От идеи разрезных трафаретов к силуэтам и буквам (из опыта работы) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (26) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 03.11.2019

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Зиновьева Е. В., Маркушова Е. А. От идеи разрезных трафаретов к силуэтам и буквам (из опыта работы) // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №9. — С. 31-34. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/141/4565/ (дата обращения: 22.11.2019).



Процесс формирования пространственных представлений сложен по своей психологической природе. Трудами отечественных исследователей в области психологии развития человека, нейропсихологии раскрыты основы организации психических функций, процессов восприятия и переработки пространственных отношений, определены возрастные особенности становления и развития представлений о свойствах предметов и ситуаций в окружающем.

Число детей, требующих учебных, развивающих, коррекционных занятий в направлении развития пространственных представлений побуждает специалистов детского сада и школы к поиску интересных приемов для преодоления нарушений по причине несформированности зрительно-пространственных функций.

Интересным средством развития пространственных представлений является изобразительная деятельность. Из ряда приспособлений для продуктивной изобразительной деятельности можно выделить трафарет. В младшем дошкольном возрасте применение инструмента — трафарета для создания форм и изображений обусловлено формированием представлений о форме, величине. Применение трафаретов способствует развитию координированному движению рук, позволяет рационально располагать трафарет, а затем контурное изображение в границах листа бумаги.

Простой и в свою очередь необычной может служить идея разрезных трафаретов. В основе идеи разрезных трафаретов принцип трафарета — пластины, в котором прорезан рисунок, а также игра-головоломка, направленная на развитие понимания пространственного фактора при восстановлении целого изображения из отдельных элементов.

Сложность для детей представляет поиск решения в зрительно-пространственном соотнесении элементов разрезного трафарета при восстановлении контуров трафарета до получения определенного силуэта.

Предложенная идея разрезных трафаретов рассматривается как прием формирования зрительного восприятия. Идея может получить развитие в качестве раздаточного материала для организации коррекционно-развивающих упражнений с дошкольниками по развитию зрительно-пространственного восприятия.

Упражнение 1. «Разрезной трафарет геометрический».

Задачикоррекционно-развивающие: учить создавать изображение геометрических фигур; развивать зрительное восприятие.

Материал: Наборы трафаретов геометрических фигур из картона, разрезанного на две, три и четыре части.

C:\Users\Лена\Pictures\2016-11-29\004.JPGC:\Users\Лена\Pictures\2016-11-29\005.JPGC:\Users\Лена\Pictures\2016-11-29\007.JPGC:\Users\Лена\Pictures\2016-11-29\008.JPG

C:\Users\Лена\Pictures\2016-11-29\038.JPGC:\Users\Лена\Pictures\2016-11-29\045.JPG

Рис. 1. Серия фото 1

Упражнение 2. «Разрезной трафарет предметный»

Задачикоррекционно-развивающие: учить создавать изображение; развивать ориентирование по основным направлениям, с опорой на цветовые ориентиры образца (верхняя сторона обозначена зелёным цветом, нижняя- жёлтым, левая — голубым, правая — красным).

Материал: Наборы трафаретов предметных изображений из картона разрезанного на части. Образец: контурное изображение «Ель», «Груша», «Кит». Примечание: в качестве усложнения трафарет «Кит» имеет противоположное направление относительно готового контура на листе.

C:\Users\Лена\Pictures\2016-11-29\054.JPGC:\Users\Лена\Pictures\2016-11-29\057.JPGC:\Users\Лена\Pictures\2016-11-29\059.JPGC:\Users\Лена\Pictures\2016-11-29\058.JPG

Рис. 2. Серия фото 2

В работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста в рамках вопроса формирования зрительно-пространственных представлений актуальным видится профилактика нарушений, возникающих при освоении, например, способа написания печатными буквами, когда важен фактор соблюдения графически-пространственного образа буквы.

Графическое построение буквы при сложности запоминания пространственного расположения элементов знака можно закреплять посредством тренажера «Силуэты и буквы».

Силуэты и знаки — пособие-тренажер для упражнений по распознаванию букв. Коррекционная направленность пособия обусловлена специфическим требованием к узнаванию и восстановлению графического образа буквы.

