Что такое логопункт? | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (25) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 06.09.2019

Статья просмотрена: 1008 раз

Библиографическое описание:

Паунькина, С. В. Что такое логопункт? / С. В. Паунькина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 8 (25). — С. 17-18. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/140/4414/ (дата обращения: 20.04.2024).



В последние годы и родители, и педагоги часто жалуются на задержку речевого развития, дети поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всем мире. Как показали специальные исследования, 25 % четырехлетних детей страдают серьезными нарушениями в речевом развитии. За последние 20 лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз.

В настоящее время во всех детских дошкольных образовательных организациях района для коррекции недостатков речевого развития функционируют логопункты. Логопедический пункт (сокращенно «логопункт») — это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу. Логопункт в ДОУ нужен для организации своевременной логопедической помощи, для предупреждения и преодоления специфических ошибок в устной и письменной речи детей.

В связи с этим, были выделены основные задачи коррекционного обучения:

– Профилактическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

– Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия);

– Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

– Развитие навыков связной речи;

– Профилактическая работа с детьми и родителями по предупреждению нарушений речи.

Ведь как известно, чем раньше начинается коррекционная помощь, тем она эффективнее.

Всё коррекционно-развивающее обучение в детском саду основано на создании оптимальных условий для коррекции отклонений в речевом развитии. Учебный процесс строится на диагностической основе. Ежегодно в мае и сентябре проводится экспресс-диагностика детей старших возрастных групп. Проводятся углубленные логопедические исследования речи детей. По итогам обследования проводится районная ПМПК, которая осуществляет отбор для зачисления детей в логопункт.

На логопедические пункты берут не всех детей обычного детского сада, а только тех, кто наиболее нуждается в специальной помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи.

В первую очередь на логопедический пункт зачисляются дети 6 лет, которые через год идут в школу, т.е. ребята из подготовительной группы. Также приоритет имеют те дети, которые начали, но не закончили занятия с логопедом в предыдущем году. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся в очередь. Дети более младшего возраста, из средней группы, могут получить логопедическую помощь только в виде консультаций в специально отведённое время. Например, в нашем детском саду — это четверг, с 16–00 до 18–00.

Чаще всего на логопункт принимаются дети с такими логопедическими заключениями:

– нарушение произнесения отдельных звуков — НПОЗ (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) — ФНР

– фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) — ФФНР

– Общее недоразвитие речи — ОНР — третьего уровня речевого развития у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии, или НВОНР — нерезко выраженное общее недоразвитие речи.

В каком режиме проходят занятия на логопункте? Фронтальные (с группой детей) — 1 раз в неделю, индивидуально-подгрупповые занятия — 2 или 3 раза в неделю.

Цель индивидуальных логопедических занятий — коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов. В первую половину дня логопед работает 4 дня в неделю. Во вторую половину дня — 1 раз в неделю. Чаще всего во второй половине дня проводятся индивидуальные занятия и консультации с родителями.

Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия. Как часто проводятся индивидуальные занятия и их продолжительность определяет логопед, в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста ребенка и его психофизических особенностей. В основном индивидуальные занятия на логопункте длятся от 10 до 20 минут.

Так как логопедическая помощь требуется большому количеству детей с разными видами речевых диагнозов, то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться. Поэтому с логопункта в детском саду дети выводятся не всей группой, а индивидуально, по мере исправления речевого нарушения. А на освободившееся место сразу же зачисляется другой ребенок из стоящих в очереди.

Таким образом, логопункт в детском саду — это открытая и крайне подвижная система. Общий успех коррекционного обучения в условиях логопедического пункта определяет совместная работа логопеда и родителей. Родители становятся полноправными участниками учебного процесса. Ребенок получает индивидуальную коррекционную помощь всего 1–2 раза в неделю, поэтому её результативность зависит в том числе от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Вновь образованные звуки нужно поддерживать всеми средствами, а не предоставлять ребенку возможность произносить их без подкрепления и контроля.

В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело. Поэтому он усиленно привлекает к работе и родителей, и специалистов детского сада. Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей! Вместе с ребенком родители должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно посещать консультации со специалистом, выполнять домашние задания, которые выдаются один раз в неделю. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью малыша.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, речевое развитие, занятие, логопедический пункт, половина дня, стертая форма дизартрии, коррекционное обучение, логопедическая помощь, речевое нарушение.

Похожие статьи

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых...

Развитие речи — её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя — одна из важнейших задач обучения детей дошкольного возраста. Вместе с тем, работа по развитию речи — это составная часть логопедической работы, которая направлена на коррекцию речи...

