Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных методов закаливания | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технологии здоровьесбережения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (24) июль 2019 г.

Дата публикации: 27.06.2019

Статья просмотрена: 532 раза

Библиографическое описание:

Брыткова, Т. М. Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных методов закаливания / Т. М. Брыткова, С. В. Павлова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 7 (24). — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/134/4326/ (дата обращения: 19.04.2024).



Статья посвящена актуальной проблеме всестороннего развития физического и психологического здоровья детей дошкольного возраста; закаливанию организма естественными силами природы.

Ключевые слова: закаливание организма, нетрадиционные методы, естественные силы природы.

Много веков назад люди поняли, насколько важно заботиться о своём здоровье, держать в чистоте и закалять тело, чтобы оно всегда было крепким и сильным. Чтобы быть здоровым нужно обладать искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении, так как сейчас идеально здоровых детей немного.

Здоровье — дело престижное. А раз так, то должна возрастать роль каждого человека в борьбе за собственное здоровье и здоровье ребёнка, а значит необходимо, чтобы оно стало по-настоящему престижным. Необходимо помнить, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методом совершенствования здоровья приведут к положительным результатам.

Ведущим фактором правильного психофизического развития ребенка-дошкольника является забота о здоровье, создание комфортных условий жизни, соответствующих гигиеническим и медико-педагогическим рекомендациям.

Закаливание — одно из лучших средств повышения уровня защитных сил организма к действию метеорологических факторов — холода, тепла, пониженного атмосферного давления. Закаливание означает тренировку приспособительных возможностей организма и основано на том, что при систематическом и повторном воздействии на кожные рецепторы факторов внешней среды (воздух, вода, солнечная радиация) в организме происходят различные изменения.

C:\Users\Operator\Desktop\павлова фото\IMG-20181227-WA0005.jpg

Прежде всего, совершенствуются процессы терморегуляции, от чего повышается способность организма приспосабливаться к окружающим условиям без вреда для здоровья.

Самый важный принцип закаливания состоит в сознательном отношении к закаливающим процедурам. Это означает, что ребенка следует, заинтересовать, создать у него нужный психологический настрой, убедить, что закаляться необходимо так же, как умываться, чистить зубы и пр. Это позволит обеспечить наибольший успех закаливания.

Одно из важных требований — постепенность закаливания. Положительный результат будет наиболее эффективным в том случае, если интенсивность закаливающего фактора будет увеличиваться постепенно. Переход от менее сильных воздействий к более сильным определяется состоянием организма ребенка, его реакцией на данное воздействие.

Другое требование — систематичность закаливания. Очень важно выработать привычку к систематическому закаливанию, которая перерастает в потребность на всю жизнь. Если процедуры босохождения, холодных обливаний на свежем воздухе выполняются ежедневно в любое время года — реакция организма будет более устойчивой. C:\Users\Operator\Desktop\павлова фото\25a87eb90c5b5f64d4f05cc33b2abe.jpg

Устойчивость организма следует вырабатывать ко всем природным факторам (солнце, воздух, вода). Однако влиянию холода мы уделяем наибольшее внимание, так как в весенне-осенние сезоны резко возрастает число случаев острых респираторных заболеваний, ангин, бронхитов. Причиной их является переохлаждение всего организма.

Очень важно, чтобы во время закаливающих процедур было хорошее настроение, так как положительные эмоции почти полностью исключают отрицательный эффект даже при очень сильном охлаждении.

Закаливающие процедуры нормализуют состояние эмоциональной сферы, делают ребенка более сдержанным, уравновешенным, они придают бодрость, улучшают настроение.

Свою работу направляем на укрепление здоровья детей, путём закаливающих и развивающих мероприятий: с 1991 года ведем работу по оздоровлению детей нетрадиционными методами закаливания — солнцем, воздухом, водой, снегом.

