Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми: индивидуальное логопедическое занятие «Путешествие в Волшебный лес» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (20) март 2019 г.

Дата публикации: 07.03.2019

Статья просмотрена: 52 раза

Библиографическое описание:

Портная, С. Л. Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми: индивидуальное логопедическое занятие «Путешествие в Волшебный лес» / С. Л. Портная. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 3 (20). — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/118/4019/ (дата обращения: 25.04.2024).



Цель: закрепление правильного произношения звука [Р] изолированно, в слогах, словах, чистоговорках.

Коррекционно-образовательные задачи:

– закреплять умение находить место звука в слове;

– закреплять навык согласования существительного с числительными.

Коррекционно-развивающие задачи:

– развивать артикуляционную моторику;

– развивать мелкую и общую моторику;

– развивать фонематический слух и восприятие;

– развивать внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи:

– воспитывать самостоятельность в работе, инициативность, ответственность.

Оборудование: зеркало, маленький коврограф с деревьями и тропинкой, герои сказки воронёнок Каррик, гусеница Фифа, Паук Юк, тигр, пособие «Игровизор» с приложением «Лабиринты букв», пособие «Геоконт».

Ход занятия:

Педагог приветствует ребенка, гостей.

1. Мотивационно-ориентировочный этап

Логопед: Сегодня я шла в детский сад и встретила воронёнка по имени Карр. Он пришел вместе со мной сюда и просит нас о помощи: он не умеет каркать. То есть он умеет, только у него получалось совсем не Карррр, а Калллл. Как ты думаешь, почему воронёнок не умеет говорить каррр, а говорит всегда только каллл? (Ответ ребёнка: он не умел говорить звук Р). Правильно, он не умеет выговаривать звук Р. А жил этот чудесный воронёнок в сказочном волшебном лесу. Так вот, наш новый друг воронёнок Карр, потерял свою подругу гусеницу Фифу, которая тоже жила в волшебном лесу. А случилось вот что: Фифа, была хорошей подругой, и она решила помочь воронёнку научиться говорить звук Р, но сколько бы они не старались, ничего не выходило. Тогда она отправилась на волшебную ягодную поляну, где росла ягодка желаний — черничка, Фифа решила, что, во что бы то ни стало, она поможет малышу Карру, и загадает желание, чтобы Карр, научился каррррркать.

2. Поисковый этап

Мы с тобой уже умеем говорить звук Р. Как ты думаешь, мы можем помочь воронёнку научиться говорить такой сложный для него звук — Р? (Ответ ребёнка: можем!). А поможем найти гусеницу Фифу, которая отправилась в лес? (Ответ ребёнка). А что бы помочь, воронёнку нужно выполнить задания волшебного леса.

Логопед: Но прежде чем помогать Карру учиться рычать, давай вспомним с тобой, как мы сами учились говорить звук Р. Что бы язычок был крепкий и сильный, что мы делали? (Ответ ребёнка: гимнастику для язычка). Затем мы около зеркала научились правильной артикуляции трудного звука Р. Что помогло нам выработать сильную, воздушную струю, что бы язычок вибрировал? (Ответ ребенка: дыхательная гимнастика). Мы всё это покажем сейчас воронёнку, и закрепим звук в словах и чистоговорках (выстраивает план действий вместе с ребенком).

(На столе маленький коврограф, на котором деревья и тропинка)

3. Основное содержание занятия.

Логопед: Для начала давай покажем гимнастику для язычка воронёнку, его язычок нужно тренировать, чтобы он научился говорить звук Р.

«Чьи зубы чище?»: Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

«Маляр»:Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед — назад.

«Пощелкать кончиком языка»:Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Нижняя челюсть не должна двигаться: работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь.

«Вкусное варенье»:Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху, вниз, но не из стороны в сторону.

«Индюк»: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится БЛ — БЛ (как индюк болбочет). Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

«Барабанщики»: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук «Д — Д — Д». Сначала звук «Д» произносить медленно. Постепенно убыстрять темп. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Логопед: Посмотри тигр на пути (на игровизоре) и первое задание из волшебного леса — порычать как тигр.

Логопед: Мы с тобой умеем рычать как тигры, но для начала расскажем Карру правильную артикуляцию трудного звука Р и покажем ему как нужно рычать, может быть он тоже сможет сказать РРРРРРР. Вместе с логопедом ребенок проговаривает: при произнесении звука Р, губы раскрыты, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует. «Р-Р-Р-Р-Р».

