Создание развивающей предметно-пространственной среды по духовно-нравственному воспитанию | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (21) апрель 2019 г.

Дата публикации: 11.03.2019

Статья просмотрена: 2905 раз

Библиографическое описание:

Бойчук, И. А. Создание развивающей предметно-пространственной среды по духовно-нравственному воспитанию / И. А. Бойчук. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 4 (21). — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/122/3990/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье представлен опыт работы по организации развивающей предметно — пространственной среды в детском саду всоответствии с требованиями образовательного стандарта, рассмотрены основные направления ее организации по приобщению воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства; приобщению к культурно — историческим православным традициям русского народа.

Ключевые слова: развивающая среда, социокультурные ценности, традиции семьи, духовно — нравственное воспитание, православный компонент.

The article introduces the experience in creating the enabling subject spatial environment in preschool educational institution in accordance with the Federal Educational Standards; it demonstrates the main directions in introducing preschoolers to sociocultural norms and traditions of the family, the state and the society, to historical and cultural Orthodox folk traditions.

Keywords: educational environment, sociocultural norms, family traditions, spiritual and moral education, orthodox component.

Важнейшим условием развития личности детейявляется организация развивающей предметно-пространственной среды в условиях ДОУ. Термин «развивающая среда» был введен для обозначения окружения, максимально стимулирующего развитие. Развивающая среда затрагивает все стороны личности ребенка — эмоции, чувства, мыслительную деятельность и т. п., то есть становится для ребенка средой развития.

Одним из приоритетных направлений работы нашего ДОУ является приобщение воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства; приобщение к культурно — историческим православным традициям русского народа. В связи с чем система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста строится на приобщении его к культурному наследию своего народа. Русская культура всегда отличалась высокой духовностью. Её исторические корни уходят вглубь веков. И во все времена русская культура помогала своему народу не только выжить, но и сохранить свое лицо, самобытность, высокую духовность и нравственность. Приобщение к культуре развивает ум, формирует душу, обогащает речь, мотивирует добропорядочное поведение.

Для детей дошкольного возраста окружающая среда имеет важное значение. Организация развивающей предметно-пространственной среды — это:

– создание благоприятных условий развития детей;

– обогащение духовно-нравственного опыта ребенка;

– формирование чувства сопричастности окружающей действительности;

– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс — на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.

Организация развивающей предметно — пространственной среды предусматривает накопление материала по направлениям: социально-коммуникативному, экологическому, краеведческому, гражданско-патриотическому, духовно-нравственному. Ориентир для педагогов дошкольного образовательного учреждения в оформлении РППС — это приобщение к истокам русской народной культуры, к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям.

Социально-коммуникативное направление предусматривает оборудование материалами и пособиями, ориентирующих воспитанников на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

Экологическое направление предусматривает наличие материалов, дидактических пособий по формированию первоначальной системы ценностных ориентаций, умений и навыков.

Краеведческое направление ориентирует на знакомство детей с природой и особенностями Крайнего Севера, с символикой родного города, со святыми местами родного края, с подвигом защитников Заполярья; с жизнью, трудом и творчеством земляков, с традициями добрых северян.

Гражданско-патриотическое направление направлено на формирование представлений о России, ее природе, городах и реках, морях и океанах, столице, о символах государства (герб, флаг, гимн), о героических и трудовых подвигах русского народа, о декоративно-прикладном, музыкальном и изобразительном творчестве.

Духовно-нравственное направление способствует правильному формированию мировоззрения, гражданской позиции, семейных ценностей, духовно-нравственных ориентиров. Развивающая среда направлена на познание православной культуры и традиций, содействие приобретению детьми духовно-нравственного опыта. «Православный компонент» в современном дошкольном образовательном учреждении способствует решению таких задач, как:

– формирование личности ребенка путем приобщения к традиционным духовным ценностям;

– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

– создание воспитательной среды, способствующей духовному развитию ребенка, в соответствии с возрастными, индивидуальными, психологическими и физиологическими особенностями детей и исключающими умственные и физические перегрузки;

– развитие нравственных качеств, таких как послушание, терпение, трудолюбие, милосердие, целомудрие, доброжелательность, отзывчивость, скромность, честность, понимание и сопереживание чувствам других людей и пр.;

– развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нормах христианской этики;

– воспитание уважительного отношения к труду как заповеданной человеку обязанности, привитие чувства благодарности к людям за их труд, умение трудиться в коллективе и для коллектива.

При построении развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении соблюдаются принципы: открытости; гибкого «зонирования», стабильности — динамичности; полифункциональности; гендерного подхода.

