Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «Закружилась листва золотая» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Авторы: ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (3) декабрь 2015 г.

Дата публикации: 04.12.2015

Статья просмотрена: 230 раз

Библиографическое описание:

Кобылянская Т. М., Курмакаева Г. З. Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «Закружилась листва золотая» // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №3. — С. 80-82. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/12/512/ (дата обращения: 17.08.2018).



 

Имя Сергея Есенина как песня, как чистый родник, как утренний рассвет, как бездонное небо, как разноцветная радуга, как свежевспаханная пашня, дышащая теплом... Имя Сергея Есенина — символ любви ко всему живому, к красоте русской природы, родному краю, к человеку...

Стихи поэта никого не оставляют равнодушным. Они затрагивают все самое чистое, искреннее, сокровенное, что есть в душе каждого человека. Впечатления, полученные в детские годы, самые яркие, устойчивые и запоминающиеся.

Знакомство с лирикой поэта не проходит бесследно, оставляет неизгладимый след, откладывается в памяти ребенка навсегда.

Задачи:

  1.                Образовательная: закреплять и обобщать знания и умения детей, полученные на предыдущих занятиях по художественному творчеству; учить детей самостоятельно находить способы изображения для создания образа Осени; учить детей чувствовать и слышать красоту родного слова, обучать выразительному чтению.
  2.                Развивающая: развивать способность отражать полученные впечатления в портрете; развивать воображение, чувство цвета, чувство ритма, эстетическое отношение к окружающему миру; формировать эмоциональную отзывчивость на литературные и музыкальные произведения.
  3.                Воспитательная: воспитывать интерес и любовь к поэтическому наследию С.Есенина; учить чувствовать и понимать образный язык поэтических произведений; воспитывать чуткое и бережное отношение к родной природе, восхищение ее красотой.

Предварительная работа: беседы о жизни и творчестве С.Есенина, чтение его произведений, рассматривание иллюстраций к произведениям поэта, репродукций известных художников-пейзажистов, слушание музыкальных произведений на стихи поэта, заучивание стихотворений С.Есенина, наблюдение за осенней природой, создание условий для совместной деятельности детей и родителей, организация выставки детских рисунков «Образы природы в поэзии С.Есенина».

Ход занятия:

Воспитатель:

Листопад... Взволнованные листья,

Как речные омуты китят.

Заблудились на тропинках лисьих

Огоньки нетронутых опят.

Вот сейчас придет сюда Есенин,

Под калиной сядет на траву.

Журавли грустят в дали осенней,

Душу в небо чистое зовут.

— Ребята, наше сегодняшнее занятие посвящено творчеству русского поэта Сергея Есенина, которому исполнилось бы 120 лет.

— Поэт Сергей Есенин подарил нам удивительную страну своих стихов. В ней душа человека дышит запахом цветов и трав, ароматом березовых рощ, любуется яркими кострами полыхающих рябин. Каждая строчка этого поэта пронизана любовью к родному краю: его полям и лесам, лугам и озерам, туманам и дождям, цветам и травам, восходам и закатам.

Он, как будто чародей,

Превращал зарю в котенка,

Руки милой — в лебедей,

Светлый месяц — в жеребенка…

Говорить учил леса,

Травы, рощи в брызгах света.

И слились их голоса

С чистым голосом поэта.

— Мы с вами читали много стихотворений Есенина. Какие есенинские строки тронули ваши сердца, что вы запомнили?

Дети:

Отговорила роща золотая, клен ты мой опавший, закружилась листва золотая, с белых яблонь дым, журчанье мирного ручья, дрогнули листочки, закачались клены, кудрявая береза, сыплет черемуха снегом...

Воспитатель:

Особое место в стихах Сергея Есенина занимает тема осени. В стихах поэта об осени так и переливаются синее, глубокое, алое, зеленое, рыжее, золотое — это золото осени.

— Давайте послушаем отрывки из некоторых стихов поэта: (читают дети)

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая,

С замиранием летит на звезду.

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Воспитатель:

Ко мне в окошко постучал

Сентябрь багряной веткой ивы,

Чтоб я готов был и встречал

Его приход неторопливый.

Ты мне пой, ведь моя отрада,

Что вовек я любил не один

И калитку осеннего сада

И опавшие листья рябин.

— Есть и другая осень в стихах С.Есенина: не золотая красавица осень, а осень поздняя, прощальная.

Дети:

Еще не высох день вчерашний,

В траве зеленая вода.

Тоскует брошенная пашня

И вянет, вянет лебеда!

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Воспитатель:

Стихи Сергея Есенина в России знают все. Они у него особенные, певучие! Они очень красивые и задушевные, многие из них легко ложатся на музыку. В них плачут глухари, слышится песня рыбаков, вызванивают ивы, играет тальянка, звенит девичий смех. Всего на стихи Есенина написано более двухсот музыкальных произведений. Композиторы Георгий Свиридов, Тихон Хренников и многие другие написали песни, романсы и даже оперы.

