Материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки) как средство формирования половой идентичности мальчиков и девочек
Автор: Паршина Ирина Викторовна
Рубрика: Семейная педагогика и домашнее воспитание
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (27) декабрь 2019 г.
Дата публикации: 30.11.2019
Статья просмотрена: 4452 раза
Библиографическое описание:
Паршина, И. В. Материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки) как средство формирования половой идентичности мальчиков и девочек / И. В. Паршина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 10 (27). — С. 45-48. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/145/4645/ (дата обращения: 19.04.2024).
В статье раскрывается значение материнского фольклора на примере колыбельных песен, пестушек, потешек и их необходимость в современном обществе для формирования половой идентичности мальчиков и девочек.
Ключевые слова: материнский фольклор, пестушки, колыбельные песни, половая идентичность, потешки.
Говоря о народном фольклоре, как об одном из источников народной педагогики, следует отметить, что не все жанры можно использовать для работы с детьми дошкольного возраста.
Особое место в полоролевом воспитании занимает колыбельная песня.
Главным воспитателем человека в детстве всегда была мама. И свое воспитание она начинала с колыбельной песни. В давние времена, именно колыбельная заменяла, особенно крестьянским детям, школу и книги, давала детям возможность ощутить себя нужным и любимым в этом мире, первые представления о взрослом мире мужчин и женщин. Колыбельная пелась, как правило, тихим, спокойным голосом, что позволяло малышу уловить радостный, светлый тон песни. Под монотонный мотив колыбельной песни в голове матери плывет дума за думой, воспоминание за воспоминанием, Будущее сына или дочери видится светлым, радостным, заполненным трудом в поле, в доме, и даже летняя страда не пугает, а кажется «веселой»:
Будем рано разбужать,
На работку посылать,
На работу, на таку
Да на веселую страду.
Грядущие годы представлялись счастливыми и преуспевающими. Ребенку сулили богатство: «Будишь в золоте ходить, чисто серебро носить». Такая роскошь, зачастую не была плодом воображения, ведь живя в доме господ, крестьянки, воспитывающие барских детей, видели в чем ходят господа и невольно желали того же и своим детям.
Баю — баюшки — бай- бай,
Да пусть тебе присниться рай,
Спи-ка, милый мой, засни,
Сладкий сон к тебе приди.
Шура вырастет большой,
Будет очень хорошей,
Будет в золоте ходить,
Маму жемчугом дарить.
Многие колыбельные песни разграничиваются на колыбельные, обращение к мальчику и обращение к девочке. Так передается идеал мужчины и женщины, выработанные народом на протяжении веков. Мужчина должен быть трудолюбив, честен и физически крепок. Женщина — трудолюбива, скромна, добра. Напевая колыбельную сыну, мать хотела видеть его сильным, трудолюбивым, своей будущей опорой: «А еще сынишка знай, стыдно, коли ты лентяй. Засыпай-ка, засыпай, баю, баю, баю- бай».. Одновременно в колыбельных проводилась гендерно направленная профориентация:
Спи сыночек маленький,
Мой цветочек аленький.
Вырастишь мой цвет,
Станешь как отец,
В кузнице огонь горит,
Мого сына торопит
Вырастай сынок скорей,
в кузне будет побойчей.
Напевая дочери, мать видела ее доброй, трудолюбивой, скромной.
Баю, баюшки, бай- бай,
глазки, Маша, закрывай
Я тебя качаю, тебя величаю.
Будь счастлива, будь умна,
При народе будь скромна.
И тут же пожелание богатой, сытой жизни, которой можно добиться с помощью труда:
Тихо мурчит Мурка,
Спи моя дочурка
Вырастишь Настенушка
Будешь маме солнышком
Станешь кружевницей
Статною девицей.
Парням будешь нравиться
И работай славиться.
Колыбельные песни — это первая ступенька в формировании полноценной личности ребенка, способствующие протеканию счастливого, полноценного детства.
К сожалению, надо отметить, что в современном обществе колыбельные песни уходят из нашей жизни. Все реже и реже современные мамы поют своему малышу, забывая о том, что колыбельные песни — это часть народной памяти. Колыбельная песня сближает между самых разных, не похожих друг на друга родителей, она легко находит общий язык с другими народами, сближает их.