Описание. Пособие «Силуэты и буквы» включает набор чёрных и белых элементов (силуэтов) на основе картона. При наложении силуэтов можно получить изображения букв со сходными элементами (Серия фото1. Буквы «Э«, «С«, «е«, «О«. Серия фото 2. Буквы «З«, «В«, «Р«, «Ь«. Серия фото 3. Буквы «К«, «Х««,У»).

Сложность для детей представляет поиск решения в зрительно-пространственном соотнесении чёрного и белого силуэта при построении определенной буквы.

Предлагается отсекать лишнее в чёрном силуэте, при требовании сохранения элементов, составляющих правильно оформленный знак-букву. Задания и упражнения на основе пособия «Силуэты и буквы» требуют анализа и синтеза графического образа буквы. При рассматривании или обследовании буквы детям необходимо определить количество элементов, составляющих букву, рассказать, какие это элементы и соотнести их пространственное расположение составив букву. Целью таких упражнений является развитие умений воссоздавать образ буквы и сравнивать её с другими, имеющими сходные элементы.

Таким образом, конструирование знаков (букв) на основе силуэтов — приём, который направлен на развитие аналитико-синтетической деятельности на основе зрительно-пространственного ориентирования.

C:\Users\Лена\Pictures\2015-04-13\конструктор букв 1.JPGC:\Users\Лена\Pictures\2015-04-09\055.JPGC:\Users\Лена\Pictures\2015-04-09\058.JPG

C:\Users\Лена\Pictures\2015-04-09\059.JPGC:\Users\Лена\Pictures\2015-04-09\057.JPG

Буквы Э, С, Е, О

C:\Users\Лена\Pictures\2015-04-13\конструктор букв 2.JPGC:\Users\Лена\Pictures\2015-04-09\038.JPGC:\Users\Лена\Pictures\2015-04-09\048.JPG

C:\Users\Лена\Pictures\2015-04-09\040.JPG

Буквы З, В, Р, Ь

C:\Users\Лена\Pictures\2015-04-13\конструктор букв 3.JPGC:\Users\Лена\Pictures\2015-04-09\023.JPGC:\Users\Лена\Pictures\2015-04-09\028.JPG

C:\Users\Лена\Pictures\2015-04-09\030.JPG

Буквы К, Х,У

Представленные вспомогательные приемы работы по преодолению нарушений зрительно-пространственных представлений на основе идеи разрезных трафаретов и пособия «Силуэты и буквы» можно применять как дополнение к известным способам развивающего и коррекционного воздействия при взаимодействии специалистов дефектолога, логопеда, психолога. Например, в логопедической практике формирование графического образа буквы — часть процесса подготовки к обучению грамоте.

В работе дефектолога особое значение при использовании пособия «Силуэты и знаки» приобретает умение детей находить знакомые геометрические элементы (линия, дуга, полукруг; пространственное расположение элементов).

Опыт применения разрезных трафаретов и пособия «Силуэты и буквы» показал, что правильное решение приходит после многократных тренировок составления частей трафаретов, наложения силуэтов.

Предложенные идеи носят поисковый, творческий характер. Развивающая и коррекционная направленность идей учитывает возрастные особенности в работе детьми дошкольного и младшего школьного возраста. «Пространственные упражнения» на основе пособия «Силуэты и буквы» рассматриваются как часть тренировки зрительно-пространственной памяти и мышления. Доступность в изготовлении и применении способствует активному использованию в работе с детьми.

Литература:

  1. Выготский Л.С Психология развития человека. — М.: ЭКСМО,2003.
  2. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): серия фото, буква, разрезной трафарет, графический образ буквы, трафарет, Силуэт, зрительное восприятие, контурное изображение, младший школьный возраст, Набор трафаретов.

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов, рисунки из

Формирование графического навыка как технической стороны письма во многом зависит от умения ребенка

Упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия.

Формирование готовности старших дошкольников к овладению...

Перед знакомством с зрительным образом букв важна предварительная работа, цель

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

восприятие, зрительное восприятие, зрительно-пространственные функции, детская нейропсихология...

