Мир мозговой асимметрии: леворукий ребенок в Зазеркалье | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (26) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 21.10.2019

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Митенкова Т. В., Толщинова Н. П., Чипиль Е. В. Мир мозговой асимметрии: леворукий ребенок в Зазеркалье // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №9. — С. 36-38. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/141/4515/ (дата обращения: 22.11.2019).



Человеческое тело симметрично: правая его сторона выглядит зеркальным отражением левой, и наоборот. Исключения малочисленны и связаны в основном с расположением внутренних органов: сердце смещено влево от центра, печень — вправо, отклоняются от симметрии селезенка, аорта, изгибы кишечника... Но среди парных органов исключений нет: правый глаз (ухо, нога, легкое) внешне не отличается от левого. У всех перечисленных органов одинаковы не только формы, но и функции. И только человеческие руки, будучи внешне одинаковыми, функционально неравноценны: ведущая — в большинстве случаев правая — рука может делать все, на что способна ее напарница, а еще и много такого, чего та не умеет.

Уже много веков человечество пытается понять феномен левшества, но до сих пор левши остаются для праворукого мира поистине неразгаданной загадкой. Разговор о детях, предпочитающих левую руку для выполнения различных действий, уместно начать с определения понятий «левшество» и «леворукость».

«Левшество — проявление неизменной психофизиологической характеристики, специфического типа функциональной организации нервной системы человека, его головного мозга»; «Леворукость — предпочтение, активное использование левой руки» [4, с.57]. Из определений, данных в словаре, понятно, что «леворукость» и «левшество» не являются синонимами, хотя часто в обыденной жизни мы называем левшой леворукого человека. Левшество не ограничивается только леворукостью. Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество — комплексная характеристика. Ведь кроме руки у человека есть другие парные органы, и среди них можно определить ведущий глаз, ведущую ногу, ведущее ухо.

Мозг человека состоит из двух полушарий — правого и левого. К каждому из них идут нервные пути от всех органов. Полушария тесным образом связаны между собой сложнейшей системой нервных волокон. Правой половиной человеческого тела в основном управляет левое полушарие головного мозга, левой половиной — правое полушарие. Это происходит вследствие перекрещивания моторных путей, связывающих мозг и мускулатуру рук, ног и других органов. Каждое полушарие имеет свои специфические особенности и свои функции. Различия правой и левой руки при выполнении движений — это отражение неравнозначности и специфичности полушарий мозга. Как правило, одно из полушарий является доминирующим. Таким образом, у правшей в организме чаще главенствует левая часть мозга, а у левшей — правая. Кроме того, есть люди, у которых полушария головного мозга функционируют равнозначно, без существенного доминирования одного из них. Их называют амбидекстрами. Амбидекстры одинаково хорошо владеют обоими парными органами: руками, ногами, глазами, ушами.

Правое и левое полушария имеют выраженные различия, связанные с обеспечением речевых функций. Еще в середине XIX в. французский хирург Поль Брока обнаружил в левом полушарии человека речедвигательный центр, обеспечивающий способность к артикулированной речи. В 1865 году Брока произнес свой знаменитый афоризм: «Мы говорим левым полушарием». Он первым связал предпочтение правой руки и левое полушарие, ведущее по речи.

Согласно этому представлению у всех правшей «речевым» должно быть левое полушарие, а у всех левшей — правое. Это оказалось не так. Левши разделились на три группы: у одних центры речи (речедвигательный и речеслуховой) локализуются в правом полушарии (противоположном ведущей руке), у других они находятся, как и у правшей, слева, у третьих имеется две речевых зоны — по одной в каждом полушарии мозга. Современные ученые, изучающие человеческий мозг, высказывают мнение, что области речи локализуются у каждого человека индивидуально. И у левшей, и у правшей речевые центры могут располагаться как в левом полушарии мозга, так и в правом. Цифры говорят сами за себя: у 31–32 % людей речевые центры в правом полушарии, у 50–54 % людей речевые центры в левом полушарии мозга, у 11–16 % людей речевые центры в обоих полушариях.

Исследования, проведенные в 60-е годы XX в., позволили получить количественные данные о локализации центров речи у левшей: у 15 % левшей речь контролировалась правым полушарием, у 15 % отмечен двусторонний контроль речи, у 70 % левшей речь представлена в левом полушарии мозга [1, с.24]. Эти данные подтверждены учеными петербургского Института эволюционной физиологии и биохимии имени И. М. Сеченова.

Согласно концепции доктора биологических наук В. А. Геодакяна, левое и правое полушария мозга эволюционируют не одновременно. Левое опережает правое. Функции, локализованные в левом полушарии, являются эволюционно молодыми (речь, письмо, самосознание, тонкие движения пальцев обеих рук, арифметика). Функции, связанные с правым полушарием, эволюционно старые (музыка, интонация речи, интуиция, грубые движения всей руки, конкретно-ситуационное мышление). Эволюционно новые для человека функции возникают в левом полушарии. Лишь потом перебираются и в правое, где базируются рядом с древними навыками, такими как хватательный рефлекс, ориентация в пространстве, координация движений. Теория асимметрии мозга объясняет и появление мозолистого тела, соединяющего оба полушария мозга. Геодакян считает, что оно нужно именно для создания асинхронии [3, с.116]. Итак, наши мозговые полушария неидентичны. Они действуют совместно, но у каждого свои особенные приемы и функции.

Как для родителей, так и для педагогов очень важно как можно раньше определить (и не ошибиться!), какая рука у малыша ведущая.

Особенно остро этот вопрос встает в старшем дошкольном возрасте. Ребенок учится правильно держать ручку, учится писать, и очень важно, чтобы он делал это ведущей рукой, ведь переучивание может негативно отразиться на развитии и психике ребенка, привести к серьезным адаптационным трудностям в начале школьного обучения [2, с.21].

Из традиционных способов определения ведущей руки наиболее популярны следующие:

  1. «Пальцы в «замок». Ребенок быстро, без подготовки, не раздумывая, выполняет переплетение пальцев рук. У левшей сверху ложится большой палец левой руки, у правшей — правой.
  2. «Поза Наполеона». Ребенок скрещивает согнутые руки перед грудью. У левшей сверху размещается кисть левой руки, а правая рука — под левым предплечьем. У правшей — наоборот.
  3. «Аплодирование». Ребенок хлопает в ладоши. У левшей левая рука находится сверху и ударяет по правой, а у правшей активнее правая рука.

Приведенные пробы хорошо известны, но, к сожалению, не всегда информативны, т. к. проверяемые действия достаточно часто выполняются ребенком и могут быть натренированы.

Интересный подход к проведению исследования межполушарной асимметрии предложен О. Б. Иншаковой. Метод позволяет определить не только ведущую руку, но и выявить степень леворукости (выраженная, слабая, амбидекстрия). Методика включает две серии проб. Первую группу составляют действия, которые практически всегда находятся под контролем родителей. Ведь любая мама замечает, в какой руке ребенок держит ложку или ножницы. Эти пробы получили название «основных». Во вторую группу вошли действия, на выполнение которых родители почти никогда не обращают внимание. Им не приходит в голову контролировать, какой рукой ребенок поднимает с пола игрушку, машет на прощание рукой и т. д. Это «неосновные» пробы.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: чтобы достоверно оценить параметр «рукость», следует провести пробы, которые оценивают статическое напряжение, силу сжатия, эффективность руки в совместном взаимодействии.

Наиболее успешными во всех жизненных аспектах являются левши наследственные, имеющие генетическую леворукость, которая не связана с нарушениями мозговой деятельности. При обучении они, как правило, не имеют острых проблем, показывают хорошие результаты по письму, чтению, математике и другим предметам. Исследование же левшей, у которых отмечаются трудности в обучении и освоении письменной речи, показало, что это дети с патологическим происхождением леворукости.

У леворуких детей, имеющих патологию развития, у переученных и вынужденных левшей часто отмечается моторная неловкость тонкокоординированных движений руки. Она проявляется в скованности, неловкости движений пальцев и кистей рук. Но в первую очередь дефицит в развитии сложнокоординированных действий становится препятствием для формирования навыка письма.

Каждая из проблем, с которой сталкиваются леворукие дети, требует особого внимания и различных мер коррекции. Важно ориентировать программу и методику обучения на конкретного ребенка, чтобы максимально раскрыть его возможности, опереться на свойственный ему тип мышления.

Литература:

  1. Айрапетянц В. А. Леворукость у детей и подростков. — М., 1987.
  2. Безруких М. М. Ступеньки к школе. — М.: Дрофа, 2000.
  3. Геодакян В. А. Асинхронная асимметрия // Журнал высшей нервной деятельности. — 1993. — № 3.
  4. Иншакова О. Б. Леворукий ребенок // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2004. — № 1.
Основные термины (генерируются автоматически): левое полушарие, левая рука, правое полушарие, ведущая рука, левша, ребенок, какая рука, правая рука, левое полушарие мозга, головной мозг.

Похожие статьи

Левое полушарие активно начинает развиваться у детей...

дифференциацию правой и левой руки (ребёнку предлагается показать правую / левую руку); развитие ориентировки в собственном теле (ребёнку предлагается

Абсолютных левшей (более развито правое полушарие мозга и у человека хорошо развита эмоциональная...

Рисуют и правой и левой руками.

Левое полушарие активно начинает развиваться у детей с момента овладения в полной мере речью.