Организация и обогащение развивающей предметно — пространственной среды находится в прямой зависимости от содержания образовательного процесса, возраста и уровня развития детей, организации различных видов детской деятельности. Развивающая среда в группах целесообразна, настраивает на эмоциональный лад, обеспечивает гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром, предоставляет ребенку свободу, оказывает влияние на самочувствие, физическое и психическое здоровье. Среда имеет открытый характер, она регулярно обновляется и пополняется. Значительно обогатилась электронная база ДОУ, которая включает в себя:

– видеофильмы («Сергий Радонежский», «Как Спаситель в гости ходил», «Немая молитва»);

– видеоэкскурсии («По улицам родного города», «Храмы городов Апатиты и Кировск», «Святыни Кольского Заполярья»);

– презентации («Светлая Пасха», «Рождество Христово», «Благовещение Пресвятой Богородицы, «Вербное воскресение»);

– флэш-игры («Храмы г. Апатиты», «Святые места Мурманской области», «Русские православные праздники», «В краю русской старины», «Семья — это слово родное!», «Защитники земли русской» и др.).

Технические средства обучения делают процесс познания более интересным, содержательным, ярким, запоминающимся.

В ДОУ накоплен наглядный материал: и красиво оформленный «фабричный», и самостоятельно изготовленный руками педагогов: это авторские наглядные и дидактические пособия:

– картотеки (стихов, устного поэтического творчества, праздников, символов);

– рукописные книги и дидактические пособия («Храмы России», «Храмы города Апатиты», «Защитники Отечества», «Дмитрий Донской», «Спешим делать добро», «Зеленые Святки»),

– иллюстрации («Образ Богородицы в русском искусстве», «Храмы России», «Святые земли русской», «Монастыри России», «Свято — Троицкая Лавра»);

– репродукции картин («В. Васнецов «Богатыри», «Богоматерь», А. Рублев «Троица»),

– фотографии с изображением храмов города и области, ликов святых,

– альбомы («Золотая Хохлома», «Веселая Дымка», «Гжельские узоры», «Изделия Городца», «Русская вышивка», «Каргопольская игрушка», «Изделия из соломки» и др.);

– плакаты («Русские полководцы», «Защитники земли русской», «Золотое правило нравственности»);

– книги («Родословная моей семьи», «Семейные реликвии», «Мы вместе»);

– макеты (храмовая архитектура),

– предметы (свечи, подсвечники, колокольчики, магниты с изображением храмов наших городов, ангелочков, русских сувениров).

В ДОУ создана детская библиотечка с наличием книг современных изданий, которая регулярно пополняется. Это «Детская библия», русские народные сказки и сказки авторские (А. С. Пушкина, П. Ершова), рассказы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В.Осеевой, Н. Носова, М. Пришвина, В. Бианки, Д. Мамина-Сибиряка, стихи Б. Заходера, И. Токмаковой, А. Барто, и т. д.

Постепенно обновляется «база» изделий народных умельцев, приобретаются произведения русского декоративно-прикладного искусства: Дымки, Хохломы, Гжели. По мере необходимости вносятся предметы «из бабушкиного сундука»: рушники, скатерти, платки, шали, тряпичные куклы, предметы русского костюма (рубашки, сарафаны, кички, кокошники).

Слова В. А. Сухомлинского актуальны и в современное время: «Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве человек открывает прекрасное в самом себе». Постепенно обновляется и пополняется развивающая предметно-пространственная среда в возрастных группах, она отличается одним из главных нюансов — педагогической поддержкой детской деятельности. Уже в группах раннего возраста оформлены игровые центры: «Мой дом», «Моя семья»; в группах среднего и старшего дошкольного возраста — «Мой город», «Родной край», «Россия — Родина моя!», «Русские сувениры», «Золотые руки народные». В каждой группеимеется книжный уголок, в котором сосредоточены книги с учетом возрастных особенностей детей и учетом удовлетворения читательских потребностей каждого ребенка. Регулярно оформляются тематические выставки (к юбилею автора, к празднику). Очень важно, что РППС в возрастных группах предусматривает самостоятельную деятельность детей:

– продуктивную (лепку, рисование, аппликацию, ручной труд);

– театральную игровую деятельность (сценки и спектакли духовной тематики);

– познавательную деятельность (чтение исторической православной литературы, сказок; знакомство с житием святых);

– музыкальную творческую деятельность (танцы, пение, музыкальные сказки);

– духовно-нравственную деятельность (уроки доброты и любви, знакомство с православными традициями и ценностями);

– совместную деятельность детей и родителей, направленную на духовное развитие семьи, укрепление семейных ценностей, уважение и взаимопонимание (выставки предметов, творческих работ, организацию конкурсов, занятий и пр.).

