Взаимодействие с родителями при организации походов со старшими дошкольниками | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (25) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 24.09.2019

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Бойко Т. Н. Взаимодействие с родителями при организации походов со старшими дошкольниками // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №8. — С. 41-43. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/140/4400/ (дата обращения: 24.01.2020).



Одним из психолого-педагогических условий реализации образовательной программы дошкольной организации в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта является поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, включении семей непосредственно в образовательную деятельность [1, 15].

Это условие предполагает, что дошкольные организации должны стать «открытыми системами», полноправными участниками которых являлись бы родители воспитанников. При этом необходима готовность семей отдавать часть времени, сил, чувств и эмоций не только своим детям, но и быть равноправными участниками образовательного процесса в детском саду. А педагоги должны сменить назидательный, поучающий тон общения с родителями, на искреннее желание включать их в повседневную образовательную деятельность, учитывать их желания, запросы и способности. Результатом этого взаимодействия должна стать радость детей, педагогов и родителей от участия в общем деле.

Полностью выполнить это условие пока не готовы ни педагоги, ни родители, ни контролирующие органы (санитарные, правовые и др.). Но все же в настоящее время в дошкольных организациях ищут подходы к решению этой проблемы, разрабатывают такие формы образовательной деятельности, где родители, дети и педагоги могли бы стать полноправными партнерами.

Одной из таких форм организации образовательной деятельности, где не только возможно, но и необходимо непосредственное участие родителей, — походы. Эта формы работы не является для дошкольных организаций новой, но в последнее время не так уж часто используется. Возможно, многих останавливает необходимость специальной подготовки: набор или изготовление экипировки и атрибутов; разработка маршрута; согласование действий всех участников похода, в том числе и родителей; подбор таких видов деятельности, которые могли быть интересными не только для детей, но и для взрослых; иногда, согласование с полицией и др.

Работая в детском саду в должности инструктора по физической культуре, я вижу ценность походов в том, что они позволяют решать как физкультурно-оздоровительные задачи (совершенствование естественных и жизненно важных видов движений и обогащение двигательного опыта; развитие выносливости и координационных способностей), так и воспитательно-образовательные (формирование знаний о ближайшем природном окружении, бережного отношения к природе, дружеских взаимоотношений между детьми и взрослыми).

Поэтому считаю, что походы, как форма организации образовательной деятельности должна присутствовать во всех детских садах. В ней в обязательном порядке должны участвовать родители воспитанников.

Лучше всего организовывать поход как итоговое мероприятие в комплексно-тематическом планировании или итоговое мероприятие образовательного проекта. О необходимости организации образовательных проектов с участием семей указано в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования: «Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка и непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность должно происходить, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семей» [1, 17].

Темами образовательных проектов, в рамках которых организовываются походы, могут быть: времена года, объекты природного ландшафта, исторические и современные достопримечательности поселка или города, ремесла, названия улиц, знаменитые люди и др.

Конечно, участие родителей начинается не с началом похода, а на стадии планирования и подготовки к нему. Помните, в рассказе А. Гайдара «Поход» как долго сын и мать готовились к военному походу? Они строгали сабли, делали пистолеты, шили знамена и пр. Вот с чтения этого произведения и начинается подготовка к походу. При его обсуждении у детей возникает вопрос, а что мы должны сделать, чтобы подготовиться к нему?

И детям, и взрослым должен нравиться процесс подготовки к событию. Выполнять основные её действия желательно в детском саду в плановом порядке. Нарисовать схему похода; подготовить аптечку; изготовить конверты или мешочки для природного материала; сшить флажки, для обозначения колонны; уложить личное снаряжение в рюкзачок и др. Но какие-то мероприятия дети могут выполнить с родителями дома: выучить стихотворение, пословицу или загадку; изготовить призы для соревнований; сделать блокнот для зарисовок. Да мало ль что можно придумать, если посоветоваться с родителями!

Конечно, наиболее интересными, но и наиболее трудоемкими являются походы за территорию детского сада. Здесь в более выигрышной ситуации находятся дошкольные организации, расположенные в небольших поселках и селах. Потому что остановками на маршрутах походов могут быть природные объекты: водоемы, поля, луга, леса, лесополосы, места обитания и гнездования птиц, обитание мелких млекопитающих и т. д. Также большие просторы лугов, лесных полян, прибрежных территорий позволяют проводить с детьми и родителями не только сюжетные подвижные игры, но и игры-соревнования, эстафеты, спортивные игры и развлечения.