— Давайте послушаем романс «Отговорила роща золотая»

Звучит фонограмма.

Заходит Осень:

Догорает лес, золотит закат.

Как листки стихов листья вдаль летят.

В звонком золоте звуки пения

Словно музыка вдохновения.

Гроздья красные, даль осенняя

У Есенина день рождения.

— Здравствуйте, мои друзья!.

Вы догадались: кто же я?

Я тихо по лесу ходила

И чудной кистью листья золотила.

Потом я над садами пролетала,

И птичьи стаи в небо провожала.

И колокольчик в зарослях осенних

Снова растревожился, звеня,

Снова слышно тихое — Есенин,

Это дышит русская земля...

— Я помню Есенина разного: помню мальчика с копной золотистых волос, помню его чистые, голубые, удивительные глаза, помню, как он любил мечтать под разноцветным кленом, как любил смотреть в бездонное небо, слушал шепот засохших трав, любовался золотыми косами белоствольных берез...

— Я поэтов других не знаю,

Чтоб так в душу умел проникать.

И о милом и нежном крае

Мог такими словами сказать.

— Каждое деревце, каждый цветочек, каждая травинка у Есенина — это неповторимая и трогательная картинка, надо только прислушаться и увидишь настоящие чудеса

Осень, воспитатель и ребенок читают стихи С.Есенина (под тихую музыку):

Дрогнули листочки, закачались клены,

С золотистых веток полетела пыль...

Зашумели ветры, охнул лес зеленый,

Зашептался с эхом высохший ковыль...

Свет луны таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога,

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось...

Осень: Сергей Есенин очень меня любил и посвятил мне много прекрасных строк. какая же я, есенинская осень? Какими словами он меня описывает?

Дети: Золотая, разноцветная, тихая, багряная, пасмурная, рябиновая, красная, березовая...

Осень: А если бы мы с вами превратились в художников, какие бы краски вы использовали для изображения Осени?

Дети отвечают.

Осень: Что бы вы изобразили?

Дети отвечают.

Осень: В осенний хоровод вставайте, детвора,

Всем нам немножко отдохнуть пора.

Динамическая пауза.

Звучит музыка «Осень постучалась к нам» на стихи И.Смирнова. Осень, воспитатель и дети делают движения под музыку.

Осень: А сейчас мы с вами на самом деле превратимся в маленьких художников. для этого мне необходимо произнести волшебные слова, а вам три раза покружится. Готовы? И так... (Осень произносит волшебные слова, а дети кружатся). Вот теперь вы настоящие художники. Давайте тихонько сядем на свои места (дети садятся).

Осень: Перед вами краски, кисточки и мой портрет. Его нарисовал мой лесной художник, а вас я попрошу раскрасить его, нарядить меня. Я надеюсь, что Осень у каждого из вас будет своя: кирсановская, логашковская, григорьевская, бадиатуллинская... Ваши родители могут тоже к вам присоединиться, пусть работа будет совместная.

Звучит тихая музыка, дети вместе с родителями рисуют.

Итог занятия: совместные рисунки детей и родителей выставляются на доску.

Воспитатель: Посмотрите, какая же красивая у нас получилась осень. У кого-то она грустная, у кого-то веселая, у кого-то сказочная! Она вся такая разная!

Осень: А на самом деле я волшебная. Ваше творчество мне очень понравилось...

Ждет меня снова дорога осенняя,

Манит к себе безбрежная даль.

В памяти вечно строки Есенина

Миг расставанья настал -

Ах, как жаль!

Основные термины (генерируются автоматически): осень, ребенок, стих поэта, самое дело, родной край, бездонное небо, произведение, лес, воспитатель, тихая музыка.

Похожие статьи

Встреча в литературно-музыкальной гостиной «Я Родину свою...»

Предшествующая работа: чтение стихов, литературных произведений о Родине, крае

На границе Великой Державы расцветает мой город родной. Город улочек тихих и скверов, весь

Вед: Туапсинский район Краснодарского краясамое сердце побережья, край чистого...

Музыка природы в поэзии С.А. Есенина | Статья в журнале...

Небо, солнце, звезда, дороги, ручьи заняты своими делами: они переговариваются

Тихие, сладкие слёзы… Со всей искренностью поэт признаётся в любви к родной земле

В этом стихотворении лирических герой покидает родной край, уезжает с легким светлым чувством.

Образ осени в поэзии для детей (по учебникам УМК...)

Стихи об осени в творчестве русских поэтов передают настроение уставшей природы.

Образ осени в стихотворении Ф.И.Тютчева связан с бездонным голубым небом, теплым ветром, опустевшими полями, а также с ярким солнцем, которое

(Прозрачный лес, воздух).

