Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей с использованием технологии мнемотехники в подготовительной к школе группе | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (26) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 13.10.2019

Статья просмотрена: 2520 раз

Библиографическое описание:

Исакова, Н. А. Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей с использованием технологии мнемотехники в подготовительной к школе группе / Н. А. Исакова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 9 (26). — С. 56-60. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/141/4491/ (дата обращения: 19.04.2024).



Тема: «Одежда, обувь, головные уборы»

Тип: познавательно-речевое.

Вид детской деятельности: коммуникативная, речевая, познавательная, конструктивная.

Цель: систематизировать и закрепить знания детей по лексической теме одежда, обувь, головные уборы.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  • Закрепить объем знаний по пройденной теме.

− Провести связь одежды, обуви, головных уборов с временами года.

− Во время работы с таблицами добиваться связной речи, правильного построения предложений, полного ответа.

− Учить детей конструировать обувь по данному образцу-контуру, правильно подбирая детали разной формы и называя части обуви, а также виды материала.

− Совершенствовать наглядно-образное мышление.

Развивающие задачи:

− Развивать у детей умственную активность, сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

− Развивать тактильное восприятие, мелкую моторику в работе с кусочками ткани, кожи, пуговицами, фурнитурой.

− Развивать разные виды памяти, внимания, логического мышления.

Воспитательные задачи:

− Воспитывать бережное, аккуратное отношение к своей одежде и одежде других.

Используемые материалы:

Коллаж «Незнайка на швейной фабрике», таблица «Вязаные вещи»,мнемотаблицы,мнемозагадки об одежде,таблица с прорисованной обувью, детали из кожи для конструирования обуви, молнии, шнурки разного цвета и длины, кусочки ткани (толстые и тонкие), пуговицы разного цвета, размера, формы, образцы вязаной одежды, таблицы «Найди закономерность и продолжи ряд»,игрушка «Незнайка».

Предварительная работа:

Рассматривание картинок по теме: «Одежда, обувь, головные уборы»; беседы о назначении одежды, обуви, головных уборов и различие по сезонам; чтение сказок «Про то, как одежда обиделась«, «Как рубашка в поле выросла»; отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением людей, одетых по сезону; дидактическая игра «Отгадай одежду по описанию»; знакомство с различными видами тканей и ниток; рассматривание моделей одежды, обуви, головных уборов в журналах мод.

Ход занятия:

— Ребята, кто это?

Мы познакомились с непоседливым мальчиком Незнайкой. Он очень подвижный, любит влезать в новые дела, быстро их бросает, везде лазает. От этого одежда его становиться неаккуратной, грязной, ботинки порвались, галстук помят. Как-то раз Незнайка переоделся в чистую одежду, новые ботинки и решил выйти во двор. Ботинки Незнайку привели совсем в другое место.

  1. Коллаж «Незнайка на швейной фабрике» (приложение №1).

— Где оказался Незнайка? (На швейной фабрике)

— Что увидел Незнайка на швейной фабрике? (Много швейных машин)

— Что делают женщины на швейной фабрике? (Шьют одежду)

— Как называют женщин? (Швея)

— Что шьют на швейной фабрике? (Пальто, рубашки, брюки)

— Что это? (Рулоны ткани разного цвета, толстая и тонкая)

— Квадрат по времени года. Что это? (Одежда по временам года)

— Какую одежду шьют из толстой ткани? (Из толстой ткани шьют зимнюю и осеннюю одежду)

— Какую одежду шьют из тонкой ткани? (Из тонкой ткани шьют летнюю, весеннюю одежду.)

— Что это? (Катушки ниток разного цвета. Для ткани зеленого цвета подбирают нитки зеленого цвета и т. д.)

— Почему сантиметр? (Снимают мерки, чтобы правильно сделать выкройку нужного размера)

— Почему ножницы? (Закройщик разрезает ткань ножницам, кроит)

— Почему иголка с ниткой? (Пришивать пуговицы)

— Цифра четыре в виде пуговиц. Куда пришивают пуговицы и какие? (К рубашкам пришивают мелкие пуговицы, а к пальто — крупные пуговицы)

— Что такое головные уборы? (Вещи, служащие одеждой для головы)

— Четыре головных убора по временам года. (На фабрике также шьют и головные уборы — зимние, осенние, весенние, летние. Из толстой ткани берет, кепка, из меха — зимняя шапка, из тонкой ткани панама)

— Расскажем Незнайке, как надо ухаживать за вещами. Что это? (Шкаф для одежды)

— Что висит в шкафу? (В шкафу на вешалках висит пальто, платье, пиджак, куртка)

— Что лежит на верхней полке? (На верхней полке лежат головные уборы)

— Утюг и щетка (Утюг — гладить, отпаривать, щетка — чистить одежду и содержать ее в порядке)

— Почему буква «О»? (Одежда.)

