Значимость дифференциальной диагностики стертой дизартрии и дислалии | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 сентября, печатный экземпляр отправим 11 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (24) июль 2019

Дата публикации: 30.06.2019

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Селезнева П. Н. Значимость дифференциальной диагностики стертой дизартрии и дислалии // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №7. — С. 28-30. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/134/4336/ (дата обращения: 26.08.2019).



В статье рассмотрены вопросы схожести симптоматики дислалии и стертой дизартрии и важности дифференциации данных нарушений речи.

Ключевые слова: стертая дизартрия, дислалия, нарушения речи, дифференциальная диагностика, двигательный анализатор.

Ведущими в структуре дефекта и при дислалии, и при стертой дизартрии являются фонетические нарушения. Но стертая дизартрия представляет из себя сложное речевое расстройство, которому свойственны стойкость, вариативность и неоднородность дефектов звукопроизношения, а также нарушения других компонентов речевой деятельности, обусловленные недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата, снижением качества функционирования двигательного анализатора (взаимодействия кинетических и кинестетических импульсов). Различное соотношение речевых и неречевых проявлений при стертой дизартрии часто обусловливают сложность ее дифференциальной диагностики с дислалией — нарушением звукопроизношения, при котором иннервация мышц речевого аппарата сохранна [3; 7].

В начале процесса развития звукопроизношения ведущая роль в контроле над реализацией речевого акта принадлежит зрительному анализатору, но постепенно контроль переходит к кинестетическому и слуховому анализаторам [5]. Ассоциация кинестетических, акустических и зрительных ощущений представляет из себя целостный комплекс — акцептор результата артикуляторного действия, образ движений мышц, соответствующий усвоенным зрительному, кинестетическому и акустическому образам [2, с. 117; 3, с. 442; 6, с. 68, 256].

При стертой дизартрии в результате недостаточной иннервации это взаимодействие анализаторов нарушается, страдает система коррекции артикуляторных движений. Автоматизируется неправильная кинетическая цепь и формируется искаженный кинестетический образ звука, лишающий фонему нормативных акустических признаков, приводя к недостаточной слуховой дифференциации, нечеткому восприятию акустических признаков звуков, несформированности фонематических представлений, что в сочетании с недостаточностью слухового внимания обусловливает стойкость дефекта [4; 6, с. 378, 387].

Данная стойкость нарушения звукопроизношения не только негативно влияет на качество передачи смыслового содержания речевого высказывания, полноценность его восприятия слушающим, реализацию коммуникативной функции речи, но и затрудняет развитие всех компонентов речевой системы, устной речи в целом, а также письменной речи и в результате может препятствовать успешному обучению ребенка в школе.

Сложная структура дефекта при стертой дизартрии требует особой комплексной коррекционной работы. Поэтому дифференциальная диагностика дислалии и стертой дизартрии имеет большое значение.

Проблема дифференциальной диагностики стертой дизартрии и дислалии рассматривалась в работах ряда авторов: Архиповой Е. Ф., Ипполитовой М. В., Карелиной И. Б., Лопатиной Л. В., Мастюковой Е. М., Соботович Е. Ф., Чернопольской А. Ф., Чиркиной Г. В. и других.

Для отграничения стертой дизартрии от дислалии необходимо проведение комплексного медико-педагогического исследования, анализ медико-педагогической документации, а также изучение анамнестических данных.

Необходимо учитывать этиологию этих нарушений. Причиной стертой дизартрии являются органические поражения корково-ядерных проводящих путей во внутриутробном и раннем периодах развития, которые приводят к нарушению иннервации мышц артикуляционного аппарата. Дислалия является нарушением звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации органов артикуляции.

У детей со стертой дизартрией выявляется негрубая неврологическая симптоматика: нарушения тонуса мышц мимической и артикуляционной мускулатуры, гиперкинезы, девиация, асимметрия, синкинезии, гиперсаливация. При дислалии подобных отклонений со стороны нервной системы не наблюдается.

Нарушенное функционирование двигательного анализатора при стертой дизартрии проявляет себя в снижении качества выполнения целенаправленных движений (диспраксии): мышечной слабости, неточности, недостаточной плавности переключения между позами и трудностях при их удержании, — что обнаруживается как в общей и мелкой моторике так и в артикуляционной. У детей с дислалией моторика, как правило, достаточно сохранна.

У детей и с дислалией, и со стертой дизартрией наблюдаются фонетические расстройства. Но у детей со стертой дизартрией произношение ухудшается в потоке речи, что обусловлено трудностями автоматизации. Кроме того, помимо согласных, могут нечетко произноситься и гласные звуки. Искажаются и сложные, и простые по артикуляции звуки. Для дислалии же характерно искажение в основном сложных по артикуляции звуков.

Кроме того, при дислалии нарушено только звукопроизношение. Характеристики голоса при дислалии не изменяются: голос громкий, модулированный, речевая активность высокая. А при стертой дизартрии, страдают также дыхание, просодика и голосообразование. Наблюдаются снижение интонационно-выразительной окраски речи, слабый речевой выдох. Голос затухающий, прерывистый, нарушены модуляции по силе и высоте, в тембре возможно появление назального оттенка, темп речи может быть ускоренным. Некоторые дети имеют очень короткий речевой выдох, и им приходится говорить на вдохе. Наблюдается низкая речевая активность.

Часто при стертой дизартрии отмечается наличие нервно-психической астенизации (снижения функциональных возможностей нервной системы), обусловленной недостаточностью подвижности основных нервных процессов и проявляющейся быстрой утомляемостью, снижением работоспособности, ухудшением внимания и памяти. При дислалии, чаще всего, все эти параметры соответствуют норме.

Таким образом, проведение тщательного обследования и учет всех проявлений речевого нарушения, которые могут быть не всегда очевидны, позволят правильно определить направления коррекционной работы и тем самым повысить ее эффективность.

Литература:

  1. Ананьев, Б. Г. Психология чувственного познания / Б. Г. Ананьев; Рос. акад. наук. Ин-т психологии. — М.: Наука, 2001. — 277 с.
  2. Анохин, П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы / П. К. Анохин; — М.: Наука, 1980. — 197 с.
  3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова; — М.: АСТ, 2014. — 324 с.
  4. Гуровец, Г. В. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей / Г. В. Гуровец. — М.: Владос, 2013. — 658 с.
  5. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. — М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1958. — 370 с.
  6. Корнев, А. Н. Основы логопатологии детского возраста / А. Н. Корнев. — СПб.: Речь, 2006. — 378 с.
  7. Лопатина, Л. В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения / Л. В. Лопатина // Материалы конференции «Реабилитация пациентов с расстройствами речи». — СПб, 2000. — С. 177–182

Ключевые слова

дифференциальная диагностика, нарушения речи, дислалия, стертая дизартрия, двигательный анализатор
Задать вопрос