Работа учителя-логопеда и воспитателя по формированию речи и физической готовности ребенка с ОВЗ к школе | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (22) май 2019 г.

Дата публикации: 04.05.2019

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Лапина, Е. С. Работа учителя-логопеда и воспитателя по формированию речи и физической готовности ребенка с ОВЗ к школе / Е. С. Лапина, О. В. Данилкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 5 (22). — С. 35-38. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/124/4178/ (дата обращения: 25.04.2024).



Работа по формированию речи и физической готовности к школе в комплексе учителя-логопеда и воспитателя имеет актуальное значение в организации индивидуального подхода к детям, так как охрана и укрепление их здоровья — ведущая задача дошкольного образования.

В 2017–2018 учебном году два ребёнка подготовительной к школе группы имели заключения ТПМПК, но посещали общеобразовательную группу:

  1. Нарушение зрения (косоглазие) и ОНР — III уровня;
  2. Дисплазия правой кисти и ОНР –III уровня.

По результатам ТПМПК родителями данных детей было принято решение отказаться от компенсирующей группы, дано согласие на индивидуальные занятия с логопедом и индивидуальные занятия с воспитателем.

Процессу формирования качеств, необходимых будущему школьнику, помогла организация комплексного педагогического сопровождения. В основе системы работы учителя-логопеда и воспитателя лежит ориентация детской деятельности на включение в педагогический процесс группы. Помимо педагогов ДОУ в педагогическом процесс были включены родители.

Таким образом, в период подготовки детей с ОВЗ к школе, мы создали коррекционно-педагогические условия для полного общего развития ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей и потребностей.

В комплексном подходе учителя-логопеда ивоспитателя ведущими стали здоровьеукрепляющие издоровьесберегающие технологии, которые позволяют:

− добиваться двигательной активности,

− улучшить физическое и психическое здоровье детей,

− оказывают стимулирующее влияние на психомоторную, умственную и речедвигательную деятельность.

Система работы учителя-логопеда ивоспитателя по формированию речи ифизической готовности ребенка сособыми возможностями здоровья кшколе включает всебя:

− составление индивидуального общеобразовательного маршрута (ИОМ) на каждого ребенка с ОВЗ;

− составление индивидуального план работы каждым ребенком;

− ведение «Тетради взаимодействия», которая заполняется еженедельно учителем-логопедом и воспитателем, в которой прописываются комплексы физических упражнений, речедвигательных игр, комплексы зрительной гимнастики, подобраны игры на развитие мелкой моторики для каждого ребёнка индивидуально.

Мастер-класс «Речевые игры и игры с движением для глаз для детей дошкольного возраста с ОВЗ»

В процессе игровой деятельности воспитателем создаются благоприятные условия для развития не только всех детей, но и для развития ребенка с особыми образовательными потребностями.

Для детей с речевыми нарушения и физическими недостатками, организована работа учителя — логопеда, которая направленана формирование:

− речевой готовности к школе;

− физической выносливости.

Комплексный подход в работе заключается в объединении речевых игр (предложенных учителем-логопедом) и игр-гимнастик для глаз с движением рук, ног и туловища (подборка воспитателя). Индивидуальная работа с ребенком проводится каждый день в утренние часы и во второй половине дня.

Предлагаем несколько интересных разработок, направленных на развитие мелкой моторики, мышления, слухового и зрительного внимания, речи.

Игра-тренажер «Золотая нива»

Цель: способствовать профилактике нарушения зрения и речи, развитие мелкой и общей моторики рук детей дошкольного возраста.

Материал: красиво оформленная коробка с разнообразными сортами зерна и природных материалов (горох, орехи, шишки и др.) для лучшего восприятия детскими пальчиками; счетные палочки или фишки (для разграничения).