Логопед: Воронёнок выполнял задания с нами и у него стал получаться звук р, но не всегда, послушай его и хлопни в ладоши если он ошибётся и не скажет звук р: р р л р р л р р л р п п в р ла р ару рыв а вы ро.

Логопед: Смотри, а почему же тигр в клетке. Поможем ему выбраться? (работа на игровизоре).

Что бы тигра вам спасти

РА, РО, РУ, произнеси

АР, ОР, УР, ЫР, ЭР, РЫ, РЭ

На свободе тигр уже.

Ребёнок произносит слоги, и стирает салфеткой клетку тигра.

Молодец, справились с задание и выручили тигра.

Логопед: Смотри, кто же это на пути? Это паук Юк, он хотел сделать из паутины букву Р, но она такая сложная, что он запутался в собственной паутине, следующее задание помочь пауку. (работа с пособием «Геоконт», ребенок по наглядному примеру с помощью резинок делает букву Р).

Логопед: Посмотри пчёлка Жужа на пути, она растеряла все бусинки в лабиринте, и новое задание — помочь пчёлке собрать все бусинки.

(В лабиринте собираем слова из бусинок с буквами (Орёл, ведро, фара, рыба). Игровизор с приложением «Лабиринты букв» Воскобовича).

3. Физминутка

Давай отдохнём и поиграем с воронёнком Карром:

Как идешь?-вот так! (ходьба)

Как бежишь? — вот так!

Как глядишь? — вот так!

Как рисуешь? — вот так!

Как сидищь? — вот так!

Логопед: Смотри, какую красивую ромашку я нашла, она такая красивая и наверно хорошо пахнет, давай понюхаем ромашку. (Выполнение упражнения на дыхание)

Логопед: Смотри, а вот и гусеница Фифа, но она грустит, как ты думаешь, чем можем порадовать гусеницу, что бы она развеселилась, что мы ей подарим? (Ответ ребёнка: цветок ромашку, который мы нашли). Правильно, но сначала украсим ромашку красивой ленточкой.

Логопед: А грустит гусеница, потому что не может справиться с заданием волшебного леса, которое нужно выполнить, что бы забрать волшебную ягоду для воронёнка. А задание такое: нужно на картинке назвать все слова со звуком Р, и определить место звука в слове. Назвать она смогла, а найти место звука в слове не может. Поможем? (работа с пособием «Игровизор», нужно назвать все картинки и определив место звука р в слове, соответственно нарисовать кружок в одном из трёх квадратиков).

Логопед: Молодец, смотри, сколько ягод, давай их посчитаем: одна черничка, две чернички, три чернички, четыре черничкии т. д.

Воронёнок съел черничку и как закричит:

— Карррр

Давай повторим чистоговорки вместе с малышом воронёнком.

—ра-ра-ра высокая гора

—ро-ро-ро потерял петух перо

—ры-ры-ры у тебя в руках шары

Логопед:

А теперь нам пора с тобой домой возвращаться и прощаться с лесом и его волшебными жителями.

4. Рефлексивно-оценочный этап

Где мы сегодня побывали? (В волшебном лесу) Кому мы сегодня помогли? Тебе понравилось путешествие? (Да, понравилось) Какой звук мы учились правильно произносить? (Звук Р) Какое задание было самым сложным для тебя? Самым легким? (Ответы ребенка) Ты молодец, правильно выполнил все задания, чётко произносил звук [Р].

Основные термины (генерируются автоматически): волшебный лес, кончик языка, логопед, верхняя губа, Звук Р, место звука, движение языком, задание, звук, слово, язык.

Похожие статьи

Сюжетно-игровое занятие «Путешествие мышки» по коррекции...

Поднят кончик языка, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получился

На счёт «один» кончик языка опустить за нижние передние зубы и выполнять движения из стороны в

Логопед: Одинаковые ли ты звуки произносил? Какие звуки мы будем учиться различать и...

Конспект занятия «Дифференциация звуков к — кь. Буквы К, к» по...

Логопед: Как произносится звук к? Дети: Губы разомкнуты, кончик языка опущен и отодвинут от нижних зубов, задняя часть спинки зубов

Дети подбирают правильную схему, называют по порядку звуки в слове, характеризуют каждый звук. Логопед: Сколько звуков в слове «мак»?

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука...»

Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущен, прогибается вниз.

Кончик языка приподнят вверх к бугоркам за верхними зубами, но не касается верхних резцов.

Логопед: Сегодня мы вспомним два звука [Т] и [Т’]. Посмотрите на картинку что это?

Система работы по дифференциации звуков при...

