Воспитание. Приобщение к прекрасному
Авторы: Куксова Лилия Игоревна, Харитонова Жанна Евгеньевна, Хаустова Татьяна Евгеньевна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (25) октябрь 2019 г.
Дата публикации: 26.07.2019
Статья просмотрена: 100 раз
Библиографическое описание:
Куксова, Л. И. Воспитание. Приобщение к прекрасному / Л. И. Куксова, Ж. Е. Харитонова, Т. Е. Хаустова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 8 (25). — С. 16-17. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/140/4370/ (дата обращения: 08.11.2024).
Нравственно-волевая готовность к учебной деятельности в школе и способность к обучаемости представляют собой те важнейшие качества, которые должны быть сформированы у выпускников детского сада. Сюда входят: стремление и умение преодолевать трудности; интерес к знаниям и их приобретению; настойчивость, усидчивость, дисциплинированность, работоспособность и ряд других нравственно-волевых качеств. Эти очень трудные задачи должны быть постоянно в центре внимания воспитателей и методистов детских садов.
Во всей организации жизни ребенка в детском саду, особенно его игровой, трудовой деятельности и, что особенно важно, обучения, главное внимание должно уделяться нравственному воспитанию. К концу дошкольного возраста чувства и эмоции детей достигают высокого уровня развития. В соответствии с этим определяются и воспитательные задачи. Главные из них: формирование осознанных нравственных привычек и качеств, в том числе умения руководствоваться в своих поступках не только личными интересами, но и интересами окружающих; формирование адекватной оценки себя, своей деятельности и поведения товарищей; воспитание культуры поведения.
Разумеется, усвоение этих моральных представлений и формирование нравственных качеств и привычек достаточно сложно для шестилетних детей. Эффективное решение указанных задач возможно тогда, когда разъяснение нравственного смысла различных действий, явлений, отношений, понятий неразрывно сочетается с такой организацией повседневной жизни и деятельности детей, которая обеспечивает условия для систематического упражнения в нравственных поступках, приобретения опыта нравственного поведения, с тем чтобы нравственные представления и знания преобразовывались в ведущие мотивы поведения ребенка. При этом надо учитывать, с другой стороны, что моральные представления и категории не могут усваиваться в полной мере только в конкретной деятельности ребенка, в его повседневной практике. В воспитании нравственных чувств и представлений ребенка исключительно важное значение имеет слово воспитателя, а также искусство (художественная литература, музыка, произведения изобразительного искусства, театр, кино).
Собственная активность личности ребенка играет в нравственном воспитании огромную роль. При такой системе воспитания, за основу берется «живая душа» ребенка, что прежде всего означает стремление в наибольшей мере исходить из желаний и потребностей детей. Задача педагога при этом, заключается в окультуривании желаний ребенка, т. е. в преобразовании потребностей личности в общественно полезные и необходимые.
Имеется ли в советской педагогике подобный опыт? Конечно, — правда, применительно к воспитанию младших школьников. Речь идет о системе В. А. Сухомлинского. Одна из главных задач педагога, по В. А. Сухомлинскому, состоит в пробуждении, развитии и закреплении в личности ребенка стремления делать добро людям и желания трудиться. Обращаясь к первоклассникам, он говорил: «Идея добра — это мерка, с которой ты подходишь к объяснению и оценке человеческих отношений» [3,с.76]. Доброта должна стать основой отношения человека к жизни. Доброте надо учить, причем не только на положительных примерах, но и на отрицательных.
Основой нравственного воспитания является труд, одухотворенный высокогуманными идеями. Именно труд, по В. А. Сухомлинскому, творит личность ребенка уже в дошкольном возрасте. Нужно, чтобы «через труд, как через широкую тропинку, ребенок входил в общественную жизнь, познавал людей и самого себя, переживал первое чувство гражданской гордости» [4, с.244].
