Социализация личности дошкольника в процессе двигательной активности в условиях ДОУ (из опыта работы) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (23) июнь 2019 г.

Дата публикации: 29.05.2019

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Исаенко Ю. М., Бочанова Н. А. Социализация личности дошкольника в процессе двигательной активности в условиях ДОУ (из опыта работы) // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №6. — С. 6-7. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/128/4241/ (дата обращения: 15.10.2019).



Процесс социализации начинается с первых месяцев жизни ребенка, когда малыш начинает узнавать свою маму, улыбается ей, начинает привлекать свое внимания, используя жесты, мимику, плач. По мере роста ребенка потребность в общение возрастает, ему необходимо общаться не только с мамой, с близкими людьми, но и с обществом. Конечно же, первый опыт социализации ребенок получает в семье. Но, к сожалению, многие родители не уделяют этому много внимания и, попадая в детский сад, ребенок испытывает трудности в общении, он не умеет играть с другими детьми, выступает инициатором конфликтов. Поэтому главной задачей для дошкольных учреждений является компенсация недостаточной социализации детей в домашних условиях. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально-коммуникативному развитию детей, включающему в себя задачи развития направленные на:

– усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

– развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

– становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

– развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду;

– формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [1].

Социализация детей дошкольного возраста — это фундамент успешного вхождения в дальнейшую жизнь, в школе, в высших учебных заведениях, на работе, в семье. В этом возрасте закладываются главные навыки общения, понимания своего места в жизни и в обществе. Социализация представляет собой последовательное и всесторонне включение ребенка в общество, эмоциональное позитивное усвоение им общественных норм и ценностей, формирование собственной активной позиции личности. Прежде всего, социализация связана с вхождением ребенка в мир взрослых, их взаимодействия, деятельности, а также мир смыслов, правил, норм и ценностей. Всем известно, что ведущим видом деятельности ребенка — дошкольника является игра. В детском саду применяются различные виды игр, но мы хотим остановиться на подвижных играх. Подвижная игра помогает укрепить не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и является хорошим средством социализации детей в коллективе. В игре реализуются основные потребности дошкольника.

В наше время дети часто испытывают «двигательный дефицит», то есть они мало двигаются в течение дня, что не благоприятно складывается на их здоровье. В выходные дети мало играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм.

Для полноценного роста и развития, ребенку необходимо много двигаться. Именно через двигательную активность удовлетворяются все потребности ребенка — дошкольника. В двигательной активности ребенок проявляет свободу действий, выражает свою индивидуальность, делает новые открытия, тем самым, происходит гармоничное развитие личности [2]. Поэтому мы в своем дошкольном учреждении реализуем парциальную образовательную программа Л. Н. Волошиной «Выходи играть во двор». По мнению Л. Н. Волошиной, «именно в подвижных играх ребенок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализоваться и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний» [3]. Все подвижные игры в парциальной программе Л. Н. Волошиной «Выходи играть во двор» разделены по временам года, подобраны с учетом возрастных особенностей. Эти игры мы включаем в физкультурные занятия на воздухе, в самостоятельную двигательную активность, в физкультурные досуги с привлечением родителей, детей из других детских садов, школ. Часто используем подвижные игры «Выходи играть во двор» при организации народных праздниках «Масленица», «Святочные гулянья»…

Дети, освоившие программу «Выходи играть во двор» сами организуют подвижные игры во дворе, передают свой игровой опыт малышам, включают в свои игры взрослых. Тем самым происходит социализация ребенка в обществе.

Процесс социализации входе подвижной игровой деятельности успешно формируется и развивается, приобретает высокую эффективность и полезность для будущей жизнедеятельности растущего человека. Подвижная игровая деятельность всецело охватывает развитие ребенка, в этой деятельности происходит познание окружающего мира, развитие познавательных процессов, формирование социальных качеств, обогащение духовной сферы и эмоционального опыта детей. В двигательной активности ребенок проявляет свободу действий, выражает свою индивидуальность, делает новые открытия, тем самым, происходит гармоничное развитие личности [2]. Когда дети играют вместе в подвижные игры, они учатся уступать друг другу, договариваться, строят свои взаимоотношения, общаются. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155.
  2. Галушко И. Г. Социализация и индивидуализация растущего человека в процессе подвижной игровой деятельности и двигательной активности / И. Г. Галушко, Н. Г. Зайцева, А. В. Галушко // Концепт. — 2016. — Т. 10. — С. 106–110
  3. Волошина Л. Н. Влияние подвижных игр с элементами спорта на развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста: автореферат дисс канд. пед. наук / Л. Н. Волошина. — Екатеринбург, 2001. — 21 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, двигательная активность, детский сад, гармоничное развитие личности, процесс социализации, подвижная игровая деятельность, общество, двор, свобода действий.

