Логопедические сказки как средство коррекции речевых нарушений | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (21) апрель 2019 г.

Дата публикации: 06.04.2019

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Симонова О. В. Логопедические сказки как средство коррекции речевых нарушений // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №4. — С. 27-30. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/122/4108/ (дата обращения: 15.10.2019).



Актуальность

Как сделать занятие по коррекции звукопроизношения интересным, разнообразным для ребенка? Логопеды-практики часто задают себе этот вопрос. Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто сухо проговаривать материал. Решить эту задачу можно с помощью логопедической сказки в игровой деятельности.

Сказка в педагогической работе с детьми используется не один десяток лет и этот метод давно получил научное обоснование. В настоящее время, когда произошел отказ от авторитарного способа обучения и воспитания метод сказкотерапии является одним из широко освещаемых и активно используемых в коррекционной работе с детьми.

Всем известно, что для ребенка дошкольного возраста игра — это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.

Логосказки — целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации всех психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Детям старшего дошкольного возраста с нарушением речи, в силу своих психо — физиологических особенностей, предстоит запомнить, понять информацию, усвоить навыки по объему в несколько раз больше, чем нормально развивающимся детям, им требуется больше времени на закрепление полученных навыков. Сказка всегда удивительна и загадочна, дети могут по несколько раз слушать ее, не теряя интерес к происходящему, переживать и даже участвовать в приключениях героев, изменять сюжет.

Логопедическая сказка «Братец Кролик и братец Лис» — фонетическая сказка. Предложенная сказка — это интересная, форма дифференциации звуков [Р] и [Л]. Она рассчитана на детей старшего дошкольного возраста с нарушениями устной речи (звукопроизношения и фонетико-фонематических процессов) и рекомендуется только после полной автоматизации (ведения в самостоятельную речь ребенка) данных звуков.

Цель: создание благоприятного эмоционального состояния для формирования звуковой стороны речи, всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Формировать правильное, четкое произношение звуков [Л, ЛЬ, Р, РЬ], умение дифференцировать данные звуки в речи;
  2. Совершенствовать речевую моторику.
  3. Обогащать и активизировать словарь.

Коррекционно — развивающие задачи:

  1. Развивать высшие психические функции детей (внимание, память, логическое мышление).
  2. Развивать фонематические процессы.

Воспитательные:

  1. Развивать интерес к занятиям.
  2. Воспитывать чувство доброты, желание прийти на помощь, приучать детей заботиться о тех, кто слабее или попал в беду.

В ходе чтения сказки взрослый предлагает ребенку выполнить задания, в результате которых дети учатся различать звуки [Р — Л] на слух и в процессе произношения слов, предложений. Происходит уточнение артикуляции звуков [Р] и [Л], формируется фонематический слух, воспитывается умение слушать и четко выполнять инструкции взрослого, формируется контроль за собственной речью, развивается внимание (Игра «Раз, два, три, четыре, пять — будем слово выбирать!», игра «Лабиринт», игра «Урожай», игра «Угощенье» — карточки для заданий содержатся в приложениях).

Для улучшения восприятия и повышения интереса к материалу, в содержание сказки, включены задания с опорой на зрительный, слуховой и кинестетический анализаторы.

Данный материал могут использовать логопеды на занятиях, воспитатели в процессе игровой деятельности и родители в домашних условиях.

Данную сказку можно использовать в полном объёме как итоговое занятие с целью закрепления полученных знаний и умений.

Сюжет логосказки вызывает положительные эмоции, развивает нравственные качества. Уникальная возможность жанра сказки, так любимого всеми детьми, помогают осуществлению реализации коррекционно-образовательной программы в формам, специфических для детей с нарушением речи данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, как ведущего вида деятельности дошкольника, познавательной активности, что способствует творческому воображению и развитию детской речи.

Логопедическая сказка

«Братец Кролик и Братец Лис»

На лесной опушке, в маленьком домике жил Братец Кролик. Братец кролик был озорным весельчаком и хитрым малым.