ребенок, логопедическая работа, речевая деятельность...

У логопедических детей при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение

Результатом сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога в нашем детском саду

Речевое развитие ребенка — билингва имеет свои особенности. Такие дети в среднем...

Маршрут сопровождения детей со стёртой формой дизартрии по...

Говоря о особенностях процесса обучения детей со стёртой формой дизартрии, в условиях логопедических групп или логопедических пунктов

Форма занятий – групповая работа 2 раза в неделю, в течение шести месяцев. Продолжительность одного занятия от двадцати до...

Конспект подгруппового коррекционного занятия с детьми...

Цель — осуществление коррекционной помощи детям с нарушениями речи с учётом их

Речь ребенка формируется с первых дней под влиянием речи взрослых и в значительной

Художественно-речевая деятельность детей в детском саду. Используя в обучении детей...

Стимулирование речевого развития детей раннего возраста как...

Развитие речи детей 2–3 лет» и др. Это помогло мне выстроить собственную концепцию логопедического сопровождения детей раннего возраста. Основной целью моей работы с детьми стало стимулирование речевого развития.

Система работы учителя-логопеда дошкольного учреждения по...

Особенности речевого и психофизического развития детей с общим недоразвитием речи делают

Развитие пространственных представлений в логопедических группах для детей с ОНР

Составление плана коррекционной работы; Использование разнообразных приёмов и...

Логопедический массаж при коррекции стертой дизартрии...

Дизартрия является одним из тяжелых речевых нарушений, встречающихся в логопедической практике. Дизартриянарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры.

Коррекция речевых нарушений у дошкольников...

Логоритмические занятия способствуют нормализации речи ребёнка вне зависимости от вида речевого нарушения, создают

Формирование всесторонне развитой личности ребенка – основная задача программ детских садов, которые учитывают развитие дошкольника через...

Проект по организации коррекционной работы на основе...

Формы работы: логопедические гостиные, родительские собрания, консультации, беседы, индивидуальная работа в логопедическом кабинете

В последнее время отмечается заметный рост речевой патологии у детей. С каждым годом уменьшается число детей, поступающих в...

Похожие статьи

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых...

Развитие речи — её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя — одна из важнейших задач обучения детей дошкольного возраста. Вместе с тем, работа по развитию речи — это составная часть логопедической работы, которая направлена на коррекцию речи...

ребенок, логопедическая работа, речевая деятельность...

У логопедических детей при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение

Результатом сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога в нашем детском саду

Речевое развитие ребенка — билингва имеет свои особенности. Такие дети в среднем...

Маршрут сопровождения детей со стёртой формой дизартрии по...

Говоря о особенностях процесса обучения детей со стёртой формой дизартрии, в условиях логопедических групп или логопедических пунктов

Форма занятий – групповая работа 2 раза в неделю, в течение шести месяцев. Продолжительность одного занятия от двадцати до...

Конспект подгруппового коррекционного занятия с детьми...

Цель — осуществление коррекционной помощи детям с нарушениями речи с учётом их

Речь ребенка формируется с первых дней под влиянием речи взрослых и в значительной

Художественно-речевая деятельность детей в детском саду. Используя в обучении детей...

Стимулирование речевого развития детей раннего возраста как...

Развитие речи детей 2–3 лет» и др. Это помогло мне выстроить собственную концепцию логопедического сопровождения детей раннего возраста. Основной целью моей работы с детьми стало стимулирование речевого развития.

Система работы учителя-логопеда дошкольного учреждения по...

Особенности речевого и психофизического развития детей с общим недоразвитием речи делают

Развитие пространственных представлений в логопедических группах для детей с ОНР

Составление плана коррекционной работы; Использование разнообразных приёмов и...

Логопедический массаж при коррекции стертой дизартрии...

Дизартрия является одним из тяжелых речевых нарушений, встречающихся в логопедической практике. Дизартриянарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры.

Коррекция речевых нарушений у дошкольников...

Логоритмические занятия способствуют нормализации речи ребёнка вне зависимости от вида речевого нарушения, создают

Формирование всесторонне развитой личности ребенка – основная задача программ детских садов, которые учитывают развитие дошкольника через...

Проект по организации коррекционной работы на основе...

Формы работы: логопедические гостиные, родительские собрания, консультации, беседы, индивидуальная работа в логопедическом кабинете

В последнее время отмечается заметный рост речевой патологии у детей. С каждым годом уменьшается число детей, поступающих в...

Задать вопрос