Материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки) как средство формирования половой идентичности мальчиков и девочек | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Семейная педагогика и домашнее воспитание

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (27) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 30.11.2019

Статья просмотрена: 4452 раза

Библиографическое описание:

Паршина, И. В. Материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки) как средство формирования половой идентичности мальчиков и девочек / И. В. Паршина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 10 (27). — С. 45-48. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/145/4645/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье раскрывается значение материнского фольклора на примере колыбельных песен, пестушек, потешек и их необходимость в современном обществе для формирования половой идентичности мальчиков и девочек.

Ключевые слова: материнский фольклор, пестушки, колыбельные песни, половая идентичность, потешки.

Говоря о народном фольклоре, как об одном из источников народной педагогики, следует отметить, что не все жанры можно использовать для работы с детьми дошкольного возраста.

Особое место в полоролевом воспитании занимает колыбельная песня.

Главным воспитателем человека в детстве всегда была мама. И свое воспитание она начинала с колыбельной песни. В давние времена, именно колыбельная заменяла, особенно крестьянским детям, школу и книги, давала детям возможность ощутить себя нужным и любимым в этом мире, первые представления о взрослом мире мужчин и женщин. Колыбельная пелась, как правило, тихим, спокойным голосом, что позволяло малышу уловить радостный, светлый тон песни. Под монотонный мотив колыбельной песни в голове матери плывет дума за думой, воспоминание за воспоминанием, Будущее сына или дочери видится светлым, радостным, заполненным трудом в поле, в доме, и даже летняя страда не пугает, а кажется «веселой»:

Будем рано разбужать,

На работку посылать,

На работу, на таку

Да на веселую страду.

Грядущие годы представлялись счастливыми и преуспевающими. Ребенку сулили богатство: «Будишь в золоте ходить, чисто серебро носить». Такая роскошь, зачастую не была плодом воображения, ведь живя в доме господ, крестьянки, воспитывающие барских детей, видели в чем ходят господа и невольно желали того же и своим детям.

Баю — баюшки — бай- бай,

Да пусть тебе присниться рай,

Спи-ка, милый мой, засни,

Сладкий сон к тебе приди.

Шура вырастет большой,

Будет очень хорошей,

Будет в золоте ходить,

Маму жемчугом дарить.

Многие колыбельные песни разграничиваются на колыбельные, обращение к мальчику и обращение к девочке. Так передается идеал мужчины и женщины, выработанные народом на протяжении веков. Мужчина должен быть трудолюбив, честен и физически крепок. Женщина — трудолюбива, скромна, добра. Напевая колыбельную сыну, мать хотела видеть его сильным, трудолюбивым, своей будущей опорой: «А еще сынишка знай, стыдно, коли ты лентяй. Засыпай-ка, засыпай, баю, баю, баю- бай».. Одновременно в колыбельных проводилась гендерно направленная профориентация:

Спи сыночек маленький,

Мой цветочек аленький.

Вырастишь мой цвет,

Станешь как отец,

В кузнице огонь горит,

Мого сына торопит

Вырастай сынок скорей,

в кузне будет побойчей.

Напевая дочери, мать видела ее доброй, трудолюбивой, скромной.

Баю, баюшки, бай- бай,

глазки, Маша, закрывай

Я тебя качаю, тебя величаю.

Будь счастлива, будь умна,

При народе будь скромна.

И тут же пожелание богатой, сытой жизни, которой можно добиться с помощью труда:

Тихо мурчит Мурка,

Спи моя дочурка

Вырастишь Настенушка

Будешь маме солнышком

Станешь кружевницей

Статною девицей.

Парням будешь нравиться

И работай славиться.

Колыбельные песни — это первая ступенька в формировании полноценной личности ребенка, способствующие протеканию счастливого, полноценного детства.

К сожалению, надо отметить, что в современном обществе колыбельные песни уходят из нашей жизни. Все реже и реже современные мамы поют своему малышу, забывая о том, что колыбельные песни — это часть народной памяти. Колыбельная песня сближает между самых разных, не похожих друг на друга родителей, она легко находит общий язык с другими народами, сближает их.

Родители и педагоги должны помнить, что колыбельная песня- это начальное звено в формировании глубокой гендерной идентичности мальчиков и девочек.