В детском саду, где формировался опыт работы, налажены тесные связи с отделом туризма районного Дома культуры. Специалистами отдела разработаны маршруты для взрослых и подростков. Остановками на них являются объекты природы, культуры и архитектуры. Люди, разрабатывающие маршруты, хорошо знают истории. Исторических построек, создания и развития предприятий, особенности природных ландшафтов, краеведческие легенды, сказки, поговорки [3]. Конечно, полностью использовать разработанные для взрослых маршруты для походов с детьми — дошкольниками нельзя, но включать в походы интересные объекты и рассказы о них вполне возможно. Важно, при определении маршрутов походов учитываются пожелания, знания и способности родителей.

В практике дошкольной организации используются несколько видов походов:

− поход как форма физкультурного занятия (разыгрываются сюжеты «Мы туристы», «Соревнование», «Лыжники» и др.) (1 раз в два месяца);

− активный отдых (спортивный досуг) (по плану инструктора по физической культуре);

− образовательная ситуация, в которую включаются программные задачи по физическому развитию, ознакомлению с окружающим и социальным миром, развитию речи. Вспомним «Уроки в лесу» В. А. Сухомлинского. (3–4 раза в год);

− туристический поход (в зимнее время это может быть лыжный или санный поход, в летнее время — пеший поход с туристическим снаряжением) (два раза в год).

Маршрут похода может иметь следующую структуру: дорога до места, остановки с привалами, наблюдения, отдых и игры на остановке, дорога обратно, при необходимости с привалами. Остановок до основного объекта наблюдения может быть несколько. Все это должно быть продумано, указано на карте местности и схеме похода, составленной вместе с детьми.

Руководитель накануне похода проверяет маршрут: обследует дорогу, места будущих привалов, остановок и игр, измеряет расстояние, время движения. При выборе времени похода следует учитывать прогноз погоды.

Длительность похода в старшей группе составляет от 1 ч. до 2 ч. 30 мин, длина маршрута — от 1 км до 2,5 км. В подготовительной группе длительность похода может увеличиваться до 3 ч., а длина маршрута — до 3–3,5 км.

Важно учитывать основные правила организации походов.

При составлении графика движения необходимо правильно распределить нагрузку. Трудности пути должны нарастать постепенно, а самые сложные препятствия желательно проходить ближе к середине маршрута. Следует предусмотреть и более простые запасные маршруты на случай, если встретилось непредвиденное препятствие или кто-то из детей себя плохо почувствовал.

Идти по маршруту желательно с постоянной скоростью, так как это намного легче. Но если кто-то из детей устал, общий темп движения сбавляется.

Составленный заранее график похода не догма. Конечно, надо стараться его соблюдать, но в каждом конкретном случае необходимо принимать разумное решение. Иногда можно менять место остановки или привала.

Руководителю совершенно необязательно идти постоянно впереди. Обычно он находится там, где ему удобнее контролировать всю колонну.

Направляющий — педагог, родитель — задаёт темп, предупреждает об опасности, подает различные сигналы и команды, например: «Осторожно: мостик! Переходить по одному». Замыкающие следят, чтобы никто не отставал.

На привалах участники похода отдыхают. На остановках в начале похода организуются запланированные виды образовательной деятельности более спокойного характера: рассматривание объектов, беседы с детьми, чтение художественных произведений, в том числе и фольклорных, словесные игры, зарисовки в альбомах и рабочих тетрадях и др.

Совместные подвижные, спортивные игры, соревнования и упражнения проводятся чаще всего на остановке, которая была целью похода. Но только тогда, когда видно, что дети отдохнули, у них появилась потребность в общении и движении. Не нужно стремиться к тому, чтобы непременно все дети принимали участие в играх.

Также важно предусмотреть какие движения целесообразнее использовать на тех или иных участках дороги с учетом естественных препятствий.

Дошкольникам доступно освоение элементов ориентирования. Можно научить их определять стороны горизонты по компасу, а также по отдельным приметам. Эта работа проводится как на остановках, так и в пути.

В течение всего похода родители активно участвуют в образовательной деятельности, выступая в роли и участников, и зрителей, и её организаторов. Количество родителей, участвующих в одном походе оговаривается заранее с родительским активом. Но по-нашему опыту их должно быть 2–3 человека. Из расчета того, что группу из 10–15 детей сопровождают не менее двух взрослых. Как видим, количество присутствующих родителей зависит от количества детей, с учетом вида похода, сложности маршрута, времени года и других факторов.

