Творческий педагогический проект «Модернизированная буровая установка» (из опыта работы) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (26) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 07.10.2019

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Дубова Г. А., Савельева А. И. Творческий педагогический проект «Модернизированная буровая установка» (из опыта работы) // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №9. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/141/4468/ (дата обращения: 24.10.2019).

Препринт статьи



Среди многообразия инновационных технологий в дошкольном образовании особое место занимает Лего-конструирование и робототехника. Образовательная деятельность с использованием данной технологии очень интересны для детей, они воспринимают задания как игру, поэтому помогает более эффективно усвоить программный материал. Образовательные области в ДОО не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, а с помощью применения Лего-конструирования легко можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование, с художественно-эстетическим развитием (когда мы говорим о творческом конструировании), с социально — коммуникативным развитием и с другими образовательными областями.

При работе с одаренными детьми, выяснилось, что у детей возник большой интерес к технике нефтедобывающей промышленности, в связи с этим, мы подготовили краткосрочный педагогический проект под названием «Модернизированная буровая установка»

Конструирование (создание) новых машин или механизмов, предназначенных для бурения скважин, представляет собой сложный творческий процесс, вследствие специфических условий работы.

Мы предположили, что к современным конструкторам буровых установок предъявляются очень высокие требования, которым он должен соответствовать, поэтому актуальность, выбранной нами темы, состоит в том, чтобы уже в дошкольном возрасте дети проявили интерес к нефтедобывающей отрасли и развивали конструкторские возможности.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Благодаря Лего- конструированию на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.

Цель проекта: Развитие технического творчества и формирование научно — технической ориентации у одаренных детей старшего дошкольного возраста посредством конструирования из конструктора lego-education 9689Задачи проекта:

– Развивать у одаренных детей познавательный интерес к изучению нового материала;

– Формировать любознательность и воображение;

– Воспитывать умение обдумывать, искать различные способы построек техники, буровой установки;

– Развивать конструкторские возможности;

– Создавать условия для совершенствования коммуникативных способностей в процессе совместных действий;

– Приобщать к научно — техническому творчеству: развивать умение постановки технической задачи, сбирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел

Этапы внедрения проекта:

Организационный:

  1. Составление поэтапного плана работы над данным проектом.
  2. Анализ проблемы: повышение познавательного интереса детей в различных видах деятельности посредством игр с предметами, развитие творческих способностей через исследовательскую деятельность;
  3. Создание банка идей по данной теме; подбор дидактического материала, наглядных пособий; подбор методической литературы по данной теме.
  4. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического внедрения проекта, обогащения предметно — развивающей среды для развития творческого потенциала детей.

Основной:

  1. Планирование деятельности и мероприятий.
  2. Разработка конспектов по конструированию и робототехнической деятельности.
  3. Экспериментальная деятельность по созданию современной буровой техники

Заключительный:

  1. Изготовление макета современной нефтяной станции;
  2. Проведение выставки продуктивной деятельности с презентацией детей о проделанной работе;

Результат проекта: Выставка и презентация, изготовленного совместно с детьми макета нефтяной станции; развитие конструкторских способностей одаренных детей, познавательного интереса, творческо-технической активности; воображения, самостоятельной познавательной игровой деятельности; мелкой моторики; умения активно сотрудничать с детьми и взрослыми в условиях простых проблемных ситуаций.

Условия реализации проекта:

– Учёт интересов ребёнка.

– Деятельность без принуждения.

– Тематика из близкого окружения. Проблемная ситуация должна быть доступна для понимания.

– Предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы.

– Ненавязчивое привлечение родителей в совместную работу над проектом, создание атмосферы совместного с ребёнком творчества.

– Соблюдение принципа последовательности в работе над проектом.

– Совместное с педагогом достижение цели.

В ходе подготовительного этапа проекта календарный план включал тематический цикл таких тем как «Все работы хороши, выбирай на вкус», «Маленькие исследователи», «Транспорт».

Основной этап проекта (постановка цели и организация работы) включал НОД, беседы, физминутки, пальчиковые игры, игры с разными видами конструкторов. Использовали игровой самомассаж с конструктором Лего с элементами пальчиковой гимнастики для активизации речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук, релаксации и повышения иммунитета детей.

В своей работе с одаренными детьми применяли гимнастику для глаз с использованием деталей конструктора Лего.

В течении реализации проекта были использованы различные дидактические игры с использованием Лего-конструирования и робототехники, например, такие как: «Собери согласно схеме», «Собери и измени», «Найди недостающую деталь» и др. Данный комплект игр предназначен развивать у дошколят ранние инженерно-проектные навыки, например, навыки конструирования, решения задач и прототипирования. Кроме того, данные игры позволили нам изучить различную строительную технику и ее функционал.

В реализации данного проекта активное участие принимали родители воспитанников. Так, для ознакомления с профессиями нефтяной отрасли о своей работе провел беседу отец одного из участника проекта, где рассказал о своей специальности, должностных обязанностях, провел фото презентацию своей работы. Дети с восторгом приняли участие в беседе. Далее родители провели экскурсию со своими детьми по местам добычи нефти и газа, посетили памятник первопроходцам Сергиевской нефти, где дети наяву увидели какая это важная и тяжелая профессия.

Заключительная часть проекта включал в себя изготовление с детьми модернизированной буровой установки, которая отличается не только способностью бурения скважин, но и самоходностью, нефтеперерабатываемостью. В результате такой работы, мы создали макет, прототип настоящей нефтебазы. Макет, сделанный совместно воспитателями и детьми — наглядный демонстрационный материал для закрепления полученных знаний об этапах нефтедобыче.

Проект завершился проведением выставки продуктивной деятельности с презентацией детей о проделанной работе на областном фестивале «Изумруды», где дети заняли второе место.

Дошкольный возраст — самое лучшее время для зажжения в ребенке интереса к техническому творчеству. Целенаправленное систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию играет большую роль при подготовке к школе, оно способствует формированию умения учиться, добиваться результатов, получать новые знания в окружающем мире, закладывают первые предпосылки учебной деятельности. Важно, что эта работа не заканчивается в детском саду, а имеет продолжение в школе.

Задать вопрос