Цель нашей работы — вырастить физически и психологически здоровым каждого ребёнка, но это возможно только при взаимодействии семьи, педагога-психолога, медицинского персонала, администрации и физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

Для успешного достижения данной цели необходимо:

  1. Обеспечить всестороннюю физическую и психологическую подготовленность каждого ребёнка; сохранить и укрепить здоровье детей; закаливать организм естественными силами природы.
  2. Создать целостный развивающий и оздоровительный комплекс мероприятий, направленный на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника.
  3. Обеспечить безопасное поведение детей при проведении закаливающих мероприятий.

Суть применяемой нами методики состоит в следующем: постепенно увеличиваем время прогулки на свежем воздухе, оставляя на детях минимум одежды. Обязательное условие — двигательная активность. Дети не стоят на холодной земле или снегу, они играют в подвижные игры, маршируют, произнося при этом веселые речевки.

C:\Users\Operator\Desktop\павлова фото\IMG-20181227-WA0031.jpg

Каждый «моржонок» знает, природа помогает ему стать сильным и крепким. Выходя, на природу с голым торсом и босыми ногами дети здороваются с ветерком, солнышком, деревьями (есть своя любимая березка), впитывают целебные токи земли и обливаются холодной «живой» водой. Оздоровительные прогулки заканчиваем массажем ступней и витаминным напитком.

Своих детей по праву считаем самыми закаленными «моржатами» в городе. Им не страшны мороз, снег, метель. Они даже радуются, если на улице портится погода: гордо «шлепают» босиком по ледяным лужам, могут даже обтираться снегом, при этом детские лица светятся восторгом и оптимизмом.

Кроме того, с детьми используем: динамические паузы, элементы гимнастики мозга, самомассаж, дыхательные упражнения, подвижные и спортивные игры, релаксацию и пр.

В группе, наряду со спортивным уголком, появился уголок «Страна Неболеек», который содержит информационно-познавательные материалы:

– Лэпбуки «Закалка, спорт, движение — всех целей достижение!» «Закаливание», «Азбука здоровья»;

– папки-передвижки «Здоровый образ жизни», «Безопасность детей», «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»;

– фотоматериалы;

– демонстрационный материал.

В самостоятельной деятельности детей используем сюжетно-ролевые игры: «Доктор Пилюлькин», «Путешествие», в которых они отражают полученные знания по сохранению и укреплению здоровья. Вместе с детьми составляем описательные рассказы на темы: «От простой воды и мыла у микробов тают силы», «Что нужно для здоровья?», «Овощи и фрукты — сильные продукты» и др. организовываем развивающие и оздоровительные мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни ребенка — дошкольника: «Путешествие на поезде «Здоровье», «Путешествие «Капелек», «Откуда берутся грязнули?», «Путешествие в страну Здоровячков», «В гости к Снежной королеве» и др. (с выходом детей в природу с голым торсом, босиком, обливание тела на свежем воздухе).

В совместной деятельности воспитателя с детьми и их родителями были реализованы исследовательские проекты: «Кто такие моржи и почему людей называют «моржами»?», «Полезно или вредно закалять нос и горло холодной водой и воздухом?», «Микробы — друзья или враги», «Волшебные превращения воды».

Чтобы быть здоровым, энергичным, творчески активным, необходимо смолоду бороться за здоровье, закалять организм.

Литература:

  1. Алямовская В. Г., Как воспитать здорового ребенка. [Текст] / В. Г. Алямовская, — М.:LINKA PRESS, 1993.
  2. Аркин Е. А. Закаливание в системе физического воспитания дошкольника [Текст] / Е. А. Аркин // Дошкольное воспитание. — 2008. № 1. — с. 11–16.
  3. Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в ДОУ. [Текст] / Т. Л. Богина, — М.: Мозаика-синтез, 2005.
  4. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим. [Текст] / М. Ю. Картушина, — М., 2004.
  5. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. [Текст] / Под редакцией Н. В. Сократова, — М.: ТЦ Сфера, 2005, с. 224.
Основные термины (генерируются автоматически): естественная сила природы, ребенок, воздух, дошкольный возраст, закаливание организма, здоровье, свежий воздух.