В группах накапливаются различные материалы, атрибуты, пособия. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования. Самым действенным методом познавательной деятельности в дошкольном возрасте является игра. В образовательном процессе используются различные виды игр (хороводные, сюжетные, подвижные, дидактические, словесные), которые стимулируют знакомство детей:

– с трудом, бытом, традициями и обычаями русского народа («Дедушка Сысой», «А мы просо сеяли», «Бояре», «Венок», «Горшки», «Кузнецы», «Капуста», «Огородник и воробей»);

– с русским народным поэтическим и музыкальным народным творчеством («Во поле береза стояла», «Травушка — муравушка», «Плетень», «Как на тоненький ледок», «Сахаринка»);

– народными праздниками, традициями их проведения («Чье яйцо дольше прокрутится?», «Облупа», «Храмовая икона», «Что лишнее?», «К какому празднику — картинка?», «Чье ремесло?», «Речевая шкатулка», «Заморочки из бочки», «Что мы знаем о русском сувенире?»);

– знаменательными днями (День семьи, любви и верности; День матери; День Защитника; День славянской письменности и культуры; Пушкинский день в России).

Дидактические игры по духовно-нравственному воспитанию оформляются воспитателями возрастных групп самостоятельно, педагоги проявляют творческую инициативу и оригинальное решение поставленных задач для воспитанников своей возрастной группы. Большим интересом пользуются у детей изготовленные руками педагогов игры-пазлы («Храмы нашего города», «Святые места Мурманской области»), игры с картинками («Подбери картинку к празднику», «Что лишнее?», «Что мы знаем о Храме?»), игры-ходилки (Путешествие по библейским местам», «Кто мой ближний», «Путешествие волхвов в Вифлеем», «Путь к Божьему Царству», «Чудеса Иисуса»).

Содержание среды в возрастных группах пополняется материалами по краеведению, ознакомлению с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России; предусматривается работа по народному календарю. Макеты храмов позволяют знакомить детей с храмовой архитектурой, святыми местами родного города и края.

В каждой группе оформляются выставки изделий декоративно-прикладного искусства. Изделия народных мастеров помогают детям понять, как приятно делать красивые и нужные вещи для людей, радовать своих близких, родных и друзей. Доброй традицией стало в группах оформлять различные тематические выставки оригинальных предметов, которые стимулируют развитие любознательности и познавательных интересов у воспитанников. Темы выставок самые разнообразные: «Храмы России», «Колокольный звон», «Ангелочки», «Русская вышивка», «Русское гостеприимство», «Рождественские сувениры», «Светлая Пасха», «Образ Богородицы в искусстве», «Волшебный мир подсвечников». Для того, чтобы оформить выставку, педагоги соблюдают правила оформительского искусства, законы композиции и стремятся к креативному подходу в оформлении. Используются натуральные предметы (изделия Хохломы, Гжели, самовары, рушники, расписные яйца, колокольчики, подсвечники), макеты храмов, магниты (города, храмы), иллюстрации, календари, книги. В результате, выставки не оставляют быть равнодушными и родителей, так как они принимают участие в их организации; они становятся значимыми, регулярными, интересными.

«Педагогической новинкой» стало оформление наглядной информации для родителей, в которой помимо традиционной информации решаются задачи информационно-ознакомительного и информационно-просветительского «диалога». Создается «опосредованное» общение педагогов с родителями — через буклеты, памятки, фотогазеты, папки-передвижки. Родители узнают о событиях группы, подготовке к значимым мероприятиям, а также — о самих предстоящих событиях (Праздник Покрова Пресвятой Богородицы, открытие Храма Иверской иконы Божией Матери в нашем городе и пр.). Краткая, эстетично оформленная информация в буклетах позволяет родителям за несколько минут узнать много интересного и полезного, «сравнить» свои достижения с мнением квалифицированных специалистов, направлением работы в детском саду, значимыми мероприятиями и возможностью принять в них активное участие.

Патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, духовные ценности невозможно воспитать или сформировать за день, за год. Это кропотливая ежедневная работа педагогов по разным направлениям. Очень важным в достижении значимых результатов является:

– единая цель педагогического коллектива,

– позитивный настрой и творческая активность,

– взаимодействие с Храмом Новомучеников и Исповедников Российских г. Апатиты.

