Интегрированное занятие для подготовительной к школе группы «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Барышева Н. В., Герасимова Л. А., Маринина Н. В. Интегрированное занятие для подготовительной к школе группы «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет» // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №5. — С. 3-6. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/124/4138/ (дата обращения: 21.10.2019).



Прошлое любой страны — это ее история. История — процесс непрерывный, многогранный, и любой человек является обязательным его участником. В силу своего возраста дошкольникам сложно понять, то, что было на земле «давным-давно», ведь он живет «здесь и сейчас». Есть взрослые, которые задают вопрос: «Зачем детям дошкольного возраста нужно знать историю страны? Все это они узнают, учась в школе». Ответ прост — человек изучает историю своей семьи, своего города, своей страны всю жизнь. Первые достоверные знания об истории своей Родины ребенок усваивает уже в старшем дошкольном возрасте. «Не зная прошлого, — писал В. Г. Белинский, — нельзя понять настоящее и невозможно предвидеть будущее». Воспитать патриота Родины без знаний об историческом прошлом и настоящем еще не удавалось никому.

В настоящее время в дошкольном образовании пока нет эффективной программы по приобщению дошкольников к истории России. Существуют отдельные авторы, предлагающие систему занятий с детьми дошкольного возраста, направленные на развитие познавательного интереса к прошлому нашей страны, к национальной родной культуре, к знакомству с природой и к развитию социальных представлений о своем родном крае, труде взрослых. Это приводит к тому, что часть педагогов дает знания детям в точной исторической хронологии и требуют от дошкольников знания исторических событий в четкой последовательности. Другая часть — вопросы, связанные с историей, практически не затрагивает и ограничивается изучением только народной культуры. Значит, нам всем надо понять: как и зачем знакомить дошкольников с историей России, понять, что никакая программа не сможет заменить педагога и не даст положительных результатов, если сам педагог не будет любить свою страну и свой народ.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения — процесс сложный, долгий. Изменилась Россия. Пересматривается ее история. Настоящее и будущее России тревожит. Наша задача воспитать гражданина своей Родины, преданного ей человека, стремящегося приумножить славу России, защитить ее. Каждый гражданин России должен знать, уважать и хранить историческое прошлое и культурное наследие Родины, ее традиции и героические подвиги соотечественников, ее великих ученых и первооткрывателей. Как точно сказал об этом А. С. Пушкин: «клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал».

Интерес дошкольника к истории не так сложно вызвать. Не нужно заставлять ребенка помнить точные даты, стоит просто задать вопрос, вызывающий интерес и касающейся его самого «А что было бы, если бы ты родился в древнем Новгороде в 13 веке?»

С этой фразы в нашей группе началось изучение нападения немецких крестоносцев и сражения на Чудском озере.

Работа началась с тематической подборки и изучения педагогами книг о жизни русского народа в этот исторический период. В нее вошли книги:

− Беляева, Е., Новичкова, Е. Ледовое побоище.

− Тихомиров, О. На страже Руси.

− Лунин, В. Александр Невский

− Святой Александр Невский, защитник земли русской.

Ян, В. Юность полководца: историческая повесть о юности и победах Александра Невского

− Диденко, А. Рыцари. Иллюстрированный путеводитель

− Морозова, Л. Князья удельной Руси

− Крутогоров, Ю. Александр Невский

Воспитатели, опираясь на детальные знания, на иллюстрации, в доступной форме рассказали детям о том, как жили люди в богатом и могучем Новгороде, какими были смелые воины и как Новгород не преклонился перед иноземными захватчиками. Дети узнали о детстве, юности и славных победах Александра Невского; изучили карты и схемы сражений, иллюстрированные словари вооружения и доспехов русских воинов и тевтонцев XIII века.

Для усиления эффекта были использованы:

музыка:

− фрагменты кантаты С. С. Прокофьева «Александр Невский»: «Вставайте, люди русские», «Скок свиньи»;

кино:

− фрагменты из кинофильма «Александр Невский» С. М. Эйзенштейна;

живопись:

− картины из жизни былинных богатырей;

− портрет Александра Невского художника П.Корина;

художественная литература:

− отрывки из поэмы К.Симонова «Ледовое побоище» (для чтения взрослыми и детьми);

чтение:

− поговорки, стихи (для чтения детьми)

− художественная литература из тематической подборки.

