Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и танцев | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (22) май 2019 г.

Дата публикации: 27.04.2019

Статья просмотрена: 71 раз

Библиографическое описание:

Мочалова Т. А. Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и танцев // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №5. — С. 6-8. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/124/4166/ (дата обращения: 22.10.2019).



Статья посвящена анализу музыкально-ритмической деятельности и ее роли в процессе формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется обзору коммуникативных танцев-игр как одного из основных методов успешного развития речевого аппарата воспитанников Детского сада и устойчивого благоприятного микроклимата в группе.

Ключевые слова: детский сад, общение, старший дошкольный возраст, музыкально-ритмическая деятельность.

The article is devoted to the analysis of musical and rhythmic activity and its role in the process of forming communicative abilities in children of senior preschool age. Special attention is paid to the reviews of communicative dance games as one of the main methods for the comprehensive development of the speech apparatus for raising children.

Keywords: kindergarten, communication, older preschool age, musical and rhythmic activities.

Общение является важным механизмом психологического развития ребенка и жизненно необходимым условием для успешной интеграции индивида в социальную систему. Под общением отечественные педагоги, ученые понимают «взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений» [4].

Большую роль в процессе первичной социализации играет Детский сад. Однако воспитанники, приходя в дошкольное учреждение, имеют разный уровень подготовки, и не все могут взаимодействовать со своими сверстниками. Как правило, в каждой группе есть дети, которые легко общаются с остальными детьми, становясь лидером среди большинства. Другие более застенчивы, стеснительны, неразговорчивы. Такие дети либо отвергаются, либо игнорируются другими сверстниками и находятся в группе изолированно, так как взаимодействие с ними большинства сверстников нередко сопровождается агрессией со стороны последних.

Проблема развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в отечественной науке не нова. Отдельным аспектам данной темы уделяли свое внимание талантливые педагоги и психологи, такие как: А. А. Леонтьев, Л. А. Венгер, Г. М. Андреева, А. В. Мудрик, А. В. Запорожец, Л. С. Выготский и другие. В современном образовательном пространстве ученые (Г. Г. Кравцов, ЕО. Смирнова) изучают формы и методы развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Воспитание социальных и личностных качеств детей, в частности умение общаться, является одним из приоритетных направлений развития современной системы образования. Доказательством этому служат Федеральный государственный стандарт дошкольного образования и инструмент его реализации — общеобразовательная программа ДОУ, направленная на «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации и индивидуализации … на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками» [5].

Таким образом, в современных условиях модернизации системы образования, проблема формирования и развития коммуникативных способностей детей становится одной из краеугольных задач семьи, общества и всего государства в целом.

Научные исследования рассматривают возможности развития способностей в общении воспитанников старшего дошкольного возраста через музыкально-ритмическую деятельность. Данный возраст был выбран не случайно, а вполне обоснован современными исследованиями. Так, у детей 6–7 лет наблюдается эффективное развитие социальных навыков, становление адекватной самооценки, успешная саморегуляция и активное сотрудничество со сверстниками. В этот период у детей зарождаются дружба, а также конструктивная конкуренция, выражающаяся в привлечении внимания других к себе. Общение наполняется более богатой эмоциональной жизнью, состоящей из мимики и жестов. Полное овладение языком является одним из основных условий для успешного обучения в школе и благоприятной жизни в социуме.

Согласно исследованию Л. В. Чернецкой, коммуникативные способности включают три компонента:

  1. «Область желания» (желание вступить в контакт с другим человеком);
  2. «Область знания» (знание и понимание норм и правил социального поведения);
  3. «Область умений» (умение эффективного общения, то есть способность завлечь собеседника, сопереживать его несчастью, разрешать конфликтные ситуации и др.) [6, с.27–28].

Вышеназванные компоненты общения активно и эффективно развиваются в процессе музыкально-ритмической деятельности, к числу которых относятся коммуникативные танцы-игры. Данный вид деятельности представляет собой музыкально-игровые действия, целью которых является формирование навыков общения у детей и создание условий для развития их индивидуальных личностных качеств. Такие игры способствуют не только появлению чувства ритма, музыкального слуха, выразительности движений, но и появляется речевая активность детей, формируется умение повышать и понижать силу голоса, улучшается ритмико-интонационная сторона речи. У воспитанников во время игр развиваются необходимые личностные характеристики: инициативность, эмпатия, раскрепощенность, коммуникабельность и др. [2, с.4; 7].

