Сетевой формат работы ДОУ как предпосылка повышения эффективности и качества оказания образовательных услуг | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (23) июнь 2019 г.

Дата публикации: 17.05.2019

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Иванова Н. В. Сетевой формат работы ДОУ как предпосылка повышения эффективности и качества оказания образовательных услуг // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №6. — С. 1-4. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/128/4197/ (дата обращения: 19.09.2019).



В статье рассматриваются современные тенденции развития системы дошкольного образования в России и их влияние на качество и эффективность оказания образовательных услуг ДОУ. Особое внимание автора уделено осмыслению преимуществ модели сетевого взаимодействия ДОУ и формирующихся в рамках нее предпосылок для улучшения качества оказания образовательных услуг.

Ключевые слова: образовательные услуги, дошкольное образование, ДОУ, качество, эффективность, сетевой формат взаимодействия.

В парадигме российского образования сегодня активно формируется понимание того, что дошкольное детство не является подготовительным периодом развития ребенка перед поступлением в школу, а выступает самостоятельными и, главное, самоценным этапом в жизни ребенка, на котором закладываются фундаментальные личностные качества. В этой связи меняется и взгляд на систему дошкольного образования, которая сегодня все чаще рассматривается как важнейшее условие реализации личностного потенциала ребенка, формирования его адекватной социальной, гендерной, культурной и т.д. идентичности, как условие его дальнейшей позитивной социализации и предпосылка личностного роста в будущем в условиях современного быстро меняющегося информационного общества. Такое понимание роли и значимости системы дошкольного образования в личностном становлении человека меняет и систему требований к качеству и эффективности оказания образовательных услуг дошкольными организациями страны.

В 2014 году Правительством Российской Федерации была принята так называемая «дорожная карта» мероприятий, ориентированных на изменение ситуации в отраслях социальной сферы и повышение эффективности образования и науки [1]. В этом документе одним из основополагающих направлений развития современной системы дошкольного образования Российского государства в настоящее время было названо повышение эффективности и качества услуг, предоставляемых потребителям в учреждениях дошкольного образования.

Обеспечение высокого качества образовательных услуг в учреждениях и организациях системы дошкольного образования в их актуальном понимании подразумевает под собой несколько ключевых составляющих.

Прежде всего, это внедрение в деятельность дошкольных образовательных организаций ФГОС ДО нового поколения, направленного на обеспечение формирования общей культуры, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, развития их физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, в том числе предпосылок учебной деятельности; сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного периода жизни человека; равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка и социального статуса; становления основ российской гражданской идентичности детей дошкольного возраста; формирования социокультурной среды дошкольного детства; развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка; поддержку разнообразия детства через развитие вариативности дошкольного образования с учетом индивидуальных особенностей развития, интересов и образовательных потребностей воспитанников (включая детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов) и преемственности дошкольного и начального уровней общего образования.

Во-вторых, эффективность и высокое качество оказания образовательных услуг в системе ДОУ России должны обеспечиваться сегодня реализацией в дошкольных образовательных организациях страны современной и эффективной кадровой политики, опирающейся на современный профессиональный стандарт педагога (воспитателя, учителя) [2].

Наконец, третьей важной составляющей обеспечения высокого качества образовательных услуг в российских учреждениях и организациях системы дошкольного образования должно сегодня стать развитие системы независимой оценки качества деятельности ДОО.

Для достижения этих целей в системе дошкольного образования страны, во-первых, должны формироваться новые модели функционирования дошкольных образовательных организаций, отражающие в себе современные тенденции развития общества, а во-вторых, должны складываться новые модели управления ДОУ, опирающиеся на последние достижения менеджерской науки.

В настоящее время в Российской Федерации функционирует обширная сеть дошкольных образовательных организаций, находящихся в разных формах собственности: государственной (федеральной и региональной), муниципальной и частной.

По данным статистического обследования на 2017 год в целом в сеть ДОО России входило 49,37 тыс. дошкольных образовательных учреждений и организации, из них наибольшее число – это муниципальные детские сады и комбинаты (45,816 тыс. ед.), а также ДОО, находящиеся в собственности регионов (2,298 тыс. ед.) и частной собственности (990 ед.) [3, с. 4].

Добиться единообразия подходов к решению стратегической задачи повышения эффективности и качества образовательных услуг ДОО, поставленной Правительством перед сетью дошкольных образовательных организаций России, в условиях такого значительного числа разнообразных ДОО разных форм собственности в стране – весьма непросто. Осознавая это, руководители детских садов России ищут новые возможности и пути для формирования современной модели организации своей деятельности, которая бы позволяла более успешно и быстро решать те управленческие задачи, которые стоят сегодня перед дошкольными образовательными организациями в сфере повышения эффективности и качества предоставляемых образовательных услуг. Одной из зарекомендовавших себя моделей такого рода является сегодня сетевая модель взаимодействия дошкольных образовательных организаций.

