Экспериментируем вместе. Взаимодействие педагогов ДОО с родителями воспитанников в опытно-экспериментальной деятельности
Автор: Семенова Надежда Михайловна
Рубрика: Взаимодействие с родителями
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (25) октябрь 2019 г.
Дата публикации: 01.10.2019
Статья просмотрена: 1377 раз
Библиографическое описание:
Семенова, Н. М. Экспериментируем вместе. Взаимодействие педагогов ДОО с родителями воспитанников в опытно-экспериментальной деятельности / Н. М. Семенова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 8 (25). — С. 45-49. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/140/4433/ (дата обращения: 16.11.2024).
Актуальность выбранной темы обусловлена потребностью во взаимодействии родителей и педагогов ДОО для создания условий для гармоничного и всестороннего развития дошкольников. Детско-родительские встречи и совместная продуктивная деятельность иногда оказывается более эффективной формой работы с родителями, чем индивидуальные или групповые консультации. Потому что целью этих встреч является установление партнерских отношений между всеми участниками встреч. А это, в свою очередь, способствует гармоничному развитию ребёнка в условиях системы «ребенок-родитель-педагог».
Ключевые слова: экспериментирование, работа с родителями, дошкольники, педагоги ДОО
Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным — даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически.
Ушинский К. Д.
Актуальность работы по совместному с родителями экспериментированиюзаключается в том, эта форма взаимодействия используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности дошкольника, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в нашем детском саду проводятся встречи с родителями воспитанников. Ведущие идеи в совместной опытно-экспериментальной деятельности заключаются в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментальной деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.
Исходя из вышесказанного, хочется выделить следующие преимущества по совместной с родителями опытно экспериментальной деятельности:
− возможность использовать материалы, которые не используются при работе в группе с большим количеством детей,
− возможность не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («испачкаешься», «прольешь»…), [2. с. 3]
− развитие интереса к совместной деятельности,
− развитие понимания родителями возможностей, способностей своего ребенка.
Среди мероприятий, проведенных в рамках совместного экспериментирования в старшей группе нашего детского сада, хочется выделить:
− Детско-родительская встреча, посвященная празднику 8 марта и мастер-класс «Рисование жидким соленым тестом»,
− Творческая встреча со скульптором Байковым И. В. и мастер-класс «Волшебница глина».
При проведении мастер-класса «Рисование жидким тестом» акцент был сделан на свободу от обязательности, возможность не придерживаться образца. Перед работой педагоги показали примерные работы, обратили внимание на особенность рисования жидким соленым тестом. А также напомнили родителям и детям правила безопасной работы.
Хочется отметить, что при рисовании соленым тестом дети чувствовали себя уверенными в результате. И даже неловкое движение, неправильно нарисованная капля, не испортила работу. Родители, в этом случае, помогали обыграть и каплю «превратить» в деталь рисунка. По окончании мастер-класса дети и родители, рассматривая получившиеся работы, горячо обсуждали результаты и отмечали понравившиеся работы других.
Рис. 1. Мастер-класс «Рисование жидким соленым тестом»
Рис. 2. Встреча со скульптором И. В. Байковым.
Предварительной работой перед творческой встречей «Волшебная глина» со скульптором было занятие, на котором педагог рассказала детям историю возникновения, область применения глины, а также познакомила со свойствами глины. На самой встрече Игорь Владимирович Байков рассказал об инструментах для работы с глиной, разных способах лепки, а также предложил использовать глину как материал для занятий лепкой дома с детьми.
Важно, что встреча со скульптором по обоюдному желанию повторилась. При первой встрече, дети совместно с родителями изготавливали малые объемные формы. Во время второй встречи лепили плоскостные фигуры, а также выполняли творческие работы по замыслу.
Особое внимание на этих встречах уделялось нерегламентированной продолжительности работы. За одну встреч дети могли изготовить как одну фигуру, так и несколько.
Рис. 3. Мастер-класс «Волшебная глина»
Подводя итог, хочется сказать, исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты, словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?», «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго, только ребенок должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя. [1, с. 12]
Литература:
- «Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории», авторы-составители М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова. издательство «Учитель», Волгоград,2018 г,
- «Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста», методическое пособие, авторы-составители Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова, Санкт-Петербург, издательство «Детство-пресс», 2019 г.
