Проект «Оригами в старшей группе» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 октября, печатный экземпляр отправим 9 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Елецкая Е. Н., Рейдина Л. А. Проект «Оригами в старшей группе» // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №6.1. — С. 5-10. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/128/4244/ (дата обращения: 22.09.2019).



Оригами – это традиционное искусство складывания бумажных фигурок. Слово «оригами» так и переводится: «сложенная бумага» сейчас им увлекаются во всем мире и дети и взрослые. Секрет огромной популярности оригами прост- несложные приемы работы с бумагой и фантазия позволяют создать ни на что не похожий увлекательный мир. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, доступность ее обработки привлекательны для детей.

То, что дети обучаются «играючи», заметили и доказали великие педагоги А.С Макаренко, Т. С. Комарова. Еще в 19 веке немецкий педагог Фридрих Фребель основал интегрированный курс обучения математики при помощи оригами.

Во время занятий оригами происходит обучение элементам геометрии в дошкольных учреждениях. В процессе складывания фигур дети знакомятся с основными геометрическими понятиями: угол, сторона, середина, квадрат, треугольник и т. д. Без знаний некоторых математических понятий нельзя приступить к выполнению оригами. В этом и заключается помощь математики оригами.

Одновременно происходит:

– Обогащение словаря ребенка специальными терминами (диагональ, вертикальная и горизонтальная линии, центр, вершина, точка пересечения и т. д.)

– Развитие умения ориентироваться в пространстве (верхний правый угол, нижний левый угол, середина и т. д.)

– При занятии оригами развивается память (это многократное повторение).

– Развиваются творческие способности.

– Дети учатся читать чертежи, следовать усным инструкциям.

– Знакомство детей с геометрическими понятиями.

– Развивается моторика, оттачиваются мелкие движения пальцев, а следовательно улучшается речь. Она становится красивее, грамотнее.

– Развивается логика, воображение, дети учатся творить и любить все живое.

– Работа с бумагой требует сосредоточенности, внимание, усидчивости, то есть таких качеств, которые в дальнейшем помогут ребенку в школе.

Классическое оригами предполагает изготовление фигурки из квадрата без ножниц и клея. Занятия строятся по одному плану: на каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предмете, который складывается.

  1. Подготовка к занятию (установка на работу)
  2. Повторение пройденного (повторение названия базовой формы, повторение действий прошлого занятия, повторение правил техники безопасности).
  3. новая тема (загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; сведения о предмете занятия (рассказы, интересные истории и т. п.); показ образцы, рассматривание образца, анализ).
  4. Практическая часть (показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, пооперационной карты); самостоятельное проявление детьми изделия по плану, карте; оформление поделки; анализ работы.

Учитывая способности детей, можно разделить детский коллектив на подгруппы, планируя разный объем условия материала на занятиях. Так, дети, успешно осваивают технику складывания, выполняют всю работу, а другие — её часть.

Начиная с первого занятия следует ориентировать детей на точность выполнения действий; обращать их внимание на то, что сгибы надо проглаживать с усилием, иначе при выполнении следующих действий бумага не будет «слушаться, не согнется как надо»; объяснить детям, что работать нужно только на твердой поверхности и ни в коем случае не на весу, так как бумага может порваться, и придется начинать все сначала.

Цель проекта:

Формировать у дошкольников интерес к искусству оригами, развивать творческие способности у детей посредством искусства оригами.

Задачи:

  1. Познакомить дошкольников с техникой оригами.
  2. Развивать конструктивные и творческие способности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
  3. Развивать умение анализировать, планировать, создавать конструкции по образу, заданным условием; пользоваться схемами, пооперационными картами.
  4. Знакомить детей со способами преобразования геометрических фигур, развивать ориентировку в пространстве.
  5. Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  6. Развивать коммуникативные способности.
  7. Воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу.
  8. Приобщать детей к мировой культуре, формировать эстетический вкус.

Принципы программы:

  1. Принцип наглядности. Предполагает широкое представление наглядного материала, иллюстрации, образцы, схемы.
  2. Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
  3. Принцип занимательности. Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей.
  4. Принцип доступности. Оригами должно нести доступную для детей познавательную информацию.
  5. Принцип тематического планирования. Предполагает распределение всего обьема знаний по темам.
  6. Принцип личностно-ориентированного общения. Партнерство, соучастие и взаимодействие основные формы общения педагога с детьми.

Методы работы:

  1. Наглядные:

– рассматривание образцов, схем, пооперационных карт.

– демонстрация иллюстраций по теме занятия.

– наблюдение.

  1. Словесные:

– беседы по теме занятия.

– чтение художественной литературы, подбор стихотворений по теме занятий.

– объяснение.

– обсуждение хода работы.

  1. Практические:

– индивидуальная работа детей.

– совместная деятельность взрослого и ребенка.

Ожидаемые результаты:

  1. У детей сформировано представление о том, что оригами — это искусство складывания различных фигур из бумаги.
  2. Дети владеют различными приемами работы с бумагой; умеют соотносить показ со словесными обьяснениями; умеют следовать устным инструкциям; пользоваться схемами, пооперационными карточками.
  3. Дети проявляют творчество в художественном оформлении работ.
  4. Родители информированы об искусстве оригами; осознают эффективность данной технологии в развитии детей; создают необходимые условие для самостоятельной деятельности ребенка, принимают участие в совместных с детьми композициях.

Этапы реализации проекта.

1 этап — подготовительный.

На подготовительном этапе проводится: мониторинг знаний детей, анкетирование родителей, изучение литературы, сбор и систематизация материала, создание условий для детского творчества, составление тематического планирования.

2 этап — основной (практический).

На этом этапе происходит организация деятельности детей:

– Знакомство с техникой изготовления оригами.

– Беседы

– Проведение занятий

– Дидактические игры и упражнения

– Подвижные игры

– Изготовление коллективной работы с детьми

– Диагностика детей.

С родителями:

– Беседы

– Деловые игры

– Папки-передвижки с подробным описанием изготовление фигуры поэтапно

– Консультации

– Мастер-класс для родителей

– Родительские собрания.

Сентябрь

Тема

Задачи

1

Знакомство со

Свойствами бумаги

Познакомить детей со свойствами бумаги, разнообразием ее видов. Научить правильно отбирать бумагу для изготовления фигурок в стиле оригами.

2

Превращение квадратика

Закрепить основные геометрические понятия свойства, определить нахождения углов, сторон. Познакомить с основными элементами складывания в технике «оригами», складывания квадрата пополам, по диагонали, найти центр квадрата, загнуть все углы к центру.

3

«Гусеничка»

Продолжить учить детей работать с квадратным листом бумаги.

4

«Фрукты» (яблоко и груша)

Познакомить детей с условным обозначением «долина».

Воспитывать у детей внимание и терпение.

Познакомить с условным обозначением «переворот»

Октябрь

Тема

Задачи

1

Базовая форма «Воздушный змей»

Повысить интерес детей к изготовлению поделок.

Познакомить с базовой формой, «воздушный змей».

Развивать обьяснительную речь.

2.

Веселые зверушки

«Котенок»

Познакомить с базовой формой треугольник.

Учить сгибать квадрат по диагонали, совмещая два противоположных угла.

3.

Веселые игрушки

«Щенок»

Учить детей складывать квадрат по диагонали.

Повышать интерес к занятиям через игру.

Развивать глазомер.

Укреплять мелкие мышцы рук.

4.

«Ветка рябины»

Отработать складывание базовой формы «воздушный змей».

Учить составлять композицию из сложенных деталей, соединяя их в определенной последовательности и используя аппликацию.

Ноябрь

Тема

Задачи

1.

«Грибы»

Повышать интерес к занятиям оригами.

Закреплять умение следовать инструкциям педагога.

2.

«Письмо Карлсону»

Продолжать учить детей преобразовывать одну бумажную фигурку в другую.

Повышать интерес к занятиям через игру.

Укреплять мелкие мышцы рук.

3.

«Волк»

Обогащать эмоциональную сферу и словарь.

Приучать к точным движениям пальцев.

4.

«Медведь»

Развивать умения складывать бумагу по схеме для получения определенной поделки.

Закреплять знание о способах работы с бумагой.

Декабрь

Тема

Задачи

1.

«Дом»

Учить делать игрушку, складывая квадрат в разных направлениях.

Учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба.

2.

«Елочка»

Учить детей складывать квадрат из диагонали.

Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из нескольких деталей.

Воспитывать усидчивость.

3.

«Снегурочка»

Учить детей из базовой формы «воздушный змей» складывать фигурку «снегурочки».

Учить приклеивать отдельные детали.

Воспитывать добрые чувства к близким, желание порадовать их открыткой к празднику.

4.

«Дед Мороз»

Продолжать учить детей из базовой формы «воздушный змей» складывать фигурки «Дед Мороз»

Развивать творчество в оформлении поделки.

Воспитывать добрые чувства к близким.

Январь

Тема

Задачи

1.

«Снеговик»

Закрепить умение мастерить поделки в стиле — «оригами», использовать пооперационные карты.

Продолжать учить делать бумажные фигурки из нескольких деталей.

Приучать к точным движениям пальцев.

2. и

3.

«Заяюшкина избушка» (мордочки лисы и зайца)

Закрепить понятия: лицевая и изнаночная сторона бумаги.

Учить дополнить поделку характерными деталями.

Воспитывать уважение к труду, настойчивость и старание.

4.

«Снежинка»

Продолжать учить детей работать с квадратным листом бумаги.

Развивать стремление к доведению начатого дела до конца.

Февраль

Тема

Задачи

1.

«Звездочка»

Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из нескольких деталей.

