Конспект занятия для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи на тему «Путешествие в гости к гномику Роме» (автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Конспект занятия для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи на тему «Путешествие в гости к гномику Роме» (автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях) / А. Б. Атаян, С. С. Металина, Е. И. Панченко [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 4 (21). — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/122/4065/ (дата обращения: 19.04.2024).



Цель: автоматизация звука (Р) в слогах, словах, предложениях

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

− Упражнять в правильном произнесении звука (Р) в слогах, словах и предложениях.

− Учить определять наличие звука (Р) в ряду звуков.

− Закрепить понятие о месте звука в слове, упражнять в выделении звука (Р) в начале, конце, середине слова.

− Учить составлять звуковые схемы слова и анализировать их

− Развитие грамматического строя речи (упражнять в подборе прилагательных к существительным, в употреблении слов-антонимов, упражнять в подборе существительных родительного падежа множественного числа).

− Продолжать учить составлять предложения по опорным словам.

Коррекционно-развивающие:

− Развивать артикуляционную моторику

− Развивать общую, мелкую моторику

− Развитие фонематического слуха

− Развитие память, внимание

Коррекционно-воспитательные:

− Формирование навыков сотрудничества и создание благоприятного климата в группе.

Оборудование:

− Предметные картинки со звуком (Р), «кубик –разминка»

− Кукла гномика Ромы

− Демонстрационные картинки (письмо, части карты)

− Наборы для составления схем

− Фишки, пирамида, су-джок

Ход занятия

Этапы занятия

Методы иприемы

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

Организационный момент.

Методы- словесный, игровой, наглядный

Приемы- создание игровой ситуации

Сообщение темы

Педагог: Сегодня нам пришло письмо от гномика Ромы. Он приглашает нас в гости. Гномик Рома прислал нам карту, но она перепуталась, собрать ее вам помогут цифры, а правильно выполнив задания, вы дойдете до его домика.

Дети открывают конверт, достают карту и собирают ее в правильной последовательности, ориентируясь на цифры.

Основной этап

Методы –словесный, игровой, наглядный.

Приемы — игры, упражнения.

Игра “ кубик-Разминка”

(цель: развитие артикуляционной моторики)

Педагог: Однако перед дальней дорогой надо размяться. Проводится игра “ кубик-разминка”

Дети, кидая кубик, по выпавшим картинкам-символам, выполняют артикуляционную гимнастику: «Блинчик», «Парус», «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Сильный ветерок» — на воздушную струю.

Педагог: Разминка закончена, отправляемся в путь. А в дорогу мы с собой возьмём звук …

Дети узнают звук (Р) по беззвучной артикуляции и произносят его.

Игра «Поймай звук» (цель: развитие фонематического слуха)

Педагог: Идём по дорожке. Шаг будете делать, если услышите звук (Р) в ряду звуков. Каждый шаг, будете обозначать фишкой:

К-т-р-д-р-р-н-р-к-т-р…

Дети, услышав звук (Р) в ряду звуков, отмечают фишкой место на карте.

Автоматизация звука (Р) вслогах с использованием су-джок шариков.

Развитие общей и мелкой моторики

Педагог: Куда же привела нас дорожка? Впереди кочки. На кочках грибочки, каждый грибочек (су-джок шарик) свой сжимаем, звук (Р) в слоге четко называем: ра ро ру ры;

ар ор ур ыр; ро ра ры ру; (нажимаем на шарики легко)

ор ур ар ыр; ру ры ра ро;

ур ар ыр ар. (нажимаем на шарики сильно)

Дети, прыгая по кочкам, пальчиками сжимают мячики, четко проговаривая слоги со звуком (Р):

ра ро ру ры;

ар ор ур ыр;

ро ра ры ру;

ор ур ар ыр;

ру ры ра ро;

ур ар ыр ар.

Автоматизация звука (Р) всловах

Педагог: Следующая часть карты. Дальше пойдем, если назовете картинки.

Дети называют картинки, четко проговаривая звук (Р) в словах: рак, рука, роза, радуга, нора, корова, ворона, сыр, комар, мухомор.

Педагог: Какой звук повторяется чаще всего?

Характеристика звука (Р)

Дети: Звук (Р),

Звук (Р) — согласный, звонкий, твердый

Определить место звука (Р) вслове. Работа со схемой.

Педагог: Подошли мы к реке, мост перейдем, если найдем место звука в словах (в начале, в середине, в конце слова)

Дети раскладывают картинки — в зависимости от места звука в словах: рак, рука, роза, радуга, нора, корова, ворона, сыр, комар, мухомор, ромашка.