Родители и педагоги должны помнить, что колыбельная песня- это начальное звено в формировании глубокой гендерной идентичности мальчиков и девочек.
Колыбельные умеют вместе с ребенком удивляться, без хитрости и притворства отделять правду ото лжи, добро от зла. С их помощью ребенок получает первоначальные представления о роли мужчины и женщины в современном мире, об их семейных ролях, учиться понимать особенности женской и мужской души.
Некоторые из колыбельных песен, нянчащие детей матери охотно соединяли с пестушками, прибаутками, потешками.
Пестушка — короткие стихотворные приговоры, целью которых является вызвать у ребенка положительные, радостные, добрые эмоции. В пестушках часто встречаются слова. Обращенные к Богу, к Пресвятой Богородице, с просьбой избавить дитя от болезней, несчастий, сделать его жизнь счастливой. Ребенок просыпается, потягивается и тут же начинается своего рода бодрящая гимнастика. Поглаживая животик малыша, мама приговаривает:
Потягушки, потягушки!
Поперек толстунушки,
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А головку разумок.
Некоторые пестушки сопровождают движения ребенка. Медленно разводя ручки, в такт говорят:
Атюшке — сажень!
Матушке — сажень!
Братцу — сажень!
Сестрице — сажень!
А мне — долга, долга, долга!
Движения, сопровождающие материнские приговоры — это эмоциональная, интересная для малыша зарядка, способствующая укреплению практически всех мышц организма малыша. Также, такая зарядка заряжает ребенка положительным эмоциональным настроем. В иных случаях пестушка становится настоящей игрой (катание с горы, езду на коне, пляску). Так незаметно пестушка переходит в потешку — песенку- приговорку.
Когда малыш начинал делать первые шаги, использовались потешки — стихи с элементами игр. («Ладушки», «Сорока — сорока», «Коза — рогатая»). В ходе таких игр происходит не только эмоциональное общение ребенка с матерью или другими родственниками, но и физическое. Ребенку очень важно чувствовать теплоту мамин рук, ее нежные прикосновения при выполнении упражнений.
Когда малыш подрастет и начнет понимать обращенную к нему речь, потешки начинают включать в себе наставления, ориентирующие ребенка на правильное поведение, принятое в обществе и дающие примеры нравственного поведения: коза бодает тех, кто не пьет молока. В «Ладушках» кошку наказали за то, что она съела чужую кашу, а в «Сороке» высмеивается лень.
А ты, мал — маленок,
За водицей не ходил,
Дров не носил,
Кашку не варил
Этот мотив охотно развивают:
А ты, бедный малец
Ты коротенец
По воду ходи,
Баньку топи,
Ребят мой,
Телят корми.
Это целый «урок» ребенку. Через потешки малыш учиться понимать, что хорошо, а что плохо, гуманному отношению к окружающему миру, отличать добро от зла, трудолюбию.
Кроме того, в потешках объединяются все, так важные для ребенка — дошкольника игры:
Словотворчество, изобразительность, ритмичность и наставительность.
Надо сказать, что мамы и бабушки знали множество колыбельных песен, потешек, пестушек. Эти знания передавались из поколения в поколение. Знакомство с ними начиналось с раннего детства. Благодаря их поэтическому воздействию в детях с самого раннего детства воспитывается активное отношение к окружающему миру, желание совершать хорошие поступки.
Литература:
- Арутюнова Л. А. Пути и средства воспитания мальчиков и девочек в семье: Автореф, дисс. … канд. Пед. Наук._ М., 1988
- Белопольская Н. Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания: Руководство. — Изд. 3-е испр. — М.: Котито — Центр, 2002.
- Капица О. И. Детский фольклор, Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры. Изучение, Собирание, Обзор материала. _ Л., 1928
- Мартынова А. Н. Русская народная колыбельная песня и крестьянский быт: Автореф, канд. Дис. — Л., 1977.
- Татаринцева Н. Л. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. Учебно- методическое пособие — М.: Центр педагогического образования, 2013–96с.
Похожие статьи
Колыбельная песня как источник формирования личности...