Колыбельные умеют вместе с ребенком удивляться, без хитрости и притворства отделять правду ото лжи, добро от зла. С их помощью ребенок получает первоначальные представления о роли мужчины и женщины в современном мире, об их семейных ролях, учиться понимать особенности женской и мужской души.

Некоторые из колыбельных песен, нянчащие детей матери охотно соединяли с пестушками, прибаутками, потешками.

Пестушка — короткие стихотворные приговоры, целью которых является вызвать у ребенка положительные, радостные, добрые эмоции. В пестушках часто встречаются слова. Обращенные к Богу, к Пресвятой Богородице, с просьбой избавить дитя от болезней, несчастий, сделать его жизнь счастливой. Ребенок просыпается, потягивается и тут же начинается своего рода бодрящая гимнастика. Поглаживая животик малыша, мама приговаривает:

Потягушки, потягушки!

Поперек толстунушки,

А в ножки ходунушки,

А в ручки хватунушки,

А в роток говорок,

А головку разумок.

Некоторые пестушки сопровождают движения ребенка. Медленно разводя ручки, в такт говорят:

Атюшке — сажень!

Матушке — сажень!

Братцу — сажень!

Сестрице — сажень!

А мне — долга, долга, долга!

Движения, сопровождающие материнские приговоры — это эмоциональная, интересная для малыша зарядка, способствующая укреплению практически всех мышц организма малыша. Также, такая зарядка заряжает ребенка положительным эмоциональным настроем. В иных случаях пестушка становится настоящей игрой (катание с горы, езду на коне, пляску). Так незаметно пестушка переходит в потешку — песенку- приговорку.

Когда малыш начинал делать первые шаги, использовались потешки — стихи с элементами игр. («Ладушки», «Сорока — сорока», «Коза — рогатая»). В ходе таких игр происходит не только эмоциональное общение ребенка с матерью или другими родственниками, но и физическое. Ребенку очень важно чувствовать теплоту мамин рук, ее нежные прикосновения при выполнении упражнений.

Когда малыш подрастет и начнет понимать обращенную к нему речь, потешки начинают включать в себе наставления, ориентирующие ребенка на правильное поведение, принятое в обществе и дающие примеры нравственного поведения: коза бодает тех, кто не пьет молока. В «Ладушках» кошку наказали за то, что она съела чужую кашу, а в «Сороке» высмеивается лень.

А ты, мал — маленок,

За водицей не ходил,

Дров не носил,

Кашку не варил

Этот мотив охотно развивают:

А ты, бедный малец

Ты коротенец

По воду ходи,

Баньку топи,

Ребят мой,

Телят корми.

Это целый «урок» ребенку. Через потешки малыш учиться понимать, что хорошо, а что плохо, гуманному отношению к окружающему миру, отличать добро от зла, трудолюбию.

Кроме того, в потешках объединяются все, так важные для ребенка — дошкольника игры:

Словотворчество, изобразительность, ритмичность и наставительность.

Надо сказать, что мамы и бабушки знали множество колыбельных песен, потешек, пестушек. Эти знания передавались из поколения в поколение. Знакомство с ними начиналось с раннего детства. Благодаря их поэтическому воздействию в детях с самого раннего детства воспитывается активное отношение к окружающему миру, желание совершать хорошие поступки.

Литература:

  1. Арутюнова Л. А. Пути и средства воспитания мальчиков и девочек в семье: Автореф, дисс. … канд. Пед. Наук._ М., 1988
  2. Белопольская Н. Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания: Руководство. — Изд. 3-е испр. — М.: Котито — Центр, 2002.
  3. Капица О. И. Детский фольклор, Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры. Изучение, Собирание, Обзор материала. _ Л., 1928
  4. Мартынова А. Н. Русская народная колыбельная песня и крестьянский быт: Автореф, канд. Дис. — Л., 1977.
  5. Татаринцева Н. Л. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. Учебно- методическое пособие — М.: Центр педагогического образования, 2013–96с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, колыбельная песня, бай - бай, колыбельная песнь, малыш, материнский фольклор, окружающий мир, песнь, современное общество.

Ключевые слова

колыбельные песни, половая идентичность, материнский фольклор, пестушки, потешки

Похожие статьи

Колыбельная песня как источник формирования личности...

