Совершенствование здоровьесберегающих условий в ДОО
Авторы: Муляр Надежда Владимировна, Черниговских Евгения Васильевна
Рубрика: Технологии здоровьесбережения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (23) июнь 2019 г.
Дата публикации: 13.05.2019
Статья просмотрена: 600 раз
Библиографическое описание:
Муляр, Н. В. Совершенствование здоровьесберегающих условий в ДОО / Н. В. Муляр, Е. В. Черниговских. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 6 (23). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/128/4196/ (дата обращения: 17.12.2024).
Тема здоровья детей на современном этапе считается не только актуальной, но общечеловеческой. Здоровье детей, его охрана и обогащение является приоритетным направлением не только образовательных и медицинских учреждений, но и всего общества в целом, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом заниматься разными видами деятельности, обучаться, развиваться. Только полноценное здоровье способствует становлению гармонически развитой личности.
В связи с этим особо востребованным на сегодня является создание предметно-пространственной среды, специальных педагогических методик,программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья, которые в современной терминологии называются здоровьесберегающими образовательными технологиями — ЗОТ
ЗОТ в дошкольном образовании — это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов, родителей.
Одним из таких важнейших направлений в работе образовательных и, в первую очередь, дошкольных учреждений является здоровьесбережение, которое строится с позиции системного подхода и рассматривается как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, физкультурно-оздоровительных условий, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие.
Здоровьесберегающий педагогический процесс подразумевает следующие направления.
Информационно-аналитическое направление
– создание безопасной развивающей предметно-пространственной среды
– использование здоровьесберегающих технологий
– предоставление детям возможности развиваться в индивидуальном темпе
– взаимодействие с родителями и социумом.
Информационно-аналитическое направление включает информацию о состоянии здоровья детей в сопоставлении с данными об образе жизни их семей и социальном статусе родителей, анализ здоровьесберегающей деятельности в группе. Оценка уровня физического развития и здоровья детей включает в себя диагностические мероприятия
– по заболеваемости;
– по группам здоровья
– по уровню сформированности физических качеств;
– по адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Это позволяет педагогам проводить анализ здоровья дошкольника, обозначать проблемы и определять основные направления деятельности с учетом личностно-ориентированного подхода к развитию каждого ребенка.
Успешность организации здоровьесберегающей развивающей предметно-пространственной среды впервую очередь зависит не только от материального обеспечения, но и от компетентности педагога.
Здоровьесберегающая РППС должно быть безопасной — все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Для того чтобы РППС побуждала ребёнка к новой двигательной активности, способствовала укреплению его здоровья, она должна изменятся, т. е. быть мобильной. Большое значение для двигательной активности дошкольников имеет создание физкультурно-игровой среды. Правильный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования способствуют развитию двигательной сферы ребенка, позволяют более полно удовлетворить его потребность в движении, расширяют возможности использования разных видов упражнений для развития основных видов движений.
Групповая комната должна включать в себя физкультурные центры, центры уединения.
Территория ДОУ и прогулочные участки включают специально выделенные зоны подвижных и спортивных игр на участках, спортивную площадку, а также разнообразное спортивно-игровое оборудование.
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:
- Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании — технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
Эта группа технологий включает в себя:
– организацию мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
– организацию и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания;
– организацию профилактических мероприятий в детском саду;
– организацию контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов.
- Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании, направлены на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников:
– развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,
– закаливание,
– дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж
– профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,
– воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.
С целью совершенствования оптимизации двигательного режима и повышению двигательной активности разрабатывается модель двигательного режима для детей в детском саду, которая включает время проведения, кратность проведения и разнообразные формы двигательной активности, такие как: утренняя гимнастика, индивидуальная работа, физминутки, подвижные и спортивные игры, оздоровительный бег, гимнастика после сна и прохождение по «тропе здоровья», спортивные досуги и праздники, музыкальные и физкультурные занятия.
- Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду, технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
- Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, обеспечивающие психическое исоциальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий — обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
- Технологии здоровьесбережения издоровьеобогащения педагогов, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, втом числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности кздоровому образу жизни.
Еще одним из направлений здоровьеориентированой деятельности в доу является предоставление детям возможности развиваться в индивидуальном темпе. Индивидуальный подход предполагает осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. В физкультурно-оздоровительной работе данный подход представляет собой форму организации оздоровительных мероприятий, при которой педагог изучает, анализирует и классифицирует различные данные по заболеваемости, физическому развитию и подготовленности детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для данной группы детей, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи развития.
Все большее распространение сегодня получает инклюзивное образование детей с ОВЗ. Даже дети со значительными нарушениями могут быть интегрированы по 2–3 человека в общеразвивающую группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход, но и медико-психолого-педагогическое сопровождение. Уровень физической подготовленности детей с ОВЗ играет важную роль в их социальной адаптации. Поэтому именно двигательная активность, стимулирующая развитие всех систем и функций организма, коррекцию, компенсацию и профилактику двигательных и психических нарушений, воспитание личности является основным механизмом инклюзивного образования. Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов, которая происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом, логопедами, педагогами ДОУ. Индивидуальный подбор корригирующих упражнений с учетом особенностей детей с ОВЗ позволяет формировать у детей потребность быть здоровым и вести здоровый образ жизни, развивать способность к преодолению физических нагрузок, психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни.
Важным направлением в деятельности по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с семьей. Она проходит через повышение педагогической культуры родителей с привлечением их в совместную работу.
В заключение хочется сказать: восточная мудрость гласит:
«Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам».
Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину.
Литература:
- Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья 2008. Т.7. № 2. С.21,59
- Михеева Е. В, Здоровьесберегающие технологии в ДОУ // Методические рекомендации, М., 2009. с102,108.
- Сухарев А. Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2008. Т.7. № 2. С.29.
- httpwww.nsportal.ru-Социальная сеть работников образования «Инновационный проект — реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в ДОУ».