Он любил веселиться, радовался любому празднику, дружил со всеми жителями леса: ежом, бобром, оленем, енотом, глухарём, белкой, медведем, лосем, черепахой, барсуком, вороной. Но не ладил с братцем Волком, а особенно с братцем Лисом, который жил рядом.

Братец Лис все время спорил с братцем Кроликом, а Братец Кролик выигрывал. Братец Лис не мог перехитрить братца Кролика и обиделся на него. С тех пор они стали врагами.

Игра «Раз, два, три, четыре, пять — будем слово выбирать!»

Кролик с Лисом враждовали

И картинки выбирали.

Кролик брал со звуком [Р],

Ну, а Лис со звуком [Л]:

рак, ракета и ведро,

лак, лошадка и дупло,

белка, лайка и баран,

кенгуру и барабан,

рамка, радуга, кровать -

Помоги им выбирать.

(Приложение № 1 — карточки со звуком [Р] и звуком [Л])

Братец Лис соревновался с братцем Кроликом по любому поводу и пытался поймать Кролика, но Братцу Кролику всегда удавалось ускользнуть от его лап.

Игра «Лабиринт» (Помоги братцу Кролику убежать от братца Лиса. Пройди по лабиринту, четко произнося звук [Р] и звук [Л]в словах-картинках).

У братца Кролика был огород, огороженный забором. Возле забора росли подорожники, а возле дома была клумба с тюльпанами и ромашками. В огороде он выращивал баклажаны, лук, помидоры, редиску, картошку, репку, огурцы, капусту, укроп и морковку. Еще там росли крыжовник и малина. А рядом с кустом крыжовника — крапива. Братец Кролик всегда делал запасы на зиму, а братец Лис от него не отставал.

Игра «Собери урожай»

Кролик с Лисом убирали

Урожай в сентябре.

И корзины наполняли

Рано утром на заре:

помидор, укроп, картофель,

перец, редька и горох,

огурец, морковь и репа -

Урожай у них неплох!

Но делить решили звери

Заготовки по частям.

Что возьмёт в корзину Кролик?

А что Лис себе припас?

Задание: разложить в корзинки овощи. В корзинку братца Кролика овощи, в названии которых звук [Р] — твёрдый, а в корзинку братца Лиса [Р'] — мягкий. (Приложение № 2 — предметные картинки «Овощи», корзинки)

Братец Кролик больше всего любил морковку. Радовала морковка всех лесных жителей своей красотой. В такт ветру она развивалась днем и укрывала от росы и холода добрых букашек ночью. Братец Кролик приходил к ней каждый вечер поговорить, укрывал от сильного ветра, гладил ее шуршащие волосы и радовал брызгами воды, когда дождь где-то задерживался. Ни у кого в лесу не было такой морковки. У нее был самый веселый и звонкий хруст, и она придавала сил. Конечно, слух о такой замечательной морковке разлетелся быстро по лесу, и все стали приходить к братцу Кролику. Братец Кролик был добрым и всех встречал с радостью. Только братец Волк и братец Лис не пришли.

Они услышали от сестрицы Вороны о волшебной морковке и подумали, что братец Кролик такой хитрый, потому что каждый день ест ее за завтраком.

Братец Лис поспорил с братцем Волком:

— Я украду у братца Кролика волшебную морковку, съем ее и стану сильным и хитрым.

Это очень легко, как воровать кур в деревне. Я могу утащить даже жирного поросёнка.

— На тысячу миль в округе не найти ни одного лиса, способного на такое дело — ответил братец Волк.

— У меня получится! Братец Кролик сам подарит мне ее!

Однажды рано утром Братец Кролик проснулся, улыбнулся, потянулся, умылся, посмотрел в окошко. Решил прогуляться немножко. Но сначала решил позавтракать. Вышел в огород, насобирал моркови: раз морковка, две морковки, три морковки. Помыл, нарезал и украсил стол. После завтрака вышел во двор, прогулялся вокруг дома. Поработал в огороде, и не заметил, как настал вечер. И вдруг за бочкой с холодной водой во дворе он увидел рыжий хвост.

