Конспект индивидуального логопедического занятия «Путешествие на Чудо-остров» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (28) январь 2020 г.

Дата публикации: 16.12.2019

Статья просмотрена: 98 раз

Библиографическое описание:

Куликова, М. В. Конспект индивидуального логопедического занятия «Путешествие на Чудо-остров» / М. В. Куликова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 1 (28). — С. 56-59. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/150/4735/ (дата обращения: 25.04.2024).



Занятие проводится в условиях логопедического пункта для детей подготовительной группы с логопедическим заключением ФНР.

Тема занятия: автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях.

Вид занятия: фонетическое.

Тип занятия: индивидуальное.

Цель: закрепление правильного произношения звука [Р] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

– закрепить правильную артикуляцию звука [Р];

– закрепить умение произносить звук [Р] изолированно, в словах;

– развивать навыки аналитико-синтетической деятельности через упражнения на выделение звука [Р] в начале, конце и середине слов;

– упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных;

– упражнять в образовании множественного числа имен существительных;

– развивать координацию слов и движений;

– упражнять в правильном произношении звука [Р] в предложениях.

– воспитывать внимание к обращенной речи;

– развивать чувство уверенности в себе, эмоциональную отзывчивость.

Предполагаемый результат: ребенок научится правильно произносить звук [Р] в словах и предложениях.

Ресурсы: ноутбук, презентация, настенное зеркало, картинка с изображением дерева, д/и «Назови животное», магнитная игра «Рыбалка», пластиковый тазик, 3 разноцветных ведерка, мягкие маты, цветные камни, музыка для релаксации «Звуки моря».


п/п

Задачи

Содержание деятельности логопеда

Способы организации, положение ребенка

Планируемый результат, ответ ребенка

Вводный этап

1.

Обеспечить положительное эмоциональное взаимоотношение.

Логопед: Посмотри, какая сегодня хорошая погода.

Как ярко светит солнышко.

Давай улыбнемся друг другу. Теперь у нас у обоих хорошее настроение.

Сегодня мы с тобой отправимся в увлекательное путешествие на поиски сокровищ.

Мы отправляемся на остров.

На мониторе ноутбука показывается Слайд № 1 с музыкальным сопровождением — отрывок песни из мультфильма «Катерок»: «Чунга-Чанга». Ю. Энтин, В. Шаинский

Ребенок слушает музыку, заинтересовался темой занятия.

Основной этап

1.

Подготовить органы артикуляции к закреплению поставленного звука [Р].

Артикуляционная гимнастика по представлению.

Логопед: Дорога предстоит долгая. Чтобы мы с тобой не устали, нам нужно сделать зарядку для язычка.

Сначала мы покатаемся на качелях («Качели»).

Сверим часы? («Часики»). Поскачем немного на лошадке («Лошадка»). Возьмем в дорогу немного грибов («Грибок»).

А теперь постучим в барабаны. Пусть все на острове слышат, что мы приближаемся! («Барабанщик»)

Логопед дает словесную инструкцию, как выполнять артикуляционные упражнения. Следит за правильным выполнением. Если нужно, показывает правильное выполнение упражнений.

Ребенок выполняет упражнения перед зеркалом.

2.

Развивать аналитико-синтетическую деятельность на основе упражнений в составлении целого.

Игра «Узнай животное».

Логопед: Язычок размялся, пора отправляться в путь. Как же нам добраться до острова? Решено: поедем на корабле.

Логопед: Внимание! Мы приближаемся к острову! Но что случилось? Животные, которые тут обитают, испугались нас, спрятались. И теперь нам предстоит их отыскать. Посмотри- ка, кто это спрятался за деревом?

Перед ребенком картинка с изображением дерева, справа — половина туловища животного. Логопед поочередно кладет по одной части картинок, предлагая ребенку собрать целостные картинки.

На мониторе показывается Слайд 2.

Ребенок собирает целостную картинку с животным.

Ребенок: зебра, лев, лошадь, носорог, тигр.

3.

Закрепить умение произносить звук [Р] изолирован

но.

Игра «Как рычит тигр?».

Логопед: Да, это тигр. А давай вспомним, как он рычит: Р-Р-Р-Р- Р.

Логопед вместе с ребенком длительно произносит звук [Р]. Фонетическое упражнение «Моторчик»

На слайде 2 картинка тигра.

Ребенок правильно длительно произносит звук [Р] перед зеркалом.

4.

Повторить артикуляционный и акустический образы звука.

Игра «Опиши звук».

Логопед: работу моторчика нам помогает изобразить звук [Р]. Давай вспомним артикуляцию звука [Р]. Что делают наши губы?

Логопед: Что язычок делает?

Логопед задает вопросы, уточняет правильную артикуляцию.

Ребенок: Губы растянуты в улыбке, зубы разомкнуты.

Ребенок: Кончик языка поднят за верхние зубы и вибрирует.

5.

Учить правильно воспроизводить слоговой ряд.

Упражнение «Повтори столько раз, сколько увидишь кокосов».

Логопед: Итак, мы на острове. Смотри, какая большая кокосовая пальма.

Логопед: Внимательно смотри на экран!!!