Ключевые слова

закаливание организма, нетрадиционные методы, естественные силы природы

Похожие статьи

Стань творцом своего здоровья | Статья в журнале...

Процесс закаливания — это воздействие на организм комплекса природных факторов: воды, воздуха, снега, солнца… В его использовании прослеживается взаимосвязь методов и приемов по воспитанию здорового ребенка. Закаливание — система мероприятий, повышающих...

Рекомендации по закаливанию дошкольников в домашних...

Физиологические основы закаливания организма детей дошкольного возраста требуют пристального контроля.

Дошкольный возраст — особенно важный и ответственный период, когда. Система закаливания детей дошкольного возраста, включающая сочетание слабых...

Использование закаливающих мероприятий как средство...

Закаливание — это комплекс методов и приемов целенаправленного повышения

Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы закладывается

Итак, первое условие эффективного закаливания ребёнка использование не перегревающей одежды.

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников

- совершенствование функций организма

- формирование у детей адекватное представление о строении собственного тела, помочь ребенку создать целостное представление о своем теле

- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в...

Проблема здорового образа жизни педагогов дошкольного...

Здоровье — это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни

Закаливание — эффективное средство укрепления здоровья человека

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

Для формирования здорового образа у дошкольников необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания.

Укрепление здоровья, закаливание организма проходит через разные виды оздоровительной работы

Закаливание в системе здорового образа жизни | Молодой ученый

Основные методы закаливания. 1. Закаливание воздухом. Воздух — это среда, постоянно окружающая человека.

Пребывание на свежем воздухе улучшает общее самочувствие организма, оказывая влияние на эмоциональное состояние, вызывает чувство...

Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС

Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую

Формирование двигательной активности воспитанников... двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок...

Образовательная деятельность для детей старшего дошкольного...

Расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, не имеет вкуса, не имеет формы, нет цвета.

Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие.

Похожие статьи

Стань творцом своего здоровья | Статья в журнале...

Процесс закаливания — это воздействие на организм комплекса природных факторов: воды, воздуха, снега, солнца… В его использовании прослеживается взаимосвязь методов и приемов по воспитанию здорового ребенка. Закаливание — система мероприятий, повышающих...

Рекомендации по закаливанию дошкольников в домашних...

Физиологические основы закаливания организма детей дошкольного возраста требуют пристального контроля.

Дошкольный возраст — особенно важный и ответственный период, когда. Система закаливания детей дошкольного возраста, включающая сочетание слабых...

Использование закаливающих мероприятий как средство...

Закаливание — это комплекс методов и приемов целенаправленного повышения

Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы закладывается

Итак, первое условие эффективного закаливания ребёнка использование не перегревающей одежды.

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников

- совершенствование функций организма

- формирование у детей адекватное представление о строении собственного тела, помочь ребенку создать целостное представление о своем теле

- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в...

Проблема здорового образа жизни педагогов дошкольного...

Здоровье — это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни

Закаливание — эффективное средство укрепления здоровья человека

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

Для формирования здорового образа у дошкольников необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания.

Укрепление здоровья, закаливание организма проходит через разные виды оздоровительной работы

Закаливание в системе здорового образа жизни | Молодой ученый

Основные методы закаливания. 1. Закаливание воздухом. Воздух — это среда, постоянно окружающая человека.

Пребывание на свежем воздухе улучшает общее самочувствие организма, оказывая влияние на эмоциональное состояние, вызывает чувство...

Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС

Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую

Формирование двигательной активности воспитанников... двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок...

Образовательная деятельность для детей старшего дошкольного...

Расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, не имеет вкуса, не имеет формы, нет цвета.

Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие.

Задать вопрос