Конспект литературно-художественного занятия в старшей группе «Вот и осень к нам пришла» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (25) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 01.10.2019

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Мастяйкина Т. В., Абрамова Е. В., Тихонова М. С. Конспект литературно-художественного занятия в старшей группе «Вот и осень к нам пришла» // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №8. — С. 71-73. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/140/4472/ (дата обращения: 24.10.2019).



Цель: воспитание бережного отношения к природе

Задачи:

  1. Расширить представления детей об осенней природе, сезонных изменениях в природе.
  2. Учить определять настроение в поэтических произведениях и живописи.
  3. Познакомить детей с творчеством художника И. И. Левитана и композитора П. И Чайковского.
  4. Воспитывать интерес к живописи, классической музыке, прививать любовь к родной природе.

Демонстрационный материал: иллюстрации на осеннюю тему, репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень», аудиозапись П. И. Чайковского «Осенняя песня» — «Октябрь».

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, послушайте стихотворение и скажите, о каком времени года говориться в нем.

Вот художник, так художник.

Разукрасил все, что мог.

Даже самый сильный дождик.

Эти краски смыть не смог.

А теперь ответить просим,

Кто художник этот? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы. Сегодня мы с вами поговорим об осени.

— Скажите, а вам нравится это время года? (ответы детей)

— Что вы можете рассказать о нём? (ответы детей)

(Дети рассказывают о признаках осени, об осенней природе и погоде)

Воспитатель: Об осени можно говорить очень много. Погода в это время года часто меняется: небо может вдруг покрыться тучами и пойти дождь.

На улице становится серо и хмуро, настроение от этого становится грустным, печальным, потому что жаль тёплой погоды, летних погожих деньков. Но осенью бывает и другая погода. Как вы думаете какая? (ответы детей) Правильно, солнечная, ясная, чуть прохладная, но ещё тёплая.

В это время всегда любуешься красотой осенней природы. Про осень очень красиво и интересно рассказывают поэты в своих стихотворениях.

Скажите, а вы знаете, кого называют поэтами? (ответы детей)

(это люди, которые пишут стихи)

Воспитатель: Давайте послушаем стихотворения, которые нам расскажут наши дети.

1 ребенок: «Вот иосень», Виктор Приходько

Вот и осень перед нами:

Сжато поле, скошен луг.

И над лесом косяками

Гуси тянутся на юг.

За сараем стог соломы

И рябина во дворе

Из окна родного дома

Видно сельской детворе.

Частый дождь в окно трезвонит.

Ветер, шастая везде,

Золотые листья гонит

По серебряной воде.

Молодец, как хорошо громко прочитала стихотворение.

2 ребенок: «Осень», Евгений Головин

Осень. По утрам морозы.

В рощах желтый листопад.

Листья около березы.

Золотым ковром лежат.

В лужах лед прозрачно — синий.

На листочках белый иней.

Молодец, четко с выражением прочитала стихотворение.

3 ребенок: «Поздняя осень», Юлия Капустина

У берега не смело.

Ложится хрупкий лед.

Печально туча серая.

По дну пруда плывет,

Суровой дышит осенью

Прозрачная вода.

Деревья листья сбросили,

Встречая холода.

Воспитатель: Молодцы! Какие красивые стихотворения вы прочитали. Они все про осень, но настроение у каждого разное изображена осень ранняя, поздняя, золотая осень. Не будим грустить.

Предлагаю поиграть в игру «Да или нет — скажи быстро ответ».

Осенью растут цветы? (нет)

Осенью растут грибы? (да)

Тучки солнце закрывают? (да)

Колючий ветер прилетает? (да)

Туманы осенью плывут? (да)

Ну, а птицы гнезда вьют? (нет)

А букашки прилетают? (нет)

Урожай все собирают? (да)

Птичьи стаи улетают? (да)

Часто-часто льют дожди? (да)

Достаем ли сапоги? (да)

Можно детям загорать? (нет)

Ну, а что же надо делать?

Куртки, шапки одевать? (да)

Воспитатель: Молодцы! Как все дружно и правильно, сумели повторить все приметы осени.

— Не только поэты описывали красоту осенней природы в своих стихотворениях, но и композиторы.

Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский тоже писал произведения про времена года, но только — музыкальные. Сейчас мы с вами послушаем музыкальную пьесу. Она называется «Октябрь», «Осенняя песня».

— Какая музыка прозвучала: веселая или грустная? (ответы детей)

— Какие чувства, какое настроение она у вас вызвала? (Грусть, печаль.)

Воспитатель: Как вы думаете, что рисует своей музыкой композитор?