— Поищем связь с цифрой четыре. (Четыре времени года в квадрате, четыре катушки ниток, четыре головных убора, четыре предмета одежды висят в шкафу, четыре пуговицы на пальто)

— А сейчас, дети, еще раз внимательно посмотрите и запомните порядок расположения картинок на коллаже.

Переворачиваю коллаж и предлагаю устно воспроизвести по памяти все изображения на коллаже с обозначением их местоположения.

— Я думаю, что, послушав вас, Незнайка узнал много нового и интересного о том, кто трудиться, чтобы одежда его была красивая и добротная, о том, как надо ухаживать и содержать ее в порядке.

  1. Работа скусочками ткани ипуговицами на тактильность. Определение толщины ткани и соответствие с временем года, подбор пуговиц по величине к толщине ткани. Выстраивание ряда пуговиц по образцу.

3. Работа стаблицей «Вязаные вещи» (приложение №2).

— Наш непоседливый Незнайка обнаружил вещи, которые не сшиты на швейной машине и ходит озадаченный. Давайте расскажем Незнайке о них.

— Какие вещи у нас в руках — сшитые или нет? (Нет, у нас вязаные вещи)

— С помощью таблицы мы расскажем Незнайке, что такое вязаные вещи.

— Что в центре таблицы? (Синий свитер)

— Посмотрите от него к каждому предмету идут лучики. Сейчас мы разберемся вместе, какая здесь связь.

Свитер — овечка (шерсть), свитер — краски (шерсть разного цвета), свитер — моток — клубок, свитер — спицы, свитер — брюки, свитер — мальчик, свитер — шапка, свитер — печка.

— А сейчас составляем связный рассказ о том, как появляется вязаная вещь.

Примерный рассказ: Чтобы связать свитер надо сначала вырастить овечку, подстричь ее, собрать шерсть. Покрасить шерсть красками разного цвета. В магазине продается шерсть в мотках, перемотать в клубок. Связать на спицах свитер, теплый как печка. Еще можно связать шарф, перчатки, шапку, варежки, кофту. Дети и взрослые будут носить свитер с брюками, с юбками, с платьем.

4. Физминутка

Вот Незнайка потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Шляпу видно не нашел.

Чтобы шляпу ту достать

Надо на носочки встать. (Попрыгать)

5. Составление рассказов— описаний одежды по плану— мнемотаблице.

— Мы много сегодня говорили об одежде. Но упустили главное, не рассказали о своей одежде, она у вас самая красивая и очень разная. Давайте научим Незнайку составлять рассказ.

− Цвет (Какого цвета одежда?)

− Детали (Из каких деталей одежда?)

− Контур, знак вопроса (Из какого материала сшита?)

− Погода (Для какого времени года эта одежда?)

− Мужчина, женщина, ребенок (Эта одежда мужская, женская, детская?)

− Рука (Что можно сделать с одеждой?)

Примерный рассказ: У меня есть любимое платье. Оно голубого цвета с мелкими белыми цветочками. У платья есть кокетка, юбка, рукава, манжеты, воротник, застежка — молния, карманы и поясок с пряжкой. Платье сшито из тонкого шелка, оно шелковое. Это нарядное летнее детское платье. Платье можно постирать, погладить, его можно носить, а если оно порвется, то я его зашью.

6. Отгадывание мнемозагадок.

— Дети, Незнайка приготовил вам загадки. Давайте их отгадаем.

Дети отгадывают мнемозагадки и объясняют, как они догадались.

Примерный рассказ по мнемотаблице: Я думаю это ботинки, потому что они бывают коричневого, черного и серого цвета. Они сделаны из кожи, они кожаные. У них есть шнурки, язычок, маленький каблучок, подошва. Ботинки носят осенью, зимой и весной. Ботинки — это мужская обувь.

(джинсы)

(шапка)

(платье)

Картинки-отгадки помещаются на фланелеграф.

7. Конструирование кожаной обуви.

— Все задания выполнены и теперь мы с вами будем художниками — модельерами и создадим свою коллекцию обуви.

Примерный рассказ: У меня получился зимний сапог на толстой подошве, низком каблуке из кожи черного цвета с высоким голенищем на меху с застежкой молния. Счет деталей.

— Сегодня вы создали свою коллекцию обуви для каждого времени года. Молодцы.

Итог:

− Кто к нам сегодня приходил?

− Что мы сегодня делали?

− Какие моменты вам больше всего запомнились?

Приложение №1. Коллаж «Незнайка на швейной фабрике».

Приложение №2. Работа стаблицей «Вязаные вещи».

Основные термины (генерируются автоматически): одежда, швейная фабрика, Незнайка, примерный рассказ, свитер, вещь, головной, толстая ткань, тонкая ткань, убор.

Похожие статьи

Этапы технологического процесса изготовления швейных изделий

Технологический процесс массового изготовления швейных изделий состоит из последовательно осуществляемых стадий обработки: подготовки тканей к раскрою, раскроя, обработки отдельных деталей и сборочных единиц, их соединения и отделки.