У детей возник неподдельный интерес к событиям того времени, и они стали изучать литературу, рассматривать энциклопедии дома с родителями. Затем многие из них рассказали подробно детям группы о снаряжении и оружии дружинников: из чего они изготовлены, как выглядели, для защиты чего служили. А самое главное — они попросили помочь сделать им макет «Ледового побоища», чтобы самостоятельно обыграть ход сражения. Используя новые знания, дети и воспитатели подготовили проект «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». Этот проект послужил основой для открытого занятия, на котором дети показали отличное знание исторических событий по данной теме.

Конспект интегрированного занятия для подготовительной к школе группы

«Кто смечом кнам придет, тот от меча ипогибнет»

Ход занятия:

Педагог:Ребята, скажите, а как называется наша Родина?

Ответы детей: Наша Родина называется Россия.

Педагог: А как она называлась много, много лет назад?

Ответы детей: Русь.

Педагог: Давным-давно защитников-воинов называли другим словом. Их называли дружина. Как вы думаете почему? Моя подсказка — оно похоже на слово, которое вы часто говорите.

Ответы детей: Это слово похоже на слово друг. Это слово похоже на слово дружить.

Педагог: Правильно. Эти люди дружно вступали в битвы за свою Русь с многочисленными захватчиками. Во главе русской дружины всегда стоял мудрый, мужественный князь. Одним из таких был князь новгородский Александр. Посмотрите на изображения Александра Невского. Что можно сказать о нем, глядя на них?

Ответы детей: Он смелый, сильный. Очень молодой. Он знает, что победит всех врагов.

Педагог: Давайте внимательно рассмотрим русского воина: снаряжение и оружие.

Ответы детей.

Палица — старинное оружие, тяжелая дубинка с утолщенным концом.

Копье — старинное колющее или метательное оружие на древке.

Меч — холодное оружие с обоюдоострым длинным прямым клинком.

Кольчуга — воинские доспехи в виде рубашки из металлических колец.

Шлем — металлический головной убор, защищающий от ударов стрел и мечей.

Лук — оружие для метания стрел в виде гибкой дуги, стянутой тетивой.

Стрела — заостренный тонкий стержень с узким лопастямина конце для метания из лука.

Булава — короткая палка, жезл с шарообразным утолщением на конце.

Латы — металлические доспехи, броня, защищающая от холодного оружия.

Нагрудник — часть передника, защищающая грудь.

Щит — круглая или прямоугольная плоскость из металла для предохранения от ударов стрел.

Педагог: 5 апреля 1242 года на Русь напали немецкие рыцари и русский народ во главе с Александром Невским встал на защиту земли русской. Немецкие рыцари и русская дружина сошлись на льду Чудского озера. Князь решил обмануть немцев. Когда начался бой, русские воины дали возможность рыцарскому клину (особое построение войска) прорваться сквозь свои ряды и ударили по клину с боков. Немецкая пехота не выдержала натиска и бросилась в бегство. «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет», — сказал Александр Невский. А вместе с ним и русский народ защитил свою землю.

Физкульминутка.

Эй, дружина, собирайся! (дети маршируют на месте)

Разминайся, упражняйся!

Правая рука-вперед!

Направление в поход. (дети вытягивают правую руку вперед)

Левая взлетает ввысь,

Прямо к солнцу вверх тянись! (дети вытягивают левую руку вверх)

Сели дружно на коней,

Мчимся в даль мы все быстрей! (дети имитируют движение скачки верхом)

Через поле мы пешком

Тихо движемся шажком. (дети шагают на месте)

А теперь нам всем пора

Крикнуть громкое: «Уррра!» (дети, делая выпад вперед, поднимают вверх воображаемый мечи кричат «Ура»)

Затем детям демонстрируется фрагмент из фильма «Александр Невский» режиссера Сергея Эзенштейна, где показана атака немецких рыцарей.

Педагог: Тонкий лед стал ломаться под тяжестью облаченных в латы коней и рыцарей. Русичи нарекли эту битву Ледовым побоищем.