При произнесении звука щ губы выдвинуты вперед, широкий кончик языка — за верхними зубами, средняя часть языка поднимается к твердому

На втором — пятом этапах проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук...»

Логопед: Сядет на место тот, кто назовет гласный звук в словах: бак, бык, бор, боб, бант, бубен, бобр, бук, бур, борт, бок, бум. С какого звука начинаются все слова? Сегодня мы продолжим путешествие в страну знаний и познакомимся со звуком [б] и буквой Б.

Коррекция звукопроизношения у младших школьников со стертой...

Расслабить кончик языка можно следующим упражнением: с помощью скрученного бинтика в жгутик, необходимо производить быстрые движения вверх и вниз по кончику языка. Применение данных упражнений способствует не только постановке и автоматизации...

Дыхательная гимнастика для дошкольников | Статья в сборнике...

Следовательно, изучение иностранного языка в данном возрасте создает благоприятную исходную базу для овладения языком, т. к. стимулирует речевое и общее развитие детей, способствует расширению границ и возможностей возраста, приобщает детей к культуре...

Использование в работе логопеда схем ориентировочной основы...

К составляющим артикуляционного уклада звука относят: положение губ, зубов, кончика языка в момент произнесения звука, способ образования шума и тип преграды, особенности работы голосовых складок, а также характер воздушной струи. Использование на занятиях логопедом...

Непосредственно образовательная деятельность по развитию...

Дети вместе с логопедом пропевают гласные звуки (угадывая звук по артикуляции

Логопед читает текст и показывает движения. Сидя за круглым столом, дети выполняют движения по

С опорой на наглядность вместе с логопедом они определяют место звука в словах: зубр...

Использование фонетической ритмики в коррекции речевых...

Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий — эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка.

Похожие статьи

Сюжетно-игровое занятие «Путешествие мышки» по коррекции...

Поднят кончик языка, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получился

На счёт «один» кончик языка опустить за нижние передние зубы и выполнять движения из стороны в

Логопед: Одинаковые ли ты звуки произносил? Какие звуки мы будем учиться различать и...

Конспект занятия «Дифференциация звуков к — кь. Буквы К, к» по...

Логопед: Как произносится звук к? Дети: Губы разомкнуты, кончик языка опущен и отодвинут от нижних зубов, задняя часть спинки зубов

Дети подбирают правильную схему, называют по порядку звуки в слове, характеризуют каждый звук. Логопед: Сколько звуков в слове «мак»?

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука...»

Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущен, прогибается вниз.

Кончик языка приподнят вверх к бугоркам за верхними зубами, но не касается верхних резцов.

Логопед: Сегодня мы вспомним два звука [Т] и [Т’]. Посмотрите на картинку что это?

Система работы по дифференциации звуков при...

При произнесении звука щ губы выдвинуты вперед, широкий кончик языка — за верхними зубами, средняя часть языка поднимается к твердому

На втором — пятом этапах проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук...»

Логопед: Сядет на место тот, кто назовет гласный звук в словах: бак, бык, бор, боб, бант, бубен, бобр, бук, бур, борт, бок, бум. С какого звука начинаются все слова? Сегодня мы продолжим путешествие в страну знаний и познакомимся со звуком [б] и буквой Б.

Коррекция звукопроизношения у младших школьников со стертой...

Расслабить кончик языка можно следующим упражнением: с помощью скрученного бинтика в жгутик, необходимо производить быстрые движения вверх и вниз по кончику языка. Применение данных упражнений способствует не только постановке и автоматизации...

Дыхательная гимнастика для дошкольников | Статья в сборнике...

Следовательно, изучение иностранного языка в данном возрасте создает благоприятную исходную базу для овладения языком, т. к. стимулирует речевое и общее развитие детей, способствует расширению границ и возможностей возраста, приобщает детей к культуре...

Использование в работе логопеда схем ориентировочной основы...

К составляющим артикуляционного уклада звука относят: положение губ, зубов, кончика языка в момент произнесения звука, способ образования шума и тип преграды, особенности работы голосовых складок, а также характер воздушной струи. Использование на занятиях логопедом...

Непосредственно образовательная деятельность по развитию...

Дети вместе с логопедом пропевают гласные звуки (угадывая звук по артикуляции

Логопед читает текст и показывает движения. Сидя за круглым столом, дети выполняют движения по

С опорой на наглядность вместе с логопедом они определяют место звука в словах: зубр...

Использование фонетической ритмики в коррекции речевых...

Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий — эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка.

Задать вопрос