«Путешествие в страну геометрических фигур». Конспект образовательной деятельности в средней группе | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (3) декабрь 2015 г.

Дата публикации: 23.11.2015

Статья просмотрена: 870 раз

Библиографическое описание:

Шахрай, Т. И. «Путешествие в страну геометрических фигур». Конспект образовательной деятельности в средней группе / Т. И. Шахрай, В. Л. Виноход. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 3 (3). — С. 92-96. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/12/482/ (дата обращения: 20.04.2024).



 

Тема: «Путешествие в страну геометрических фигур»

Цель: Создание условий для формирования геометрических представлений в игровых ситуациях.

Задачи:

  1.      создавать условия для формирования умений ориентирования по элементарному плану;
  2.      создавать условия для активизации представлений о геометрических фигурах;
  3.      обеспечить условия для развития умений находить геометрические фигуры на ощупь;
  4.      создавать условия для формирования умений составлять простейшие геометрические фигуры из палочек и ниток на плоскости стола, обследовать и анализировать их зрительно-осязательным способом;
  5.      создавать условия для развития умений расшифровывать (декодировать) информацию о наличии определенных свойств у геометрических фигур по их знаково- символическим обозначениям.
  6.      создать условия для выражения детьми своего мнения (социально коммуникативное развитие);
  7.      создать условия для самостоятельного выбора партнера, материалов (социально-коммуникативное развитие);
  8.      создавать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие);
  9.      способствовать развитию навыков взаимодействия (социально-коммуникативное развитие);
  10. способствовать развитию воображения и творческого потенциала детей (художественно-эстетическое развитие).

Организация детских видов деятельности:

  1. общение ребенка со взрослым;
  2. общение ребенка со сверстниками;
  3. игровая и исследовательская деятельность.

Ход образовательной деятельности

Этап образователь­ной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия/ Условия социальной ситуации развития

Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

Организационный момент: минутка настроения «Здравствуйте».

 

Звонок телефона

-Встанем рядышком по кругу, скажем «Здравствуйте» друг другу, нам здороваться не лень. Всем привет и добрый день!

—Ой, ребята, кто это может нам звонить? Алё?!

Дети заходят в группу, становятся в круг.

Дети показывают движения и проговаривают слова стоя в кругу.

Дети обращают внимание на телефонный звонок

Условия для создания эмоционально-комфортного настроя для НОД

Звуковое сообщение

Дорогие ребята! Я -принцесса Кружинка приглашаю вас в свою чудесную страну, которая называется «Страна геометрических фигур». Мои подданные — треугольники, круги, прямоугольники, квадраты и овалы –поссорились и спрятались, а я никак не могу их найти. Прилетайте в нашу страну, поиграйте с ними и выполните все задания, которые будут встречаться у вас на пути, и если вы будете внимательными, дружными и находчивыми, то в конце путешествия вас будет ждать сюрприз! А попасть в мою страну поможет ваш воспитатель.

Дети внимательно слушают текст звукового сообщения

Условия для развития внимательности

Имитация ковра самолета

 

Набор плоскостных геометрических фигур лежат на разносе

Ребята, вы хотите попасть в эту страну? Как вы думаете, на чем туда можно добраться?

Мы полетим туда на волшебном ковре — самолете. Ой, его прогрызли мыши, На таком ковре мы не сможем взлететь! Что же делать?

Ответы детей

 

 

Дети рассматривают ковер и подбирают похожие на дырки «заплатки» (фигуры), чинят его.

Условия для развития исследовательской деятельности

Основная часть

Полет на «Ковре-самолете»

- Наш ковер готов к полету. А теперь друзья все на посадку, Начинаем обратный отчет: 5, 4, 3, 2, 1-Пуск! Пока мы летим, предлагаю провести математическую разминку: 1, 2, 3, 4, 5– Начинам мы считать, быстро, четко отвечать.. Полетели!

Сколько пальцев на правой руке? (5)

Сколько пальцев на левой ноге? (5)

Сколько глаз у светофора? (3)

Сколько хвостов у 2-х котов (2).

Дети загибают пальчики, затем отгибают их, сжимают и разжимают ладошки.

Условия для выражения своих мыслей, взаимодействия друг с другом.

 

Условия для речевой активности.

План-карта Страны геометрических фигур

Взрослый: — Вот мы и в стране геометрических фигур. Мы на неизведанной планете, будьте внимательны, находчивы, помогайте друг другу.

Кружинка: — Дорогая детвора! На нашей планете случилась беда, скорей поспешите ребята сюда! Фигуры пропали и их не видать, скорей помогите их нам отыскать! Но нужно задания вам выполнять.

Взрослый: Кружинка, а как мы можем тебе помочь?

Кружинка: Вот есть карта у меня (открывает мольберт), отправляться в путь пора. Ой, я же совсем не умею ей пользоваться?

Взрослый: Ребята, что нарисовано на карте? Для чего он нужен? Расскажите Кружинке! А чтобы не заблудиться идти придется парами, ребята, возьмите карточки на которых изображены предметы, объясните какой формы ваш предмет и найдите себе пару.