Обыгрывание макета «Ледовое побоище»

Музыкальный руководитель: Тема сражения и победы русского народа над крестоносцами легла в основу кантаты С. С. Прокофьева под названием «Александр Невский». Кантата-это вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра. В этой музыке композитор отразил величие русского народа, его скорбь перед павшими в страшном ледовом сражении и торжество победы под руководством доблестного князя Александра Невского.

Дети слушают фрагмент хора «Вставайте, люди русские»

После прослушивания детям предлагается ответить на вопросы:

Музыкальный руководитель: О чем повествует это произведение?

Ответы детей: О силе русского духа, о готовности каждого выступить на защиту своей Родины.

Музыкальный руководитель: Каков характер этой музыки?

Ответы детей: Она звучит торжественно, призывно.

Музыкальный руководитель: В ней слышатся перезвоны колоколов, созывающих войска для битвы. В средней части хора музыка становится более плавной и размеренной. Женские и мужские голоса хора по очереди поют «На Руси родной не бывать врагу!». Это как бы утверждение композитора. Его уверенность в том, что русичи победят!

Педагог:Ребята,вы внимательно посмотрели репродукции картин, кадры кинофильма. Надеюсь, что вы легко сможете собрать пазлы, на которых изображены воины русской и немецкой армии.

Дети собирают на полу заранее нарисованные изображения русского дружинника и немецкого рыцаря формата А3. При этом группа делится на две команды.

Педагог: Молодцы. Но у нас впереди еще одно соревнование — игра «Доскажи словечко». Каждая команда отвечает по очереди.

Сам погибай, а товарища (выручай).

Трудно в ученье, легко (в бою).

Слава не у того, кто ее ищет, а кто в бою (добывает).

Богатырь от напасти не бежит, друзей в беде (не покидает).

Мир строит, а война (разрушает).

Тот герой, что за Родину (горой).

Педагог: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что вам понравилось больше всего? Что нового вы сегодня узнали?

Ответы детей.

Педагог:Чтобы поднять боевой дух перед сражением, солдаты часто пели песни. Это были особые песни. Они помогали им почувствовать уверенность в себе, в своей победе. Пели их все вместе, от этого рождалось ощущение того, что ты на поле битвы не один. Рядом есть надежное плечо друга. Такой является старинная русская военная песня «Солдатушки, бравы ребятушки».

Предлагаю вам исполнить несколько куплетов этой песни.

Дети исполняют несколько куплетов из песни «Солдатушки, бравы ребятушки» и покидают зал.

Литература:

  1. Н. Г, Зеленова, Л. Е, Осипова «Мы живём в России», Москва, г.2008.
  2. «Дни воинской славы». Патриотическое воспитание дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.
  3. С., Русичев. «Александр Невский. Великие историки о великом полководце». Издательство «Диля». 2010г.
  4. А. П., Богданов «Александр Невский». Издательство: «Вече». 2009г.
  5. С., Романов. «Александр Невский». Детская литература. 2010г.
Основные термины (генерируются автоматически): ответ детей, ребенок, русский народ, Русь, музыкальный руководитель, Россия, история, педагог, Ледовое побоище, Чудское озеро.

Похожие статьи

Приобщение дошкольников к русским народным играм

Приобщая детей к русским народным играм и знакомя детей с разнообразными формами народного фольклора, мы использовали новые технологии ФГОС.

Отсутствует материал по истории возникновения каждой из игр. Нет ярко выраженных компонентов ведения игр.

Деловая игра «Наша Родина — Россия» (подготовленная к школе...)

‒ Закрепить знания детей о России и её столице, государственных символах России (флаг; гимн, герб) и праздниках, народах России и городах; ‒ Обобщить знания о родном городе и его достопримечательностях; ‒ Развивать познавательные интересы, память, мышление, речь...

Программа «Учимся любить Россию» (для воспитателей...)

Воспитание детей в силу возрастных особенностей, целиком зависит от окружающих ребенка

- Русские сказки в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к природе

- педагог-психолог на своих занятиях поддерживала готовность детей оказать любую помощь...

Новгородское княжество как центр торгового мореплавания на...

Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского ига.