Развитие грамматического строя речи.

цель: подбор прилагательных к существительным

Педагог: К каждой картинке нужно подбирать слово:

роза какая?-… ромашка какая?-…

радуга какая?-… корова какая?-…

ворона какая?-… сыр какой?-…

комар какой?-… мухомор какой?-…

Дети подбирают к каждой картинке подходящие слова и, вслед за этим, переворачивают каждую картинку изображением вниз.

роза какая?- …красивая, красная

цель: употребление слов антонимов

Педагог: Перешли по мостику. Куда же нам дальше идти? Дорогу найдём, если подберём слова наоборот: белый -…, веселый — …, молодой -…, тупой — …, мягкий –…,внизу — …, узкая — …, длинный — …

Дети подбирают к каждой картинке слово — наоборот, при этом четко проговаривая звук (Р):

белый -… черный,

веселый — …грустный и т. д.

цель: составление предложения по опорным картинкам

Педагог: Гномик Рома привел нас на лесную полянку. Здесь живут друзья гномика Ромы. Друзей соберем, если придумаем предложения про этих героев.

Дети составляют предложения по опорным картинкам.

Рома, ромашка, Каркуша.-(Рома подарил Каркуше красивую ромашку)

Рома, корзина, черника, Буратино.-(Рома с Буратино собирали чернику в корзину)

Рома, Красная шапочка, крот.-(Рома с Красной шапочкой

увидели крота)

Педагог: Молодцы! А теперь назовите друзей гномика Ромы.

Дети: Каркуша, Буратино, Красная шапочка.

Физкультминутка

(цель: развитие общей моторики)

Педагог: Мы шли долго и устали давайте отдохнем.

Буратино потянулся,

Раз — нагнулся, два — нагнулся,

Руки в стороны развел,

Видно, ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.

Дети повторяют движения за педагогом.

цель: подбор существительных в родительном падеже множественного числа

Педагог: Следующая часть карты, какая цифра?

Что находится на этой полянке?

Одна ромашка — … много ромашек…

Дети по картинкам образовывают слова в родительном падеже множественного числа существительных.

Слова: ромашка, мухомор, рысь, крот, трава, комары, корова.

Одна ромашка — много ромашек

Развитие памяти, внимания

Педагог: Куда дальше идти?

Через мостик пройдете, если вспомните картинки.

Дети вспоминают и называют картинки: роза, ромашка,

радуга, корова, ворона, сыр,

комар, мухомор, переворачивают их и проверяют правильность ответа.

Составление схемы слова

Педагог: Какие цветы здесь растут? Чтобы пойти дальше нужно составить схему слова ромашка.

Дети составляют схему слова, проводят звуковой анализ слова ландыш. Дают характеристику звука (Р).

Рефлексия

Методы — словесный, игровой.

Приемы — вопросы педагога, сюрпризный момент

Педагог: Куда привела нас карта?

— Сколько всего было преград в дороге? Посчитайте.

— Какое задание было самым трудным? Почему?

— Какое задание было самым легким? Почему?

А какой звук сопровождал нас в этом путешествии?

За то, что собрали карту и все задания выполнили, гномик Рома приготовил для вас сюрприз откройте его домик.

Дети дают ответы на вопросы.

Далее открывают двери дома гномика Ромы и находят там маленький подарок, который он им оставил (пирамидку, которую дети соберут в группе после занятия).

Литература:

  1. Ю. Б. Жихарева Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми Выпуск 3: Звук Р: Пособие для логопедов и родителей: В 9 вып./Ю. Б. Жихарева — М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2013.
  2. Н. В. Нищева Веселая артикуляционная гимнастика. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
  3. https://www.maam.ru
Основные термины (генерируются автоматически): педагог, ребенок, звук, картинка, место звука, Ром, слово, автоматизация звука, Красная шапочка, родительный падеж.

Похожие статьи

Конспект занятия «Дифференциация звуков к — кь. Буквы К, к» по...

Назовите звуки по порядку. Почему первый и последний звуки обозначены синей фишкой, второй — красной фишкой? Дети: в слове два согласных твердых звука и один — гласный. 4. Дифференциация звуков к — кь в словах. Логопед: Дошла Крошечка-Хаврошечка до яблони...

Бланки как средство формирования фонематического слуха...

Ключевые слова: автоматизация звука, изолированный звук, тяжелые речевые нарушения.

