Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Экскурсия в музей» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (26) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 22.10.2019

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Ансимова Т. В., Потанина Н. А. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Экскурсия в музей» // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №9. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/141/4496/ (дата обращения: 24.10.2019).

Препринт статьи



Цели:

− развитие диалогической и монологической речи у детей;

− развитие активного словаря;

− закрепление грамматических категорий;

− развитие связной речи;

− развитие внимания, памяти, мелкой моторики;

− развитие познавательных интересов;

− уточнить и закрепить представление детей о родном крае.

Оборудование: репродукция картины В. Васнецова «Три богатыря», Старооскольская народная игрушка, предметные картинки (дом без дверей, окон, крыши, стен, стол без ножки, часы без стрелок), карандаши, картинки-модели для описания игрушки), коробка, раскраски с изображением Старооскольской игрушки.

Предварительная работа: рассматривание репродукции картины В. Васнецова «Три богатыря». Активизация словаря по лексическим темам: дикие, домашние животные, птицы, насекомые, профессии, растения, родной город, моя улица, мой дом. Рассматривание народных игрушек (дымковских, филимоновских). Составление рассказов — описаний об игрушке.

Ход занятия:

Организационный момент. Сообщение учителем-логопедом темы занятия.

Учитель-логопед: Сегодня я вас приглашаю на экскурсию в музей. Упражнение «Я начну, а ты закончи»:

Я пойду в музей. Он пойдет в музей. Она … Мы … Они … Вы …

Учитель-логопед: Чтобы пойти в музей, необходимо купить билеты. Для этого нам нужно посчитать.

Упражнение «Счет от 1 до 5" (Слова для счета: рубль, копейка, билет).

Учитель-логопед: Как вы думаете, от какого слова могло образоваться слово рубль? (рубить). Да, рубль — рубили от большого слитка серебра. В древней Руси монеты (копейки, рубли) чеканили из разных металлов.

Упражнение «Что из чего какое?»:

Монета из серебра какая? (серебряная).

Монета из золота какая? (золотая).

Монета из меди какая? (медная).

Деньги из бумаги какие? (бумажные).

Учитель-логопед: Я вас приглашаю пройти в исторический музей.

Послушайте стихотворение нашего Старооскольского поэта В. Щеколдина.

На месте «крепком», в чистополье,

Повелевал Великий князь

«Изладить город на Осколе»,

О чём и писан был указ.

И вот на солнечном просторе,

Где степь стелила ковыли,

Срубили крепость. И на взгорье

Оскольском город возвели.

Чтоб дали русские не меркли,

И ворог лютый Русь не жёг,

Подняли первым делом церкви

Да воеводский острожок.

В 1593 город под именем Оскол основан как застава на южных границах Русского царства. Город назван по имени реки, на берегах которой расположен. Вокруг крепости стали селится люди. Эти поселения стали называть слободы. Основную часть населения составляли военные и крестьяне. Очень часто на Руси называли города, улицы, мосты, переулки по названию профессий проживающих там людей. Гончарный переулок, я думаю, назвали так потому, что там жили гончары, Поварская улица, мне кажется, была названа так потому, что там большинство жителей работали поварами. Как назывались, да и сейчас называются, слободы нашего города?

Если в слободе жили казаки? (Казацкая).

Если в слободе жили ямщики? (Ямская).

Если в слободе жили стрельцы? (Стрелецкая).

Если в слободе жили пушкари? (Пушкарская).

Если в слободе жили ездоки — (Ездоцкая).

Учитель-логопед: Сейчас мы находимся в зале архитектуры. Поработаем с вами архитекторами. Перед вами картинки. В этих зданиях (домах) не хватает деталей, которые мастера должны достроить.

Упражнение «Без чего этот дом?» (Дом без окон, без дверей, без крыши, без стен).

Учитель-логопед: Археологи нашли во время раскопок разные старинные вещи, но, прежде чем они попадут в музей, их надо восстановить. Пройдите в мастерскую.

Дети дорисовывают недостающие части предметов (стол без ножки, часы без стрелки, чайник без носика, пальто без рукава, чашка без ручки).

Учитель-логопед: А теперь пройдите в зал «Я и мое имя». В Древней Руси имена могли давать людям от наружности, подчеркивающих внешний вид человека, черт его характера, профессий, названий животных, птиц, растений.Какие фамилии могли образоваться от названий животных?

Заяц (Зайцев), волк (Волков), мышь (Мышкин), кошка (Кошкин), медведь (Медведев), белка (Белкин), корова (Коровин), бык (Быков).

Какие фамилии могли образоваться от названий птиц?

Галка (Галкин), сорока (Сорокин), сокол (Соколов), орел (Орлов), воробей (Воробьев), голубь (Голубев).

Какие фамилии могли образоваться от названий насекомых?

Жук (Жуков), бабочка (Бабочкин), мотылек (Мотыльков), муравей (Муравьев).

Какие фамилии могли образоваться от названий растений, кустарников, деревьев?

Калина (Калинин), малина (Малинин), цветок (Цветков), ромашка (Ромашкин).

Какие фамилии могли образоваться от названий профессий?

Гончар (Гончаров), мельник (Мельников), кузнец (Кузнецов).

Учитель-логопед: Наряду с именами на Руси встречались и прозвища. Они определяли какие-либо свойства человека, указывали на происхождение из определенной местности или национальность. В нашем музее хранится репродукция картины Виктора Васнецова «Три богатыря».

Как вы думаете, почему дали такое прозвище Илье — Муромец? (Илья был родом из города Мурома). Почему, по вашему мнению, Добрыне дали прозвище Никитич? (Сын Никиты). Почему, по вашему мнению, Алеше дали прозвище Попович? (Сын попа).

Учитель-логопед: У наших богатырей не просто сила, а … (силища).

У богатыря не просто кулак, а … (кулачище).

У него не просто рука, а огромная …(ручище).

Обут богатырь в огромные … (сапожище).

У богатыря громкий голос… (голосище).

У него не просто нога, а огромная … (ножище).

Учитель-логопед: Если мы сравним богатыря Илью Муромца и гномика, то:

У богатыря большие руки, а у гномика … (ручки).

У богатыря большая нога, а у гномика … (ножка).

У богатыря большой нос, а у гномика … (носик).

У богатыря большой глаз, а у гномика … (глазик).

У богатыря большая рубашка, а у гномика … (рубашечка).

Учитель-логопед:Вмузее хранится коробка. Спрятана в ней русская народная игрушка. А вот какая, вы узнаете, если зададите мне вопросы.

После каждого вопроса дети выставляют схему — модель.

Спросите у меня, какая это игрушка? Кто изображен? (Это птица? –нет. Это человек? — нет. Это животное? — да).

Спросите у меня, какое это животное? (Это медведь? — нет. Это корова? — нет. Это заяц? — нет. Это лиса? — нет. Это барашек? — да).

Спросите у меня, из чего сделана эта игрушка? (Из соломы? — нет. Из дерева? — нет. Из лоскутков ткани? — нет. Из глины? — да).

Спросите у меня, чем украшена игрушка? (На игрушке нарисованы цветы? — нет. На игрушке нарисованы полоски? — нет. На игрушке нарисованы круги? — да).

Спросите у меня, какого цвета круги? (Круги белые? — нет. Круги желтые? — нет. Круги красные? — да).

Далее учитель-логопед предлагает детям составить рассказ об игрушке с опорой на схему, по цепочке, без опоры на схему.

Итог занятия. Учитель-логопед предлагает детям вспомнить, что делали на занятии, сказать, что больше всего понравилось делать, а что вызвало затруднения.

Задать вопрос