В целом активное развитие сетевых структур на новейшем этапе развития общества стало закономерным следствием глобализации всех социальных и экономических процессов. Как было справедливо отмечено автором книги «Становление общества сетевых структур», в условиях информационной эры историческая тенденция привела к тому, что доминирующие функции и процессы все больше оказались организованными по принципу сетей [4, с. 494-505]. Сказанное М. Кастельсом сегодня является справедливым и к системе дошкольного образования России, где процесс создания сетевых структур ДОО идет весьма активно, причем как среди частных, так и среди государственных и муниципальных детских садов. К примеру, в Екатеринбурге сегодня действует уже несколько крупных сетей коммерческих детсадов: «Согласие», «Леопольд», «Солнечный луч» и др., а среди муниципальных наиболее развитой является сеть МБДОУ – детский сад «Детство» [5].

Внимание к сетевой модели развития детских садов неслучайно, поскольку сетевой формат взаимодействия дает дошкольным образовательным организациям принципиально новые возможности для повышения эффективности и качества предоставления образовательных услуг.

А.М. Цирульников выявил ключевые характеристики, присущие сетевым образовательным структурам ДОО в России и в целом сетевому взаимодействию организаций в системе дошкольного образования [6, с. 6-9].

В частности, им отмечено, что сети ДОО сегодня представляют собой не вертикальную иерархически организованную систему, а горизонтальную самоорганизующуюся сеть; в ней нет организаций и «организованностей» в традиционном смысле, первичной единицей объединения выступает общность, сообщество; в отличие от правильно организованной системы, для сетевого объединения характерны неоднородность, неправильность, сложность. Узлами сети выступают не унифицированные образовательные учреждения и не стандартизированные программы, а оригинальные модели, авторские школы, вариативные курсы.

Сеть ДОО строится не на сходстве образовательных инициатив, а на объединении различных по своей сути и форме реализации вкладов в разрешение определенной социокультурной проблемы.

Сетевой формат развития дошкольных образовательных организаций показывает свою особую эффективность в части развития и повышения качества образовательных услуг. Это определяется тем, что в рамках него несравнимо быстрее, чем в традиционной системе ДОУ, распространяются инновации, осваивается педагогический опыт, существует больше возможностей для внедрения более качественных и клиентоориентированных образовательных услуг в опоре на самые современные стандарты и ожидания потребителей.

Предпосылкой для более качественного оказания образовательных услуг в сетевых ДОО служит то, что сеть детских садов имеет больше реальных возможностей для объединения внутри себя и для осуществления обмена между сотрудниками всех входящих в сеть детсадов знаниями, опытом, методическими наработками специалистов, инновационными педагогическими технологиями, образовательными программами и пр.

Благодаря этому внутри сети ДОО всегда происходит аккумулирование широкого педагогического опыта, его обработка, обобщение, сохранение, внутренний обмен. За счет этого педагоги сетевых ДОО обладают наилучшими возможностями для саморазвития, повышения квалификации, приобретения дополнительного опыта, быстрого знакомства с лучшими педагогическими практиками.

Кроме того, сетевая модель взаимодействия ДОО позволяет педагогам, работающим в них, получать мощную поддержку со стороны коллег, в том числе работающих в других учреждениях сети и готовых в рамках разработанных в сети форматов взаимодействия делиться своими знаниями, наработками, педагогическими открытиями, поддерживать более молодых коллег, распространять свой успешный опыт. Такими форматами внутрисетевого взаимодействия, как показывает опыт сетевых МБДОУ – детский сад «Детство», могут выступать проведение внутри сети ДОО мастер-классов педагогами-инноваторами; организация круглых столов по значимым проблемам и темам современной практики работы ДОО; презентации опыта работы педагогов-стажистов; организация встреч проблемных групп, проведение гостевых обменов, проведение семинаров, организация педагогических мастерских, проведение ежегодных стратегических сессий перед началом нового учебного года и др.

И, безусловно, огромное влияние на повышение качества оказания образовательных услуг в сетевых ДОО оказывает то, что в таких учреждениях всегда возникают дополнительные возможности для объединения материальной базы отдельных детских садов в интересах всех учреждений сети, для использования новых информационных в т.ч. сетевых технологий, для организации обмена педагогическим опытом и знаниями между сетевыми ДОО и др.

Таким образом, сетевой формат взаимодействия дошкольных образовательных организаций сегодня является прекрасной организационной средой для повышения качества оказания образовательных услуг дошкольникам, обеспечения их максимальной эффективности в сравнении с несетевыми детскими садами.

Литература:

  1. Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2014 № 722-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 19. Ст. 2469.
  2. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» // Российская газета. 2013. № 285.
  3. Детские сады России 2017. М. : ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2018.
  4. Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В. Л. Иноземцева. М. : Academia, 1999. С. 494-505.
  5. МБДОУ – Детский сад «Детство» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://detstvo.tvoysadik.ru.
  6. Цирульников А.М. Сетевое образование: контуры новой парадигмы // Первое сентября. 2002. № 2.

Ключевые слова

дошкольное образование, эффективность, качество, образовательные услуги, ДОУ, сетевой формат взаимодействия
Задать вопрос