Похожие статьи

Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой...

В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности ребенка старшего дошкольного возраста, игровая деятельность старших дошкольников как эффективное средство их социализации...

Роль детского сада в процессе социализации личности

Социализация личности начинается с первых же лет жизни, т. е. именно в детском возрасте у каждого начинает закладываться своя собственная

Неотъемлемой частью социализации ребенка является воспитание. Именно в результате воспитания происходит естественный...

Роль двигательной активности в формировании личности...

Именно двигательная активность как основа жизнеобеспечения детского организма

Двигательная активность — биологическая потребность организма, от удовлетворения

Полезно объединять в совместных играх детей разной подвижности, давая одну игрушку...

Использование игровых технологий в социализации детей...

Под социализацией мы будем понимать развитие и самореализацию человека в процессе

Для социализации детей старшего дошкольного возраста мы считаем целесообразным использовать

Попова А. Д. Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой...

Подвижная игра как средство гармоничного развития ребенка

Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим

Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребенка, так как представляют собой

Подвижные игры для дошкольников оказывают положительное влияние на детский организм.

Организация работы по социализации детей в разновозрастной...

Именно в игре осуществляется процесс социализации. В широком смысле социализация — это

Социализация личности — это ее язык и поведение в быту, способность к творчеству

В разновозрастной группе малокомплектного детского сада необходимо организовать работу с...

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном...

Режиссерская игра — важнейший фактор социализации дошкольника. Игры-драматизации создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяется предварительно.

Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей с ОВЗ

Ключевые слова: игра, ребёнок, Сюжетно-ролевая игра, игровая деятельность

Игра — это первая школа общественного воспитания ребенка

М. А. Галагузова определяет социализацию ребенка как процесс «вхождения» ребенка в общество, приобретения им...

Роль игровой деятельности в развитии личностного потенциала...

Игра — это школа общения. Ребенок учится в игре понимать другого, входить в его положение, что чрезвычайно важно для жизни в обществе.

В игровой деятельности также происходит развитие подструктур личности ребенка и сфер психики, обеспечивающих их выполнение.

Похожие статьи

Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой...

В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности ребенка старшего дошкольного возраста, игровая деятельность старших дошкольников как эффективное средство их социализации...

Роль детского сада в процессе социализации личности

Социализация личности начинается с первых же лет жизни, т. е. именно в детском возрасте у каждого начинает закладываться своя собственная

Неотъемлемой частью социализации ребенка является воспитание. Именно в результате воспитания происходит естественный...

Роль двигательной активности в формировании личности...

Именно двигательная активность как основа жизнеобеспечения детского организма

Двигательная активность — биологическая потребность организма, от удовлетворения

Полезно объединять в совместных играх детей разной подвижности, давая одну игрушку...

Использование игровых технологий в социализации детей...

Под социализацией мы будем понимать развитие и самореализацию человека в процессе

Для социализации детей старшего дошкольного возраста мы считаем целесообразным использовать

Попова А. Д. Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой...

Подвижная игра как средство гармоничного развития ребенка

Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим

Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребенка, так как представляют собой

Подвижные игры для дошкольников оказывают положительное влияние на детский организм.

Организация работы по социализации детей в разновозрастной...

Именно в игре осуществляется процесс социализации. В широком смысле социализация — это

Социализация личности — это ее язык и поведение в быту, способность к творчеству

В разновозрастной группе малокомплектного детского сада необходимо организовать работу с...

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном...

Режиссерская игра — важнейший фактор социализации дошкольника. Игры-драматизации создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяется предварительно.

Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей с ОВЗ

Ключевые слова: игра, ребёнок, Сюжетно-ролевая игра, игровая деятельность

Игра — это первая школа общественного воспитания ребенка

М. А. Галагузова определяет социализацию ребенка как процесс «вхождения» ребенка в общество, приобретения им...

Роль игровой деятельности в развитии личностного потенциала...

Игра — это школа общения. Ребенок учится в игре понимать другого, входить в его положение, что чрезвычайно важно для жизни в обществе.

В игровой деятельности также происходит развитие подструктур личности ребенка и сфер психики, обеспечивающих их выполнение.

Задать вопрос