Экспериментируем вместе. Взаимодействие педагогов ДОО с родителями воспитанников в опытно-экспериментальной деятельности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (25) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 01.10.2019

Статья просмотрена: 1393 раза

Библиографическое описание:

Семенова, Н. М. Экспериментируем вместе. Взаимодействие педагогов ДОО с родителями воспитанников в опытно-экспериментальной деятельности / Н. М. Семенова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 8 (25). — С. 45-49. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/140/4433/ (дата обращения: 17.12.2024).



Актуальность выбранной темы обусловлена потребностью во взаимодействии родителей и педагогов ДОО для создания условий для гармоничного и всестороннего развития дошкольников. Детско-родительские встречи и совместная продуктивная деятельность иногда оказывается более эффективной формой работы с родителями, чем индивидуальные или групповые консультации. Потому что целью этих встреч является установление партнерских отношений между всеми участниками встреч. А это, в свою очередь, способствует гармоничному развитию ребёнка в условиях системы «ребенок-родитель-педагог».

Ключевые слова: экспериментирование, работа с родителями, дошкольники, педагоги ДОО

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным — даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически.

Ушинский К. Д.

Актуальность работы по совместному с родителями экспериментированиюзаключается в том, эта форма взаимодействия используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности дошкольника, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в нашем детском саду проводятся встречи с родителями воспитанников. Ведущие идеи в совместной опытно-экспериментальной деятельности заключаются в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментальной деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.

Исходя из вышесказанного, хочется выделить следующие преимущества по совместной с родителями опытно экспериментальной деятельности:

− возможность использовать материалы, которые не используются при работе в группе с большим количеством детей,

− возможность не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («испачкаешься», «прольешь»…), [2. с. 3]

− развитие интереса к совместной деятельности,

− развитие понимания родителями возможностей, способностей своего ребенка.

Среди мероприятий, проведенных в рамках совместного экспериментирования в старшей группе нашего детского сада, хочется выделить:

− Детско-родительская встреча, посвященная празднику 8 марта и мастер-класс «Рисование жидким соленым тестом»,

− Творческая встреча со скульптором Байковым И. В. и мастер-класс «Волшебница глина».

При проведении мастер-класса «Рисование жидким тестом» акцент был сделан на свободу от обязательности, возможность не придерживаться образца. Перед работой педагоги показали примерные работы, обратили внимание на особенность рисования жидким соленым тестом. А также напомнили родителям и детям правила безопасной работы.

Хочется отметить, что при рисовании соленым тестом дети чувствовали себя уверенными в результате. И даже неловкое движение, неправильно нарисованная капля, не испортила работу. Родители, в этом случае, помогали обыграть и каплю «превратить» в деталь рисунка. По окончании мастер-класса дети и родители, рассматривая получившиеся работы, горячо обсуждали результаты и отмечали понравившиеся работы других.

C:\садик\Ладушки\4 Фото 2018-2019\Рисование соленым тестом 6.03.19\IMG-20190304-WA0041.jpg

Рис. 1. Мастер-класс «Рисование жидким соленым тестом»

C:\садик\Ладушки\4 Фото 2018-2019\Волшебная глина 6.02.19\IMG-20190206-WA0054.jpg

Рис. 2. Встреча со скульптором И. В. Байковым.

Предварительной работой перед творческой встречей «Волшебная глина» со скульптором было занятие, на котором педагог рассказала детям историю возникновения, область применения глины, а также познакомила со свойствами глины. На самой встрече Игорь Владимирович Байков рассказал об инструментах для работы с глиной, разных способах лепки, а также предложил использовать глину как материал для занятий лепкой дома с детьми.

Важно, что встреча со скульптором по обоюдному желанию повторилась. При первой встрече, дети совместно с родителями изготавливали малые объемные формы. Во время второй встречи лепили плоскостные фигуры, а также выполняли творческие работы по замыслу.

Особое внимание на этих встречах уделялось нерегламентированной продолжительности работы. За одну встреч дети могли изготовить как одну фигуру, так и несколько.

