Приобщение детей к музыке через восприятие звуков окружающего мира | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (26) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 09.10.2019

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Савина Ю. В. Приобщение детей к музыке через восприятие звуков окружающего мира // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №9. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/141/4490/ (дата обращения: 24.10.2019).

Препринт статьи



В статье рассматривается последовательное приобщение ребёнка к миру музыки через звуки, окружающие его в повседневной жизни.

Послушай: музыка вокруг.

Она во всем — в самой природе,

И для бесчисленных мелодий

Она сама рождает звук.

Звуки окружают ребёнка с того момента, как он появился на свет, и даже гораздо раньше, и взрослым необходимо сделать всё, чтобы музыка стала важной составляющей в его жизни. Каждый ребёнок проявляет интерес к музыке, пытается напевать, отбивать ритм хлопая в ладошки или топая ножками. Практически все родители пытаются увлечь ребёнка музыкой, но не у всех получается преуспеть в этом нелёгком деле, и многие взрослые разочаровываются. После чего можно услышать от родителей, что у ребёнка нет способностей к музыке. А у ребёнка надолго, а временами и навсегда, остаётся отношение к музыке как к чему-то недоступному и не интересному. Часто так и не удаётся найти ниточку, потянув за которую, можно открыть прекрасный музыкальный мир любого ребёнка, а не только «музыкально одарённого»! Найти эту ниточку и аккуратно потянуть за неё необходимо. Если мы хотим гармонического развития личности, то вначале своего пути к миру музыки используйте музыку просто как замечательное воспитательное средство. Когда ребёнок постигает мир музыкальных звуков, он учится слушать окружающий мир, учится выражать музыкальными звуками свои впечатления. Даже самый маленький ребёнок не только слышит самые разные звуки, но по-разному на эти звуки откликается, различает их. Значит и начать помогать ему слышать эти разные звуки нужно как можно раньше.

Иногда мамы пытаются чем-то занять своего малыша, используя крышки от посуды, в которые он с радостью стучит, и родители даже не подозревают, что игра, которую они придумали для своего ребёнка, имеет непосредственное отношение к развитию слуха. А что такое музыкальный слух? Многие думают, что музыкальный слух необходим в большей степени только профессиональным музыкантам. Давайте разберёмся… Музыкальный слух проявляется не только в музыкальной деятельности, не только в способности узнать и воспроизвести ту или иную мелодию, хороший музыкальный слух — это способность расслышать звуки, которые живут вокруг нас, это умение их различать и выбирать для общения с окружающими. Неоднократно приходилось наблюдать, как однообразно и монотонно некоторые взрослые читают книги малышам. Они не замечают разнообразия интонации речи окружающих и не умеют воспроизвести разнообразные интонации. У таких людей не развит слух, видимо возможности развития их слуха были когда-то упущены.

Дети очень рано что-то напевают себе под нос, довольно точно воспроизводя услышанную и понравившуюся мелодию. Как правило, детей привлекает человек, играющий на музыкальном инструменте, им нравится красивое, выразительное чтение стихов, парящие под музыку в танце силуэты. Малыши тянутся к звукам и им нужно в этом помогать. Покупая детям игрушки, взрослые заботятся о том, чтобы они были яркими и красивыми, но, как правило, мало кто задумается окружить ребёнка звучащими игрушками или предметами, ведь от них много шума. А дети, подрастая, из всего что их окружает, пытаются найти именно звучащие предметы. Сначала бросают погремушки, те же самые крышки от кастрюль. Далее начинаются всё новые открытия: ударяя ложкой по кастрюле слышим один звук, по кружке — другой, по тонкому стакану — третий. Какой удивительно красивый звон долго стоит в комнате и радует маму! Обязательно нужно помочь малышу сделать следующие шаги в изучении звуков. При этом нужно обязательно припомнить какие именно звуки увлекли ребёнка, когда это было, при каких обстоятельствах, ведь общаясь со звуками вместе с ребёнком, легче будет руководить музыкальным развитием малыша.

Дети любят подражать каплям дождя, которые стучат по крыше, хлопая в ладоши. Это занятие можно усложнить. Например, если вслушаться, то кажется, что звуки с каждым разом звучат всё тише, при усилии воображения представляется — они даже как бы делаются глуховатыми и таинственными. Затем несколько раз хлопнуть ладонями «ковшичками», а потом выпрямленными ладонями (пальцы должны совпадать). Если внимательно вслушаться, то в первом случае звук получается глухой, как бы более низкий, а во втором — более звонкий и высокий. Играйте вместе с детьми, фантазируйте, радуйтесь вместе этим нехитрым открытиям.

Природный звучащий инструмент есть у каждого ребёнка, пользоваться им совсем не сложно. Важно, чтобы с вашей помощью дети учились не только стучать, хлопать, но и прислушиваться, искать и находить разницу в звучаниях. При этом игра со звуками будет не просто удовольствием и радостью, а хорошей предпосылкой для развития и совершенствования умения слушать и слышать.

Очень важно для развития слуха научить ребёнка слышать звуки природы. К сожалению, взрослые, гуляя с детьми в лесу, в парке, не прислушиваются к звукам, окружающим их. Они не слышат звуков хрустнувшей ветки, шума ветра, шелеста листьев… А если прислушаться вместе с ребёнком к звукам леса, а потом постараться различить, где и что звучит, поговорить с ребёнком, попросить его рассказать о своих впечатлениях, обратить внимание, как кукует кукушка, чирикает воробей и так далее…. Постепенно ребёнок научится различать птиц. Какая птица громче издаёт звук, а какая тише…. Какой звук ребёнку нравится больше….

Постепенное знакомство ребёнка со звуками природы плавно подводит его к знакомству с музыкой, и оно проходит менее болезненно и более успешно.

Литература:

  1. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. — М.: Просвещение, 1991.
  2. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 1989.
  3. Дедулевич М. Н. Прогулки в природу. — М.: Просвещение, 2003 г.
  4. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. — Москва.: Владос, 2000.
  5. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. — М.: Педагогика, 1998.
  6. «Разговор муравьев». «Наука и жизнь», 1978, N0.1, стр. 141
  7. «Энциклопедия»/ Сост. Б. В. Зубков С. В. Чумаков. 2-е изд., М.: Педагогика, 1987.
Задать вопрос