Значимость дифференциальной диагностики стертой дизартрии и дислалии | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (24) июль 2019 г.

Дата публикации: 30.06.2019

Статья просмотрена: 105 раз

Библиографическое описание:

Селезнева П. Н. Значимость дифференциальной диагностики стертой дизартрии и дислалии // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №7. — С. 28-30. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/134/4336/ (дата обращения: 18.01.2020).



В статье рассмотрены вопросы схожести симптоматики дислалии и стертой дизартрии и важности дифференциации данных нарушений речи.

Ключевые слова: стертая дизартрия, дислалия, нарушения речи, дифференциальная диагностика, двигательный анализатор.

Ведущими в структуре дефекта и при дислалии, и при стертой дизартрии являются фонетические нарушения. Но стертая дизартрия представляет из себя сложное речевое расстройство, которому свойственны стойкость, вариативность и неоднородность дефектов звукопроизношения, а также нарушения других компонентов речевой деятельности, обусловленные недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата, снижением качества функционирования двигательного анализатора (взаимодействия кинетических и кинестетических импульсов). Различное соотношение речевых и неречевых проявлений при стертой дизартрии часто обусловливают сложность ее дифференциальной диагностики с дислалией — нарушением звукопроизношения, при котором иннервация мышц речевого аппарата сохранна [3; 7].

В начале процесса развития звукопроизношения ведущая роль в контроле над реализацией речевого акта принадлежит зрительному анализатору, но постепенно контроль переходит к кинестетическому и слуховому анализаторам [5]. Ассоциация кинестетических, акустических и зрительных ощущений представляет из себя целостный комплекс — акцептор результата артикуляторного действия, образ движений мышц, соответствующий усвоенным зрительному, кинестетическому и акустическому образам [2, с. 117; 3, с. 442; 6, с. 68, 256].

При стертой дизартрии в результате недостаточной иннервации это взаимодействие анализаторов нарушается, страдает система коррекции артикуляторных движений. Автоматизируется неправильная кинетическая цепь и формируется искаженный кинестетический образ звука, лишающий фонему нормативных акустических признаков, приводя к недостаточной слуховой дифференциации, нечеткому восприятию акустических признаков звуков, несформированности фонематических представлений, что в сочетании с недостаточностью слухового внимания обусловливает стойкость дефекта [4; 6, с. 378, 387].

Данная стойкость нарушения звукопроизношения не только негативно влияет на качество передачи смыслового содержания речевого высказывания, полноценность его восприятия слушающим, реализацию коммуникативной функции речи, но и затрудняет развитие всех компонентов речевой системы, устной речи в целом, а также письменной речи и в результате может препятствовать успешному обучению ребенка в школе.

Сложная структура дефекта при стертой дизартрии требует особой комплексной коррекционной работы. Поэтому дифференциальная диагностика дислалии и стертой дизартрии имеет большое значение.

Проблема дифференциальной диагностики стертой дизартрии и дислалии рассматривалась в работах ряда авторов: Архиповой Е. Ф., Ипполитовой М. В., Карелиной И. Б., Лопатиной Л. В., Мастюковой Е. М., Соботович Е. Ф., Чернопольской А. Ф., Чиркиной Г. В. и других.

Для отграничения стертой дизартрии от дислалии необходимо проведение комплексного медико-педагогического исследования, анализ медико-педагогической документации, а также изучение анамнестических данных.

Необходимо учитывать этиологию этих нарушений. Причиной стертой дизартрии являются органические поражения корково-ядерных проводящих путей во внутриутробном и раннем периодах развития, которые приводят к нарушению иннервации мышц артикуляционного аппарата. Дислалия является нарушением звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации органов артикуляции.

У детей со стертой дизартрией выявляется негрубая неврологическая симптоматика: нарушения тонуса мышц мимической и артикуляционной мускулатуры, гиперкинезы, девиация, асимметрия, синкинезии, гиперсаливация. При дислалии подобных отклонений со стороны нервной системы не наблюдается.