C:\садик\Ладушки\4 Фото 2018-2019\Волшебная глина 6.02.19\IMG-20190206-WA0086.jpg

Рис. 3. Мастер-класс «Волшебная глина»

Подводя итог, хочется сказать, исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты, словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?», «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго, только ребенок должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя. [1, с. 12]

Литература:

  1. «Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории», авторы-составители М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова. издательство «Учитель», Волгоград,2018 г,
  2. «Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста», методическое пособие, авторы-составители Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова, Санкт-Петербург, издательство «Детство-пресс», 2019 г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, встреча, жидкий соленый тест, работа, родитель, детский сад, творческая встреча, экспериментальная деятельность.

Похожие статьи

Обеспечение системного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в рамках функционирования группы кратковременного пребывания для детей 1–3 лет и их родителей

В данной статье рассматривается опыт работы по организации взаимодействия с семьями воспитанников в рамках функционирования детско-родительских групп кратковременного пребывания в ДОУ. Проанализирована их эффективность с точки зрения построения систе...

Кейс-стади как средство взаимодействия педагога с родителями по формированию учебной мотивации у младших школьников

Современная образовательная система на уровне начальной школы должна быть ориентирована на обеспечение максимального проявления в деятельности учащихся положительных мотиваций: создание положительного настроения на получение знаний, эмоционального по...

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в соответствии с ФГОС: новые вызовы и решения

Современное дошкольное образование акцентирует большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Освоение инновационных форм взаимодействия педагогов с семьей является приоритетным в совершенс...

Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта

В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.

Опыт проектной деятельности в коррекционной логопедической работе (на примере МБДОУ детский сад № 23 г. Хадыженска)

Коммуникативные компетенции дошкольников помещены в основу действующего Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В связи с этим владение речью, умение вести диалог и воспринимать печатную информацию,...

Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО

Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.

Профориентационная работа с младшими школьниками

Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.

Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры личности дошкольников в условиях семьи и ДОО: партнерство, сотрудничество и взаимодействие

В статье описывается опыт работы детского сада по развитию взаимодействия детского сада и семьи через выстраивание партнерских отношений с родителями по формированию культуры личности дошкольника.

Особенности гражданско-патриотического воспитания дошкольников в кадетской группе «Волжские орлята»

В статье описан опыт работы по созданию в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Данный опыт будет полезен при создании концептуальной модели выпускника ка...

Развитие партнерских взаимоотношений детей в компенсирующей группе детского сада

Статья посвящена изучению вопроса создания психолого-педагогических условий в детском саду, в частотности, в компенсирующей группе, для успешного формирования и развития партнерских взаимоотношений между детьми. Рассматривается понятие «партнерские о...

Похожие статьи

Обеспечение системного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в рамках функционирования группы кратковременного пребывания для детей 1–3 лет и их родителей

В данной статье рассматривается опыт работы по организации взаимодействия с семьями воспитанников в рамках функционирования детско-родительских групп кратковременного пребывания в ДОУ. Проанализирована их эффективность с точки зрения построения систе...

Кейс-стади как средство взаимодействия педагога с родителями по формированию учебной мотивации у младших школьников

Современная образовательная система на уровне начальной школы должна быть ориентирована на обеспечение максимального проявления в деятельности учащихся положительных мотиваций: создание положительного настроения на получение знаний, эмоционального по...

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в соответствии с ФГОС: новые вызовы и решения

Современное дошкольное образование акцентирует большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Освоение инновационных форм взаимодействия педагогов с семьей является приоритетным в совершенс...

Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта

В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.

Опыт проектной деятельности в коррекционной логопедической работе (на примере МБДОУ детский сад № 23 г. Хадыженска)

Коммуникативные компетенции дошкольников помещены в основу действующего Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В связи с этим владение речью, умение вести диалог и воспринимать печатную информацию,...

Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО

Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.

Профориентационная работа с младшими школьниками

Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.

Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры личности дошкольников в условиях семьи и ДОО: партнерство, сотрудничество и взаимодействие

В статье описывается опыт работы детского сада по развитию взаимодействия детского сада и семьи через выстраивание партнерских отношений с родителями по формированию культуры личности дошкольника.

Особенности гражданско-патриотического воспитания дошкольников в кадетской группе «Волжские орлята»

В статье описан опыт работы по созданию в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Данный опыт будет полезен при создании концептуальной модели выпускника ка...

Развитие партнерских взаимоотношений детей в компенсирующей группе детского сада

Статья посвящена изучению вопроса создания психолого-педагогических условий в детском саду, в частотности, в компенсирующей группе, для успешного формирования и развития партнерских взаимоотношений между детьми. Рассматривается понятие «партнерские о...

Задать вопрос