Следующая битва с Ливонским орденом произошла 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера, вошедшего в историю как Ледовое побоище.

История музыкального воспитания в дошкольном образовании...

Началом истории системы дошкольного образования в России можно считать первые детские сады, основанные на идеях немецкого педагога Фридриха В

Таким образом в первых дошкольных организациях России музыкальном воспитанием детей занимались воспитатели...

Встреча в литературно-музыкальной гостиной...

Продолжать знакомить детей с русским героическим эпосом — былинами, сказками

– Знакомство с творчеством русских художников, воспевающих в своих полотнах русский народ, святую

Педагог-психолог: «Россия» — слово звонкое и чистое, как родниковая вода, крепкое...

Проект «Формирование у детей дошкольного возраста основ...»

Формировать элементарные знания детей об истоках русской народной культуры на основе ярких представлений, доступных детям и вызывающих у них интерес.

Формирование у детей потребность в общении с русской народной музыкой. Педагоги

Влияние христианства на духовную культуру Руси в XIII веке

Победы русских войск на Неве и Чудском озере в самое тяжелое время татарского ига знаменовали собой решительный перелом в борьбе с вражеской волной с Запада. Если татары беспощадно грабили, убивали и облагали поборами, но не стремились искоренить православие...

Встреча в литературно-музыкальной гостиной «Я Родину свою...»

– Закрепить знания детей о российской символике. – Продолжать расширять знания детей о

На её территории проживают народы более ста национальностей, и все они — её граждане

Педагог— психолог: Замечательная легенда! Ребята, а вы знаете, чем деревья похожи на...

Похожие статьи

Приобщение дошкольников к русским народным играм

Приобщая детей к русским народным играм и знакомя детей с разнообразными формами народного фольклора, мы использовали новые технологии ФГОС.

Отсутствует материал по истории возникновения каждой из игр. Нет ярко выраженных компонентов ведения игр.

Деловая игра «Наша Родина — Россия» (подготовленная к школе...)

‒ Закрепить знания детей о России и её столице, государственных символах России (флаг; гимн, герб) и праздниках, народах России и городах; ‒ Обобщить знания о родном городе и его достопримечательностях; ‒ Развивать познавательные интересы, память, мышление, речь...

Программа «Учимся любить Россию» (для воспитателей...)

Воспитание детей в силу возрастных особенностей, целиком зависит от окружающих ребенка

- Русские сказки в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к природе

- педагог-психолог на своих занятиях поддерживала готовность детей оказать любую помощь...

Новгородское княжество как центр торгового мореплавания на...

Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского ига.

Следующая битва с Ливонским орденом произошла 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера, вошедшего в историю как Ледовое побоище.

История музыкального воспитания в дошкольном образовании...

Началом истории системы дошкольного образования в России можно считать первые детские сады, основанные на идеях немецкого педагога Фридриха В

Таким образом в первых дошкольных организациях России музыкальном воспитанием детей занимались воспитатели...

Встреча в литературно-музыкальной гостиной...

Продолжать знакомить детей с русским героическим эпосом — былинами, сказками

– Знакомство с творчеством русских художников, воспевающих в своих полотнах русский народ, святую

Педагог-психолог: «Россия» — слово звонкое и чистое, как родниковая вода, крепкое...

Проект «Формирование у детей дошкольного возраста основ...»

Формировать элементарные знания детей об истоках русской народной культуры на основе ярких представлений, доступных детям и вызывающих у них интерес.

Формирование у детей потребность в общении с русской народной музыкой. Педагоги

Влияние христианства на духовную культуру Руси в XIII веке

Победы русских войск на Неве и Чудском озере в самое тяжелое время татарского ига знаменовали собой решительный перелом в борьбе с вражеской волной с Запада. Если татары беспощадно грабили, убивали и облагали поборами, но не стремились искоренить православие...

Встреча в литературно-музыкальной гостиной «Я Родину свою...»

– Закрепить знания детей о российской символике. – Продолжать расширять знания детей о

На её территории проживают народы более ста национальностей, и все они — её граждане

Педагог— психолог: Замечательная легенда! Ребята, а вы знаете, чем деревья похожи на...

Задать вопрос