Содержание, формы и методы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников по повышению компетентности родителей в области здоровьесбережения дошкольников (из опыта работы) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технологии здоровьесбережения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (23) июнь 2019 г.

Дата публикации: 05.06.2019

Статья просмотрена: 256 раз

Библиографическое описание:

Огурцова, И. А. Содержание, формы и методы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников по повышению компетентности родителей в области здоровьесбережения дошкольников (из опыта работы) / И. А. Огурцова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 6 (23). — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/128/4254/ (дата обращения: 25.04.2024).



Задача дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы выбрать оптимальное содержание, определить адекватные формы и методы взаимодействия педагогов и родителей, которые обеспечат повышение компетентности родителей в работе по здоровьесбережению детей.

Необходимым организационным условием решения поставленной задачи было включение в основную образовательную программу ДОУ в качестве части, формируемой участниками образовательных отношений, парциальной программы, направленной на здоровьесбережение детей. Была выбрана оздоровительно-развивающая программа М. Л. Лазарева «Здравствуй!", но не в полном объёме, а только раздел «Чудо-нос», т. к. по количеству заболеваний детей в ДОУ № 76 простудные болезни стоят на первом месте. Данная программа не противоречит по концепции, принципам, целям и задачам образовательной программы «Детство», которая реализуется в ДОУ.

Программа предполагает широкое использование музыки и изобразительной деятельности, специально подобранной детской литературы, профессионально созданных сказочных пространств и героев. «Чудо-нос», часть программы, которая реализовалась в ходе исследования, находилась в голубой стране Эфирии, там была школа воздушного закаливания и дыхательного развития. А ещё периодически мы рекомендовали родителям заходить в синюю страну Акватонию, в школу закаливания водой, плавания и гигиены.

Для реализации поставленных задач был разработан проект «Будь здоров!» с участием родителей, детей и педагогов. Проект состоит из 2 частей. Первая включала работу с педагогами, чтобы в полной мере подготовить их к продуктивной деятельности по повышению компетентности родителей в приучении детей к здоровому образу жизни. Вторая часть — практическая реализация здоровьесберегающей совместной с родителями деятельности в оптимальных для данных условий форм и методах.

Решили выстроить совместную с родителями деятельность по повышению компетентности в области здоровьесбережения как информальное образование (так называется одна из основных форм непрерывного образования в Международной классификации ISCED).

Информальное образование — это несистематизированное приобретение знаний, умений, удовлетворяющее образовательные потребности взрослых и обеспечивающее формирование компетентности в важной для личности сфере. В нашем случае — это здоровьесберегающая деятельность. Итак, мы констатировали, что: 1. Родители могут повышать свою компетентность путём самообразования, накопления эмпирического опыта и на этой основе выстраивать приучение детей к здоровому образу жизни. 2.Возможно взаимообучение, обмен опытом между семьями в ходе совместного выполнения тех или иных здоровьесберегающих задач в образовательной деятельности ДОУ. 3. Актуальный вариант — приобретение новых знаний о способах здоровьесбережения посредством современных информационных технологий и через средства массовой информации. 4. Продуктивный способ — освоение здоровьесберегающих методов под руководством компетентных специалистов, что предполагает участие в тренингах, совместных с детьми играх, праздниках. 5.Преимущественное использование работы в малых группах как наиболее эффективной модели обучения взрослых.

В результате выбранные формы взаимодействия разделили на три группы:

Формы взаимодействия

Информационно-просветительские

Коллективное интерактивное обсуждение

Досуговое сотрудничество

1.В библиотеке детского сада организовать распространение научной, популярной, методической и детской литературы по здоровьесбережению

1. Родительские собрания «Возрастные особенности детей и трудности в воспитании здорового ребёнка»

1. Сезонные квесты

(в пикник-парке, на территории детского сада)

2.Информирование родителей через Skype и Viber о работе в ДОУ по приучению к ЗОЖ

2. Круглый стол «Как приучить ребёнка к здоровому образу жизни?»

2. Семейные походы выходного дня (велосипедные, лыжные, катание с горок в «Олимпии» и пикник-парке)

3.Выпуск информационных бюллетеней «Правильное дыхание — профилактика ОРВИ»

3. Семейная гостиная: «Зачем нужны прививки?»

3. Участие в городских детских конкурсах «Дети на велосипеде» и «Безопасное движение на дорогах».

4. Офлайн и онлайн консультации по ЗОЖ

4. Консультационно-оздоровительные занятия: наблюдение, обсуждение, рекомендации

4. Совместные подвижные игры детей с родителями на прогулке во вторую половину дня на участке детского сада

5. Индивидуальные беседы с врачом, старшей медсестрой, педагогами «Для здоровья вашего ребёнка важно…»

5.Консультации-практикумы: игры, которые лечатболезни носа и горла.

