Конспект опытно-экспериментальной деятельности по познавательному развитию на тему «Свойства снега» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (25) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 17.08.2019

Статья просмотрена: 3464 раза

Библиографическое описание:

Дымова, И. В. Конспект опытно-экспериментальной деятельности по познавательному развитию на тему «Свойства снега» / И. В. Дымова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 8 (25). — С. 60-66. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/140/4391/ (дата обращения: 19.04.2024).



Цель: развивать творческую исследовательскую активность младших дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (сенсорное развитие, развитие познавательно-исследовательской деятельности), «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Обучающие:

Познакомить со свойствами снега (белого цвета, холодный, не имеет запаха, от тепла — тает и превращается в воду);

Формировать умение устанавливать простейшие связи между природными явлениями;

Активировать словарь детей прилагательными, определяющими свойства снега (белый, холодный, рыхлый, грязный);

Развивающие:

Развивать любознательность, зрительное восприятие, тактильные ощущения, умение связывать увиденное со словом;

Формировать навыки сотрудничества, самостоятельности.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к проведению опытов и экспериментов;

Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа: наблюдение за снегом на прогулке, рассматривание снежинок, игры со снегом, чтение рассказов «Первый снег» Е. Трутневой, «Снег идет» М. Познанской, заучивание стихотворений и потешек о снежинках.

Методы и приёмы:

Традиционные: наглядный, словесный, практический,

Инновационные: мнемотехника, метод игрового проблемного обучения.

Оборудование и материалы: конверт с письмом от «Тетушки Совы», разноцветная ткань (белая, красная, голубая, зелёная, желтая); письмо — мнемотаблица; условные обозначения к мнемотаблице (белый квадрат, мороженое, перечёркнутый нос, снежинка, капелька воды, перечёркнутый язык); бумажные снежинки; ёмкость со снегом; на каждого ребенка — по 2 пластиковых стаканчика с холодной и теплой водой, тарелочки, ложки, салфетки, мандарины; воронка — фильтр; магнитная доска, магниты.

C:\Users\Irina\Desktop\956BBRUD\IMG_7503.JPGI. Вводная часть

Воспитатель: Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп (3 раза хлопают в ладошки).

— Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ (3 раза топают ножками).

— Здравствуйте, щёчки! Плюх, плюх, плюх (3 раза слегка похлопывают по щекам)

Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок (качают головой).

— Здравствуй, мой носик! Бип, бип, бип (гладят кончик носа).

Здравствуйте, наши гости! (протягивают руки вперед).

— Здравствуйте!

II. Создание проблемной ситуации

Воспитатель: Ребята, сегодня утром, в нашу группу пришло письмо от Тетушки Совы. Но без вас я не стала открывать конверт и читать письмо. Давайте прочтем его вместе!

Дети: Да!

Воспитатель: читает «Здравствуйте, милые дети, пишет вам Тетушка Сова. Дедушка Мороз рассказал мне, что вы очень любознательные и смышленые, любите отгадывать загадки! Поэтому, я решила загадать вам загадку:

C:\Users\Irina\Desktop\956BBRUD\IMG_7501.JPG«Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.

Что это?» (Снег)

Малыши, а что такое снег? Помогите мне, пожалуйста, это узнать!»

Беседа сдетьми:

Воспитатель: Когда бывает снег?

Дети: Зимой.

Воспитатель: А где его можем увидеть?

Дети: На улице, во дворе, на крыльце, на деревьях, снег везде.

Воспитатель: Нравится вам, когда много снега?

Дети: Да, нравится.

Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь Тетушке Сове?

Дети: Да

Воспитатель: Молодцы! Для того, чтобы помочь Тетушке Сове ответить на вопрос: «А что такое снег?» Мы с вами отправимся в небольшое путешествие в поисках снега!

1— ячасть эксперимента

C:\Users\Irina\Desktop\956BBRUD\IMG_7487.JPGIII. Основной этап

Воспитатель идет вместе с детьми:

Мы идём, идём, идём,

Много снега мы найдём.

Подходят к первому столу.

На столе лежит разноцветная ткань

(голубого, белого, красного, зелёного цвета)

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что это?

Дети: Ткань

Воспитатель: Какого она цвета?

Дети: Голубого.

Воспитатель: Как снег?

Дети: Нет, снег белого цвета.

Воспитатель: Арина, найди, пожалуйста, на столе ткань белого цвета (находит)

Воспитатель: Ребята она такого же цвета как снег?

Дети: Да.

Воспитатель: Дети, мы узнали, что снег белого цвета. (Показывает детям наглядную модель — «Белый квадрат» условное обозначение цвета снега).

Ребята, встанем друг за другом и продолжим наше путешествие под веселую песенку. Дети вместе с воспитателем подходят ко 2 столу, где лежат бумажные снежинки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?

Дети: Снежинки.

C:\Users\Irina\Desktop\956BBRUD\IMG_7486.JPG

Воспитатель: Давайте рассмотрим их (дети берут в руки и рассматривают)

Какие они?

Дети: Белые, бумажные, лёгкие.

Давайте с ними поиграем.