Особенности работы по ознакомлению детей старшего...

Изучение творчества С. А. Есенина, великого русского поэта, воспевшего родной Рязанский край, является особенно

Так же, подбирая материал, можно ориентироваться на способность ребенка находить сходство в стихах поэта со своими ощущениями, уже пережитыми эмоциями.

Выражение чувств и эмоций автора с помощью языковых средств...

Сергей Александрович Есенин — один из самых известных русских поэтов XX века.

Например: «Несказанное, синее, нежное Тих мой край после бурь, после гроз…» (стихотворение

Синий цвет в первую очередь связан у поэта с «рязанским небом».

Музыка как средство воспитания экологической культуры...

Посредством музыки воспитываются положительные качества личности, доброе отношение к природе родного края, эмоциональная отзывчивость.

Детям интересны экскурсии на свежем воздухе (например, «Подарки осени», «Встреча с апрельским ручейком»...

Образ дома и малой родины в поэтическом творчестве Ю. Курдина

И непременно в тот же момент в сердце встрепенутся самые теплые и светлые чувства, оно наполнится воспоминаниями о теплых уютных вечерах, о матери и вот уже ощущается пьянящий воздух родного края… В стихах русских поэтов образ дома является одним из ключевых...

Тема осени в поэзии и прозе для детей (по учебникам УМК...)

5. После каждого художественного произведения об осени в стихах или в прозе авторами УМК «Планета знаний» подобраны

- О каких признаках осени говорит поэт в стихотворении?

учебно-методический комплекс «Планета знаний», поэзия и проза для детей, тема осени.

«Осенние листья». Методическая разработка организованной...

Ребята, какая музыка прозвучала, какое время года она напоминает. Дети. Спокойная, грустная, тихая. Напоминает осень. Воспитатель: Я хочу пригласить вас на прогулку по осеннему лесу, полюбоваться его красотой, собрать осенние листья.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Встреча в литературно-музыкальной гостиной «Я Родину свою...»

Предшествующая работа: чтение стихов, литературных произведений о Родине, крае

На границе Великой Державы расцветает мой город родной. Город улочек тихих и скверов, весь

Вед: Туапсинский район Краснодарского краясамое сердце побережья, край чистого...

Музыка природы в поэзии С.А. Есенина | Статья в журнале...

Небо, солнце, звезда, дороги, ручьи заняты своими делами: они переговариваются

Тихие, сладкие слёзы… Со всей искренностью поэт признаётся в любви к родной земле

В этом стихотворении лирических герой покидает родной край, уезжает с легким светлым чувством.

Образ осени в поэзии для детей (по учебникам УМК...)

Стихи об осени в творчестве русских поэтов передают настроение уставшей природы.

Образ осени в стихотворении Ф.И.Тютчева связан с бездонным голубым небом, теплым ветром, опустевшими полями, а также с ярким солнцем, которое

(Прозрачный лес, воздух).

Особенности работы по ознакомлению детей старшего...

Изучение творчества С. А. Есенина, великого русского поэта, воспевшего родной Рязанский край, является особенно

Так же, подбирая материал, можно ориентироваться на способность ребенка находить сходство в стихах поэта со своими ощущениями, уже пережитыми эмоциями.

Выражение чувств и эмоций автора с помощью языковых средств...

Сергей Александрович Есенин — один из самых известных русских поэтов XX века.

Например: «Несказанное, синее, нежное Тих мой край после бурь, после гроз…» (стихотворение

Синий цвет в первую очередь связан у поэта с «рязанским небом».

Музыка как средство воспитания экологической культуры...

Посредством музыки воспитываются положительные качества личности, доброе отношение к природе родного края, эмоциональная отзывчивость.

Детям интересны экскурсии на свежем воздухе (например, «Подарки осени», «Встреча с апрельским ручейком»...

Образ дома и малой родины в поэтическом творчестве Ю. Курдина

И непременно в тот же момент в сердце встрепенутся самые теплые и светлые чувства, оно наполнится воспоминаниями о теплых уютных вечерах, о матери и вот уже ощущается пьянящий воздух родного края… В стихах русских поэтов образ дома является одним из ключевых...

Тема осени в поэзии и прозе для детей (по учебникам УМК...)

5. После каждого художественного произведения об осени в стихах или в прозе авторами УМК «Планета знаний» подобраны

- О каких признаках осени говорит поэт в стихотворении?

учебно-методический комплекс «Планета знаний», поэзия и проза для детей, тема осени.

«Осенние листья». Методическая разработка организованной...

Ребята, какая музыка прозвучала, какое время года она напоминает. Дети. Спокойная, грустная, тихая. Напоминает осень. Воспитатель: Я хочу пригласить вас на прогулку по осеннему лесу, полюбоваться его красотой, собрать осенние листья.

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос