Мир мозговой асимметрии: леворукий ребенок в Зазеркалье
Авторы: Митенкова Татьяна Владимировна, Толщинова Наталья Павловна, Чипиль Елена Викторовна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (26) ноябрь 2019 г.
Дата публикации: 21.10.2019
Статья просмотрена: 820 раз
Библиографическое описание:
Митенкова, Т. В. Мир мозговой асимметрии: леворукий ребенок в Зазеркалье / Т. В. Митенкова, Н. П. Толщинова, Е. В. Чипиль. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 9 (26). — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/141/4515/ (дата обращения: 10.12.2024).
Человеческое тело симметрично: правая его сторона выглядит зеркальным отражением левой, и наоборот. Исключения малочисленны и связаны в основном с расположением внутренних органов: сердце смещено влево от центра, печень — вправо, отклоняются от симметрии селезенка, аорта, изгибы кишечника... Но среди парных органов исключений нет: правый глаз (ухо, нога, легкое) внешне не отличается от левого. У всех перечисленных органов одинаковы не только формы, но и функции. И только человеческие руки, будучи внешне одинаковыми, функционально неравноценны: ведущая — в большинстве случаев правая — рука может делать все, на что способна ее напарница, а еще и много такого, чего та не умеет.
Уже много веков человечество пытается понять феномен левшества, но до сих пор левши остаются для праворукого мира поистине неразгаданной загадкой. Разговор о детях, предпочитающих левую руку для выполнения различных действий, уместно начать с определения понятий «левшество» и «леворукость».
«Левшество — проявление неизменной психофизиологической характеристики, специфического типа функциональной организации нервной системы человека, его головного мозга»; «Леворукость — предпочтение, активное использование левой руки» [4, с.57]. Из определений, данных в словаре, понятно, что «леворукость» и «левшество» не являются синонимами, хотя часто в обыденной жизни мы называем левшой леворукого человека. Левшество не ограничивается только леворукостью. Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество — комплексная характеристика. Ведь кроме руки у человека есть другие парные органы, и среди них можно определить ведущий глаз, ведущую ногу, ведущее ухо.
Мозг человека состоит из двух полушарий — правого и левого. К каждому из них идут нервные пути от всех органов. Полушария тесным образом связаны между собой сложнейшей системой нервных волокон. Правой половиной человеческого тела в основном управляет левое полушарие головного мозга, левой половиной — правое полушарие. Это происходит вследствие перекрещивания моторных путей, связывающих мозг и мускулатуру рук, ног и других органов. Каждое полушарие имеет свои специфические особенности и свои функции. Различия правой и левой руки при выполнении движений — это отражение неравнозначности и специфичности полушарий мозга. Как правило, одно из полушарий является доминирующим. Таким образом, у правшей в организме чаще главенствует левая часть мозга, а у левшей — правая. Кроме того, есть люди, у которых полушария головного мозга функционируют равнозначно, без существенного доминирования одного из них. Их называют амбидекстрами. Амбидекстры одинаково хорошо владеют обоими парными органами: руками, ногами, глазами, ушами.
Правое и левое полушария имеют выраженные различия, связанные с обеспечением речевых функций. Еще в середине XIX в. французский хирург Поль Брока обнаружил в левом полушарии человека речедвигательный центр, обеспечивающий способность к артикулированной речи. В 1865 году Брока произнес свой знаменитый афоризм: «Мы говорим левым полушарием». Он первым связал предпочтение правой руки и левое полушарие, ведущее по речи.
Согласно этому представлению у всех правшей «речевым» должно быть левое полушарие, а у всех левшей — правое. Это оказалось не так. Левши разделились на три группы: у одних центры речи (речедвигательный и речеслуховой) локализуются в правом полушарии (противоположном ведущей руке), у других они находятся, как и у правшей, слева, у третьих имеется две речевых зоны — по одной в каждом полушарии мозга. Современные ученые, изучающие человеческий мозг, высказывают мнение, что области речи локализуются у каждого человека индивидуально. И у левшей, и у правшей речевые центры могут располагаться как в левом полушарии мозга, так и в правом. Цифры говорят сами за себя: у 31–32 % людей речевые центры в правом полушарии, у 50–54 % людей речевые центры в левом полушарии мозга, у 11–16 % людей речевые центры в обоих полушариях.
Исследования, проведенные в 60-е годы XX в., позволили получить количественные данные о локализации центров речи у левшей: у 15 % левшей речь контролировалась правым полушарием, у 15 % отмечен двусторонний контроль речи, у 70 % левшей речь представлена в левом полушарии мозга [1, с.24]. Эти данные подтверждены учеными петербургского Института эволюционной физиологии и биохимии имени И. М. Сеченова.