— Это же братец Лис прячется. Надо его перехитрить — подумал братец Кролик. И сделал вид, что не заметил братца Лиса.

— Как хорошо, что братец Лис не знает о волшебной траве в огороде, которая рядом с кустом крыжовника. Узнал, украл бы, дотронулся до нее и стал самым сильным в лесу — сказал он вслух, чтобы братец Кролик его услышал.

— Пойду я прогуляюсь перед сном на лесной полянке.

Сделал вид, что убежал, а сам спрятался за забором и стал наблюдать за братцем Лисом.

Тем временем Братец Лис размышлял над словами братца Кролика.

— Зачем мне морковка, лучше украду волшебную траву, — решил братец Лис.

Он осторожно, медленными перебежками пробрался через двор в огород. Стал разглядывать, что там растет и искать волшебную траву. Было темно, и он увидел крапиву рядом с крыжовником и чуть не воскликнул от радости. Со всех сил он разогнался, добежал до крыжовника и сорвал крапиву. Вдруг его руки загорелись, как от уколов иголкой. Старый Лис подумал, что это волшебство на него действует. И побежал в обратную сторону, с огорода во двор. Он так спешил, что не заметил бочку с холодной водой, опрокинул ее и облился. Покатился вниз с горки. А братец Кролик остался доволен. Прибежал братец Лис домой и стал ждать, когда станет самым сильным в лесу. Но не дождался. Заболел.

Братец Лис всерьёз заболел,

Братец Лис не встаёт с постели.

Братец Лис совсем покраснел,

И забыл с Волком о споре.

Слухи о болезни братца Лиса быстро разнеслись по всему лесу. Дошли и до братца Кролика. Пожалел он братца Лиса, потому был добрым.

Спросил у братца Черепахи, чем помочь братцу Лису. Братец Черепаха нашел лечебную травку для него-подорожник.

Братец Кролик готовит суп

Понаваристей для больного,

Чтоб поправился рыжий плут

И устроил погоню снова.

Сварил братец Кролик суп с подорожником, налил его в термос, взял с собой бутылочку малинового варенья и отправился вместе с лесными жителями к братцу Лису. Накормили его супом из подорожника, напоили чаем с малиновым вареньем. А братец лис угостил всех соком и леденцами. А потом пригласил на пикник.

Игра «Угощенье»

Приглашает Лис зверят,

Накрывает всё подряд:

лимонад, желе, малину,

пирожок, пюре, калину,

торт, зефир, кефир и квас,

салат, селёдку, ананас,

бутерброды и творог,

йогурт, рыбу и сырок.

Отгадай, что на пикник

Приготовил старый Лис.

(Приложение № 3 — предметные картинки со звуками [Р-РЬ-Л-ЛЬ], тарелки). Задание: разложить блюда, в названии которых слышится тот или иной звук по тарелкам.

Вот и выздоровел братец Лис, попросил прощение у братца Кролика и понял, что настоящее волшебство делают не морковка, не трава, а друзья.

Вот так и стали они не врагами, а друзьями!

Литература:

  1. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: Речь, 2015. — 320 с.
  2. Харрис, Д. Ч. Сказки дядюшки Римуса [Текст]/Д. Ч. Харис. — М.: АСТ, 2016. -190 с.
Основные термины (генерируются автоматически): братец Лис, Кролик, братец, братец Кролика, ребенок, звук, волшебная трава, игровая деятельность, логопедическая сказка, братец Лиса.

Похожие статьи

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Знакомство детей с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Познакомить дошкольников с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», учить пересказывать текст сказки по схеме.

Использование сказок в работе с детьми с тяжёлыми...

Сказка — наиболее универсальный и комплексный метод воздействия в коррекционной работе с детьми.

Сказка в жизни ребёнка играет огромную роль. Знакомство с ней начинается с первых лет его жизни.

Используется огромное количество игровых методик, сказки реже.

Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств...