Определение количества звуков в слове и слогов в слове, определение места звука в слове и слога

Педагог бубном издает длинные и короткие звучания, а ребенок показывает карточку...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте

Звуки очень любят получать открытки, картинки, названия которых начинаются с их звука. Дети, давайте порадуем звуки и поиграем в игру «Почтовый ящик». Я вам раздам картинки, а вы назовете слово, определите первый звук в слове и опустите открыточку в синий ящик...

Мастер-класс. Занятие в подготовительной речевой группе.

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук

Ключевые слова: бланки, фонематический слух, автоматизация шипящих звуков. У детей с речевыми патологиями, на первый план выступает...

Конспект итогового занятия в подготовительной группе по...

Определи место звука в слове. Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки.

У меня в руках два конверта, на которых написано с каким звуком нужно искать слово, капитаны

С помощью предметных сюжетных картинок, предлагаемых в книге, педагоги смогут организовать работу...

Игровые приемы по автоматизации звуков у дошкольников

Автоматизация звука — это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука. Для того чтобы звук автоматизировать, его прежде необходимо научиться произносить изолированно, то есть отдельно от других звуков.

Конспект НОД для логопедической подготовительной к школе...

Какой звук слышится в конце слова ЗОНТ? (Т). Продолжит выкладывать тропинку тот, у кого в начале названия предмета слышится звук Т.(Топор).

На доске схемы слов (по количеству звуков) и предметные картинки. Детям предлагается подобрать картинки к схемам.

Система работы по дифференциации звуков при...

Выделение звука на фоне слога. Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Формирование умения определять наличие звука в слове. Выделение слов с данными звуками из предложения. Работа над текстом.

Разработка и использование авторских многофункциональных...

Ключевые слова: логопедический тренажер, многофункциональный, автоматизация звука, дифференциация звуков, воздушная струя

Ребенок стрелкой определяет количество звуков в слове или педагог сам направляет стрелку. По мере выделения звуков в слове, ребенок с...

Похожие статьи

Конспект занятия «Дифференциация звуков к — кь. Буквы К, к» по...

Назовите звуки по порядку. Почему первый и последний звуки обозначены синей фишкой, второй — красной фишкой? Дети: в слове два согласных твердых звука и один — гласный. 4. Дифференциация звуков к — кь в словах. Логопед: Дошла Крошечка-Хаврошечка до яблони...

Бланки как средство формирования фонематического слуха...

Ключевые слова: автоматизация звука, изолированный звук, тяжелые речевые нарушения.

Определение количества звуков в слове и слогов в слове, определение места звука в слове и слога

Педагог бубном издает длинные и короткие звучания, а ребенок показывает карточку...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте

Звуки очень любят получать открытки, картинки, названия которых начинаются с их звука. Дети, давайте порадуем звуки и поиграем в игру «Почтовый ящик». Я вам раздам картинки, а вы назовете слово, определите первый звук в слове и опустите открыточку в синий ящик...

Мастер-класс. Занятие в подготовительной речевой группе.

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук

Ключевые слова: бланки, фонематический слух, автоматизация шипящих звуков. У детей с речевыми патологиями, на первый план выступает...

Конспект итогового занятия в подготовительной группе по...

Определи место звука в слове. Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки.

У меня в руках два конверта, на которых написано с каким звуком нужно искать слово, капитаны

С помощью предметных сюжетных картинок, предлагаемых в книге, педагоги смогут организовать работу...

Игровые приемы по автоматизации звуков у дошкольников

Автоматизация звука — это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука. Для того чтобы звук автоматизировать, его прежде необходимо научиться произносить изолированно, то есть отдельно от других звуков.

Конспект НОД для логопедической подготовительной к школе...

Какой звук слышится в конце слова ЗОНТ? (Т). Продолжит выкладывать тропинку тот, у кого в начале названия предмета слышится звук Т.(Топор).

На доске схемы слов (по количеству звуков) и предметные картинки. Детям предлагается подобрать картинки к схемам.

Система работы по дифференциации звуков при...

Выделение звука на фоне слога. Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Формирование умения определять наличие звука в слове. Выделение слов с данными звуками из предложения. Работа над текстом.

Разработка и использование авторских многофункциональных...

Ключевые слова: логопедический тренажер, многофункциональный, автоматизация звука, дифференциация звуков, воздушная струя

Ребенок стрелкой определяет количество звуков в слове или педагог сам направляет стрелку. По мере выделения звуков в слове, ребенок с...

Задать вопрос