Похожие статьи
Обеспечение системного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в рамках функционирования группы кратковременного пребывания для детей 1–3 лет и их родителей
В данной статье рассматривается опыт работы по организации взаимодействия с семьями воспитанников в рамках функционирования детско-родительских групп кратковременного пребывания в ДОУ. Проанализирована их эффективность с точки зрения построения систе...
Кейс-стади как средство взаимодействия педагога с родителями по формированию учебной мотивации у младших школьников
Современная образовательная система на уровне начальной школы должна быть ориентирована на обеспечение максимального проявления в деятельности учащихся положительных мотиваций: создание положительного настроения на получение знаний, эмоционального по...
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в соответствии с ФГОС: новые вызовы и решения
Современное дошкольное образование акцентирует большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Освоение инновационных форм взаимодействия педагогов с семьей является приоритетным в совершенс...
Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта
В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.
Опыт проектной деятельности в коррекционной логопедической работе (на примере МБДОУ детский сад № 23 г. Хадыженска)
Коммуникативные компетенции дошкольников помещены в основу действующего Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В связи с этим владение речью, умение вести диалог и воспринимать печатную информацию,...
Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО
Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.
Профориентационная работа с младшими школьниками
Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.
Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры личности дошкольников в условиях семьи и ДОО: партнерство, сотрудничество и взаимодействие
В статье описывается опыт работы детского сада по развитию взаимодействия детского сада и семьи через выстраивание партнерских отношений с родителями по формированию культуры личности дошкольника.
Особенности гражданско-патриотического воспитания дошкольников в кадетской группе «Волжские орлята»
В статье описан опыт работы по созданию в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Данный опыт будет полезен при создании концептуальной модели выпускника ка...
Развитие партнерских взаимоотношений детей в компенсирующей группе детского сада
Статья посвящена изучению вопроса создания психолого-педагогических условий в детском саду, в частотности, в компенсирующей группе, для успешного формирования и развития партнерских взаимоотношений между детьми. Рассматривается понятие «партнерские о...
Похожие статьи
Обеспечение системного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в рамках функционирования группы кратковременного пребывания для детей 1–3 лет и их родителей
В данной статье рассматривается опыт работы по организации взаимодействия с семьями воспитанников в рамках функционирования детско-родительских групп кратковременного пребывания в ДОУ. Проанализирована их эффективность с точки зрения построения систе...
Кейс-стади как средство взаимодействия педагога с родителями по формированию учебной мотивации у младших школьников
Современная образовательная система на уровне начальной школы должна быть ориентирована на обеспечение максимального проявления в деятельности учащихся положительных мотиваций: создание положительного настроения на получение знаний, эмоционального по...
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в соответствии с ФГОС: новые вызовы и решения
Современное дошкольное образование акцентирует большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Освоение инновационных форм взаимодействия педагогов с семьей является приоритетным в совершенс...
Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта
В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.
Опыт проектной деятельности в коррекционной логопедической работе (на примере МБДОУ детский сад № 23 г. Хадыженска)
Коммуникативные компетенции дошкольников помещены в основу действующего Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В связи с этим владение речью, умение вести диалог и воспринимать печатную информацию,...
Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО
Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.
Профориентационная работа с младшими школьниками
Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.
Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры личности дошкольников в условиях семьи и ДОО: партнерство, сотрудничество и взаимодействие
В статье описывается опыт работы детского сада по развитию взаимодействия детского сада и семьи через выстраивание партнерских отношений с родителями по формированию культуры личности дошкольника.
Особенности гражданско-патриотического воспитания дошкольников в кадетской группе «Волжские орлята»
В статье описан опыт работы по созданию в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Данный опыт будет полезен при создании концептуальной модели выпускника ка...
Развитие партнерских взаимоотношений детей в компенсирующей группе детского сада
Статья посвящена изучению вопроса создания психолого-педагогических условий в детском саду, в частотности, в компенсирующей группе, для успешного формирования и развития партнерских взаимоотношений между детьми. Рассматривается понятие «партнерские о...