Занятия по развитию речевой активности с детьми старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (27) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 12.11.2019

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Мамаева, Е. В. Занятия по развитию речевой активности с детьми старшего дошкольного возраста / Е. В. Мамаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 10 (27). — С. 96-99. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/145/4594/ (дата обращения: 19.04.2024).



Занятие по ознакомлению сокружающим встаршей группе «Хлеб— всему голова».

Задачи:формировать представление о том, что хлеб — один из главных продуктов питания в России, его трудно вырастить; познакомить детей с малыми формами фольклора, развивать умение понимать и объяснять их смысл (пословицами, песенками — потешками по теме «Хлеб всему голова»); познакомить с традициями русского народа; воспитывать уважение к хлебу и к труду хлеборобов.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседа о профессиях людей, связанных с выращиванием и приготовлением хлеба; экскурсия на кухню, в магазин; просмотр видео слайдов; просмотр мультфильма «Круть и Верть», чтение художественного произведения К. Д. Ушинского «Два плуга».

Материалы: занятие проводится в центре игры. Центр обустроен в виде русской избы (на столе самовар, чайные принадлежности, каравай хлеба, под хлебом рушник, на столе колосья пшеницы). Продукты для приготовления хлеба: мука, сахар, масло, соль, молоко, яйца, растительное масло.

Ход занятия

Детей в уголке игры встречает хозяюшка с рушником и караваем (воспитатель в русском народном костюме):

Лады, лады — ладушки,

Рада вам хозяюшка,

Мы о хлебушке поём,

Разговор ведём о том.

Убран хлеб и тише стало.

Жарко дышат закрома,

Поле спит, оно устало,

Приближается зима.

Над селом дымки плывут,

Люди хлеб в домах пекут.

Заходите, не стесняйтесь,

Хлебом нашим угощайтесь!

Воспитатель: Хлеб — один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Тысячи людей трудились, чтобы в каждом доме был хлеб. В традиции русского народа встречать гостей хлебом — солью считалось знаком гостеприимства. Так встречали только желанных гостей. И вас я сегодня встретила как своих друзей.

Воспитатель: Хлеб я успела приготовить, а вот со стола продукты не успела убрать, поможете мне, ребята?

Давайте посмотрим, из каких продуктов я приготовила хлеб.

Воспитатель загадывает загадки о продуктах, необходимых для приготовления хлеба.

Растёт, дозревая,

Пшеница золотая.

Золотая — то пока,

Будет белою… (Мука)

Что же это за песочек,

Сладок с ним у нас чаёчек,

В каждой кухне проживает,

Всем хозяйкам угождает. (Сахарный песок)

В воде родится, воды боится. (Соль)

Не снег, а белое всегда.

Хоть и течёт,

Но не вода. (Молоко)

Можно сварить,

А можно разбить,

Если не прикасаться

Цыплёнком может оказаться. (Яйцо)

Без меня нельзя поджарить,

И салат нельзя заправить,

Да и вкусная стряпня

Вряд ли выйдет без меня. (Растительное масло)

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный, он и белый,

Вкусный даже подгорелый. (Хлеб)

В день весёлых именин

Выпекают хлеб один,

И поют все: «…».

Кого любишь, выбирай. (Каравай)

С хлебом связано много традиций и обычаев, а уж стихов, песен, пословиц и поговорок не счесть.

Вот, например пословица: «Хлеб— всему голова». Как вы её понимаете? (Предполагаемый ответ детей: Хлеб, всегда на Руси был главным продуктом на столе, ни один приём пищи не обходился без хлеба, потому что хлеб — это сытно и полезно. Даже если случался голод можно было испечь хлеб и быть сытым).

«Земля— матушка, ахлеб— батюшка». (Предполагаемый ответ детей: В каждой семье самыми главными людьми считаются матушка и батюшка, их всегда почитают и уважают. Так и человек должен относиться к хлебу, как к отцу и матери).

«Хлеб поспевает— работник не гуляет» (Предполагаемый ответ детей: Начиная с ранней весны до уборочной поры, с раннего утра и до позднего вечера трудятся хлеборобы, чтобы вырастить море колосков. В эту пору дорог каждый день, час, чтобы вырастить хлеб и убрать всё до последнего зёрнышка).

«Без золота проживёшь, абез хлеба нет». (Предполагаемый ответ детей: Сколько бы не было денег, золота, драгоценностей, от них сыт не будешь. А, если в твоих амбарах запасено зерно, мука, ты всегда будешь сыт).

Воспитатель: Ну, что, ребятушки, заговорила я вас. Пора угощаться хлебушком.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем хлеб подносим,

Поклоняясь отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

Дети пробуют свежеприготовленный хлеб. Хозяюшка просит сказать: «Понравился ли им хлеб?