Условие игры: предложить ребенку выбрать из коробочки определенный вид материала (один какой-то). Выложить в ряд зерна. С объяснением: нужно «шагать» по зернам пальчиками, одновременно проговаривая по слогам слово (можно брать тематическую неделю и закреплять) На каждый шаг — слог; где слово закончилось, там ставит разделительную палочку или фишку. И так несколько слов на изученную лексическую тему. Можно играть как индивидуально, так и в паре. Вариантов игры много: «какое слово длиннее», или «У кого фишка дальше». То есть, если проявить фантазию, то можно расширить возможности данной игры-тренажера.

Подобная игра способствует:

− профилактике нарушения зрения;

− развитию речи;

− развитию мелкой и общей моторике рук;

− логического мышления, смекалки, укреплению дисциплины;

− массажу кончиков пальцев;

− зрительной аккомодации;

− умению слушать внимательно, правильно выполнять условия игры.

Игра «Словесная рыбалка»

Цель: развитие координации движений, речи и звукобуквенного анализа.

Материал: коробка с магнитными буквами, несколько удочек с магнитом.

Условие игры: предложить ребенку удочку «для рыбалки букв». Поймав букву, ребенок должен придумать слово с таким же звуком по изучаемой лексической теме, где звук будет стоять в разных позициях (в начале, в середине, в конце слова). Можно играть в парах, это позволит добавить в игру соревновательный характер, что позволит развивать взаимодействие, взаимоконтроль, внимание (зрительное и слуховое), звукобуквенный анализ, умение из букв составлять слоги и слова.

Недостаток двигательной активности — одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма дошкольников. Проведение физминуток влияет на деятельность мозга, активизирует двигательную, речевую и зрительную деятельность, улучшает кровообращение, работоспособность.

Физкультминутка «Теремок»

Цель: снятие физическое напряжение, развития зрительной аккомодации; слухового внимании.

На поляне теремок, Стоя на ногах. Ладони сложить «домиком», подвести к носу, отвести вдаль

Дверь закрыта на замок Сомкнуть пальцы в замок, подвести к носу, отвести вдаль

Из трубы идет дымок Поочередно из всех пальцев сделать колечки, посмотреть через каждое колечко

Вокруг терема забор Руки перед собой, пальцы растопырить, смотрим слева направо, справа налево, повернуться вокруг себя.

Чтобы не забрался вор Щелчки каждым из пальцев поочередно, смотрим на пальцы

Тук-тук-тук, тук-тук-тук! Кулаком постучать по ладони, смотрим вниз на руки

Открывайте! Широко развести руки в стороны

Я ваш друг! Ладони сомкнуть одна поперек другой

Благодаря созданным условиям в детском саду, наши выпускники полностью готовы к школьному обучению и адаптированными в условиях школы.

Таким образом, созданные условия для поддержания здоровья ребенка — это тот резерв, тот запас сил, та стартовая позиция, в которой определяется во многом успешность не только дошкольного образования, но и длинного школьного марафона.

Основные термины (генерируются автоматически): III, ребенок, условие игры, двигательная активность, дошкольное образование, дошкольный возраст, звукобуквенный анализ, зрительная аккомодация, мелкая моторика, профилактика нарушения зрения.

Похожие статьи

Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста...

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для коррекции различных глазных заболеваний, в том числе и

Проблема исследования и развития зрительных функций у детей с нарушением зрения чрезвычайно актуальна и занимает особое место в сфере их...

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

Дети дошкольного возраста ещё плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и

Зрительно-двигательная координация — это согласованные действия рук и глаза. С помощью зрения ребенок изучает окружающую...

Здоровьесберегающие технологии как основное средство развития...

ребенок, мелкая моторика, письменная речь, дошкольный возраст, школьное обучение

мелкая моторика, нарушение зрения, мелкая моторика рук, развитие, тренажер, ребенок

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать...

Индивидуализация коррекционной работы по развитию мелкой...

Анализ особенностей развития ребенка в условиях зрительной недостаточности позволяет

Такие тренажеры удобны для умения согласовывать двигательный акт с величиной, формой

По итогам проведенного исследования у ребенка старшего дошкольного возраста (6 лет) с...

Организация оптимальных условий для физического развития...