В местах походов необходимо подчеркнуто бережно относиться к каждой травинке, цветку, кустику, привлекать детей к участию в практических делах по охране природы. Потому как нельзя быть настоящим хозяином на земле без любви к природе и бережного отношения к окружающей среде. Место остановки, если оно загрязнено, необходимо тщательно убрать: закопать в землю пустые консервные банки, сгрести и собрать мусор. Тогда дети смогут понять, что от пребывания человека на природе не должно нарушаться ее привычное состояние [5].

Литература:

  1. Комментарий к ФГОС дошкольного образования. Письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 № 08–249. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс http://www.consultant.ru
  2. Кузнецова Т. В. Прогулки-походы как средство формирования культуры здоровья ребенка-дошкольника // Культура как фактор развития ребенка-дошкольника. Всероссийская научно-практическая конференция (заочная), Чебоксары, «Новое время» 2011 г.
  3. Маршруты. Сайт Дома культуры Ракитянского района http://rakitatur.ru
  4. Санина К. поход с дошкольниками http://el-mikheeva.ru/napravl/fizo/v-pohod-s-doshkolnikam
  5. Шишкина В. А., Дедулевич М. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» и «Прогулки в природе» М.: Просвещение,-2003.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная деятельность, ребенок, детский сад, родитель, поход, остановка, бережное отношение, итоговое мероприятие, дошкольная организация, федеральный государственный образовательный стандарт.

Похожие статьи

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок...

В соответствии с Федеральным образовательным стандартом существует три субъекта образовательного процесса: ребенок, воспитатель и родитель. В пункте 1.4. ФГОС ДО, к основным принципам дошкольного образования» относится взаимодействие Организации с...

Туристическая деятельность как направление развития...

организация деятельности коллектива; – организацию сетевого взаимодействия; – включение родителей воспитанников в

В рамках организации детской деятельности, на начальном этапе мы использовали пешие прогулки за пределы детского сада, которые...

Организация образовательной деятельности по ФГОС ДО

Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного...  в совместной деятельности детей с педагогом (в

Нестандартные формы организации образовательной... Организация образовательной деятельности по ФГОС ДО. ребенок, образовательная...

Организация образовательного процесса в старших группах...

Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС. Целью образовательного процесса в ДОО является развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает...

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как...

Родители — наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Сайт

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого ДОО.

Организация образовательного процесса в дошкольной...

Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС.

Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование, основная образовательная программа, дошкольный возраст...

Мини-экспедиции в природу — как фактор реализации метода...

Воспитание бережного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения

Экскурсии и походы (мини-экспедиции) в природу дают возможность детям в естественной

Поход — это интересное комплексное мероприятие, в процессе которого решаются разные...

Детский сад и семья: аспекты взаимодействия | Статья в журнале...

В статье рассматриваются виды взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и семей с детьми с ОВЗ; описываются аспекты взаимодействия, применяемые в практической деятельности.

Безопасность жизнедеятельности в дошкольном...

Основная образовательная программа дошкольного образования Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства...

Похожие статьи

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок...

В соответствии с Федеральным образовательным стандартом существует три субъекта образовательного процесса: ребенок, воспитатель и родитель. В пункте 1.4. ФГОС ДО, к основным принципам дошкольного образования» относится взаимодействие Организации с...

Туристическая деятельность как направление развития...

организация деятельности коллектива; – организацию сетевого взаимодействия; – включение родителей воспитанников в

В рамках организации детской деятельности, на начальном этапе мы использовали пешие прогулки за пределы детского сада, которые...

Организация образовательной деятельности по ФГОС ДО

Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного...  в совместной деятельности детей с педагогом (в

Нестандартные формы организации образовательной... Организация образовательной деятельности по ФГОС ДО. ребенок, образовательная...

Организация образовательного процесса в старших группах...

Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС. Целью образовательного процесса в ДОО является развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает...

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как...

Родители — наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Сайт

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого ДОО.

Организация образовательного процесса в дошкольной...

Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС.

Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование, основная образовательная программа, дошкольный возраст...

Мини-экспедиции в природу — как фактор реализации метода...

Воспитание бережного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения

Экскурсии и походы (мини-экспедиции) в природу дают возможность детям в естественной

Поход — это интересное комплексное мероприятие, в процессе которого решаются разные...

Детский сад и семья: аспекты взаимодействия | Статья в журнале...

В статье рассматриваются виды взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и семей с детьми с ОВЗ; описываются аспекты взаимодействия, применяемые в практической деятельности.

Безопасность жизнедеятельности в дошкольном...

Основная образовательная программа дошкольного образования Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства...

Задать вопрос