Дыхательная гимнастика «Снегопад»

Мы снежинок наберём,

Затем, глубоко вдохнём,

Чтоб снежинки полетели,

Надо выдохнуть сильнее! (2 раза)

C:\Users\Irina\Desktop\956BBRUD\IMG_7509.JPG

Воспитатель: Итак, мы уже знаем, что снег белого цвета, лёгкий, состоит из снежинок (показывает детям условное обозначение «Снежинка». Ребята, мы нашли настоящий снег?

Дети: Нет.

Воспитатель: Ну, что ж пойдём дальше путешествовать.

Мы идём, идём, идём,

Много снега мы найдём.

(Подходят к 3 следующему стол, на котором стоит поддон со снегом, накрытый салфеткой)

Воспитатель: Ребята, каким бывает снег на ощупь тёплый или холодный?

C:\Users\Irina\Desktop\956BBRUD\IMG_7482.JPG

Дети: Холодный

Воспитатель: Давайте потрогаем, может это снег.

(щупают, не снимая салфетки) Что чувствуете?

Дети: Холодно ручкам!

Воспитатель: (снимает салфетку) Что же это?

Дети: Снег.

Воспитатель: Дети, что бывает таким же холодным, как снег?

Дети: Мороженое

(ставит на мнемотаблицу условное обозначение — «Мороженое»)

2 –я часть эксперимента

Воспитатель: Ребята, чтобы разобраться «Что такое снег», предлагаю превратиться нам в настоящих волшебников и посетить исследовательскую лабораторию «Почемучка». Но прежде, мы должны повторить правила любознательных «Почемучек»!

Напоминание правил безопасного поведения влаборатории «Почемучка»:

Во время занятия в лаборатории нельзя брать снег и грязные пальцы в рот, нельзя ими тереть глаза. Внимательно слушать воспитателя и хорошо себя вести.

Дети: Хорошо, мы запомнили.

C:\Users\Irina\Desktop\956BBRUD\IMG_7462.JPGВоспитатель: Молодцы! А сейчас поиграем с вами!

Пальчиковая игра «Снежок»

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем, совсем не сладкий.

Раз подбросим,

Два поймаем,

Три уроним

И сломаем.

Опыт № 1. «Определение запаха».

Воспитатель: Ребята, а как узнать, имеет ли снег запах? Что надо сделать?

Дети: Надо понюхать

Воспитатель: Мы понюхаем сначала мандарины, они имеют запах?

Дети: Да.

Воспитатель: А теперь понюхаем снег. Имеет запах?

Дети: Нет.

(ставит на мнемотаблицу условное обозначение — «нос перечеркнутый красной линией).

C:\Users\Irina\Desktop\956BBRUD\IMG_7466.JPG C:\Users\Irina\Desktop\956BBRUD\IMG_7465.JPG

C:\Users\Irina\Desktop\956BBRUD\IMG_7457.JPGОпыт № 2. «Воздействие температур».

Воспитатель:

– Потрогайте, какая вода налита в стаканчиках? (Теплая, холодная)

– Как вы думаете, в какой воде снег быстрее растает?

– Положите снег в стаканчики. В какой воде снег уже растаял?

– Так чего больше боится снег: тепла или холода?

– Посмотрите, что у вас на тарелочках, в которых был снег?

– Значит, из чего образуется снег? (из воды)

(ставит на мнемотаблицу условное обозначение — капелька).

– Посмотрите, какая вода на тарелочках? (Грязная). Давайте её пропустим, через фильтр и ещё раз убедимся в этом (процедить через воронку с ватными дисками)

– Можно ли есть снег? Почему?

(ставит на мнемотаблицу условное обозначение — рот, перечёркнутый красной линией).

C:\Users\Irina\Desktop\956BBRUD\IMG_7452.JPG

Воспитатель: Молодцы, ребята! Итак, что же мы напишем Тетушке Сове в письме о снеге?

Дети: Снег белый, состоит из снежинок, очень холодный и в тепле он тает, превращаясь в воду. Снег кушать нельзя, потому что он грязный, а ещё можно заболеть.

Самостоятельный вывод детей освойствах снега:

C:\Users\Irina\Desktop\956BBRUD\IMG_7443.JPG

Воспитатель: Молодцы! Мы сегодня с вами узнали: «Что такое снег? Какими свойствами он обладает». Я думаю, Тетушка Сова будет очень рада, что вы справились с ее заданием и ответили на все вопросы!

Рефлексия:

Воспитатель: Понравилось путешествие? Что мы делали? Кому помогали? Что нового и интересного узнали?

Вот занятие прошло,

До скорого свидания.

Всем друзьям и взрослым скажем

Дружно: «До свидания

Основные термины (генерируются автоматически): снег, воспитатель, ребенок, белый цвет, условное обозначение, какая вода, ребята, III, красная линия, свойство снега.

Похожие статьи

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство детей со...»

Познакомить со свойствами воды, уточнить знания детей о назначении воды в жизни человека закреплять знания о формах и видах водоемов.

Воспитатель показывает глобус и объясняет, что голубой цвет на нем — это вода. Также обратите внимание, на глобусе есть и белые цвета.