В современном обществе колыбельная песня перестала быть популярна среди родителей. К великому сожалению, современные родители в большинстве случаев либо вовсе не исполняют такую песню своим детям, либо заменяют её спокойной, тихой современной музыкой...

Значение колыбельной песни в жизни и развитии современного...

Песня матери — главная песня в мире, Начало всех человеческих песен. Расул Гамзатов. Детство ассоциируется с ласковыми мамиными руками и нежным голосом, звучанием тихой мелодии и успокаивающими словами колыбельной песни.

Лексика и различные аспекты колыбельных песен таджикского...

В данной статье сопоставительно исследуются колыбельные песни ПЯ и ТЯ, как части культуры двух односистемных языков — персидского и таджикского. Авторы анализируют колыбельные, представляющие обширное и весьма сложное по своей структуре...

Использование русского фольклора в развитии младших...

Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познаёт окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой. А. М. Горький.

Народный фольклор — средство развития личности ребёнка

Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки

Например, в игре — забаве “Моя доченька” малыши слышат уже знакомые им “Баю-баюшки-баю”, “Катя, Катя

Малый фольклор играет важную роль в воспитании детей. Деление его на жанры...

Развитие речи детей раннего возраста посредством...

Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Формирование у воспитанников представлений о семейных...

Воспринимаемая ребенком, через материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, прибаутки, плясовые песенки), семейные традиции закладывают фундамент межличностных отношений, доносят в приемлемой форме нормы и правила поведения...

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской...

Задачами приобщения детей к культурным традициям русского народа является

Поэтому мы вводим детей в мир народной музыки, приучаем к красоте звучания народных инструментов и

Новые яркие впечатления, которые получают малыши при ознакомлении с окружающим...

«Путешествие в Фольклор Град». Сценарий фольклорного...

Голоса сливаются, звонкие, задорные. А какой характер песни дети? (плясовая, игровая, радостная, танцевальная, веселая, озорная, шутливая) Спасибо Вам, гости дорогие за встречу с прекрасными русскими народными песнями, которые так необходимы в наше время.

Похожие статьи

Колыбельная песня как источник формирования личности...

В современном обществе колыбельная песня перестала быть популярна среди родителей. К великому сожалению, современные родители в большинстве случаев либо вовсе не исполняют такую песню своим детям, либо заменяют её спокойной, тихой современной музыкой...

Значение колыбельной песни в жизни и развитии современного...

Песня матери — главная песня в мире, Начало всех человеческих песен. Расул Гамзатов. Детство ассоциируется с ласковыми мамиными руками и нежным голосом, звучанием тихой мелодии и успокаивающими словами колыбельной песни.

Лексика и различные аспекты колыбельных песен таджикского...

В данной статье сопоставительно исследуются колыбельные песни ПЯ и ТЯ, как части культуры двух односистемных языков — персидского и таджикского. Авторы анализируют колыбельные, представляющие обширное и весьма сложное по своей структуре...

Использование русского фольклора в развитии младших...

Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познаёт окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой. А. М. Горький.

Народный фольклор — средство развития личности ребёнка

Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки

Например, в игре — забаве “Моя доченька” малыши слышат уже знакомые им “Баю-баюшки-баю”, “Катя, Катя

Малый фольклор играет важную роль в воспитании детей. Деление его на жанры...

Развитие речи детей раннего возраста посредством...

Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Формирование у воспитанников представлений о семейных...

Воспринимаемая ребенком, через материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, прибаутки, плясовые песенки), семейные традиции закладывают фундамент межличностных отношений, доносят в приемлемой форме нормы и правила поведения...

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской...

Задачами приобщения детей к культурным традициям русского народа является

Поэтому мы вводим детей в мир народной музыки, приучаем к красоте звучания народных инструментов и

Новые яркие впечатления, которые получают малыши при ознакомлении с окружающим...

«Путешествие в Фольклор Град». Сценарий фольклорного...

Голоса сливаются, звонкие, задорные. А какой характер песни дети? (плясовая, игровая, радостная, танцевальная, веселая, озорная, шутливая) Спасибо Вам, гости дорогие за встречу с прекрасными русскими народными песнями, которые так необходимы в наше время.

Задать вопрос