5. Совместные спортивные праздники в День защиты детей и 23 февраля

6. Проведение опросов, анкетирование, тестирование.

6.Развивающее общественное управление (Совет родителей).

6.Участие родителей в качестве сопровождающих и болельщиков на детском городском физкультурном празднике в спортивном комплексе С. Хоркиной

Первая группа форм сотрудничества, информационно-просветительские, была направлена на то, чтобы предоставить родителям значимую информацию в доступной и привлекательной форме. Безусловно, традиционная форма — библиотека и чтение книг по исследуемой проблеме. Родители брали книги по нашей рекомендации, но не очень активно. Значительно больший отклик мы получаем на информацию, которую отправляем родителям через Skype и Viber о том, какую работу проводим с детьми по здоровьесбережению. Фото и видео утренней гимнастики, физкультурных и других занятий, связанных по теме с ЗОЖ, прогулок, игр, которые мы отправляем родителям каждый день, тут же вызывают обратную реакцию. Родители пишут своё мнение об увиденном, задают вопросы. Отвечаем на простые вопросы сразу, тут же в Viber а сложные проблемы, о которых спрашивали многие, обсуждаем на собраниях, круглых столах, семейных гостиных или консультациях. Большие возможности для информирования родителей предоставляются на сайте детского сада. Здесь родители могут познакомиться с новыми санитарными правилами, узнать о нормах питания, программах, по которым осуществляется образовательный процесс в целом и приучение к

здоровому образу жизни, в частности. Достоинство дистанционного обучения родителей через, Skype и Viber, электронную почту, сайт детского сада в том, что его участники не связаны временными рамками, зайти в интернет, узнать о своём ребёнке или получить совет, значимый для его развития можно в любое время.

Периодически на материалах, которые приносят родители и при их помощи, выпускаем буклеты, оформляем фотовыставки с текстами, которые у нас называются «Наш взгляд на ЗОЖ». Это традиционная форма, но она информативная, яркая, привлекает внимание и позитивно влияет на родителей, многие начинают повторять те формы оздоровления в семье, которые увидели на выставках или в буклетах. Тематика этих выставок зависит от интересов семей, сезона, праздников. Например, «Игры на масленичной неделе», «С горки, ух!», «Коньки освоить сложно, но можно!», «Двухколёсный велосипед — это интересно и полезно» и др. Индивидуальные беседы с родителями «Для здоровья вашего ребёнка важно…» проводят чаще всего врач, старшая медсестра, но включаются в эту работу и педагоги. Это тоже традиционная форма, но заменить её ничем нельзя. У каждой семьи, у каждого ребёнка есть проблемы, которые невозможно обсуждать в коллективе, тут индивидуальные беседы, консультации незаменимы.

Вторая группа форм предполагает коллективное интерактивное обсуждение проблем здоровьесбережения. Организуют его, кроме воспитателей, члены совета родителей и это содружество обеспечивает развивающее общественное управление. К его положительным сторонам следует отнести то, что родители становятся инициаторами или проводниками идей, которые высказали врач или педагоги. Один из примеров: четверо родителей были членами команды, которая разрабатывала основную образовательную программу ДОУ. Они выступали на первых в учебном году родительских собраниях, проинформировали всех о задачах, которые будут решаться в рамках части программы, связанной с приучением детей к здоровому образу жизни.

Как правило в собраниях, круглых столах кроме родителей и воспитателей принимают участие врач детского сада, или приглашенный специалист, педагог-психолог, заведующий. Они решают, во-первых, просветительскую задачу, а далее отвечают на вопросы родителей, формируют необходимые для здоровья детей навыки. Например, на занятиях в семейной гостиной, где обсуждался вопрос «Дыхательная гимнастика как средство профилактики ОРВИ» педиатр доказывала пользу дыхательной гимнастики и тут же демонстрировала приемы, которые полезно разучить с детьми, а родители упражнялись в их выполнении.

В третью группу вошли формы работы с родителями, которые предполагают обязательное включение их в образовательно-оздоровительный процесс. По инициативе совета родителей был организован клуб выходного дня, в который вошли 16 семей. Они каждую субботу в определённое время выезжают в пикник-парк с детьми и устраивают там походы-квесты. В зависимости от сезона эти походы бывают велосипедные, лыжные, пешие. Возглавляет эту группу-клуб один из родителей, который преподаёт физкультуру в школе. Он знает требования к организации детского похода, объясняет всем правила безопасности, да и родители тут же, рядом. Фото, которые размещаются в групповых Viber, всем очень нравятся и вызывают массу обсуждений между детьми, а у родителей желание присоединиться к членам клуба.