Конспект НОД в средней группе «Волшебная вода»

Ребята, в стихотворении говорилось, что вода есть везде. Как думаете, в человеке она есть или нет?

Ребята, какая бывает вода? Отвечать будет тот, на кого упадет капелька. (Воспитатель дотрагивается бумажной капелькой до каждого ребенка.)

Мониторинг загрязнения окружающей среды по...

снежный покров, проба снега, участок, снег, талая вода, снеговой покров, Куюргазинский район, район школы, дистиллированная вода, окружающая среда.

Исследование талой воды (снега) как показатель загрязнения... Снежный покров является эффективным индикатором процессов...

Образовательная деятельность для детей старшего дошкольного...

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, воздух есть везде или нет? (ответы детей).

Если вам было грустно и не интересно — возьмите зеленого цвета листики.

Конспект занятия в старшей группе на тему «Зима»

Белый снег, пушистый в воздухе кружится

Воспитатель: Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? Дети: Зима!

Воспитатель: Ребята, а вы любите зиму? Давайте поиграем с вами в игру «Назови ласково».

Конспект непосредственно организованной деятельности...

Ребята, мы с вами должны выяснить, почему снег на северном полюсе не тает. Проведем эксперимент? Ребята, поделитесь на две команды.

Педагог: при более низких температурах, снег не тает. Когда есть источник тепла, снег тает, значит на северном полюсе очень холодно.

Исследование талой воды (снега) как показатель загрязнения...

У снега есть свойство адсорбировать из атмосферы вредные вещества. Таким образом, в снег могут попасть самые различные виды отходов.

При образовании и выпадении снега в результате процессов сухого и влажного вымывания концентрация загрязняющих веществ в...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по...

Тает снег, кругом вода. Не обуешь валенки –. На снегу…(Проталинки).

Среди деревьев — зеленовато-белых тонких осинок, кое-где выглядывающих елей — из-под прошлогодней

Воспитатель: — Ребята, понравилась вам музыка? Какая она? Какое у нее настроение?

Конспект ООД «Познавательное развитие» с детьми старшего...

Ход занятия. Воспитатель: Ребята, я очень рада всех вас видеть, и предлагаю вам начать день с приветствия. (Дети вместе с педагогом

Вы согласны? Дети: Да! Воспитатель: Для того чтобы продолжить наше путешествие дальше, нам нужно вспомнить какая вода бывает летом...

Похожие статьи

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство детей со...»

Познакомить со свойствами воды, уточнить знания детей о назначении воды в жизни человека закреплять знания о формах и видах водоемов.

Воспитатель показывает глобус и объясняет, что голубой цвет на нем — это вода. Также обратите внимание, на глобусе есть и белые цвета.

Конспект НОД в средней группе «Волшебная вода»

Ребята, в стихотворении говорилось, что вода есть везде. Как думаете, в человеке она есть или нет?

Ребята, какая бывает вода? Отвечать будет тот, на кого упадет капелька. (Воспитатель дотрагивается бумажной капелькой до каждого ребенка.)

Мониторинг загрязнения окружающей среды по...

снежный покров, проба снега, участок, снег, талая вода, снеговой покров, Куюргазинский район, район школы, дистиллированная вода, окружающая среда.

Исследование талой воды (снега) как показатель загрязнения... Снежный покров является эффективным индикатором процессов...

Образовательная деятельность для детей старшего дошкольного...

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, воздух есть везде или нет? (ответы детей).

Если вам было грустно и не интересно — возьмите зеленого цвета листики.

Конспект занятия в старшей группе на тему «Зима»

Белый снег, пушистый в воздухе кружится

Воспитатель: Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? Дети: Зима!

Воспитатель: Ребята, а вы любите зиму? Давайте поиграем с вами в игру «Назови ласково».

Конспект непосредственно организованной деятельности...

Ребята, мы с вами должны выяснить, почему снег на северном полюсе не тает. Проведем эксперимент? Ребята, поделитесь на две команды.

Педагог: при более низких температурах, снег не тает. Когда есть источник тепла, снег тает, значит на северном полюсе очень холодно.

Исследование талой воды (снега) как показатель загрязнения...

У снега есть свойство адсорбировать из атмосферы вредные вещества. Таким образом, в снег могут попасть самые различные виды отходов.

При образовании и выпадении снега в результате процессов сухого и влажного вымывания концентрация загрязняющих веществ в...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по...

Тает снег, кругом вода. Не обуешь валенки –. На снегу…(Проталинки).

Среди деревьев — зеленовато-белых тонких осинок, кое-где выглядывающих елей — из-под прошлогодней

Воспитатель: — Ребята, понравилась вам музыка? Какая она? Какое у нее настроение?

Конспект ООД «Познавательное развитие» с детьми старшего...

Ход занятия. Воспитатель: Ребята, я очень рада всех вас видеть, и предлагаю вам начать день с приветствия. (Дети вместе с педагогом

Вы согласны? Дети: Да! Воспитатель: Для того чтобы продолжить наше путешествие дальше, нам нужно вспомнить какая вода бывает летом...

Задать вопрос