Воспитатель должен формировать у детей представление о труде как о важном и почетном деле. Это представление конкретно раскрывается в рассказах о видах труда в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте с учетом местных условий. Прежде всего детей следует знакомить с трудом их родителей, работников детского сада, учить уважать труд окружающих.
Немалую роль играет и собственная трудовая деятельность воспитанников подготовительных групп детских садов. Именно в труде воспитывается привычка к волевым усилиям, настойчивость, целеустремленность, способность к преодолению трудностей, закладываются и совершенствуются элементы планирования и самоконтроля.
Старшие дошкольники должны обладать развитыми навыками самообслуживания: уметь самостоятельно накрывать на стол, правильно располагать посуду, приборы, хлеб, поддерживать порядок в шкафах с игрушками, материалами, пособиями. На занятиях ручным трудом дети должны научиться пользоваться простейшими инструментами при работе с разным материалом (бумагой, картоном и т. д.), из которого изготавливаются простые пособия. При этом дети обучаются подбирать материалы по цветам и их оттенкам и т. д.
Все это непросто для шестилетнего ребенка, но очень важно для становления его личности. Ведь при отсутствии посильного трудового напряжения для ребенка останется недоступным и счастье труда. При этом труд, по В. А. Сухомлинскому, должен неразрывно сочетаться с красотой, с созданием и сохранением красоты. Человек должен трудиться «и для радости, чтобы добрые чувства, возникающие при созерцании красивого, вдохновляли на труд во имя счастья людей» [3, с. 231].
Нравственно-волевые качества, положительное отношение к учению, уважение к педагогу, к сверстнику должны также формироваться в процессе обучения на занятиях в детском саду.
На материале многолетнего исследования Р. С. Буре [1] показала, что воспитание старших дошкольников в процессе обучения на занятиях в детском саду, главным образом в подготовительной группе, дает педагогу возможность решать важнейшие задачи подготовки к школе такие, как формирование стойкого положительного отношения к учению, начал коллективизма. Решению этих задач должны способствовать и этические беседы. На этих беседах, проводимых один-два раза в месяц, воспитатель обсуждает в доступной для детей форме различные понятия, относящиеся к общественной жизни, моральным категориям и нравственным принципам. Это нужно для углубления и уточнения формирующихся у детей представлений. Темы для бесед могут быть самые разные, но они обязательно должны быть связаны с конкретной практикой, с жизненным опытом детей, с впечатлениями от окружающей жизни.
Успешность нравственного воспитания во многом определяется личным примером педагога, содержанием и стилем его общения с детьми на занятиях и в повседневной жизни. Для этого воспитателям необходимо быть хорошо подготовленными, они должны самовоспитываться.
В самовоспитание входит интеллектуальный рост педагога, его нравственное самосовершенствование, изучение возрастных и индивидуальных особенностей детей. Личный пример педагога, его собственный нравственный облик имеют огромное значение для формирования личностных качеств выпускника детского сада.
Не только воспитателям, но и родителям известно то важное значение, которое имеет игра в развитии дошкольника. Первостепенная роль игры в формировании личности ребенка показана в трудах советских педагогов. В игровой деятельности дети активно познают окружающую действительность и овладевают общественно-историческим опытом. Прав был А. М. Горький, говоря, что игра для детей — путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить [2, с.321]. Одновременно игра есть познание ребенком своей собственной личности, своих возможностей, своего положения среди окружающих.
Возникая в раннем возрасте из предметных действий ребенка, игра в течение дошкольного детства становится ведущим видом деятельности. Сохраняет ли свое значение игра для психического развития детей шестилетнего возраста? Результаты психолого-педагогических исследований в подготовительных группах детских садов позволяют определенно ответить на этот вопрос: да, сохраняет.
Литература:
- Буре Р. С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. — М.:, 1981. — с.
- Горький А. М. Собрание сочинений. — т.30. — М.:, 1956. — 321 с.
- Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. — Минск:, 1978. — с.
- Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — 4-е изд. — Киев:, 1973. — с.