Логопедические сказки как средство коррекции речевых нарушений
Автор: Симонова Ольга Викторовна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (21) апрель 2019 г.
Дата публикации: 06.04.2019
Статья просмотрена: 1281 раз
Библиографическое описание:
Симонова, О. В. Логопедические сказки как средство коррекции речевых нарушений / О. В. Симонова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 4 (21). — С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/122/4108/ (дата обращения: 16.12.2024).
Актуальность
Как сделать занятие по коррекции звукопроизношения интересным, разнообразным для ребенка? Логопеды-практики часто задают себе этот вопрос. Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто сухо проговаривать материал. Решить эту задачу можно с помощью логопедической сказки в игровой деятельности.
Сказка в педагогической работе с детьми используется не один десяток лет и этот метод давно получил научное обоснование. В настоящее время, когда произошел отказ от авторитарного способа обучения и воспитания метод сказкотерапии является одним из широко освещаемых и активно используемых в коррекционной работе с детьми.
Всем известно, что для ребенка дошкольного возраста игра — это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.
Логосказки — целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации всех психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Детям старшего дошкольного возраста с нарушением речи, в силу своих психо — физиологических особенностей, предстоит запомнить, понять информацию, усвоить навыки по объему в несколько раз больше, чем нормально развивающимся детям, им требуется больше времени на закрепление полученных навыков. Сказка всегда удивительна и загадочна, дети могут по несколько раз слушать ее, не теряя интерес к происходящему, переживать и даже участвовать в приключениях героев, изменять сюжет.
Логопедическая сказка «Братец Кролик и братец Лис» — фонетическая сказка. Предложенная сказка — это интересная, форма дифференциации звуков [Р] и [Л]. Она рассчитана на детей старшего дошкольного возраста с нарушениями устной речи (звукопроизношения и фонетико-фонематических процессов) и рекомендуется только после полной автоматизации (ведения в самостоятельную речь ребенка) данных звуков.
Цель: создание благоприятного эмоционального состояния для формирования звуковой стороны речи, всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Формировать правильное, четкое произношение звуков [Л, ЛЬ, Р, РЬ], умение дифференцировать данные звуки в речи;
- Совершенствовать речевую моторику.
- Обогащать и активизировать словарь.
Коррекционно — развивающие задачи:
- Развивать высшие психические функции детей (внимание, память, логическое мышление).
- Развивать фонематические процессы.
Воспитательные:
- Развивать интерес к занятиям.
- Воспитывать чувство доброты, желание прийти на помощь, приучать детей заботиться о тех, кто слабее или попал в беду.
В ходе чтения сказки взрослый предлагает ребенку выполнить задания, в результате которых дети учатся различать звуки [Р — Л] на слух и в процессе произношения слов, предложений. Происходит уточнение артикуляции звуков [Р] и [Л], формируется фонематический слух, воспитывается умение слушать и четко выполнять инструкции взрослого, формируется контроль за собственной речью, развивается внимание (Игра «Раз, два, три, четыре, пять — будем слово выбирать!», игра «Лабиринт», игра «Урожай», игра «Угощенье» — карточки для заданий содержатся в приложениях).
Для улучшения восприятия и повышения интереса к материалу, в содержание сказки, включены задания с опорой на зрительный, слуховой и кинестетический анализаторы.
Данный материал могут использовать логопеды на занятиях, воспитатели в процессе игровой деятельности и родители в домашних условиях.
Данную сказку можно использовать в полном объёме как итоговое занятие с целью закрепления полученных знаний и умений.
Сюжет логосказки вызывает положительные эмоции, развивает нравственные качества. Уникальная возможность жанра сказки, так любимого всеми детьми, помогают осуществлению реализации коррекционно-образовательной программы в формам, специфических для детей с нарушением речи данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, как ведущего вида деятельности дошкольника, познавательной активности, что способствует творческому воображению и развитию детской речи.
Логопедическая сказка
«Братец Кролик и Братец Лис»
На лесной опушке, в маленьком домике жил Братец Кролик. Братец кролик был озорным весельчаком и хитрым малым.
Он любил веселиться, радовался любому празднику, дружил со всеми жителями леса: ежом, бобром, оленем, енотом, глухарём, белкой, медведем, лосем, черепахой, барсуком, вороной. Но не ладил с братцем Волком, а особенно с братцем Лисом, который жил рядом.
Братец Лис все время спорил с братцем Кроликом, а Братец Кролик выигрывал. Братец Лис не мог перехитрить братца Кролика и обиделся на него. С тех пор они стали врагами.
Игра «Раз, два, три, четыре, пять — будем слово выбирать!»
Кролик с Лисом враждовали
И картинки выбирали.
Кролик брал со звуком [Р],
Ну, а Лис со звуком [Л]:
рак, ракета и ведро,
лак, лошадка и дупло,
белка, лайка и баран,
кенгуру и барабан,
рамка, радуга, кровать -
Помоги им выбирать.
(Приложение № 1 — карточки со звуком [Р] и звуком [Л])
Братец Лис соревновался с братцем Кроликом по любому поводу и пытался поймать Кролика, но Братцу Кролику всегда удавалось ускользнуть от его лап.
Игра «Лабиринт» (Помоги братцу Кролику убежать от братца Лиса. Пройди по лабиринту, четко произнося звук [Р] и звук [Л]в словах-картинках).
У братца Кролика был огород, огороженный забором. Возле забора росли подорожники, а возле дома была клумба с тюльпанами и ромашками. В огороде он выращивал баклажаны, лук, помидоры, редиску, картошку, репку, огурцы, капусту, укроп и морковку. Еще там росли крыжовник и малина. А рядом с кустом крыжовника — крапива. Братец Кролик всегда делал запасы на зиму, а братец Лис от него не отставал.