Задание: Я произнесу слог, а ты его повтори, соответствующее цифре количество раз:

ТРА — 2 ДРЫ — 3

ПАР — 2 ГАР — 3

ПРУ — 3 БРО — 2

РОР — 3 РЭР — 2

Слайд 3.

Логопед произносит слог и показывает кокосы.

Ребенок слушает, запоминает и произносит слоговые ряды в соответствии с количеством кокосов на мониторе.

6.

Учить правильно проговаривать слова со звуком [Р] и определять позицию звука в слове. Развивать моторику.

Игра «Рыбалка».

Логопед: Можно немного отдохнуть. Давай порыбачим?! Тебе предстоит поймать на удочку морских обитателей, назвать их и разложить по трем ведеркам. Если звук [Р] в начале слова, то кладем улов в голубое ведро, если в середине — в розовое, а если в конце — в зелёное.

Перед ребенком пластиковый тазик с «уловом», удочкой на магнитной основе. Из тазика он вылавливает: рыба, краб, кальмар.

Логопед проверяет, правильно ли выполнено задание.

Ребенок называет то, что поймал, определяет место звука в слове и раскладывает по ведеркам.

7.

Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Игра «Добрые животные».

Логопед: О, кажется здешние обитатели совсем не рады нам. Они разозлились, что мы приплыли к ним на остров. Нужно как-то им дать понять, что мы добрые. Давай им улыбнемся и каждого назовем ласково.

Задание: тигр — тигренок.

На экране монитора Слайд 4.

Логопед дает словесную инструкцию. Демонстрирует поочередно животных.

Ребенок называет большой предмет, а затем маленький:

Тигр-тигренок

Крокодил-крокодильчик

Зебра-зеброчка

Краб-крабик

Пантера-пантерочка

Жираф-жирафик

8.

Упражнять в образовании множественного числа существительных.

Игра «В глазах двоится».

Логопед: Смотри, как много всего на острове. Просто в глазах рябит. Солнце так напекло мне голову, кажется, что всего стало больше. Срочно требуется твоя помощь! Как назвать то, что мы видим в единственном и во множественном числе?

На экране монитора Слайд 5. Логопед дает словесную инструкцию.

Ребенок называет один предмет, затем этот предмет во множественном числе:

Штурвал-штурвалы

Остров-острова

Рыбак-рыбаки

Носорог-носороги

Матрос-матросы

Рыбка-рыбки

9.

Снять усталость и умственное напряжение посредством релаксации.

Логопед: Что-то стало совсем жарко, нужно вернуться на корабль и немного погулять по палубе.

Над волнами чайку кру́жат,

Полети за ними дружно,

Брызги, пена, шум прибоя

И над морем — мы с тобою.

Использование здоровьесберегающей технологии.

Ребенок садится или ложится на специальные мягкие маты.

Логопед читает стихотворение под музыкальное сопровождение «Звуки моря»

Ребенок слушает стихотворение под релаксационную музыку.

10.

Упражнять в правильном произношении звука [Р] в предложениях и развивать логическое мышление.

Игра «Солнечный удар»

Логопед: Да, ну и жаркий же денек выдался сегодня! Даже мысли путаются и я не могу правильно говорить. Помоги мне, пожалуйся.

Задание! Послушай, правильно ли я говорю. Если нет, то исправь мои ошибки:

  • Остров захватил пиратов.
  • Море плывет по кораблю.
  • Песок ползёт по крокодилу.
  • Трава бежит по зебре.
  • Земля прыгает по кенгуру.

Логопед дает словесную инструкцию.

Ребенок произносит исправленное предложение.

11.

Упражнять в правильном произношении звука [Р] в чистоговорках.

Логопед: Ну вот, теперь все в порядке! Хотя нужно проверить! Я буду говорить, а ты повторяй за мной!

Тры-Тры-Тры — устаю я от жары.

Ира-Ира-Ира — черная Багира.

Дро-Дро-Дро — воды набрали мы в ведро.

Гру-Гру-Гру — пора заканчивать игру.

Бра-Бра-Бра — нам домой уже пора.

Логопед произносит чистоговорки. Слайд 6.

Ребенок проговаривает чистоговорки за логопедом.

12.

Развивать зрительный образ буквы.

Логопед: На острове мне удалось насобирать много красивых камне. Давай выложим из них букву Р.

Логопед предлагает ребенку выложить букву Р из камней.

Слайд 7.

Ребенок выкладывает букву Р.

Заключительный этап

13.

Обобщить полученные знания.

Подвести итог.

Оценить деятельность ребенка.

Логопед: Пора возвращаться домой. Скажи, а с кем из обитателей острова ты бы еще раз хотел увидеться?

Какой звук встречался чаще всего на нашем занятии?

На память о нашем путешествии я хочу подарить тебе эту ракушку. Спасибо тебе за увлекательное плавание и помощь!

Логопед предлагает перечислить названия животных, которых они встречали, высказать свои впечатления от занятия и работу на нем.

Ребенок рассказывает о своих впечатлениях.