Нарушения зрения отрицательно влияет на овладение детьми движениями, ориентировкой в пространстве, сказывается на общем

Дошкольное детство — наиболее эффективный период формирования здоровья и полноценного психофизического развития ребенка.

Развитие мелкой моторики ребенка дошкольного возраста...

старший дошкольный возраст, координация движений, способность, двигательная деятельность, двигательная координация

Всю двигательную деятельность А. С. Большаков, Л. В. Филиппова условно разделили на две группы: крупную, или общую моторику...

Профилактическая работа по дисграфии в старшем дошкольном...

Начиная работу про профилактике ещё в дошкольном возрасте, можно достичь

Как можно выявить предпосылки оптической дисграфии у детей в дошкольном возрасте?

Зрительно-моторная координация — это способность к синхронизации ЗВ и осмысления...

Ритмика как средство коррекции двигательной сферы детей...

Нарушение зрительной функции в детском возрасте замедляет естественный ход физического развития. И хотя возрастная динамика физического развития у детей с нарушением зрения в целом сохраняется, уровень их развития значительно отстает от нормы.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как...

Упражнения, посвященные развитию мелкой моторики в дошкольном возрасте, можно найти практически в любом разделе программы воспитания и обучения в детском саду. Также они являются неотъемлемой часть коррекционно-логопедической работы с дошкольниками...

Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушениями...

Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; у них

Развитие ориентировки в прстранстве детей с нарушением зрения требует специального обучения активному использованию нарушенного зрения и всех...

Похожие статьи

Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста...

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для коррекции различных глазных заболеваний, в том числе и

Проблема исследования и развития зрительных функций у детей с нарушением зрения чрезвычайно актуальна и занимает особое место в сфере их...

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

Дети дошкольного возраста ещё плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и

Зрительно-двигательная координация — это согласованные действия рук и глаза. С помощью зрения ребенок изучает окружающую...

Здоровьесберегающие технологии как основное средство развития...

ребенок, мелкая моторика, письменная речь, дошкольный возраст, школьное обучение

мелкая моторика, нарушение зрения, мелкая моторика рук, развитие, тренажер, ребенок

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать...

Индивидуализация коррекционной работы по развитию мелкой...

Анализ особенностей развития ребенка в условиях зрительной недостаточности позволяет

Такие тренажеры удобны для умения согласовывать двигательный акт с величиной, формой

По итогам проведенного исследования у ребенка старшего дошкольного возраста (6 лет) с...

Организация оптимальных условий для физического развития...

Нарушения зрения отрицательно влияет на овладение детьми движениями, ориентировкой в пространстве, сказывается на общем

Дошкольное детство — наиболее эффективный период формирования здоровья и полноценного психофизического развития ребенка.

Развитие мелкой моторики ребенка дошкольного возраста...

старший дошкольный возраст, координация движений, способность, двигательная деятельность, двигательная координация

Всю двигательную деятельность А. С. Большаков, Л. В. Филиппова условно разделили на две группы: крупную, или общую моторику...

Профилактическая работа по дисграфии в старшем дошкольном...

Начиная работу про профилактике ещё в дошкольном возрасте, можно достичь

Как можно выявить предпосылки оптической дисграфии у детей в дошкольном возрасте?

Зрительно-моторная координация — это способность к синхронизации ЗВ и осмысления...

Ритмика как средство коррекции двигательной сферы детей...

Нарушение зрительной функции в детском возрасте замедляет естественный ход физического развития. И хотя возрастная динамика физического развития у детей с нарушением зрения в целом сохраняется, уровень их развития значительно отстает от нормы.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как...

Упражнения, посвященные развитию мелкой моторики в дошкольном возрасте, можно найти практически в любом разделе программы воспитания и обучения в детском саду. Также они являются неотъемлемой часть коррекционно-логопедической работы с дошкольниками...

Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушениями...

Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; у них

Развитие ориентировки в прстранстве детей с нарушением зрения требует специального обучения активному использованию нарушенного зрения и всех...

Задать вопрос