Подводя итог проделанной работе, можно констатировать, что применение вариативных форм сотрудничества с родителями в деятельности по приучению детей к здоровому образу жизни позволило создать положительную эмоциональную атмосферу в коллективе взрослых, воспитывающих ребёнка. Большинство родителей осознают, что включение в образовательный процесс группы, где воспитывается их ребёнок, участие в спортивных играх, походах, праздниках важно не потому, что этого требует педагог, а потому, что совместная с ребенком деятельность в коллективе сверстников необходима для повышения социального статуса сына или дочери, для укрепления его психического и соматического здоровья.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, детский сад, здоровый образ жизни, приучение детей, ребенок, традиционная форма, ваш ребенок, дыхательная гимнастика, коллективное интерактивное обсуждение, основная образовательная программа.

Похожие статьи

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок, детский сад, дыхательная гимнастика, оздоровительная работа, физическое воспитание, здоровье детей.

Совместная деятельность с родителями по формированию...

Совместные занятия ребенка вместе с родителями спортом - один из основных аспектов воспитания. Для себя мы определили следующие задачи

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, родитель, ребенок, детский сад, двигательная...

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, Утренняя гимнастика, здоровье сбережения, укрепление здоровья детей, ребенок, Российская Федерация, двигательная деятельность, свежий воздух, совместная коллективная...

Ступеньки здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, здоровый образ жизни, родитель, физическое развитие, физическая

образовательная область, ритмическая гимнастика, ребенок, здоровый образ жизни человека, здоровый образ жизни, физическое...

Программа оздоровления детей и ее применение

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок, детский сад, дыхательная гимнастика, оздоровительная работа

детский сад, укрепление здоровья, здоровье детей, здоровый образ жизни, дошкольное учреждение, ребенок, родитель...

Воспитание основ здорового образа жизни детей старшего...

образовательный комплекс, Здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, воспитание основ, привитие навыков, родитель, дидактическая

Статья посвящена основным концептам процесса формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в...

Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольное образовательное

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок, детский

Процесс педагогического сопровождения формирования здорового образа жизни у детей...

Формы партнерства детского сада и семьи как одно из условий...

Вырастить ребенка крепким, здоровым, сильным, разносторонне развитым — это желание родителей и ведущая задача, стоящая перед дошкольным учреждением. Семья и детский сад — такие структурные подразделения, которые и определяют уровень здоровья ребенка.

Реализация программы «Здоровье» в дошкольном...

В наш детский сад приходят дети с такими диагнозами, как бронхиальная астма, бронхит, целиакия, различные формы аллергии, часто болеющие, дети, которые не могут посещать массовые дошкольные учреждения. По данным мониторинга здоровья детей в нашем...

Похожие статьи

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок, детский сад, дыхательная гимнастика, оздоровительная работа, физическое воспитание, здоровье детей.

Совместная деятельность с родителями по формированию...

Совместные занятия ребенка вместе с родителями спортом - один из основных аспектов воспитания. Для себя мы определили следующие задачи

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, родитель, ребенок, детский сад, двигательная...

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, Утренняя гимнастика, здоровье сбережения, укрепление здоровья детей, ребенок, Российская Федерация, двигательная деятельность, свежий воздух, совместная коллективная...

Ступеньки здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, здоровый образ жизни, родитель, физическое развитие, физическая

образовательная область, ритмическая гимнастика, ребенок, здоровый образ жизни человека, здоровый образ жизни, физическое...

Программа оздоровления детей и ее применение

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок, детский сад, дыхательная гимнастика, оздоровительная работа

детский сад, укрепление здоровья, здоровье детей, здоровый образ жизни, дошкольное учреждение, ребенок, родитель...

Воспитание основ здорового образа жизни детей старшего...

образовательный комплекс, Здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, воспитание основ, привитие навыков, родитель, дидактическая

Статья посвящена основным концептам процесса формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в...

Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольное образовательное

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок, детский

Процесс педагогического сопровождения формирования здорового образа жизни у детей...

Формы партнерства детского сада и семьи как одно из условий...

Вырастить ребенка крепким, здоровым, сильным, разносторонне развитым — это желание родителей и ведущая задача, стоящая перед дошкольным учреждением. Семья и детский сад — такие структурные подразделения, которые и определяют уровень здоровья ребенка.

Реализация программы «Здоровье» в дошкольном...

В наш детский сад приходят дети с такими диагнозами, как бронхиальная астма, бронхит, целиакия, различные формы аллергии, часто болеющие, дети, которые не могут посещать массовые дошкольные учреждения. По данным мониторинга здоровья детей в нашем...

Задать вопрос