(Правильно, композитор своей музыкой «рисует», как по деревьям пробегает ветерок. Но вот порывы ветра усиливаются, и листья летят в воздухе, кружатся, сначала медленно, затем быстрее и быстрее и опускаются на землю.)

А теперь мы с вами покружимся как разноцветные осенние листочки и немного отдохнем под музыку Петра Ильича Чайковского.

Физминутка

Мы листики осенние, на ветках мы сидим (присесть).

Дунул ветер — полетели, мы летели, мы летели (легкий бег по кругу).

И на землю тихо сели (присесть).

Ветер снова набежал, и листочки все поднял (легкий бег по кругу).

Закружились, полетели, и на землю тихо сели.

Воспитатель: Молодцы!

— Скажите, кого называют художниками?

Дети: (это люди, которые пишут картины)

Воспитатель: Посмотрите на экран, это художник Исаак Ильич Левитан, который написал эту картину, давайте с вами рассмотрим репродукцию картины и попробуем придумать название к ней (ответы детей «Золотая осень)

Воспитатель: Действительно так и есть — Исаак Левитан выбрал для своей картины название «Золотая осень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей: много желтого цвета)

— Правильно, ребята. Все на этой картине как будто золотое: пышное убранство берез, яркий солнечный свет осеннего дня...

— Какие приметы осени вы видите на этой картине? (Ответы детей)

— Какое небо? (Яркое, солнечное, голубое, прохладное)

— Какой день изображен на картине: ясный или пасмурный? (Ясный)

— Есть ли на небе облака? Какие они? (Белое облачко)

— Как вы думаете, какое настроение у берез? (Веселое, радостное, игривое настроение, они гордятся своими золотыми платьями)

— А вы заметили одинокий цветок у ручья? (Ответы детей) Как вы думаете, какое настроение у цветка? (Он радуется яркому солнцу: радуется, что он такой красивый, но немного грустит, потому что остался совсем один и скоро будет холодно)

— А теперь давайте отгадаем, с каким настроением художник рисовал эту картину. (С хорошим, веселым, радостным, светлым, вдохновенным, восторженным и немного грустным).

Воспитатель: Чтобы наша природа была всегда такой красивой, радовала нас своей красотой, что мы с вами должны делать для этого?

(беречь природу, любить, не ломать веточки, не разорять птичьи гнезда).

Ведь человек — тоже часть природы, он не может без леса, без реки, без птиц, без зверей. Поэтому мы должны с вами беречь природу.

Воспитатель:

Проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок».

Я буду говорить вам свои действия, а вы будите показывать зеленый кружок, если я буду поступать хорошо. Если плохо, то показывать красный кружок.

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Банку закопаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

Молодцы!

Я надеюсь, что сегодня после нашего занятия вы будите любить, охранять и беречь природу. Чтобы знать о природе, надо учиться и делать добрые дела, тогда вы станете друзьями природы — юными экологами.

Воспитатель: Скажите, о каком времени года мы с вами сегодня говорили? (Ответы детей)

— Что вам запомнилось больше всего на нашем занятии? (Ответы детей)

Мне тоже понравилось, как вы мне помогали. Спасибо.

— Хочу закончить наше занятие небольшим стихотворением.

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь.

Все это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь!

Для вас осень приготовила подарок «осенние листья», чтобы вы помнили о ней, о ее ярких красках.

— Какой листок тебе подарила осень Милана (лист осины), значит какой лист (осиновый).

— А тебе Саша, какой лист (лист дуба), значит он какой (дубовый).

Основные термины (генерируются автоматически): Ответ детей, осенняя природа, какое настроение, Чайковский, воспитатель, осень, нет, ребенок, природа, Золотая осень.

Похожие статьи

Конспект комплексного занятия | Статья в журнале...

Цели: Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

5. Под музыкальное сопровождение (П. И. Чайковский «Осенняя песнь»), дети приступают к рисованию, воспитатель помогает индивидуально, по необходимости.

Проект в подготовительной к школе группе на тему «Золотая...»

– воспитывать у детей бережное отношение к природе. Предполагаемый результат

Осенью, на ежедневных прогулках, я старалась расширить представления детей об осенних изменениях природы и.

Организационный момент. Дети под музыку (П. И. Чайковского «Осень.

Конспект итоговой образовательной деятельности по детскому...

Искусственные осенние листья по два на каждого ребенка и для Осени. Семена различных растений.

Осень: Правильно, так и в природе, напитавшаяся водой земля, больше не может задерживать в себе влагу, и лишняя вода остается на поверхности земли в виде луж.

«Осенние листья». Методическая разработка организованной...

Содержание организованной деятельности детей. Организационный момент.