Ткань как материал для поделок (из опыта работы)

Дети пытаются наклеивать лоскутки ткани, создавая узор методом аппликации. Они могут также вырезать из ткани различные фигуры и наклеить их на поверхность. Надо использовать тонкие ткани, чтобы дети могли их легко разрезать ножницами, придавать им нужную форму.

Одежда народов Сибири | Статья в журнале «Юный ученый»

Введение. Народный костюм всегда был отличительной основой народов Севера. По народному костюму можно было всегда отличить разные народы. К сожалению в настоящее время русский национальный костюм можно увидеть лишь в музее.

Формирование лексико-грамматических категорий у детей с общим...

Шил одежду на заказ, Ткани выбирал для вас, Креп, парчу, шерсть и атлас, А потом снимал он мерку, Делал выкройку с примеркой

Игра «Исправь ошибку». Петрушка (Незнайка) сшил одежду, неправильно используя материалы: Я сшил пальто из ситца — ситцевое пальто

Ижемский народный костюм: история, традиции, современность

Покупные ткани стали распространяться со второй половины ХIX в. Головные уборы женщин разнообразны. Девушки носили повязки (ленты), обручи с лентами (бабаюр), платки, шали, а у замужних женщин шли платки, кокошники, которые назывались на коми языке чышъян.

Описание одежды как характеристика персонажа художественного...

Наименования одежды представляют собой обширный пласт лексических единиц, обозначающих одежду (предметы одежды

Роскошности ее нарядов, как и вкусу, завидовали многие. Не только внешняя привлекательность девушки, но и красота уборов были ее...

Выбор ткани для производства эстетической одежды

Важным источником для изучения национальных тканей Узбекистана служат коллекции тканей

В перспективе швейных предприятий предусмотрено создание товаров с учётом

Натуральные шёлковые ткани вырабатывают из тончайших нитей, получаемых из коконов...

Роль платка в создании модного образа | Статья в журнале...

Платок — головной убор, который не перестаёт удивлять.

История платка на Руси начинается примерно в 12 веке: тогда женщины носили так называемое головное полотенце — убрус.

Это были довольно большие платы из тонкого шелка с разноцветными полосами.

Изучение сварных соединений в швейном производстве

В статье изучен технологический процесс изготовления швейных изделий из термопластичных материалов сварными соединениями. Выявлены преимущества и недостатки этой технологии.

Похожие статьи

Этапы технологического процесса изготовления швейных изделий

Технологический процесс массового изготовления швейных изделий состоит из последовательно осуществляемых стадий обработки: подготовки тканей к раскрою, раскроя, обработки отдельных деталей и сборочных единиц, их соединения и отделки.

Ткань как материал для поделок (из опыта работы)

Дети пытаются наклеивать лоскутки ткани, создавая узор методом аппликации. Они могут также вырезать из ткани различные фигуры и наклеить их на поверхность. Надо использовать тонкие ткани, чтобы дети могли их легко разрезать ножницами, придавать им нужную форму.

Одежда народов Сибири | Статья в журнале «Юный ученый»

Введение. Народный костюм всегда был отличительной основой народов Севера. По народному костюму можно было всегда отличить разные народы. К сожалению в настоящее время русский национальный костюм можно увидеть лишь в музее.

Формирование лексико-грамматических категорий у детей с общим...

Шил одежду на заказ, Ткани выбирал для вас, Креп, парчу, шерсть и атлас, А потом снимал он мерку, Делал выкройку с примеркой

Игра «Исправь ошибку». Петрушка (Незнайка) сшил одежду, неправильно используя материалы: Я сшил пальто из ситца — ситцевое пальто

Ижемский народный костюм: история, традиции, современность

Покупные ткани стали распространяться со второй половины ХIX в. Головные уборы женщин разнообразны. Девушки носили повязки (ленты), обручи с лентами (бабаюр), платки, шали, а у замужних женщин шли платки, кокошники, которые назывались на коми языке чышъян.

Описание одежды как характеристика персонажа художественного...

Наименования одежды представляют собой обширный пласт лексических единиц, обозначающих одежду (предметы одежды

Роскошности ее нарядов, как и вкусу, завидовали многие. Не только внешняя привлекательность девушки, но и красота уборов были ее...

Выбор ткани для производства эстетической одежды

Важным источником для изучения национальных тканей Узбекистана служат коллекции тканей

В перспективе швейных предприятий предусмотрено создание товаров с учётом

Натуральные шёлковые ткани вырабатывают из тончайших нитей, получаемых из коконов...

Роль платка в создании модного образа | Статья в журнале...

Платок — головной убор, который не перестаёт удивлять.

История платка на Руси начинается примерно в 12 веке: тогда женщины носили так называемое головное полотенце — убрус.

Это были довольно большие платы из тонкого шелка с разноцветными полосами.

Изучение сварных соединений в швейном производстве

В статье изучен технологический процесс изготовления швейных изделий из термопластичных материалов сварными соединениями. Выявлены преимущества и недостатки этой технологии.

Задать вопрос