_Что вы можете о нём сказать? (теплый, нежный, хрустящий, мягкий, пышный, ароматный, душистый, полезный, сладкий, воздушный, дрожжевой).

Занятие по приготовлению хлеба вцентре экспериментирования встаршей группе

Задачи: расширять и обогащать представления детей о выпечке хлеба; побуждать детей к экспериментированию с материалами; способствовать налаживанию скоординированного диалогического общения со сверстниками; упражнять в использовании карточек-схем для планирования своей деятельности; расширить словарь детей словами: хлебопечка, пекарь, пекарня, поднос; продукты питания; развивать умение согласовывать числительное с существительным в единственном и множественном числе; побуждать детей согласовывать свои действия с действиями сверстников; способствовать развитию чувства ответственности за общее дело.

Предварительная работа: рассмотреть иллюстрации о том, как готовили хлеб в старину — в печке, а в современном обществе — в пекарне; создание игровой ситуации «В пекарне»; экскурсия в магазин; провести занятие по ознакомлению детей с продуктами, из которых готовят хлеб.

Материалы: хлебопечка, карточки — схемы для приготовления хлеба и последовательности приготовления (по рецепту); продукты — мука, песок, соль, растительное масло, вода, дрожжи; столовые принадлежности — стакан (200гр), столовая ложка, чайная ложка; спецодежда для детей — шапочки, фартуки. Поднос для хлеба.

Ход занятия.

В уголке экспериментирования размещены продукты в магазинных упаковках (из которых можно приготовить хлеб), спецодежда, поднос.

Воспитатель: Ребятки, на что похож наш уголок? (предполагаемый ответ детей: пекарня).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что можно приготовить из этих продуктов?

— Как вы догадались? (предполагаемый ответ детей: Были в гостях у хозяюшки Арины, она угощала нас хлебом).

— Каким хлебом вас угощала хозяюшка, ржаным или пшеничным?

— Что такое рожь и пшеница? (злаки).

— Чем отличается пшеничная мука от ржаной?(пшеничная мука белая, а ржаная коричневая).

Воспитатель: А вы бы хотели попробовать испечь хлеб и побывать в роли пекаря?

Далее педагог рассказывает о том, приготовление блюда всегда выполняется по рецепту. Детям предлагается рассмотреть карточки-схемы для приготовления хлеба.

Каждому ребёнку выдаётся карточка с продуктом, который он будет отмерять согласно схеме и выкладывать в форму для выпекания.

Воспитатель спрашивает детей о предстоящей работе. Дети проговаривают (планируют свою деятельность) действия и приступают к самостоятельному измерению продуктов.

Воспитатель спрашивает каждого ребенка: сколько и какой продукт он измерил (одна чайная ложка соли, два стакана муки и т. д.)

Воспитатель предлагает каждому ребенку засыпать свой продукт в хлебопечку в определенной последовательности.

Ребята, как вы думаете, хлеб уже готов? (предполагаемый ответ детей: нет, хлеб еще сырой, это тесто).

Что нужно сделать, чтобы получился хлеб? (предполагаемый ответ детей: нужно его испечь).

Воспитатель включает хлебопечку. А теперь хлебопечка замешивает тесто и начинает нагреваться.

Когда все действия выполнены, воспитатель рассказывает детям, что для приготовления хлеба потребуется определённое время. Это время педагог выставляет сам. И посмотрим, сколько времени пройдет, пока испечется хлеб.

Таким образом, дети убедятся, что можно сделать за время, пока выпекается хлеб (пройдёт одно занятие, дети соберутся на прогулку, погуляют) и только к их приходу с прогулки хлеб будет готов.

Педагог акцентирует внимание на то, какие пословицы подходят к определённым действиям:

«Делу время — потехе час»;

«Тяжела работа — да хлеб сладок»…

После прогулки дети приходят в детский сад и ощущают запах свежеиспечённого хлеба. Собравшись у хлебопечки, воспитатель предлагает достать хлеб, потрогать, какой он тёплый и душистый. Показ хлеба сопровождается стихами Я. Акима:

Вот он Хлебушек душистый,

Вот он тёплый. Золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

Он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье наша, сила, в нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нём земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём…

Уплетай за обе щёки, вырастай богатырём!

Воспитатель предлагает угоститься в обед свежеприготовленным хлебом.

Занятие по конструированию сэлементами аппликации встаршей группе «Красны девицы идобры молодцы».