Коммуникативные танцы-игры можно классифицировать по трем направлениям:

  1. Игры, в которых появление нового партнера обуславливается танцевальными движениями. Дети должны найти себе партнера визуально, продемонстрировать дружелюбие и войти с ним в контакт. Все движения сопровождаются простыми танцевальными действиями (прыжки, подскоки, притопы и др.). Обязательным элементом таких игр является тактильный контакт детей: они выполняют хлопки в ладоши, совершают рукопожатия, кружатся в парах и др.
  2. Танцы, направленные на формирование взаимопонимания со сверстниками. Этот вид деятельности сопровождается более сложными танцевальными движениями, где взаимодействуют четыре партнера — две пары. Если усложнение движений не вызывает сложностей, можно научить детей строить сложные фигуры («мост», «ворота»), способствующие развитию способности ориентироваться в пространстве.
  3. Танцы-игры, развивающие доверие к партнерам. К числу таких танцев относят «гусеницу», «слепой танец», «аэробус», «дракон» и т. д. Данный вид танцевально-коммуникативных игр отличается от остальных высокой степенью пластическому выражению ребенка. Дошкольники «мыслят телом», осознают себя и познают сверстников, окружающий мир сквозь призму танцевальных движений [3, с.183].

Важным компонентом любого музыкально-игрового упражнения является рефлексия, то есть осмысление своих действий, чувств, поведения и результата проделанной работы. Вопросы, задаваемые каждому ребенку в группе, фиксируют их актуальный опыт, полученный в процессе выполнения совместных заданий. Грамотно организованная рефлексия способствует наиболее эффективному формированию навыков общения и сотрудничества, так как позволяет детям сознательно выполнять упражнения и регулировать собственное поведение [1].

Более того, коммуникативные танцы-игры можно использовать в различных формах организации деятельности детей: на занятиях с музыкальным руководителем, в свободной деятельности, на праздниках, различных мероприятиях для детей и родителей (танец «Лавата», «Танцуем с мамой», «Музыкальный паровозик»).

Роль музыкально-ритмических танцев в процессе формирования коммуникативных способностей детей трудно переоценить. Результаты проделанной работы убеждают в эффективности использования данного вида деятельности, поскольку такие танцы построены на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, доверие, открытость в отношении друг к другу и сопровождаются всегда радостными эмоциями и впечатлениями. Тактильный контакт еще более способствует формированию дружественного, благоприятного психологического климата в группе и повышению самооценки у тех воспитанников, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе.

Занятия, сопровождаемые синтезом слова, музыки, ритма и движений, развивают речевые навыки и оказывают положительное влияние на становление речи старших дошкольников. Дети становятся более открытыми к окружающему миру, легки в общении, пополняют свой словарный запас и обогащают речь эмоционально, используя невербальные средства общения.

Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность дает максимально успешную динамику в целом в развитии речевых навыков детей старшего дошкольного возраста.

Литература:

  1. Агапова Ю. И. Музыкальные коммуникативные игры как средство развития творческих и коммуникативных способностей дошкольников [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://skazka11.ucoz.ru/razrabotki/agapova_tezisy.pdf (дата обращения: 30.01.2019).
  2. Буренина А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей (Учеб. пособие). — Спб.: Музыкальная палитра, 2004. — 36 с.
  3. Козловская Е. Л. Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через музыкальные игры и танцы в музыкальной деятельности / Е. Л. Козловская // // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2013. — Т. 3. – С. 1881–1885.
  4. Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://didacts.ru/termin/obschenie.html (дата обращения: 29.01.2019).
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] — режим доступа: http://www.rq.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 29.01.2019)
  6. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников / Л. В. Чернецкая. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 256 с.
  7. Чувашова Н. Я. Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/2318/1/liv-2014–1–53.pdf (дата обращения: 29.01.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): музыкально-ритмическая деятельность, ребенок, старший дошкольный возраст, Детский сад, вид деятельности, окружающий мир, процесс формирования, коммуникативная способность детей, дошкольный возраст, проделанная работа.