Нарушенное функционирование двигательного анализатора при стертой дизартрии проявляет себя в снижении качества выполнения целенаправленных движений (диспраксии): мышечной слабости, неточности, недостаточной плавности переключения между позами и трудностях при их удержании, — что обнаруживается как в общей и мелкой моторике так и в артикуляционной. У детей с дислалией моторика, как правило, достаточно сохранна.

У детей и с дислалией, и со стертой дизартрией наблюдаются фонетические расстройства. Но у детей со стертой дизартрией произношение ухудшается в потоке речи, что обусловлено трудностями автоматизации. Кроме того, помимо согласных, могут нечетко произноситься и гласные звуки. Искажаются и сложные, и простые по артикуляции звуки. Для дислалии же характерно искажение в основном сложных по артикуляции звуков.

Кроме того, при дислалии нарушено только звукопроизношение. Характеристики голоса при дислалии не изменяются: голос громкий, модулированный, речевая активность высокая. А при стертой дизартрии, страдают также дыхание, просодика и голосообразование. Наблюдаются снижение интонационно-выразительной окраски речи, слабый речевой выдох. Голос затухающий, прерывистый, нарушены модуляции по силе и высоте, в тембре возможно появление назального оттенка, темп речи может быть ускоренным. Некоторые дети имеют очень короткий речевой выдох, и им приходится говорить на вдохе. Наблюдается низкая речевая активность.

Часто при стертой дизартрии отмечается наличие нервно-психической астенизации (снижения функциональных возможностей нервной системы), обусловленной недостаточностью подвижности основных нервных процессов и проявляющейся быстрой утомляемостью, снижением работоспособности, ухудшением внимания и памяти. При дислалии, чаще всего, все эти параметры соответствуют норме.

Таким образом, проведение тщательного обследования и учет всех проявлений речевого нарушения, которые могут быть не всегда очевидны, позволят правильно определить направления коррекционной работы и тем самым повысить ее эффективность.

Литература:

  1. Ананьев, Б. Г. Психология чувственного познания / Б. Г. Ананьев; Рос. акад. наук. Ин-т психологии. — М.: Наука, 2001. — 277 с.
  2. Анохин, П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы / П. К. Анохин; — М.: Наука, 1980. — 197 с.
  3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова; — М.: АСТ, 2014. — 324 с.
  4. Гуровец, Г. В. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей / Г. В. Гуровец. — М.: Владос, 2013. — 658 с.
  5. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. — М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1958. — 370 с.
  6. Корнев, А. Н. Основы логопатологии детского возраста / А. Н. Корнев. — СПб.: Речь, 2006. — 378 с.
  7. Лопатина, Л. В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения / Л. В. Лопатина // Материалы конференции «Реабилитация пациентов с расстройствами речи». — СПб, 2000. — С. 177–182
Основные термины (генерируются автоматически): стертая дизартрия, дифференциальная диагностика, двигательный анализатор, нарушение звукопроизношения, нервная система, ребенок, речевая активность, речевой аппарат.

Ключевые слова

дифференциальная диагностика, нарушения речи, дислалия, стертая дизартрия, двигательный анализатор

Похожие статьи

Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения...

стертая дизартрия, ребенок, артикуляционный аппарат, дифференциальная диагностика

Стертая дизартриянарушение речи, которое проявляется в расстройствах

При стертой дизартрии нарушение звукопроизношения обусловлено органической недостаточностью...

Нарушения фонетико-фонологической стороны речи...

коррекцию звукопроизношения у детей со стёртой дизартрией необходимо осуществлять

Стертая дизартриянарушение речи, которое проявляется в расстройствах

К вопросу о диагностике интонационной стороны речи у детей... стертая дизартрия, интонационная...

Клинико-педагогическая характеристика детей с минимальными...

Дизартрия — это нарушения произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Состояние неречевых функций у детей со стёртой дизартрией характеризуется качественным своеобразием.

