Проект «Игры LEGO DUPLO» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сердюкова Т. В., Старкова Н. А. Проект «Игры LEGO DUPLO» // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №6.1. — С. 19-22. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/128/4246/ (дата обращения: 19.09.2019).



Вид проекта: практико-ориентированный.

Участники проекта: дети 4–5 лет, воспитатели, родители.

По времени проведения: 2018–2019 учебный год (долгосрочный)

Актуальность темы

Введение (пояснительная записка).

Как известно, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход новой стадии развития. Без игры не может быть полноценного развития детей.

Игра — это деятельность ребенка в условных ситуациях, моделирующих реальные. В игре, как в особом исторически возникшем виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, овладение которыми обеспечивает приобщение к культуре, познание предметной и социальной деятельности, интеллектуальное, профессиональное, эмоционально волевое и нравственное становление и развитие личности. Таким образом, игра направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта. Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период ее особенно интенсивного развития — в детстве — она приобретает особое значение. Готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Дети упражняются выполнять действия без сказочности, без удивления, без радости. Ребенок получает все готовое, ему не надо думать и работать над тем, какой должна быть его игрушка. Подобные игрушки создают детей-потребителей, а не детей-творцов. Чего нельзя сказать об игрушках-конструкторах. Ведь даже самый маленький набор строительных элементов открывает ребенку новый мир. Ребенок не потребляет, он творит, создает предметы, мир и жизнь. Игры с конструктором помогают развивать творческие и интеллектуальные способности детей, конструкторские навыки, развивают воображение, способность предвидеть результат своих действий. Конструирование теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием ребенка.

LEGO DUPLO — это одна из самых известных педагогических систем, используется для модели реального мира и предметно-игровой среды обучения и развития ребенка. Эта технология актуальна в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДОО), потому что позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, позволяет сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре), также способствует формированию познавательных действий, становлению сознания; развитию воображения и творческой активности; умению работать в коллективе. В силу своей педагогической универсальности LEGO DUPLO — технология служит важнейшим средством развивающего обучения в образовательных учреждениях. С помощью конструктора в работе с воспитанниками можно добиться овладения навыками начального технического конструирования, совершенствование остроты зрения, точности восприятия, тактильных качеств, восприятия форм и размеров объектов, пространства, координации «глаз — рука», развитие мелкой моторики кистей рук.

Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу. Конструктор LEGO DUPLO предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес.

Проблема: в какой мере игры с конструктором LEGO DUPLO будут способствовать формированию конструктивных навыков для всестороннего развития личности ребенка в различных видах деятельности.

Цель проекта: сформировать у детей среднего возраста представления о возможностях игры в процессе конструктивно — игровой деятельности с конструктором LEGO DUPLO.

Задачи проекта.

  1. Развивать конструктивные навыки, творческие, познавательно-интеллектуальные способности.
  2. Развивать восприятие, мышление, речь, путем словесного анализа-рассуждения в процессе активных действий.
  3. Развивать воображение и любознательность детей.
  4. Продолжать формировать мелкую моторику пальцев рук.

Методы иформы работы

  1. Практический
  2. Наблюдение
  3. Исследование
  4. Получение результатов.

В процессе деятельности с LEGO DUPLO использовались разнообразные формы работы:

  1. по образцу;
  2. по карточкам с моделями;
  3. по собственному замыслу;
  4. задание дает воспитатель, выполняют дети;
  5. задания формулируется ребенком, а выполняются детьми и воспитателем;
  6. задание дает воспитатель, выполняют родители с ребенком.

Ожидаемые результаты.

Формирование конструкторских умений и навыков, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением. Также совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

План-график проекта

Дата

Работа сдетьми

Работа сродителями

Совершенствование предметно -развивающей среды

Сентябрь

1. Путешествие по LEGO-стране. Исследователи цвета.

2. «Юные исследователи» Волшебные кирпичики.

3. «Пирамидка».

4. «Башенка».

Знакомство детей с конструктором LEGO дупло, с LEGO-деталями, с цветом LEGO-элементов, активизацию речи, расширение словаря.

Консультация для родителей: создание эффективной предметно — развивающей среды по LEGO DUPLO — конструированию в домашних условиях.