Дети внимательно слушают воспитателя

 

 

 

 

 

 

 

Дети рассказывают Кружинке, как нужно ориентироваться по плану- карте и предлагают свою помощь.

Ответы детей

 

Кто-то из детей начинает рассказывать по плану, другие продолжают

 

Дети объясняют, какой предмет у них на карточке и почему они выбирает себе именно эту пару.

Условия для взаимодействия со взрослым

 

Условия для речевой активности детей

 

 

 

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

 

 

 

Условия для выражения детьми своих мыслей

Задание № 1

Рядом с фигурой лежит мешочек с геометрическими фигурами

Ну все, в путь.

Кружинка: Посмотрите, это же мой друг. Кто это? Нам нужно его развеселить. Что это за мешочек? А как с ним играть?

Взрослый подводит детей к мысли о том, что из мешочка можно взять себе только один предмет.

—Определите на ощупь предмет, опишите его и покажите нам.

Находим пару. Строимся.

— Молодцы, Мой друг -Треугольник заулыбался, возьмем его с собой?

Ответы детей

Дети обнаруживают мешочек, собираются вокруг него. Наощупь угадывают содержимое мешочка, затем достают фигуру, рассматривают, называют ее.

 

 

 

Ответы детей

Условия для проявления поисковой активности

 

Условия для развития самостоятельности и активности

 

 

Условия для взаимодействия детей друг с другом

 

Пошли дальше

Идут по плану

 

Задание№ 2

Наборы геометрических конструкторов

(работа в парах)

-А вот и Круг! Что ты грустишь? Ребята, он хочет поиграть в игру «Волшебные фигуры!»

Взрослый: Давайте пофантазируем, придумаем какие волшебные существа могут жить в этой стране. Составьте силуэты из геометрических фигур. Какие фигуры вы использовали? Все фигуры замечательные. Оставим эти фигуры в подарок Кружинке.

Отправляемся дальше.

Дети составляют различные силуэты из геометрических фигур, работая в паре.

Условия для самостоятельной работы

 

 

Условия для развития наглядно-образного мышления

 

Задание № 3

(индивидуальное задание)

Логические блоки, карточки домиков с обозначением свойств

Кто это? Квадрат! Ах вот ты куда спрятался!? Давайте с ним поиграем. А игра называется «Найди домик для фигуры». Перед вами домики. Жильцы этого дома — геометрические фигуры. Нужно поселить в дом подходящую фигуру. И объяснить правильность выбора. Спасибо за помощь, все дома заселены. Мой друг заулыбался, возьмем его с собой?

Физминутка: «По ровненькой дорожке»

 

 

Дети находят квартиры, рассказывают о признаках своей геом. фигуры

 

 

 

 

Дети выполняют движения

Условия для выражения детьми своих мыслей

 

 

Условия для развития самостоятельности и инициативы в игровой деятельности

 

 

Условия для выполнения физминутки

Задание № 4

 

У каждого ребенка на столе 2 веревочки, счетные палочки, бумажные полоски и т.д.

 

Толстая веревочка, связанная в кольцо.

Идем дальше! Овал приготовил игру: «Составь фигуру»

Нужно составить геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал. Умницы!

Посмотрите, еще у меня есть большая, толстая веревочка,

Возьмитесь за нее руками и образуйте круг, овал, квадрат, треугольник. Молодцы, забираем фигуру идем дальше.

Работа детей по плану

 

Дети составляют простейшие фигуры из палочек, ниток, полосок по желанию

 

 

 

 

Условия для развития самостоятельной деятельности детей

Задание № 5

Художественное творчество (рисунок и тестопластика)

Трафареты вазочек и соленое тесто, пуговицы разного цвета и размера, крышки, стеки, колпачки, бусины. Трафареты геометрические

Кружинка — А вот еще одна печальная фигура. Назовите ее. Прямоугольник! Правильно.

Помогите ему разгадать загадки и вы узнаете, чего хочет эта фигура.

Загадки. Очень любят дети — холодок в пакете, холодок, холодок, дай лизнуть тебя разок. (мороженое)

Взяв муку, сметану, яйца, мы на кухню отправляемся, там с огромным увлеченьем испечем для вас (печенье).

Взрослые подключаются поочередно к работе каждого ребенка, уточняют что они делают, какой результат хотят получить.

Дети разгадывают загадки

 

 

 

 

 

 

Дети подходят к столу, на выбор выбирают себе материал и приступают к заданию

Условия для выражения детьми своих мыслей

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия для развития продуктивной деятельности.

Угощение

Взрослый: Давайте передадим наше пирожное и мороженое Прямоугольнику и Кружинку угостим.

Кружинка — Благодарю вас, ребята, и мы с фигурами для вас приготовили сладкий сюрприз!

Дети угощают фигуру и Кружинку

Условия для взаимодействия со взрослыми, развития доброго отношения к другим.