Ключевые слова

общение, детский сад, старший дошкольный возраст, музыкально-ритмическая деятельность

Похожие статьи

Развитие музыкальных способностей детей старшего...

Дошкольный возраст — самый благоприятный период для формирования и развития музыкальных способностей детей. Современное музыкальное воспитание детей дошкольного возраста подразумевает полноценное и всестороннее развитие творческой...

Развитие коммуникативных способностей детей старшего...

Проанализировав и обобщив методы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в процессе коллективного труда, мы увидели, что они характерны, прежде всего, тем, что ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и...

Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как...

Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство формирования взаимоотношений у старших дошкольников.

В современной практике дошкольного образования танец используется чаще как способ музыкально-ритмического развития детей.

Дидактическая игра как средство формирования...

В процессе коммуникативных навыков старший дошкольный возраст играет важную роль, поскольку именно в данный возрастной период дети: активно начинают ориентироваться во взаимоотношениях людей, интенсивно накапливают первый опыт взаимодействия...

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое...

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и...

Технология развития коммуникативной деятельности детей...

С переходом в дошкольный возраст, когда в психике ребёнка происходят изменения

Все виды совместной деятельности взрослого и ребёнка взаимопроникают друг в друга и

Имеется музыкальный центр и набор дисков с музыкой и сказками с учетом возраста детей.

Формирование коммуникативных способностей у детей...

Сизова, С. И. Оптимизация взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, не

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель...

Развитие коммуникативных способностей детей посредством...

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с речевой

4. Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами

театрализованная деятельность, связная речь, развитие, речь детей, диалогическая речь...

Актуальность проблемы развития творческих способностей...

...педагогических условий развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе. Развитие творческих способностей детей через... Художественная деятельность, в частности изобразительная деятельность, выступает как...

Основные функции методики становления хореографических...

Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как... танцевальная деятельность, ребенок, совместная деятельность

«Молодой. Старший дошкольный возраст является благоприятным для формирования практически всего спектра двигательных способностей.

Похожие статьи

Развитие музыкальных способностей детей старшего...

Дошкольный возраст — самый благоприятный период для формирования и развития музыкальных способностей детей. Современное музыкальное воспитание детей дошкольного возраста подразумевает полноценное и всестороннее развитие творческой...

Развитие коммуникативных способностей детей старшего...

Проанализировав и обобщив методы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в процессе коллективного труда, мы увидели, что они характерны, прежде всего, тем, что ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и...

Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как...

Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство формирования взаимоотношений у старших дошкольников.

В современной практике дошкольного образования танец используется чаще как способ музыкально-ритмического развития детей.

Дидактическая игра как средство формирования...

В процессе коммуникативных навыков старший дошкольный возраст играет важную роль, поскольку именно в данный возрастной период дети: активно начинают ориентироваться во взаимоотношениях людей, интенсивно накапливают первый опыт взаимодействия...

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое...

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и...

Технология развития коммуникативной деятельности детей...

С переходом в дошкольный возраст, когда в психике ребёнка происходят изменения

Все виды совместной деятельности взрослого и ребёнка взаимопроникают друг в друга и

Имеется музыкальный центр и набор дисков с музыкой и сказками с учетом возраста детей.

Формирование коммуникативных способностей у детей...

Сизова, С. И. Оптимизация взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, не

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель...

Развитие коммуникативных способностей детей посредством...

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с речевой

4. Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами

театрализованная деятельность, связная речь, развитие, речь детей, диалогическая речь...

Актуальность проблемы развития творческих способностей...

...педагогических условий развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе. Развитие творческих способностей детей через... Художественная деятельность, в частности изобразительная деятельность, выступает как...

Основные функции методики становления хореографических...

Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как... танцевальная деятельность, ребенок, совместная деятельность

«Молодой. Старший дошкольный возраст является благоприятным для формирования практически всего спектра двигательных способностей.

Задать вопрос