Методические материалы к курсу «Дифференциальная...»

Методические материалы к курсу «Дифференциальная диагностика сложных речевых

дизартриянарушение звукопроизношения, недостаточность иннервации речевого

Речевое поведение ребёнка после утраты речи. Частота и условия возникновения (речевого)...

Методические материалы к курсу «Дифференциальная...»

Поливара З. В. Дифференциальная диагностика речевых дисфункций у детей дошкольного

Лопатина Л. В. Дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и функциональных

Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения звукопроизношения при...

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой...

Стёртая дизартрия встречается в логопедической практике довольно часто и диагностируется после пяти лет. По мнению Мастюковой М. Е., дизартрия — это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Развитие звукопроизношения у детей дошкольного возраста...

Описаны особенности звукопроизношения у детей со стертой дизартрией дошкольного возраста. Указана роль дидактических игр в работе с

У детей дошкольного возраста наиболее часто встречаемым речевым нарушением является дизартрия. Большой вклад в изучение...

Методы диагностики нарушений звукопроизношения у детей...

Данная статья посвящена изучению методов диагностики нарушений звукопроизношения у детей с нормальным слухом и сохранной

Основными обучающими моментами у детей младшего возраста являются: семья и детский сад, где ребенок проводит большую часть...

Коррекция звукопроизношения у младших школьников со...

Данная статья посвящена проблемам нарушения речи у младших школьников со стертой дизартрией.

Сегодня наиболее частой речевой патологией является стертая дизартрия.

Воздействие массажа приводит к существенному изменению состояния мышечной системы.

Похожие статьи

Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения...

стертая дизартрия, ребенок, артикуляционный аппарат, дифференциальная диагностика

Стертая дизартриянарушение речи, которое проявляется в расстройствах

При стертой дизартрии нарушение звукопроизношения обусловлено органической недостаточностью...

Нарушения фонетико-фонологической стороны речи...

коррекцию звукопроизношения у детей со стёртой дизартрией необходимо осуществлять

Стертая дизартриянарушение речи, которое проявляется в расстройствах

К вопросу о диагностике интонационной стороны речи у детей... стертая дизартрия, интонационная...

Клинико-педагогическая характеристика детей с минимальными...

Дизартрия — это нарушения произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Состояние неречевых функций у детей со стёртой дизартрией характеризуется качественным своеобразием.

Методические материалы к курсу «Дифференциальная...»

Методические материалы к курсу «Дифференциальная диагностика сложных речевых

дизартриянарушение звукопроизношения, недостаточность иннервации речевого

Речевое поведение ребёнка после утраты речи. Частота и условия возникновения (речевого)...

Методические материалы к курсу «Дифференциальная...»

Поливара З. В. Дифференциальная диагностика речевых дисфункций у детей дошкольного

Лопатина Л. В. Дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и функциональных

Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения звукопроизношения при...

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой...

Стёртая дизартрия встречается в логопедической практике довольно часто и диагностируется после пяти лет. По мнению Мастюковой М. Е., дизартрия — это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Развитие звукопроизношения у детей дошкольного возраста...

Описаны особенности звукопроизношения у детей со стертой дизартрией дошкольного возраста. Указана роль дидактических игр в работе с

У детей дошкольного возраста наиболее часто встречаемым речевым нарушением является дизартрия. Большой вклад в изучение...

Методы диагностики нарушений звукопроизношения у детей...

Данная статья посвящена изучению методов диагностики нарушений звукопроизношения у детей с нормальным слухом и сохранной

Основными обучающими моментами у детей младшего возраста являются: семья и детский сад, где ребенок проводит большую часть...

Коррекция звукопроизношения у младших школьников со...

Данная статья посвящена проблемам нарушения речи у младших школьников со стертой дизартрией.

Сегодня наиболее частой речевой патологией является стертая дизартрия.

Воздействие массажа приводит к существенному изменению состояния мышечной системы.

Задать вопрос