делать различные прически девочкам, мама Маши, Елена Юрьевна — вяжет крючком и делает аппликации из разных материалов, папа Саши, Александр Викторович — мастерит мебель из полипропиленовых труб, бабушка, Тани, Галина Николаевна — делает замечательные заколки и резинки для волос, и сегодня уже они готовы научить нас — педагогов, детей и других родителей. Поэтому в следующем учебном году мы планируем использовать данную форму работы и предоставить возможность родителям поделиться своим опытом.

Применение данной формы работы помогло нам на сегодняшний день добиться следующих результатов, в группе на 20 % увеличилось число родителей-активистов; на 46 % выросло количество родителей-исполнителей, а наблюдателей не осталось вовсе.

Литература:

  1. Мухина И. А. Что такое педагогическая мастерская? // Современный ученик — современный учитель — современный урок: сб. метод. ст. и разработок. СПб., 2011. № 100.
  2. Шишкина В. «CD. «Педагогическая мозаика — 2013». Творческая мастерская специалиста дошкольной образовательной организации»
  3. Зверева О. Л., Кротова Т.В «Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект» Издательство Сфера, 2015 год
  4. Королева Н. Н., Савинова О. Н., Эффективное взаимодействие семьи и ДОУ// Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2017. № 9.
  5. Свирская Л. В «Работа с семьей: необязательные инструкции: методическое пособие для работников ДОУ» Издательство Линка-Пресс, 2013 г
  6. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. [Текст]// Т. Н. Доронова, М.: «Сфера», 2012, С. 114
  7. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. [Текст]// О. В. Солодянкина, М.: «Аркти», 2015, С. 221.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, форма работы, детский сад, дошкольное образование, семейное воспитание, ребенок, зимний участок, совместная творческая деятельность, совместное творчество, неделя декабря.

Похожие статьи

Семейная творческая мастерская как средство взаимодействия...

В статье рассматривается содержание семейной творческой мастерской, как современной формы включения родителей воспитанников в совместную деятельность с детьми и педагогами.

Система работы с родителями в творческом объединении...

Родители заинтересованы в творческом развитии своего ребенка. Педагогу необходимо с первой встречи заинтересовать этого

Содержание и формы взаимодействия определяются в процессе планирования совместной деятельности родителей и детей в начале учебного года.

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями...

Организованная совместная творческая деятельность – это включение родителя в

родитель, ребенок, детский сад, семейное воспитание, дошкольное учреждение, занятие

Деятельность детско-родительского клуба в детском саду организуется по той же технологии...

Современные формы работы с родителями как фактор...

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход.

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития...

Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом.

Дружинина В. Л., Чернова А. А., Кривко Е. М. Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в...

Организация многоуровневой работы в дошкольном...

Многоуровневая форма работы с родителями оказывает реальную помощь в воспитании детей, направляет наш педагогический коллектив на творчество и поиск новых форм и способов взаимодействия с семьями воспитанников.

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей...

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ мы ведем по четырем

совместные проекты, инициаторами которых, а также активными участниками выступают

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс...

Семейный клуб как форма построения системы партнерских...

Деятельность детско-родительского клуба в детском саду организуется по той же

Тандем семьи и детского сада подразумевает совместное решение возникающих педагогических

родитель, ребенок, детский сад, семейное воспитание, дошкольное учреждение, занятие...

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях ДОУ.

Организация работы родительского клуба ДОУ по развитию...

родитель, ребенок, детский сад, семейное воспитание, дошкольное учреждение, занятие, семья, совместная деятельность, эффективная форма

Как институт поддержки и помощи семье в образовании и воспитании детей создано дошкольное общественное воспитание.

Похожие статьи

Семейная творческая мастерская как средство взаимодействия...

В статье рассматривается содержание семейной творческой мастерской, как современной формы включения родителей воспитанников в совместную деятельность с детьми и педагогами.

Система работы с родителями в творческом объединении...

Родители заинтересованы в творческом развитии своего ребенка. Педагогу необходимо с первой встречи заинтересовать этого

Содержание и формы взаимодействия определяются в процессе планирования совместной деятельности родителей и детей в начале учебного года.

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями...

Организованная совместная творческая деятельность – это включение родителя в

родитель, ребенок, детский сад, семейное воспитание, дошкольное учреждение, занятие

Деятельность детско-родительского клуба в детском саду организуется по той же технологии...

Современные формы работы с родителями как фактор...

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход.

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития...

Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом.

Дружинина В. Л., Чернова А. А., Кривко Е. М. Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в...

Организация многоуровневой работы в дошкольном...

Многоуровневая форма работы с родителями оказывает реальную помощь в воспитании детей, направляет наш педагогический коллектив на творчество и поиск новых форм и способов взаимодействия с семьями воспитанников.

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей...

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ мы ведем по четырем

совместные проекты, инициаторами которых, а также активными участниками выступают

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс...

Семейный клуб как форма построения системы партнерских...

Деятельность детско-родительского клуба в детском саду организуется по той же

Тандем семьи и детского сада подразумевает совместное решение возникающих педагогических

родитель, ребенок, детский сад, семейное воспитание, дошкольное учреждение, занятие...

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях ДОУ.

Организация работы родительского клуба ДОУ по развитию...

родитель, ребенок, детский сад, семейное воспитание, дошкольное учреждение, занятие, семья, совместная деятельность, эффективная форма

Как институт поддержки и помощи семье в образовании и воспитании детей создано дошкольное общественное воспитание.

Задать вопрос