Но при обследовании детей, нуждающихся в специализированной логопедической помощи

То, что ребенку впервые удалось сделать при помощи собственных пальчиков, является для

«Замок»: 1- ладони вместе, 2 - пальцы соединяются в замок. «Лиса крадется»: все пальцы как...

Конспект занятия в средней группе «Приключения...»

«Дорогие ребята, мой братец превратился в козленочка и чтобы вернуть ему человеческий облик необходима волшебная вода, которая есть у злой Бабы Яги. Пожалуйста, помогите мне достать ее, а иначе мой братец навсегда останется козленочком… Аленушка».

Су-Джок терапия при коррекции речевых нарушений у детей

— С этим братцем в лес ходил

При использовании су-джок-терапии у детей повышается речевая активность — это проявляется при разучивании стихотворений, потешек, пальчиковой гимнастики, в рассказывание коротких сказок.

Волшебные предметы помощники героя в структуре волшебной...

Появление в волшебной сказке предметов, наделенных волшебными свойствами исторически связано с первобытными верованиями

Так, в народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» вода наказывает героя: «Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца.

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в Волшебный...»

Дети: — Сказку Колобок. Воспитатель: — Картинки все перепутались местами и вам нужно расставить их в нужной последовательности.

(Воспитатель бросает мяч ребенку и называет существительное, а ребенок возвращает воспитателю мяч и воспроизводит...

Конспект итогового занятия в подготовительной группе по...

Са-са-са — под кустом сидит лиса, Ма-ма-ма — на дворе сейчас зима, Ша-ша-ша — мама моет малыша

Основные термины (генерируются автоматически): волшебная вода, воспитатель, ребенок, заколдованный лес, ребята, волшебный сундучок, детский сад, мой братец, III, Яга.

Похожие статьи

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Знакомство детей с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Познакомить дошкольников с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», учить пересказывать текст сказки по схеме.

Использование сказок в работе с детьми с тяжёлыми...

Сказка — наиболее универсальный и комплексный метод воздействия в коррекционной работе с детьми.

Сказка в жизни ребёнка играет огромную роль. Знакомство с ней начинается с первых лет его жизни.

Используется огромное количество игровых методик, сказки реже.

Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств...

Но при обследовании детей, нуждающихся в специализированной логопедической помощи

То, что ребенку впервые удалось сделать при помощи собственных пальчиков, является для

«Замок»: 1- ладони вместе, 2 - пальцы соединяются в замок. «Лиса крадется»: все пальцы как...

Конспект занятия в средней группе «Приключения...»

«Дорогие ребята, мой братец превратился в козленочка и чтобы вернуть ему человеческий облик необходима волшебная вода, которая есть у злой Бабы Яги. Пожалуйста, помогите мне достать ее, а иначе мой братец навсегда останется козленочком… Аленушка».

Су-Джок терапия при коррекции речевых нарушений у детей

— С этим братцем в лес ходил

При использовании су-джок-терапии у детей повышается речевая активность — это проявляется при разучивании стихотворений, потешек, пальчиковой гимнастики, в рассказывание коротких сказок.

Волшебные предметы помощники героя в структуре волшебной...

Появление в волшебной сказке предметов, наделенных волшебными свойствами исторически связано с первобытными верованиями

Так, в народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» вода наказывает героя: «Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца.

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в Волшебный...»

Дети: — Сказку Колобок. Воспитатель: — Картинки все перепутались местами и вам нужно расставить их в нужной последовательности.

(Воспитатель бросает мяч ребенку и называет существительное, а ребенок возвращает воспитателю мяч и воспроизводит...

Конспект итогового занятия в подготовительной группе по...

Са-са-са — под кустом сидит лиса, Ма-ма-ма — на дворе сейчас зима, Ша-ша-ша — мама моет малыша

Основные термины (генерируются автоматически): волшебная вода, воспитатель, ребенок, заколдованный лес, ребята, волшебный сундучок, детский сад, мой братец, III, Яга.

Задать вопрос