Наглядно- демонстрационный материал. Конструкторы LEGO дупло.

https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2015/10/20/prezentatsiya-istoriya-sozdaniya-lego

Октябрь

1. «Огород» (Овощи).

«Сад» (Фрукты).

2.«Поможем Пете построить забор для огорода».

3. «Разные домики».

4. «Многоэтажные домики».

— формировать представления о высоте предметов (высокий — низкий, широкий — узкий);

— познакомить детей со способами сооружения заборов и конструкционными возможностями разных деталей;

— обучить детей соотносить свои постройки с имеющимся образцом.

Консультация для родителей «Как выбрать конструктор для детей младшего дошкольного возраста»

https://videouroki.net/razrabotki/prezentatsiya-na-temu-strana-lego.html

Ноябрь

1. «Детская площадка».

2. «Горка для ребят».

3. «Собери по образцу».

4. «Осень».

—Обучить детей соотносить свои действия с правилом и образцом постройки.

«Строительство дорожек разной ширины в осеннем парке».

Информационный стенд: «Играм в LEGO DUPLO вместе с мамой!»

http://kras-dou.ru/37/images/16–17/str-ped/maksimova/metod_kop/metodicheskoe_posobie.pdf

Декабрь

1. «Домашние животные и их детеныши».

2. «Мы едим в зоопарк».

3. «Ферма».

4. «Дикие животные».

Создание модели любимого животного

передавать характерные особенности животного средствами конструктора;

— Развивать умение анализировать образец — выделять в нем функционально значимые части;

—Называть и показывать детали конструктора, из которых эти части построены;

— Развивать фантазии и диалоговую речь детей.

Фото — выставка «Вот как мы умеем!» (фото с занятий)

http://borisova_e_v.a2b2.ru/section/9676/item/39842

Январь

1.Транспорт (ПДД).

2”.Пожарные машины».

3. «Кораблик».

4. «Железнодорожная станция».

Конструирование легковой машины по образцу.

Строения предметов;

—Учить выделению основных частей, определению их назначения;

—Ознакомить с правилами перехода через улицу;

— Закрепить умения строить по образцу

Рекомендации и индивидуальные беседы по возникшим трудностям и вопросам по игре с LEGO DUPLO — конструктором

http://www.myshared.ru/slide/741740

Февраль

1. «Семья».

2.«Моделирование фигур людей — «Я и мое тело».

3. «Одежда» (Головные уборы)

4. «Человек».

—Ознакомить с основными частями конструкции магазина — стены, пол, крыша, окно, дверь, стеллажи, а также с пространственным расположением этих частей относительно друг друга;

—Обучить выделению внутреннего пространства;

— Развивать умения следовать инструкциям педагога, размещать постройку на плате.

Анкетирование родителей «Использование LEGO DUPLO в домашних условиях»

http://dou138.saredu.ru/upload/doc/91422021712.pdf

Март

1.Мой дом (его части).

2. «Крыши и навесы».

3. «Мостик через речку».

4. «Сооружение одноэтажного домика»

—Ознакомить с основными частями конструкции домика — стены, пол, крыша, окно, дверь, а также с пространственным расположением этих частей относительно друг друга.

Консультации: «Использование LEGO DUPLO -конструктора в разных видах деятельности».

https://ppt-online.org/176638

Апрель

1. «Мебель» (части мебели).

2. «Мебель для куклы».

3. «Построим шкаф для одежды».

4. «Труд людей весной».

Конструирование предметов мебели по собственному замыслу.

Стимулировать поиск собственного построения предметов на заданную тему «Мебель для кукольной комнаты»;

—Ориентироваться на рисунки предметов мебели при выделении их основных функциональных частей.

Выставка детских работ.

http://www.mmc.vega-int.ru/news/predmetno-razvivayushchaya-sreda-konstruktory-lego

Май

1. «Насекомые».

2.«Бабочки на цветочной полянке».

Моделирование бабочки по картинке.

3.Конструирование по замыслу.

4. «Растения».

— Закреплять умения скреплять детали разными способами (со смещением, на плато, скрепляя 2 детали одной);

— Закреплять умения анализировать готовую постройку;

— Развивать активное внимание, тонкой моторики рук;

Консультации:

«Успехи детей в первый год общения с конструктором LEGO DUPLO.

https://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/proekt-legokonstruirovanie-igra-ili-sereznoe-zanjatie.html

Задать вопрос