Ребенок: Учились правильно произносить звук [Р]

Основные термины (генерируются автоматически): логопед, ребенок, звук, правильное произношение звука, словесная инструкция, остров, слайд, аналитико-синтетическая деятельность, множественное число, музыкальное сопровождение.

Похожие статьи

Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей...

Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребёнок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляющие его звуки), а также синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое)...

Игровые приемы по автоматизации звуков у дошкольников

Ребенок и взрослый соревнуются в правильном и длительном произношении звука. Победитель отмечается каким-либо символом (звездочкой, снежинкой, листочком, кружочком и т. д.). Данную игру можно использовать для автоматизации свистящих, шипящих, сонорных звуков.

Традиционные и инновационные формы и методы сотрудничества...

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, звук, правильное произношение, слово, единый сюжет, закрепление навыков

Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребёнок овладевает основными...

Формирование словесной речи детей с нарушением слуха...

Обучение произношению на основе аналитико-синтетического концентрического полисенсорного метода, а также развивающееся слуховое восприятие создают у неслышащих принципиально новую полисенсорную основу для развития и коррекции устной речи в единой...

Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей...

— Речевые игры без музыкального сопровождения.

— Развитие речевых, музыкальных, двигательных способностей у детей дошкольного возраста.

Диагностика проводится в начале учебного года учителем-логопедом и музыкальным руководителем с целью исследования...

Мастер-класс «Эффективные современные технологии в работе...»

Использовать можно музыкальное сопровождение, персонажи, перчатки, счет, стихи, презентационные материалы. Благодаря совместному движению руки и артикуляционного аппарата активизируется естественное распределение биоэнергии в организме.

Непосредственно образовательная деятельность по развитию...

Дети вместе с логопедом пропевают гласные звуки (угадывая звук по артикуляции логопеда), меняя силу голоса и длительность выдоха и

Дети с закрытыми глазами, стоя полукругом спиной к интерактивной доске слушают звук большого комара в лесу и маленького комарика.

Использование в работе логопеда схем ориентировочной основы...

В период введения звука в речь дети учатся правильно узнавать и различать этот звук, как

Так, если звук в речи ребенка отсутствует, взрослый объясняет правильный уклад органов

Если у ребенка искаженное произношение звука, то модель отсутствует, т.к. нет такого...

Музыкальное воспитание детей-логопатов в условиях ДОУ

В музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста важно создавать и

Музыкально-дидактические игры, дидактические упражнения и задания, некоторые игры с

Коррекционная направленность песен позволяющая закрепить правильное произношение...

Система работы по дифференциации звуков при...

Например, при уточнении правильной артикуляции звука ч необходимо обратить внимание на его

Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным

В помощь детям широко используются символы звуков или опорные картинки.

Похожие статьи

Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей...

Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребёнок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляющие его звуки), а также синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое)...

Игровые приемы по автоматизации звуков у дошкольников

Ребенок и взрослый соревнуются в правильном и длительном произношении звука. Победитель отмечается каким-либо символом (звездочкой, снежинкой, листочком, кружочком и т. д.). Данную игру можно использовать для автоматизации свистящих, шипящих, сонорных звуков.

Традиционные и инновационные формы и методы сотрудничества...

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, звук, правильное произношение, слово, единый сюжет, закрепление навыков

Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребёнок овладевает основными...

Формирование словесной речи детей с нарушением слуха...

Обучение произношению на основе аналитико-синтетического концентрического полисенсорного метода, а также развивающееся слуховое восприятие создают у неслышащих принципиально новую полисенсорную основу для развития и коррекции устной речи в единой...

Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей...

— Речевые игры без музыкального сопровождения.

— Развитие речевых, музыкальных, двигательных способностей у детей дошкольного возраста.

Диагностика проводится в начале учебного года учителем-логопедом и музыкальным руководителем с целью исследования...

Мастер-класс «Эффективные современные технологии в работе...»

Использовать можно музыкальное сопровождение, персонажи, перчатки, счет, стихи, презентационные материалы. Благодаря совместному движению руки и артикуляционного аппарата активизируется естественное распределение биоэнергии в организме.

Непосредственно образовательная деятельность по развитию...

Дети вместе с логопедом пропевают гласные звуки (угадывая звук по артикуляции логопеда), меняя силу голоса и длительность выдоха и

Дети с закрытыми глазами, стоя полукругом спиной к интерактивной доске слушают звук большого комара в лесу и маленького комарика.

Использование в работе логопеда схем ориентировочной основы...

В период введения звука в речь дети учатся правильно узнавать и различать этот звук, как

Так, если звук в речи ребенка отсутствует, взрослый объясняет правильный уклад органов

Если у ребенка искаженное произношение звука, то модель отсутствует, т.к. нет такого...

Музыкальное воспитание детей-логопатов в условиях ДОУ

В музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста важно создавать и

Музыкально-дидактические игры, дидактические упражнения и задания, некоторые игры с

Коррекционная направленность песен позволяющая закрепить правильное произношение...

Система работы по дифференциации звуков при...

Например, при уточнении правильной артикуляции звука ч необходимо обратить внимание на его

Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным

В помощь детям широко используются символы звуков или опорные картинки.

Задать вопрос