Введение личности ребенка и его родителей в духовную атмосферу и культуру родного города посредством ознакомления с творчеством местных художников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (26) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 20.10.2019

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Совгир Н. А. Введение личности ребенка и его родителей в духовную атмосферу и культуру родного города посредством ознакомления с творчеством местных художников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №9. — С. 17-19. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/141/4514/ (дата обращения: 22.11.2019).



В статье рассмотрен обобщенный опыт работы, с целью формирования у детей и родителей устойчивый интерес к народному творчеству и искусству, и уважения к труду и таланту мастеров.

Ключевые слова: ребенок, родитель, воспитание ребенка, личность ребенка, проект, народно-прикладное искусство, совместная творческая деятельность, мастер-керамист, гончарный круг, глина.

Познавая Родину в разных её проявлениях, ребёнок учится быть гражданином и развивает в себе природные таланты и дарования, то есть в нем формируется гармонически развитая личность. [4]

Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов. А ведь семья — это первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама — образцы для подражания. Если родители читают книги, дети тоже читают, если родители слушают классическую музыку, то и дети будут ей увлечены.

Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. Поэтому так актуально и важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем. Именно помочь! [1]

Уже давно известно, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Помимо этого совместная творческая деятельность — это интересное и увлекательное времяпровождение. [3]

С целью формирования у детей и родителей устойчивый интерес к народному творчеству и искусству, сформировалось уважение к труду и таланту мастеров, воспитывались чувства причастности к наследию прошлого, и позволяло бы с ним соприкоснуться — необходимо ввести личность ребенка и их родителей в поле родной культуры, в духовную атмосферу родного города. [4]

Всей семьёй, да за Гончарный круг! Айда лепить, да выкручивать!

Да знакомиться с гончарным искусством и традицией!

Путешествуем, да соприкоснемся с глиной!

Пойди туда не знаю куда — учат сказки! А куда идти, если не обозначено место?

Гончарный круг даёт однозначный ответ на этот вопрос. С помощью гончарного искусства, путешествие в мир глины и воображения. Научиться лепить фигуры из глины может каждый, главное — иметь желание, и чтобы под рукой всегда был мастер.

А мастер в нашем городе Волжский есть — это потомственный керамист Илья Козлов и его небольшая мастерская в промышленной части города вся заставлена причудливыми поделками из глины. Диковинные рыбы, медитирующая лягушка, львиные головы, ботинки и даже викинги. Секреты мастерства ему передавал отец — Анатолий Козлов. Илья заканчивал художественное училище, поэтому украсить глиняную фигуру узорами и рюшечками для мастера не составляет труда. Работы мастера украшают помещения в Москве, Петербурге, Германии, Италии.

Помните Пушкина: «У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том, и днем и ночью кот ученый, все ходит по цепи кругом». Так вот все это есть теперь у волжан, жителей 12-го микрорайона, наяву, настоящее чудо-юдо!

Илья проводит в городе мастер-классы для всех желающих. Примерно за час все смогут не только познакомиться с азами керамического дела, но и самостоятельно изготовить фигурку из глины.

В своей работе помимо основной программы, я использую региональную программу «Воспитание маленького Волжанина», которая ориентирует педагога ДОУ на поддерживающее и развивающее взаимодействие с ребенком 3–7 лет, родителями (семьей), педагогами школы, специалистами учреждений дополнительного образования и культуры. [5]

В рамках проекта группы «Народное прикладное искусство”, мы с детьми знакомились с разными ремеслами. [6]

Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны — неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. [6]

И у меня возникла идея во время реализации проекта при знакомстве детей с дымковской игрушкой, познакомить их с глиной именно в мастерской, чтобы они увидели в работе гончарный круг и попробовали разные способы работы с глиной своими руками. [2]

Для этого мной была организована поездка детей и их родителей в мастерскую керамиста Ильи Козлова. Я созвонилась заранее с мастером и была назначена встреча на субботу, количество человек взрослых и детей желательно не более 20, но все его мастер-классы платные.

Очень боялась, что моя идея не воплотится:

– из-за времени, субботнее утро;

– из-за места встречи, так как это промышленная зона;

– из-за количества людей, если вдруг мало согласиться;

– и конечно из-за материальной стороны.

Когда я предложила родителям эту поездку, к моему удивлению многие согласились и более того, приехали целыми семьями, включая и пап, и мам, и родственников семей. Сказать понравилось — это ничего не сказать, все были просто в восторге, и родители, и дети. Время пролетело незаметно. То ли от уютной атмосферы и расположения мастера, то ли от тепла дровяной печи и большого интереса к делу, а уходить не хотелось.

Шаг за шагом, просто и доступно гончар раскрывал секреты древнейшего мастерства: как отделить кусок глины нужного размера, сформировать правильную форму и поместить ее в самый центр круга; почему стенки у основания изделия должны быть толще и как правильно снять изделие с гончарного круга — те немногие моменты, которые рассказал и показал мастер в процессе работы.

Дети внимательно наблюдали за работой гончара, а затем каждый смог прикоснуться к творению мастера!

Мы изготовили подставки для ручек, кто в виде совы, кто кота, кто собачек. К слову, фото не передают всей теплоты и доброты, которые излучает Илья и его самобытные вещи ручной работы.

Не знаю, кто больше был в восторге — взрослые или дети...

Для нас мастер приготовил сюрприз, теперь в нашей группе появился глиняный кувшин от Ильи Козлова, с надписью нашего детского сада и группы. А также был выпущен журнал № 1/2017 «Росточки” c отчетом о проделанной работе в рамках проекта «Народное прикладное искусство”, где были представлены фотографии изготовления детьми изделий народных промыслов, отчетного концерта «Русская Ярмарка”, поездки с родителями и детьми в мастерскую, к мастеру по керамике Илье Козлову.