Развивающая предметная среда, своевременно и целесообразно оформленная, является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта, средством формирования патриотических чувств, нравственности и духовности. На мой взгляд, главное богатство любой реализуемой программы и направления в ДОУ — это люди (педагоги), ее реализующие, которые понимают значение данной работы. От их профессионального уровня, творческого подхода и активности и зависит результаты образовательной работы с детьми. Поэтому среда в нашем ДОУ выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, фактором гармоничного развития, но и показателем профессионализма педагогов, замечательного творческого коллектива единомышленников.

Литература:

1. «Православный компонент к структуре основной образовательной программы дошкольного образования» (утвержден 12.11.2012 Председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации).

2. ФГОС ДО (утвержден 17.10.2013 г. Приказом МОиН РФ№ 1155).

Основные термины (генерируются автоматически): развивающая предметно-пространственная среда, развивающая среда, Россия, ценность, группа, дошкольный возраст, пространственная среда, ребенок, родной город, традиция семьи.

Ключевые слова

развивающая среда, социокультурные ценности, традиции семьи, духовно — нравственное воспитание, православный компонент

Похожие статьи

Организация развивающей предметно-пространственной...

Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада при

Нравственные ценности формируются у дошкольников под воздействием ближайшего

Развивающая предметно-пространственная среда детского сада предполагает создание в...

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, доступность для воспитанников к игровому материалу и игрушкам в соответствии с ФГОС ДО. Организовывая предметно-развивающую среду, учитываю...

Предметно-развивающая среда дошкольной образовательной...

Предметно-развивающая среда дошкольной образовательной организации как фактор формирования любви дошкольников к родному городу.

И в этом нам, педагогам, поможет правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда.

Организация предметно-пространственной среды в рамках...

Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития дошкольного образования, возможны разные варианты создания РППС при условии...

Значение предметно-пространственной развивающей среды...

Дошкольный возраст — своеобразный фундамент в развитии личности. В этот период под воздействием многочисленных факторов формируются способности, навыки и будущий характер ребенка.

Влияние предметно-игровой среды на развитие детей...

Наиболее важное значение предметно-пространственная развивающая среда влияет на состояние здоровья дошкольников, как

Предметно-развивающая среда составная часть развивающей среды дошкольного детства. Современный философский взгляд на...

Создание предметно-развивающей среды в группе детского...

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста...

Немаловажным фактором при ознакомлении детей с родным городом и краем является предметно-развивающая среда. Именно в определенном предметно-развивающем пространственном окружении ребенок приобретает идеалы, ценности, овладевает культурой...

ребенок, развивающая предметно-пространственная среда...

Предметно-развивающая среда должна выполнять развивающую, образовательную

Предметно-развивающая среда с самого раннего детства, оказывают определенное

Вывод: Предметно-пространственная среда в группе должна быть ориентирована на зону...

Похожие статьи

Организация развивающей предметно-пространственной...

Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада при

Нравственные ценности формируются у дошкольников под воздействием ближайшего

Развивающая предметно-пространственная среда детского сада предполагает создание в...

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, доступность для воспитанников к игровому материалу и игрушкам в соответствии с ФГОС ДО. Организовывая предметно-развивающую среду, учитываю...

Предметно-развивающая среда дошкольной образовательной...

Предметно-развивающая среда дошкольной образовательной организации как фактор формирования любви дошкольников к родному городу.

И в этом нам, педагогам, поможет правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда.

Организация предметно-пространственной среды в рамках...

Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития дошкольного образования, возможны разные варианты создания РППС при условии...

Значение предметно-пространственной развивающей среды...

Дошкольный возраст — своеобразный фундамент в развитии личности. В этот период под воздействием многочисленных факторов формируются способности, навыки и будущий характер ребенка.

Влияние предметно-игровой среды на развитие детей...

Наиболее важное значение предметно-пространственная развивающая среда влияет на состояние здоровья дошкольников, как

Предметно-развивающая среда составная часть развивающей среды дошкольного детства. Современный философский взгляд на...

Создание предметно-развивающей среды в группе детского...

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста...

Немаловажным фактором при ознакомлении детей с родным городом и краем является предметно-развивающая среда. Именно в определенном предметно-развивающем пространственном окружении ребенок приобретает идеалы, ценности, овладевает культурой...

ребенок, развивающая предметно-пространственная среда...

Предметно-развивающая среда должна выполнять развивающую, образовательную

Предметно-развивающая среда с самого раннего детства, оказывают определенное

Вывод: Предметно-пространственная среда в группе должна быть ориентирована на зону...

Задать вопрос