Игра «Собери урожай»
Кролик с Лисом убирали
Урожай в сентябре.
И корзины наполняли
Рано утром на заре:
помидор, укроп, картофель,
перец, редька и горох,
огурец, морковь и репа -
Урожай у них неплох!
Но делить решили звери
Заготовки по частям.
Что возьмёт в корзину Кролик?
А что Лис себе припас?
Задание: разложить в корзинки овощи. В корзинку братца Кролика овощи, в названии которых звук [Р] — твёрдый, а в корзинку братца Лиса [Р'] — мягкий. (Приложение № 2 — предметные картинки «Овощи», корзинки)
Братец Кролик больше всего любил морковку. Радовала морковка всех лесных жителей своей красотой. В такт ветру она развивалась днем и укрывала от росы и холода добрых букашек ночью. Братец Кролик приходил к ней каждый вечер поговорить, укрывал от сильного ветра, гладил ее шуршащие волосы и радовал брызгами воды, когда дождь где-то задерживался. Ни у кого в лесу не было такой морковки. У нее был самый веселый и звонкий хруст, и она придавала сил. Конечно, слух о такой замечательной морковке разлетелся быстро по лесу, и все стали приходить к братцу Кролику. Братец Кролик был добрым и всех встречал с радостью. Только братец Волк и братец Лис не пришли.
Они услышали от сестрицы Вороны о волшебной морковке и подумали, что братец Кролик такой хитрый, потому что каждый день ест ее за завтраком.
Братец Лис поспорил с братцем Волком:
— Я украду у братца Кролика волшебную морковку, съем ее и стану сильным и хитрым.
Это очень легко, как воровать кур в деревне. Я могу утащить даже жирного поросёнка.
— На тысячу миль в округе не найти ни одного лиса, способного на такое дело — ответил братец Волк.
— У меня получится! Братец Кролик сам подарит мне ее!
Однажды рано утром Братец Кролик проснулся, улыбнулся, потянулся, умылся, посмотрел в окошко. Решил прогуляться немножко. Но сначала решил позавтракать. Вышел в огород, насобирал моркови: раз морковка, две морковки, три морковки. Помыл, нарезал и украсил стол. После завтрака вышел во двор, прогулялся вокруг дома. Поработал в огороде, и не заметил, как настал вечер. И вдруг за бочкой с холодной водой во дворе он увидел рыжий хвост.
— Это же братец Лис прячется. Надо его перехитрить — подумал братец Кролик. И сделал вид, что не заметил братца Лиса.
— Как хорошо, что братец Лис не знает о волшебной траве в огороде, которая рядом с кустом крыжовника. Узнал, украл бы, дотронулся до нее и стал самым сильным в лесу — сказал он вслух, чтобы братец Кролик его услышал.
— Пойду я прогуляюсь перед сном на лесной полянке.
Сделал вид, что убежал, а сам спрятался за забором и стал наблюдать за братцем Лисом.
Тем временем Братец Лис размышлял над словами братца Кролика.
— Зачем мне морковка, лучше украду волшебную траву, — решил братец Лис.
Он осторожно, медленными перебежками пробрался через двор в огород. Стал разглядывать, что там растет и искать волшебную траву. Было темно, и он увидел крапиву рядом с крыжовником и чуть не воскликнул от радости. Со всех сил он разогнался, добежал до крыжовника и сорвал крапиву. Вдруг его руки загорелись, как от уколов иголкой. Старый Лис подумал, что это волшебство на него действует. И побежал в обратную сторону, с огорода во двор. Он так спешил, что не заметил бочку с холодной водой, опрокинул ее и облился. Покатился вниз с горки. А братец Кролик остался доволен. Прибежал братец Лис домой и стал ждать, когда станет самым сильным в лесу. Но не дождался. Заболел.
Братец Лис всерьёз заболел,
Братец Лис не встаёт с постели.
Братец Лис совсем покраснел,
И забыл с Волком о споре.
Слухи о болезни братца Лиса быстро разнеслись по всему лесу. Дошли и до братца Кролика. Пожалел он братца Лиса, потому был добрым.
Спросил у братца Черепахи, чем помочь братцу Лису. Братец Черепаха нашел лечебную травку для него-подорожник.
Братец Кролик готовит суп
Понаваристей для больного,
Чтоб поправился рыжий плут
И устроил погоню снова.
Сварил братец Кролик суп с подорожником, налил его в термос, взял с собой бутылочку малинового варенья и отправился вместе с лесными жителями к братцу Лису. Накормили его супом из подорожника, напоили чаем с малиновым вареньем. А братец лис угостил всех соком и леденцами. А потом пригласил на пикник.
Игра «Угощенье»
Приглашает Лис зверят,
Накрывает всё подряд:
лимонад, желе, малину,
пирожок, пюре, калину,
торт, зефир, кефир и квас,
салат, селёдку, ананас,
бутерброды и творог,
йогурт, рыбу и сырок.
Отгадай, что на пикник
Приготовил старый Лис.
(Приложение № 3 — предметные картинки со звуками [Р-РЬ-Л-ЛЬ], тарелки). Задание: разложить блюда, в названии которых слышится тот или иной звук по тарелкам.
Вот и выздоровел братец Лис, попросил прощение у братца Кролика и понял, что настоящее волшебство делают не морковка, не трава, а друзья.
Вот так и стали они не врагами, а друзьями!
Литература:
- Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: Речь, 2015. — 320 с.
- Харрис, Д. Ч. Сказки дядюшки Римуса [Текст]/Д. Ч. Харис. — М.: АСТ, 2016. -190 с.