Итог

«Возвращение в группу». Подведение итогов

Взрослый: А нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места на ковре самолете, начинаем обратный отсчет: 5,4,3,2,1 — полетели. Вот мы и вернулись. Ребята, как вы думаете за что Кружинка подарила нам подарок?

Рассуждения детей

Условия для выражения детьми своих мыслей, стимулирования речевой активности.

 

Основные термины (генерируются автоматически): фигура, ребенок, выражение детьми, взрослый, ответ детей, речевая активность, задание, мой друг, ребята, звуковое сообщение.

Похожие статьи

Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей

Руки детей, согнутые в локтях, движутся попеременно в разные стороны. Основная цель — частое воспроизведение звукового жеста детьми.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, логопедическая работа, речевая деятельность, взрослый, Игра...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через...

Ребенок постигает звуковое и слоговое строение слова; с синонимами и антонимами; со словесным составом

Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт, как с взрослым, так и со сверстниками.

Самостоятельная речевая деятельность детей.

К вопросу о диагностике процесса усвоения звуковой стороны...

Исследования речевой деятельности детей (М. М. Алексеевой, Г. А. Каше, Р. В. Левина, О. С. Ушаковой) [2,3], а также

уровнях и особенностях усвоения детьми звуковой стороны родной речи.

Если большинство ответов (свыше 75 %) получило оценку 4, это высокий уровень.

Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций.

Ребенку предлагается повторить скороговорку. Задание можно усложнять и делать легче

Друг, ворующий любимую игрушку. После этого ребенок должен взять листок бумаги и...

Развитие речи: рассуждения дошкольников в условиях...

Конечно, работа над развитием речи — рассуждения протекает под руководством взрослого. И эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребенка в условиях речевой деятельности.

Необходимость в формировании речи дошкольника

В общении с взрослым ребенок овладевает речевыми нормами, осваивает правила человеческой речи, узнает новые

И, тем не менее, воспитатель может и должен учить детей разговаривать друг с другом.

Активизация речевого общения детей старшего дошкольного...

Активизация речевого общения детей старшего дошкольного...

Сначала моделируются хорошо знакомые детям ситуации речевого взаимодействия, взрослый собственным примером стимулирует детей к проявлению речевой активности и активному речевому общению.

Формирование невербальных (кинесических) средств общения...

г) Постепенно задания усложняются, ребёнок учится эмоционально изображать различные ситуации.

И.п. Дети располагаются парами лицом друг к другу по кругу.

Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. — М.: Владос, 1994.

Речевая готовность детей к школе | Статья в журнале...

Не менее важно стимулирование речевой активности детей. У ребенка должен быть стимул для разговора.

Понятные и обстоятельные ответы взрослых способствуют обогащению словаря детей, помогают

Формирование и воспитание звуковой культуры речи у детей...

Похожие статьи

Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей

Руки детей, согнутые в локтях, движутся попеременно в разные стороны. Основная цель — частое воспроизведение звукового жеста детьми.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, логопедическая работа, речевая деятельность, взрослый, Игра...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через...

Ребенок постигает звуковое и слоговое строение слова; с синонимами и антонимами; со словесным составом

Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт, как с взрослым, так и со сверстниками.

Самостоятельная речевая деятельность детей.

К вопросу о диагностике процесса усвоения звуковой стороны...

Исследования речевой деятельности детей (М. М. Алексеевой, Г. А. Каше, Р. В. Левина, О. С. Ушаковой) [2,3], а также

уровнях и особенностях усвоения детьми звуковой стороны родной речи.

Если большинство ответов (свыше 75 %) получило оценку 4, это высокий уровень.

Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций.

Ребенку предлагается повторить скороговорку. Задание можно усложнять и делать легче

Друг, ворующий любимую игрушку. После этого ребенок должен взять листок бумаги и...

Развитие речи: рассуждения дошкольников в условиях...

Конечно, работа над развитием речи — рассуждения протекает под руководством взрослого. И эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребенка в условиях речевой деятельности.

Необходимость в формировании речи дошкольника

В общении с взрослым ребенок овладевает речевыми нормами, осваивает правила человеческой речи, узнает новые

И, тем не менее, воспитатель может и должен учить детей разговаривать друг с другом.

Активизация речевого общения детей старшего дошкольного...

Активизация речевого общения детей старшего дошкольного...

Сначала моделируются хорошо знакомые детям ситуации речевого взаимодействия, взрослый собственным примером стимулирует детей к проявлению речевой активности и активному речевому общению.

Формирование невербальных (кинесических) средств общения...

г) Постепенно задания усложняются, ребёнок учится эмоционально изображать различные ситуации.

И.п. Дети располагаются парами лицом друг к другу по кругу.

Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. — М.: Владос, 1994.

Речевая готовность детей к школе | Статья в журнале...

Не менее важно стимулирование речевой активности детей. У ребенка должен быть стимул для разговора.

Понятные и обстоятельные ответы взрослых способствуют обогащению словаря детей, помогают

Формирование и воспитание звуковой культуры речи у детей...

Задать вопрос