Задачи: расширять представления детей об особенностях русскойодежды; побуждать детей использовать в речи слова, обозначающие детали русского народного костюма: кофта, сарафан, кокошник, рубаха, штаны, хоровод; активизировать использование в речи выражений: «красна девица» и «добрый молодец»; развивать умение собирать из частей целостный образ; пользоваться приёмом сложения бумаги «гармошкой», вырезая несколько деталей; поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые приёмы, дополнять поделку аппликативными деталями; развивать чувство ритма, цвета; воспитывать самостоятельность, инициативность, интерес к народной культуре.

Предварительная работа: рассматривание русских народных костюмов (женский-кофта, сарафан, кокошник; мужской — рубаха, штаны); прорисовка вышивки на кофтах; разучивание календарных обрядов.

Материалы: цветная бумага, трафареты — сарафан, кофта, штаны; ножницы, клей, кисти.

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей на готовые поделки. Рассказывает о том, что после сбора урожая люди устраивали гулянья — хороводы, радуясь собранному урожаю.

Вот и выросла наша пшеничка,

И собрали мы урожай.

Не страшна нам зима будет лютая,

Испечём мы в печи большой каравай!

Воспитатель: В хороводах принимали участие девицы. На Руси их называли, красны девицы, от слова красивые. А так же молодцы, их называли — добры молодцы, а значит, силён, красив, отважен и обязательно, добр душой. Но, что бы у нас получился хоровод нужна не одна пара, много девиц и молодцев. Хотите, чтобы у нас получился большой хоровод? (Ответы детей). Хорошо, давайте вместе с вами создадим картину хороводного танца.

Дети рассматривают изображения красных девиц и добрых молодцев (целостное восприятие).

Девочки рассказывают, из каких частей состоит их изображение, какие дополнительные детали украсят одежду красных девиц. Педагог акцентирует внимание, на то, что поделка имеет следующие части: голова, туловище, ноги. Затем, какая одежда и элементы костюма дополняют поделку.

Мальчики обсуждают детали своей поделки. Педагог обращает внимание на последовательность выполнения поделки, а дети в свою очередь для себя запоминают план работы.

Приступают к изготовлению поделки. Во время деятельности звучат русские народные мелодии.

Когда поделки будут выполнены, педагог подводит итог деятельности.

— Кого вы сделали? (Предполагаемый ответ-красных девиц и добрых молодцев)

— В каких костюмах красны девицы и добры молодцы (в русских народных костюмах)

— Как называется одежда у красных девиц? (кофта, сарафан, кокошник).

— Во что одет добрый молодец? (рубаха, штаны, сапоги).

— Какие детали помогли вам сделать поделку более выразительной? (кофты у девиц и вышивка на рукавах, сарафаны яркие; у мальчиков рубахи в горох, полосатые штаны.

Воспитатель. Теперь наши поделки готовы, у каждой красной девицы в паре добрый молодец.

—Что можно завести? (хоровод).

Вместе с воспитателем дети заводят хоровод из поделок добрых молодцев и красных девиц.

Встанем мы в хоровод,

Взявшись за руки.

Выйдем в поле, да чистый луг.

Добры молодцы и красны девицы,

Становитесь скорей в круг!

Запевайте, вы, песни добрые,

Да хвалите свой чудный край,

Поклонитесь земле нашей матушке

За богатый такой урожай!

Основные термины (генерируются автоматически): хлеб, предполагаемый ответ детей, приготовление хлеба, воспитатель, ребенок, продукт, девица, предварительная работа, растительное масло, ход занятия.

Похожие статьи

Хлебушек ты мой душистый! (Сценарий организованной...)

Ответы детей. — Хлеб- главный продукт питания русских людей Хлеб ежедневно присутствует на нашем столе.

Воспитатель: Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Про него сложено очень много пословиц. Дети, а какие пословицы о хлебе вы знаете?

Конспект открытого интегрированного занятия «Вот он, хлебушко...»

(Воспитатель открывает хлеб). Воспитатель: Правильно, хлебом! Запах хлеба ни с чем не сравнить! Вот он хлебушек душистый

Хлеб - главный продукт питания русских людей Хлеб ежедневно присутствует на нашем столе. Воспитатель : Хлеб всегда на Руси пользовался...

Конспект занятия в подготовительной группе «Витамины для...»

- учить детей различать витаминосодержащие продукты; - Расширить знания детей о витаминах, закрепить знания об овощах, фруктах и ягодах. - рассказать детям, как витамины влияют на организм человека, об их пользе и значении витаминов для здоровья человека

Конспект образовательной деятельности во второй младшей...