В современном обществе колыбельная песня перестала быть популярна среди родителей. К великому сожалению, современные родители в большинстве случаев либо вовсе не исполняют такую песню своим детям, либо заменяют её спокойной, тихой современной музыкой...
Значение колыбельной песни в жизни и развитии современного...
Песня матери — главная песня в мире, Начало всех человеческих песен. Расул Гамзатов. Детство ассоциируется с ласковыми мамиными руками и нежным голосом, звучанием тихой мелодии и успокаивающими словами колыбельной песни.
Лексика и различные аспекты колыбельных песен таджикского...
В данной статье сопоставительно исследуются колыбельные песни ПЯ и ТЯ, как части культуры двух односистемных языков — персидского и таджикского. Авторы анализируют колыбельные, представляющие обширное и весьма сложное по своей структуре...
Использование русского фольклора в развитии младших...
Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познаёт окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой. А. М. Горький.
Народный фольклор — средство развития личности ребёнка
Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки
Например, в игре — забаве “Моя доченька” малыши слышат уже знакомые им “Баю-баюшки-баю”, “Катя, Катя
Малый фольклор играет важную роль в воспитании детей. Деление его на жанры...
Развитие речи детей раннего возраста посредством...
Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
Формирование у воспитанников представлений о семейных...
Воспринимаемая ребенком, через материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, прибаутки, плясовые песенки), семейные традиции закладывают фундамент межличностных отношений, доносят в приемлемой форме нормы и правила поведения...
Приобщение детей раннего возраста к традициям русской...
Задачами приобщения детей к культурным традициям русского народа является
Поэтому мы вводим детей в мир народной музыки, приучаем к красоте звучания народных инструментов и
Новые яркие впечатления, которые получают малыши при ознакомлении с окружающим...
«Путешествие в Фольклор Град». Сценарий фольклорного...
Голоса сливаются, звонкие, задорные. А какой характер песни дети? (плясовая, игровая, радостная, танцевальная, веселая, озорная, шутливая) Спасибо Вам, гости дорогие за встречу с прекрасными русскими народными песнями, которые так необходимы в наше время.
Похожие статьи
Колыбельная песня как источник формирования личности...
В современном обществе колыбельная песня перестала быть популярна среди родителей. К великому сожалению, современные родители в большинстве случаев либо вовсе не исполняют такую песню своим детям, либо заменяют её спокойной, тихой современной музыкой...
Значение колыбельной песни в жизни и развитии современного...
Песня матери — главная песня в мире, Начало всех человеческих песен. Расул Гамзатов. Детство ассоциируется с ласковыми мамиными руками и нежным голосом, звучанием тихой мелодии и успокаивающими словами колыбельной песни.
Лексика и различные аспекты колыбельных песен таджикского...
В данной статье сопоставительно исследуются колыбельные песни ПЯ и ТЯ, как части культуры двух односистемных языков — персидского и таджикского. Авторы анализируют колыбельные, представляющие обширное и весьма сложное по своей структуре...
Использование русского фольклора в развитии младших...
Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познаёт окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой. А. М. Горький.
Народный фольклор — средство развития личности ребёнка
Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки
Например, в игре — забаве “Моя доченька” малыши слышат уже знакомые им “Баю-баюшки-баю”, “Катя, Катя
Малый фольклор играет важную роль в воспитании детей. Деление его на жанры...
Развитие речи детей раннего возраста посредством...
Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
Формирование у воспитанников представлений о семейных...
Воспринимаемая ребенком, через материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, прибаутки, плясовые песенки), семейные традиции закладывают фундамент межличностных отношений, доносят в приемлемой форме нормы и правила поведения...
Приобщение детей раннего возраста к традициям русской...
Задачами приобщения детей к культурным традициям русского народа является
Поэтому мы вводим детей в мир народной музыки, приучаем к красоте звучания народных инструментов и
Новые яркие впечатления, которые получают малыши при ознакомлении с окружающим...
«Путешествие в Фольклор Град». Сценарий фольклорного...
Голоса сливаются, звонкие, задорные. А какой характер песни дети? (плясовая, игровая, радостная, танцевальная, веселая, озорная, шутливая) Спасибо Вам, гости дорогие за встречу с прекрасными русскими народными песнями, которые так необходимы в наше время.