На определённом этапе жизни (до 3 лет) правое полушариеведущее. Разумеется, образование в большей степени связано с развитием речи.

Нейробика как здоровьесберегающая технология...

Левое полушарие головного мозга является ведущим; заложенные в нем аппараты связаны с правой рукой, обеспечивают нормальное протекание речи и мыслительных процессов. Нейробика как здоровьесберегающая технология...

Левое полушарие головного мозга является ведущим...

Он имеет два полушарияправое и левое. Функции правого и левого полушарий

Наглядно различия функций правого и левого полушария головного мозга можно увидеть на

Как мы выяснили, по мере взросления левое полушарие ребёнка начинает развиваться...

Левое полушарие мозга отвечает за ваши языковые способности.

Левое полушарие отвечает за иной, но не менее важный диапазон ментальных функций: речь, логическое мышление, оперирование с числами, оперирование с последовательностями, линейные представления, способность к анализу и оперирование с перечнями информации.

Особенности профориентационной работы с леворукими...

Абсолютных левшей (более развито правое полушарие мозга и у человека хорошо развита эмоциональная сфера) не было выявлено.

Левое полушарие — логический тип мышления. Оптимисты, они считают, что большую часть своих проблем могут решить самостоятельно.

Обучение изобразительному искусству подростков с опорой на...

В этой ситуации дети с доминированием левого полушария оказываются в более выгодном положении.

На первом этапе нашего исследования стояла задача определения типа функциональной асимметрии полушарий головного мозга у детей.

рука, жест, левая рука, правая рука, палец, речь, указательный...

Левша при рукопожатии мог протянуть правую руку, а в левой руке спокойно сжимать оружие: так он обезвреживал противника, и левой рукой наносил смертельные раны.

Айрапетянц В.А. Функциональная асимметрия мозга и некоторые проблемы обучения леворуких детей .

Восстановительное обучение при поражении недоминантного...

Левое полушарие головного мозга является ведущим; заложенные в нем аппараты связаны с правой рукой, обеспечивают нормальное протекание

К концу месяца были отмечены регресс большинства нейропсихологических синдромов левого и правого полушария головного мозга.

Похожие статьи

Левое полушарие активно начинает развиваться у детей...

дифференциацию правой и левой руки (ребёнку предлагается показать правую / левую руку); развитие ориентировки в собственном теле (ребёнку предлагается

Абсолютных левшей (более развито правое полушарие мозга и у человека хорошо развита эмоциональная...

Рисуют и правой и левой руками.

Левое полушарие активно начинает развиваться у детей с момента овладения в полной мере речью.

На определённом этапе жизни (до 3 лет) правое полушариеведущее. Разумеется, образование в большей степени связано с развитием речи.

Нейробика как здоровьесберегающая технология...

Левое полушарие головного мозга является ведущим; заложенные в нем аппараты связаны с правой рукой, обеспечивают нормальное протекание речи и мыслительных процессов. Нейробика как здоровьесберегающая технология...

Левое полушарие головного мозга является ведущим...

Он имеет два полушарияправое и левое. Функции правого и левого полушарий

Наглядно различия функций правого и левого полушария головного мозга можно увидеть на

Как мы выяснили, по мере взросления левое полушарие ребёнка начинает развиваться...

Левое полушарие мозга отвечает за ваши языковые способности.

Левое полушарие отвечает за иной, но не менее важный диапазон ментальных функций: речь, логическое мышление, оперирование с числами, оперирование с последовательностями, линейные представления, способность к анализу и оперирование с перечнями информации.

Особенности профориентационной работы с леворукими...

Абсолютных левшей (более развито правое полушарие мозга и у человека хорошо развита эмоциональная сфера) не было выявлено.

Левое полушарие — логический тип мышления. Оптимисты, они считают, что большую часть своих проблем могут решить самостоятельно.

Обучение изобразительному искусству подростков с опорой на...

В этой ситуации дети с доминированием левого полушария оказываются в более выгодном положении.

На первом этапе нашего исследования стояла задача определения типа функциональной асимметрии полушарий головного мозга у детей.

рука, жест, левая рука, правая рука, палец, речь, указательный...

Левша при рукопожатии мог протянуть правую руку, а в левой руке спокойно сжимать оружие: так он обезвреживал противника, и левой рукой наносил смертельные раны.

Айрапетянц В.А. Функциональная асимметрия мозга и некоторые проблемы обучения леворуких детей .

Восстановительное обучение при поражении недоминантного...

Левое полушарие головного мозга является ведущим; заложенные в нем аппараты связаны с правой рукой, обеспечивают нормальное протекание

К концу месяца были отмечены регресс большинства нейропсихологических синдромов левого и правого полушария головного мозга.

Задать вопрос