Дети — наше будущее, будущее нашей страны. Воспитаем ли мы подрастающее поколение духовно богатыми и нравственными, научим ли любить, уважать и передавать из поколения в поколение наше прошлое — зависит только от нас.

Литература:

  1. Взаимодействие с семьей в контексте ФГОС ДО // ДОУ. URL: https://shat-dou28.edumsko.ru/activity/fgos/post/111361 (дата обращения: 12.09.2018).
  2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Акаде мия, 2000., 300с.
  3. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 1. — С. 60–68.
  4. Евдокимова Е. С. Региональная программа гражданско-патриотической направленности «Воспитание маленького волжанина»
  5. Козлова А. В. Работа ДОУ с семьей / А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина. — М.: Сфера, 2004. — 112 с.
  6. Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия. Золотая библиотека увлечений. Издательство Хоббитека, 2017
Основные термины (генерируются автоматически): гончарный круг, родитель, ребенок, Козлов, воспитание ребенка, устойчивый интерес, совместная творческая деятельность, народное творчество, гончарное искусство, личность ребенка.

Ключевые слова

ребёнок, проект, народно-прикладное искусство, личность ребёнка, глина, родитель, совместная творческая деятельность, воспитание ребенка, мастер-керамист, гончарный круг

Похожие статьи

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих...

Но надо подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного

Творчество — это деятельность в процессе которой создается что-то новое, в результате

Расширению кругозора детей в области русского декоративно-прикладного искусства...

Отечественные традиции в духовно-нравственном развитии...

Знакомим детей с народно-декоративным искусством через все виды изо- деятельности: лепку

Например, в Центральной России — это резьба по дереву, изготовление гончарных изделий

Знакомя детей с многообразием народных художественных промыслов, давая им...

Специфика воспитания детей младшего школьного возраста...

Народное искусство — это наше историческое прошлое и огромный опыт человечества, при его изучении можно узнать не меньше, чем при

Естественно, этот процесс не завершается в школе. Но именно школа должна на всю жизнь пробудить в человеке интерес к искусству и...

Развитие творческих способностей ребёнка посредством...

Развитие творческих способностей детей в плане воплощения сценического образа.

Для того чтобы добиться результатов в художественном воспитании дошкольников, необходимо

Предлагая детям игру «Фраза по кругу» (я проснулась или проснулся), стремимся, чтобы...

Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления...

Деятельность детей по ознакомлению с искусством способствует развитию у них памяти

Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической практики и

В статье рассмотрена роль творческой деятельности в эстетическом воспитании детей...

Творческая деятельность как основа формирования...

Творчество и ребёнок — две неотъемлемых составляющих процесса развития.

Творческая деятельность — это такая форма деятельности человека, при которой создаётся

В человеке много задатков заложенных генетически и цель педагогов и родителей как можно раньше...

Устное народное творчество как средство воспитания...

‒ развивать интерес ребенка к устному народному творчеству

Народное творчество — это неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из

Использование различных видов устного народного творчества совместно с другими воспитательными средствами...

Влияние устного народного творчества на формирование...

Проблема развития психических процессов и способностей детей дошкольного возраста является весьма актуальной. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был умным, хорошо учился, с удовольствием читал, знал иностранный язык.

Как воспитать в ребенке творческую личность?

Искусство — средство эстетического воспитания, основа художественного воспитания и развития ребенка. Искусство окружает человека с момента рождения и вводит его в окружающий мир через систему художественных образов, произведений.

Похожие статьи

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих...

Но надо подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного

Творчество — это деятельность в процессе которой создается что-то новое, в результате

Расширению кругозора детей в области русского декоративно-прикладного искусства...

Отечественные традиции в духовно-нравственном развитии...

Знакомим детей с народно-декоративным искусством через все виды изо- деятельности: лепку

Например, в Центральной России — это резьба по дереву, изготовление гончарных изделий

Знакомя детей с многообразием народных художественных промыслов, давая им...

Специфика воспитания детей младшего школьного возраста...

Народное искусство — это наше историческое прошлое и огромный опыт человечества, при его изучении можно узнать не меньше, чем при

Естественно, этот процесс не завершается в школе. Но именно школа должна на всю жизнь пробудить в человеке интерес к искусству и...

Развитие творческих способностей ребёнка посредством...

Развитие творческих способностей детей в плане воплощения сценического образа.

Для того чтобы добиться результатов в художественном воспитании дошкольников, необходимо

Предлагая детям игру «Фраза по кругу» (я проснулась или проснулся), стремимся, чтобы...

Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления...

Деятельность детей по ознакомлению с искусством способствует развитию у них памяти

Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической практики и

В статье рассмотрена роль творческой деятельности в эстетическом воспитании детей...

Творческая деятельность как основа формирования...

Творчество и ребёнок — две неотъемлемых составляющих процесса развития.

Творческая деятельность — это такая форма деятельности человека, при которой создаётся

В человеке много задатков заложенных генетически и цель педагогов и родителей как можно раньше...

Устное народное творчество как средство воспитания...

‒ развивать интерес ребенка к устному народному творчеству

Народное творчество — это неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из

Использование различных видов устного народного творчества совместно с другими воспитательными средствами...

Влияние устного народного творчества на формирование...

Проблема развития психических процессов и способностей детей дошкольного возраста является весьма актуальной. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был умным, хорошо учился, с удовольствием читал, знал иностранный язык.

Как воспитать в ребенке творческую личность?

Искусство — средство эстетического воспитания, основа художественного воспитания и развития ребенка. Искусство окружает человека с момента рождения и вводит его в окружающий мир через систему художественных образов, произведений.

Задать вопрос