Развивать воображение и творческие способности.

2.

«Сердечко»

Продолжать упражнять детей в многократном складывании бумаги.

Воспитывать аккуратность в работе.

Воспитывать желание делать приятное другим.

3.

Превращения:

«Стрела»,

«Самолет»

Продолжать учить детей мастерить поделки, используя пооперационную карту.

Познакомить с изготовлением поделки «стрела» — научить трансформировать её в другие поделки.

Помочь каждому ребенку добиться желаемого результата.

4.

Коробка для подарка

Познакомить детей с новым способом складывания бумаги.

Закрепить умение следовать инструкции педагога.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать аккуратность.

Март

Тема

Задачи

1.

«Тюльпан»

Учить детей складыванию цветов в стиле оригами.

Воспитывать добрые чувства к близким, желание порадовать их праздничной открыткой.

Помочь каждому ребенку добиться желаемого результата.

2.

«Неваляшка»

Продолжать учить делать поделки из нескольких деталей.

3.

«Гном»

Развивать творчество в ходе оформления поделки.

Развивать конструктивные способности.

Закрепить умения следовать инструкциям педагога.

Воспитывать усидчивость.

4.

«Птицы»

Закрепить умение мастерить поделки в стили «оригами».

Воспитывать самостоятельность.

Апрель

Тема

Задачи

1.

«Клоун»

Развивать конструктивные способности.

Развивать творчество в ходе оформления поделки.

Продолжать учить делать поделки из нескольких деталей.

2.

«Ракета»

Уточнить знания, детей о празднике «День Космонавтики»

3.

«Пароход»

Познакомить детей с новой базовой формой «блинчик»

Учить использовать готовые поделки в игре.

4.

Аквариум

«Рыбка»

Закрепить умение складывать квадрат по диагонали, полученный треугольник — пополам.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать эстетический вкус.

Май

Тема

Задачи

1.

«Солнышко»

Продолжать учить мастерить из бумажного квадрата поделки, используя уже известные приемы складывания бумаги.

Расширять коммуникативные способности.

2.

«Лягушка»

Упражнять детей в умении складывать геометрические фигуры.

Учить точно совмещать углы, стороны при складывании, приглаживать линию сгиба.

3.

«Бабочка»

Упражнять детей в умении узнавать геометрические фигуры.

Закрепить умение получать из квадрата — прямоугольник, треугольник и квадрат меньшего размера.

Упражнять в свободном выборе цвета.

4.

«Веселая полянка»

Повторить пройденный материал.

Закрепить знания по оригами.

Учится работать в группах.

3 этап — заключительный:

На этом этапе проводится мониторинг знаний. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком данного проекта.

Можно выделить три уровня развития конструирования из бумаги:

Высокий уровень:

Ребенок самостоятельно складывает квадратный лист бумаги по диагонали, прямоугольный — пополам; умеет точно совмещать углы, стороны при складывании, хорошо приглаживать линию сгиба; умеет и самостоятельно называет геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) и понятия (сторона, угол, вершина, линия сгиба); самостоятельно режет ножницами по прямой линии.

Средний уровень:

Ребенок складывает лист бумаги по диагонали с помощью воспитателя (наводящие вопросы, инструкции), умеет приглаживать линию сгиба; самостоятельно называет 1–2 геометрические фигуры, 1–2 геометрических понятия; при резании ножницами по прямой линии требуется помощь воспитателя.

Низкий уровень:

Ребенок не может самостоятельно складывать лист бумаги пополам, по диагонали, не показывает и не называет геометрические фигуры и геометрические понятия; не режет ножницами по прямой линии.

Анкета для родителей.

Анкетирование проводится с целью узнать, интересно ли Вашим детям делать поделки из бумаги по технике оригами.

1. Ваш возраст

2. Количество детей в семье______________________

3. Интересно ли детям делать поделки из бумаги?__________________

4. С какого возраста можно заниматься оригами?____________________

5. Кто должен знакомить детей с приёмами складывания бумаги?

– родители

– бабушки, дедушки

– воспитатель

– братья, сестры

– другие(другие)______________________

6. Любят ли в вашей семье делать поделки?

7. Есть ли польза для детей от изготовления поделок? Если «да» то какие?___________________

– развитие творчества, воображения

– развитие познавательных способностей

– развитие исследовательских навыков

– формирование моторики рук

– другие (указать)________________

Литература:

  1. Сержантова Т. Б. Оригами. Базовые формы. М.: Айрис-пресс, 2009г.
  2. Сухаревская О. Оригами для самых маленьких. М.: Айрис-пресс, 2010г.
  3. Соколова С. В. Оригами для самых маленьких. Сбп.: Детство-пресс, 2010г.
  4. Соколова С. В. Игрушки их бумаги. Оригами для малышей. Сбп.: Издательский дом «Литера», 2009 г.
Задать вопрос