Творческий проект «Мастерская Буквограда»
Автор: Петрова Ирина Юрьевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (26) ноябрь 2019 г.
Дата публикации: 03.11.2019
Статья просмотрена: 348 раз
Библиографическое описание:
Петрова, И. Ю. Творческий проект «Мастерская Буквограда» / И. Ю. Петрова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 9 (26). — С. 67-74. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/141/4575/ (дата обращения: 16.12.2024).
«Город маленький, не пыльный
С незапамятных времен
Буквоградом звался он.
Там, не ведая невзгод
Очень славный жил народ:
Хлебосольный, незлобливый,
Дружный и трудолюбивый».
В последние годы современной жизни среди детей дошкольного и школьного возраста отмечен рост дисграфических ошибок в процессе обучения грамоте. Ребёнок должен овладеть грамотой, то есть хорошо разобраться в звуках и буквах, из которых состоят слова. У детей, нарушения речевой деятельности оказывают отрицательное влияние на формирование таких психических процессов как восприятие, память, внимание и моторику рук. А проведение коррекционно-профилактической работы позволит предупредить развитие этих расстройств или же резко снизит степень их выраженности.
Актуальность этой проблемы обусловлена необходимостью разработки и реализации логопедического проекта в коррекционной работе в группах с речевыми нарушениями с помощью творческого игрового подхода.
Цель проекта, развитие творческих и познавательных способностей детей в процессе развития фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, развитие интереса и способностей к чтению, закрепления зрительного узнавания графических изображений букв, формирование мелкой моторики рук.
Для реализации цели намечены следующие задачи:
– Усвоение образа буквы;
– Вовлечение каждого ребенка в активный познавательный творческий проект «Мастерская Буквограда»;
– Обучение отбору средств и материалов для осуществления своих творческих замыслов, представлению результатов своего труда в виде выставки;
– Воспитание у детей интереса к творческому взаимодействию при совместной работе;
– Привлечение внимания родителей и педагогов к совместной работе с детьми.
Путешествуя по «Стране Знаний» мы с детьми попадаем в мир звуков и букв. Встречаем на своём пути сказочных героев, выполняем интересные игровые задания, учимся правильно называть и различать разные звуки. Поэтому очень важно, чтобы дети хорошо понимали и запоминали, что все звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, пишем, рисуем. Буква — это значок, образ звука.
Проведена предварительная работа: У детей была создана положительная мотивация к образовательной деятельности при изучение звуков, букв; с детьми нарисовали карту «Путешествие по Стране Знаний»; беседовали о волшебном городе Буквограде и его жителях; проводили творческие задания, дидактические игры; была организована выставка детских работ «Моя любимая буква», придумывали творческие рассказы «Что мне нравиться в детском саду?» или «Что такое дружба?» и в заключение проходило развлечение «Путешествие по стране Знаний и Буквограда».
Создаётся игровая творческая ситуация. Вместе с детьми мы идём в «Мастерскую Буквограда». Обращаю их внимание, что буквы можно создавать, собирать, украшать, конструировать, мастерить из любого материала и разными способами.
Практическая часть:
Детям показываю алгоритм создания букв (пошаговую схему).
Алгоритм — это последовательный порядок действий для решения определённой задачи.
Дети знакомятся с играми, где главное место — это буквы, это буквы-пазлы, вкладыши, буквы в домиках «Где и какая буква живёт?».
Очень важно показать и рассказать, что с буквами можно поиграть и самим, своими руками их сделать.
С детьми старшего возраста можно использовать основу пособия «Коврик» — пластмассовая сетка, вырезанная из решетки для кухонной мойки (продаются в хозяйственном магазине) и разноцветные шнурочки. А также цветные прищепки, палочки, камушки, мягкий конструктор.
Математический планшет и цветные резиночки разной длины, игровое пособие «Собери слово из букв на нитку», «Собери букву из частей».
«Укрась буквы цветными шнурочками», «Сделай букву из мозаики и пуговиц», «Сделай букву из мягких палочек».
Предлагаю детям алгоритм создания букв из разного материала и разными способами.
1) Алгоритм создания букв из разноцветных прищепок.
1 2
3 4
2) Алгоритм создания букв на математическом планшете.
1 2 3
4 5 6
3) Алгоритм создания букв с использованием решётки и разноцветных шнурочков — способом плетения.
1 2 3
4 5 6
4) Алгоритм создания букв с использованием мягкого конструктора.
1 2 3
4 5 6
5) Алгоритм создания букв — способом вышивания.
1 2 3
4 5
6)Алгоритм создания букв на пластилиновой основе.
1 2
3 4
6) Алгоритм получения букв с использованием игрового приёма «Закрой фишками определённые буквы».
1 2 3
7) Алгоритм получения букв с использованием пуговиц, камушек и разноцветных шнурочков.
1 2
3 4
5 6
И в конце творческого проекта дети выходят на ожидаемый результат:
– Развитие фонематического восприятия, закрепление навыка правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
– Выработка навыков составления и чтения слогов, слов.
– Развитие моторики рук и психических процессов.
– Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.
– Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов и семей при подготовке детей к обучению в школе.
У детей создаётся положительная мотивация к обучению в школе.