Цель: закрепление знаний детей о хлебе. Задачи: – расширять и обогащать знания детей о

Предварительная работа: разучивание стихов о хлебе; чтение пословиц и поговорок

(ответы детей). Воспитатель: — Нужно собрать все колосья. А что же делать дальше, чтоб...

Использование полисенсорного обследования на занятиях по...

У детей, даже с неглубокими нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие), существуют трудности в восприятии окружающего мира. Дети часто путают предметы сходной конфигурации, испытывают затруднения при восприятии изображений без четкого контура или предметы...

Конспект занятия в подготовительной группе «Витамины для...»

Цель: вызвать у детей желание заботиться о своём здоровье. Задачи: - учить детей различать витаминосодержащие продукты; - Расширить знания детей о витаминах, закрепить знания об овощах, фруктах и ягодах. - рассказать детям, как витамины влияют на организм человека...

«Путешествие в страну сказок». Конспект организованной...

Ход организованной образовательной деятельности. Воспитатель: Сегодня мы с вами

Сохраняют в ней продукты сыр и масло, хлеб и фрукты… В ней готовят сотни блюд варят, жарят и

Статья описывает опыт работы по обучению детей дошкольного возраста игре на...

Исследовательский проект «Хлеб и жизнь» | Статья в журнале...

В процессе работы я использовал методы исследования: аналитический метод (изучение

Хлеб по праву занимает одно из первых мест среди наших материальных и нравственных

Хлеб — уникальный продукт. На черном хлебе и воде можно прожить достаточно долго без...

Педагогические особенности организации занятий по предмету...

Последнее предполагает разностороннюю, каждодневную (а не эпизодическую) работу с

Эти методы широко применяются на занятиях по социально-бытовой ориентировке.

Во втором случае воспитатели параллельно с учителем проводят работу, позволяющую школьникам...

Похожие статьи

Хлебушек ты мой душистый! (Сценарий организованной...)

Ответы детей. — Хлеб- главный продукт питания русских людей Хлеб ежедневно присутствует на нашем столе.

Воспитатель: Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Про него сложено очень много пословиц. Дети, а какие пословицы о хлебе вы знаете?

Конспект открытого интегрированного занятия «Вот он, хлебушко...»

(Воспитатель открывает хлеб). Воспитатель: Правильно, хлебом! Запах хлеба ни с чем не сравнить! Вот он хлебушек душистый

Хлеб - главный продукт питания русских людей Хлеб ежедневно присутствует на нашем столе. Воспитатель : Хлеб всегда на Руси пользовался...

Конспект занятия в подготовительной группе «Витамины для...»

- учить детей различать витаминосодержащие продукты; - Расширить знания детей о витаминах, закрепить знания об овощах, фруктах и ягодах. - рассказать детям, как витамины влияют на организм человека, об их пользе и значении витаминов для здоровья человека

Конспект образовательной деятельности во второй младшей...

Цель: закрепление знаний детей о хлебе. Задачи: – расширять и обогащать знания детей о

Предварительная работа: разучивание стихов о хлебе; чтение пословиц и поговорок

(ответы детей). Воспитатель: — Нужно собрать все колосья. А что же делать дальше, чтоб...

Использование полисенсорного обследования на занятиях по...

У детей, даже с неглубокими нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие), существуют трудности в восприятии окружающего мира. Дети часто путают предметы сходной конфигурации, испытывают затруднения при восприятии изображений без четкого контура или предметы...

Конспект занятия в подготовительной группе «Витамины для...»

Цель: вызвать у детей желание заботиться о своём здоровье. Задачи: - учить детей различать витаминосодержащие продукты; - Расширить знания детей о витаминах, закрепить знания об овощах, фруктах и ягодах. - рассказать детям, как витамины влияют на организм человека...

«Путешествие в страну сказок». Конспект организованной...

Ход организованной образовательной деятельности. Воспитатель: Сегодня мы с вами

Сохраняют в ней продукты сыр и масло, хлеб и фрукты… В ней готовят сотни блюд варят, жарят и

Статья описывает опыт работы по обучению детей дошкольного возраста игре на...

Исследовательский проект «Хлеб и жизнь» | Статья в журнале...

В процессе работы я использовал методы исследования: аналитический метод (изучение

Хлеб по праву занимает одно из первых мест среди наших материальных и нравственных

Хлеб — уникальный продукт. На черном хлебе и воде можно прожить достаточно долго без...

Педагогические особенности организации занятий по предмету...

Последнее предполагает разностороннюю, каждодневную (а не эпизодическую) работу с

Эти методы широко применяются на занятиях по социально-бытовой ориентировке.

Во втором случае воспитатели параллельно с учителем проводят работу, позволяющую школьникам...

Задать вопрос