Дети любуются красотой осеннего леса. Воспитатель. Ребята, какая осень в этом лесу, ранняя, поздняя или золотая. Дети. В этом лесу золотая осень, много листьев на деревьях и они разноцветные.

Интегрированное занятие по рисованию для детей старшего...

Осень: Да, я осень, приглашаю вас всех в свое царство. Я осень золотая в гости к вам пришла.

Дети: ответ детей. Осень: Ребята, в каком жанре художники изображали природу?

Осень: Какая у нас красивая получилась осенняя композиция из листьев и вазы.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной...

Ответы детей: Ответы детей. Рассуждения детей о явлении-листопад. Осень: Тогда давайте мы покажем как ветерок дует на листочки, чтобы они слетели с дерева на землю.

Сейчас мы с Вами отправимся в осенний лес, на автобусе. Мы берем с собой лупы и хорошее настроение.

Воспитатель: Дети, а что происходит осенью в природе?

Формировать элементарные представления детей об изменениях в природе осенью. Обобщить знания детей о листве различных деревьев (уметь

Воспитатель. Дети расскажите Незнайке, что случилось с деревьями, почему они стоят без листьев? Дети: Потому что наступила осень...

«Осень к нам пришла». ООД с включением культурных практик...

Воспитатель: (беседа) Осеннее настроение, как осенняя погода. Какие изменения происходят в природе с наступлением осени? Дети: Деревья покрылись желтой, багряной листвой, листва начинает опадать, трава высохла, солнце светит, но не греет, на улице холодно и сыро, мы...

Интегрированное занятие по музыкальной и изобразительной...

Осень — очень красивое время года, все кругом словно золотое, как в сказке!

Осень золотая, нарядная, еще солнце светит ярко и рядом с зелеными листьями разноцветными фонариками

Какие чувства у вас возникают? Какое настроение у вас вызывает эта картина?

Похожие статьи

Конспект комплексного занятия | Статья в журнале...

Цели: Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

5. Под музыкальное сопровождение (П. И. Чайковский «Осенняя песнь»), дети приступают к рисованию, воспитатель помогает индивидуально, по необходимости.

Проект в подготовительной к школе группе на тему «Золотая...»

– воспитывать у детей бережное отношение к природе. Предполагаемый результат

Осенью, на ежедневных прогулках, я старалась расширить представления детей об осенних изменениях природы и.

Организационный момент. Дети под музыку (П. И. Чайковского «Осень.

Конспект итоговой образовательной деятельности по детскому...

Искусственные осенние листья по два на каждого ребенка и для Осени. Семена различных растений.

Осень: Правильно, так и в природе, напитавшаяся водой земля, больше не может задерживать в себе влагу, и лишняя вода остается на поверхности земли в виде луж.

«Осенние листья». Методическая разработка организованной...

Содержание организованной деятельности детей. Организационный момент.

Дети любуются красотой осеннего леса. Воспитатель. Ребята, какая осень в этом лесу, ранняя, поздняя или золотая. Дети. В этом лесу золотая осень, много листьев на деревьях и они разноцветные.

Интегрированное занятие по рисованию для детей старшего...

Осень: Да, я осень, приглашаю вас всех в свое царство. Я осень золотая в гости к вам пришла.

Дети: ответ детей. Осень: Ребята, в каком жанре художники изображали природу?

Осень: Какая у нас красивая получилась осенняя композиция из листьев и вазы.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной...

Ответы детей: Ответы детей. Рассуждения детей о явлении-листопад. Осень: Тогда давайте мы покажем как ветерок дует на листочки, чтобы они слетели с дерева на землю.

Сейчас мы с Вами отправимся в осенний лес, на автобусе. Мы берем с собой лупы и хорошее настроение.

Воспитатель: Дети, а что происходит осенью в природе?

Формировать элементарные представления детей об изменениях в природе осенью. Обобщить знания детей о листве различных деревьев (уметь

Воспитатель. Дети расскажите Незнайке, что случилось с деревьями, почему они стоят без листьев? Дети: Потому что наступила осень...

«Осень к нам пришла». ООД с включением культурных практик...

Воспитатель: (беседа) Осеннее настроение, как осенняя погода. Какие изменения происходят в природе с наступлением осени? Дети: Деревья покрылись желтой, багряной листвой, листва начинает опадать, трава высохла, солнце светит, но не греет, на улице холодно и сыро, мы...

Интегрированное занятие по музыкальной и изобразительной...

Осень — очень красивое время года, все кругом словно золотое, как в сказке!

Осень золотая, нарядная, еще солнце светит ярко и рядом с зелеными листьями разноцветными фонариками

Какие чувства у вас возникают? Какое настроение у вас вызывает эта картина?

Задать вопрос