Совершенствование здоровьесберегающих условий в ДОО | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технологии здоровьесбережения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (23) июнь 2019 г.

Дата публикации: 13.05.2019

Статья просмотрена: 600 раз

Библиографическое описание:

Муляр, Н. В. Совершенствование здоровьесберегающих условий в ДОО / Н. В. Муляр, Е. В. Черниговских. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 6 (23). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/128/4196/ (дата обращения: 17.12.2024).



Тема здоровья детей на современном этапе считается не только актуальной, но общечеловеческой. Здоровье детей, его охрана и обогащение является приоритетным направлением не только образовательных и медицинских учреждений, но и всего общества в целом, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом заниматься разными видами деятельности, обучаться, развиваться. Только полноценное здоровье способствует становлению гармонически развитой личности.

В связи с этим особо востребованным на сегодня является создание предметно-пространственной среды, специальных педагогических методик,программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья, которые в современной терминологии называются здоровьесберегающими образовательными технологиями — ЗОТ

ЗОТ в дошкольном образовании — это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов, родителей.

Одним из таких важнейших направлений в работе образовательных и, в первую очередь, дошкольных учреждений является здоровьесбережение, которое строится с позиции системного подхода и рассматривается как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, физкультурно-оздоровительных условий, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие.

Здоровьесберегающий педагогический процесс подразумевает следующие направления.

Информационно-аналитическое направление

– создание безопасной развивающей предметно-пространственной среды

– использование здоровьесберегающих технологий

– предоставление детям возможности развиваться в индивидуальном темпе

– взаимодействие с родителями и социумом.

Информационно-аналитическое направление включает информацию о состоянии здоровья детей в сопоставлении с данными об образе жизни их семей и социальном статусе родителей, анализ здоровьесберегающей деятельности в группе. Оценка уровня физического развития и здоровья детей включает в себя диагностические мероприятия

– по заболеваемости;

– по группам здоровья

– по уровню сформированности физических качеств;

– по адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Это позволяет педагогам проводить анализ здоровья дошкольника, обозначать проблемы и определять основные направления деятельности с учетом личностно-ориентированного подхода к развитию каждого ребенка.

Успешность организации здоровьесберегающей развивающей предметно-пространственной среды впервую очередь зависит не только от материального обеспечения, но и от компетентности педагога.

Здоровьесберегающая РППС должно быть безопасной — все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Для того чтобы РППС побуждала ребёнка к новой двигательной активности, способствовала укреплению его здоровья, она должна изменятся, т. е. быть мобильной. Большое значение для двигательной активности дошкольников имеет создание физкультурно-игровой среды. Правильный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования способствуют развитию двигательной сферы ребенка, позволяют более полно удовлетворить его потребность в движении, расширяют возможности использования разных видов упражнений для развития основных видов движений.

Групповая комната должна включать в себя физкультурные центры, центры уединения.

Территория ДОУ и прогулочные участки включают специально выделенные зоны подвижных и спортивных игр на участках, спортивную площадку, а также разнообразное спортивно-игровое оборудование.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

  1. Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании — технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

Эта группа технологий включает в себя:

– организацию мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

– организацию и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания;

– организацию профилактических мероприятий в детском саду;

– организацию контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов.

  1. Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании, направлены на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников:

– развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,

– закаливание,

– дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж

– профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,

– воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.

С целью совершенствования оптимизации двигательного режима и повышению двигательной активности разрабатывается модель двигательного режима для детей в детском саду, которая включает время проведения, кратность проведения и разнообразные формы двигательной активности, такие как: утренняя гимнастика, индивидуальная работа, физминутки, подвижные и спортивные игры, оздоровительный бег, гимнастика после сна и прохождение по «тропе здоровья», спортивные досуги и праздники, музыкальные и физкультурные занятия.

  1. Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду, технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
  2. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, обеспечивающие психическое исоциальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий — обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
  3. Технологии здоровьесбережения издоровьеобогащения педагогов, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, втом числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности кздоровому образу жизни.

Еще одним из направлений здоровьеориентированой деятельности в доу является предоставление детям возможности развиваться в индивидуальном темпе. Индивидуальный подход предполагает осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. В физкультурно-оздоровительной работе данный подход представляет собой форму организации оздоровительных мероприятий, при которой педагог изучает, анализирует и классифицирует различные данные по заболеваемости, физическому развитию и подготовленности детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для данной группы детей, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи развития.

Все большее распространение сегодня получает инклюзивное образование детей с ОВЗ. Даже дети со значительными нарушениями могут быть интегрированы по 2–3 человека в общеразвивающую группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход, но и медико-психолого-педагогическое сопровождение. Уровень физической подготовленности детей с ОВЗ играет важную роль в их социальной адаптации. Поэтому именно двигательная активность, стимулирующая развитие всех систем и функций организма, коррекцию, компенсацию и профилактику двигательных и психических нарушений, воспитание личности является основным механизмом инклюзивного образования. Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов, которая происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом, логопедами, педагогами ДОУ. Индивидуальный подбор корригирующих упражнений с учетом особенностей детей с ОВЗ позволяет формировать у детей потребность быть здоровым и вести здоровый образ жизни, развивать способность к преодолению физических нагрузок, психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни.

Важным направлением в деятельности по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с семьей. Она проходит через повышение педагогической культуры родителей с привлечением их в совместную работу.

В заключение хочется сказать: восточная мудрость гласит:

«Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам».

Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину.

Литература:

  1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья 2008. Т.7. № 2. С.21,59
  2. Михеева Е. В, Здоровьесберегающие технологии в ДОУ // Методические рекомендации, М., 2009. с102,108.
  3. Сухарев А. Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2008. Т.7. № 2. С.29.
  4. httpwww.nsportal.ru-Социальная сеть работников образования «Инновационный проект — реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в ДОУ».
Основные термины (генерируются автоматически): двигательная активность, детский сад, педагогический процесс, дошкольное образование, здоровье детей, ребенок, физическое развитие, двигательный режим, индивидуальный подход, индивидуальный темп.
Задать вопрос