Коррекция оптической дисграфии у младших школьников (часть 2)

Для младших школьников добавляются упражнения, связанные с работой над усвоением правильного образа буквы. Если у ребёнка нарушен оптический образ буквы, то в восстановительном обучении применяются с большой эффективностью следующие методы и...

Задания и приёмы по коррекции оптической дисграфии...

буква, ребенок, картинка, раз, предмет, зрительное восприятие, направленность задания

Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов, рисунки из мелких.

Вследствие неточности зрительного восприятия, буквы смешиваются на письме.

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития...»

Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Особенности зрительного восприятия в младшем школьном...

Представлено описание структуры и особенностей зрительно-пространственного восприятия в младшем школьном возрасте. У младших школьников 6-7 лет выявлены уже сформированные компоненты зрительно-пространственного восприятия...

Виды и техники нетрадиционного рисования художественными...

Способ получения изображения: Ребенок выбирает трафарет, располагает его на белом листе, берет необходимый фломастер, готовит его к работе и, соблюдая правила длительности выдоха, дует в него, направив фломастер на трафарет; чтобы составить рисунок, необходимо...

Развитие навыков мелкой моторики у дошкольников методом...

Важным инструментом интеллектуального, эмоционально-волевого и физического развития ребенка дошкольного возраста является соответствующее возрастным и индивидуальным возможностям формирование навыков мелкой моторики. В этой области педагогами уже...

Опытно-экспериментальная работа по формированию...

Работа с трафаретами. Цель: развитие мелкой моторики и правильных, синхронных движений, закрепление графического образа буквы и ее состава. Вначале применялись сюжетные трафареты для отработки и совершенствования мелких движений кистей и пальцев рук.

Нетрадиционные методы изобразительной деятельности...

Трафареты кукол намазывать клеем. Скатать комок из салфетки между ладонями прямыми движениями обеих рук и приклеить на трафарет куколки.

Дошкольники приобретают умение находить новые способы для художественного изображения образов любимых героев, учатся...

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов, рисунки из

Формирование графического навыка как технической стороны письма во многом зависит от умения ребенка

Упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия.

Формирование готовности старших дошкольников к овладению...

Перед знакомством с зрительным образом букв важна предварительная работа, цель

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

восприятие, зрительное восприятие, зрительно-пространственные функции, детская нейропсихология...

Коррекция оптической дисграфии у младших школьников (часть 2)

Для младших школьников добавляются упражнения, связанные с работой над усвоением правильного образа буквы. Если у ребёнка нарушен оптический образ буквы, то в восстановительном обучении применяются с большой эффективностью следующие методы и...

Задания и приёмы по коррекции оптической дисграфии...

буква, ребенок, картинка, раз, предмет, зрительное восприятие, направленность задания

Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов, рисунки из мелких.

Вследствие неточности зрительного восприятия, буквы смешиваются на письме.

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития...»

Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Особенности зрительного восприятия в младшем школьном...

Представлено описание структуры и особенностей зрительно-пространственного восприятия в младшем школьном возрасте. У младших школьников 6-7 лет выявлены уже сформированные компоненты зрительно-пространственного восприятия...

Виды и техники нетрадиционного рисования художественными...

Способ получения изображения: Ребенок выбирает трафарет, располагает его на белом листе, берет необходимый фломастер, готовит его к работе и, соблюдая правила длительности выдоха, дует в него, направив фломастер на трафарет; чтобы составить рисунок, необходимо...

Развитие навыков мелкой моторики у дошкольников методом...

Важным инструментом интеллектуального, эмоционально-волевого и физического развития ребенка дошкольного возраста является соответствующее возрастным и индивидуальным возможностям формирование навыков мелкой моторики. В этой области педагогами уже...

Опытно-экспериментальная работа по формированию...

Работа с трафаретами. Цель: развитие мелкой моторики и правильных, синхронных движений, закрепление графического образа буквы и ее состава. Вначале применялись сюжетные трафареты для отработки и совершенствования мелких движений кистей и пальцев рук.

Нетрадиционные методы изобразительной деятельности...

Трафареты кукол намазывать клеем. Скатать комок из салфетки между ладонями прямыми движениями обеих рук и приклеить на трафарет куколки.

Дошкольники приобретают умение находить новые способы для художественного изображения образов любимых героев, учатся...

Задать вопрос