Согласно концепции доктора биологических наук В. А. Геодакяна, левое и правое полушария мозга эволюционируют не одновременно. Левое опережает правое. Функции, локализованные в левом полушарии, являются эволюционно молодыми (речь, письмо, самосознание, тонкие движения пальцев обеих рук, арифметика). Функции, связанные с правым полушарием, эволюционно старые (музыка, интонация речи, интуиция, грубые движения всей руки, конкретно-ситуационное мышление). Эволюционно новые для человека функции возникают в левом полушарии. Лишь потом перебираются и в правое, где базируются рядом с древними навыками, такими как хватательный рефлекс, ориентация в пространстве, координация движений. Теория асимметрии мозга объясняет и появление мозолистого тела, соединяющего оба полушария мозга. Геодакян считает, что оно нужно именно для создания асинхронии [3, с.116]. Итак, наши мозговые полушария неидентичны. Они действуют совместно, но у каждого свои особенные приемы и функции.
Как для родителей, так и для педагогов очень важно как можно раньше определить (и не ошибиться!), какая рука у малыша ведущая.
Особенно остро этот вопрос встает в старшем дошкольном возрасте. Ребенок учится правильно держать ручку, учится писать, и очень важно, чтобы он делал это ведущей рукой, ведь переучивание может негативно отразиться на развитии и психике ребенка, привести к серьезным адаптационным трудностям в начале школьного обучения [2, с.21].
Из традиционных способов определения ведущей руки наиболее популярны следующие:
- «Пальцы в «замок». Ребенок быстро, без подготовки, не раздумывая, выполняет переплетение пальцев рук. У левшей сверху ложится большой палец левой руки, у правшей — правой.
- «Поза Наполеона». Ребенок скрещивает согнутые руки перед грудью. У левшей сверху размещается кисть левой руки, а правая рука — под левым предплечьем. У правшей — наоборот.
- «Аплодирование». Ребенок хлопает в ладоши. У левшей левая рука находится сверху и ударяет по правой, а у правшей активнее правая рука.
Приведенные пробы хорошо известны, но, к сожалению, не всегда информативны, т. к. проверяемые действия достаточно часто выполняются ребенком и могут быть натренированы.
Интересный подход к проведению исследования межполушарной асимметрии предложен О. Б. Иншаковой. Метод позволяет определить не только ведущую руку, но и выявить степень леворукости (выраженная, слабая, амбидекстрия). Методика включает две серии проб. Первую группу составляют действия, которые практически всегда находятся под контролем родителей. Ведь любая мама замечает, в какой руке ребенок держит ложку или ножницы. Эти пробы получили название «основных». Во вторую группу вошли действия, на выполнение которых родители почти никогда не обращают внимание. Им не приходит в голову контролировать, какой рукой ребенок поднимает с пола игрушку, машет на прощание рукой и т. д. Это «неосновные» пробы.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: чтобы достоверно оценить параметр «рукость», следует провести пробы, которые оценивают статическое напряжение, силу сжатия, эффективность руки в совместном взаимодействии.
Наиболее успешными во всех жизненных аспектах являются левши наследственные, имеющие генетическую леворукость, которая не связана с нарушениями мозговой деятельности. При обучении они, как правило, не имеют острых проблем, показывают хорошие результаты по письму, чтению, математике и другим предметам. Исследование же левшей, у которых отмечаются трудности в обучении и освоении письменной речи, показало, что это дети с патологическим происхождением леворукости.
У леворуких детей, имеющих патологию развития, у переученных и вынужденных левшей часто отмечается моторная неловкость тонкокоординированных движений руки. Она проявляется в скованности, неловкости движений пальцев и кистей рук. Но в первую очередь дефицит в развитии сложнокоординированных действий становится препятствием для формирования навыка письма.
Каждая из проблем, с которой сталкиваются леворукие дети, требует особого внимания и различных мер коррекции. Важно ориентировать программу и методику обучения на конкретного ребенка, чтобы максимально раскрыть его возможности, опереться на свойственный ему тип мышления.
Литература:
- Айрапетянц В. А. Леворукость у детей и подростков. — М., 1987.
- Безруких М. М. Ступеньки к школе. — М.: Дрофа, 2000.
- Геодакян В. А. Асинхронная асимметрия // Журнал высшей нервной деятельности. — 1993. — № 3.
- Иншакова О. Б. Леворукий ребенок // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2004. — № 1.