Формы работы с родителями | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Тюнина О. А., Логвиненко Л. М., Шишмарева О. С., Иванова Е. А., Хлыстова Н. Н., Леонтьева Н. Б. Формы работы с родителями // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №3. — С. 29-32. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/118/4015/ (дата обращения: 21.10.2019).



Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с родителями, так как основы здоровья закладываются в семье. Без помощи со стороны семьи физкультурно-оздоровительная работа, организуемая в образовательном учреждении, не может быть успешной. Проблема состоит в нахождении побудительных стимулов, заставляющих родителей по-иному взглянуть на здоровье и физическое развитие своих детей.

Поддержание у детей положительного отношения к активному образу жизни, а в дальнейшем желания сохранять и укреплять свое здоровье — важные составляющие воспитания в семье. Лучший способ приобщить ребенка к здоровому образу жизни — это показать на собственном примере, как нужно относиться к физкультуре и спорту. Если ребенок видит, что родители испытывают удовольствие от здорового активного досуга, они обязательно будут им подражать.

Для решения этой проблемы необходимо дать родителям полное представление о динамике физического развития и состояния здоровья их ребенка. Только на этой основе возможна консолидация усилий семьи и образовательного учреждения и выработка общей стратегии в воспитании у ребенка потребности к здоровому образу жизни.

В повышении педагогической культуры родителей особую роль призван сыграть родительский всеобуч.

В рамках родительского всеобуча могут быть использованы традиционные формы работы:

  1. Анкетирование — поможет педагогам больше узнать о ребенке, его физическом развитии в семье, а также наметить наиболее важные и эффективные формы педагогического воздействия. Они позволяют изучить культуру здоровья семьи, выявить индивидуальные особенности детей для построения дальнейшей работы с ними и внедрения эффективных программ физкультурно-оздоровительной направленности в семью.
  2. Открытые физкультурные занятия для родителей — дают возможность наглядно продемонстрировать состояние физического развития детей и их физическую подготовленность. Родители знакомятся с большим перечнем доступных упражнений и подвижных игр, способствующих развитию у детей двигательных навыков. Осваивают методы обучения упражнениям, чтобы в результате повторений закрепить приобретенные навыки.
  3. Физкультурные праздники — способствуют приобщению детей и родителей к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитывают у детей дисциплинированность, ответственность, дружбу. А также совместная двигательная деятельность способствует созданию положительных эмоций, бодрого настроения, что является важным условием активного отдыха.
  4. День открытых дверей в спортивном зале — помогают детям совместно с родителями удовлетворить потребность в двигательной активности по своему выбору, отдавая предпочтения своим любимым упражнениям, а родителям узнать предпочтения своего ребёнка в выборе вида движения и уровне его освоения, а так же получить положительные эмоции при совместной двигательной активности.
  5. Беседы — индивидуальные и групповые — в основном носят индивидуальный характер. Беседы лаконичны, значимы для родителей, побуждают собеседника к высказыванию. Обсуждаются характерные особенности ребёнка, возможные формы организации совместной деятельности дома, на улице, а так же рекомендуется литература по развитию движения у детей.
  6. Консультации — целью консультаций является усвоение родителями определённых знаний, умений, помощь им в разрешении проблемных вопросов.
  7. Разработка и оформление стендовой информации позволяет познакомить родителей с задачами физического воспитания, с вопросами, касающимися здорового образа жизни, правильного питания, организации режима, закаливания, подбора физкультурного инвентаря и др.
  8. Родительское собрание — позволяет наладить более близкий контакт с семьёй воспитанников, обсудить интересующие вопросы, обменяться мнениями в том или ином направлении работы дошкольного учреждения, наметить дальнейшие планы.
  9. Собрание-диспут нацелены на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов.
  10. Собрания — практикумы — направленны на освоение родителями конкретных приемов и методов физического воспитания, оказания помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию. Связанные с оказанием помощи отдельным семьям и детям.
  11. Клубы для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Занятия в семейных клубах значительно повышают как уровень развития физических качеств, так и скорость формирования жизненно важных двигательных навыков. Кроме того, постоянное наблюдение и осуществление страховки предоставляют детям большую свободу действий, что приводит к развитию ловкости и освоению более сложных движений. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей. Педагоги стремятся сами подготовить полезную и интересную информацию по волнующей родителей проблеме
  12. Мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт физического воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема.
  13. Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий — укрепление детско-родительских отношений. Туристские прогулки не только сплачивают семью, но и оказывают ни с чем несравнимый оздоровительный эффект. В природных условиях представляется великолепная возможность обогатить двигательный опыт дошкольника. Во время движения у детей совершенствуются двигательные навыки. Исследования подтверждают положительную динамику показателей основных видов движений и спортивных упражнений.
  14. Благотворительная акция. Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя как их ребёнок, с увлечением, играет с друзьями, в детском саду, в давно заброшенную спортивную настольную игру, а любимые скакалки стали еще интереснее в кругу друзей. Примером данной формы совместной деятельности, может быть акция: «Подари спортивный инвентарь другу». Благодаря такой форме работы с родителями может обновиться и пополниться спортивное оборудование группы.
  15. Вечера вопросов и ответов. На которых родители имеют возможность высказать свое мнение, поделиться опытом, получить исчерпывающие ответы от специалистов. На таких мероприятиях имеет смысл обсуждать не только вопросы физического воспитания детей в семье, но и то, как повысить, по мнению родителей, эффективность данной работы и снизить детскую заболеваемость в образовательном учреждении. Все это повышает авторитет образовательного учреждения и обеспечивает тесный контакт и хорошие взаимоотношения педагога с родителями.

Также существуют новые, современные формы работы с родителями, такие как виртуальное общение, которое позволит педагогам всегда быть на связи с родителями, сообщать им информацию о детях и событиях в группе, а также оказывать поддержку и помощь в их физическом воспитании.

Виртуальное общение с родителями может выражаться в следующих формах:

  1. Форум на сайте ДОО. Суть работы форума на сайте ДОО в том, что посетители создают свои темы и обсуждают их с другими посетителями (родителями и педагогами). Внутри темы также могут устраиваться опросы. После того как родители посетили сайт, они могут оставить вопросы о создании здорового образа жизни для ребенка в детском саду, комментарии, пожелания по наполнению сайта. Если сайт «живой», содержательный, то он будет стимулировать родителей чаще посещать сайт ДОО. Возможность общаться в удобное время и подробно обсуждать интересующую проблему.
  2. Блоги и странички педагогов — приобретают большую популярность среди педагогов. Здесь можно разместить информацию о своей профессиональной деятельности и достижения, а также рекомендации по развитию и физическому воспитанию детей дошкольного возраста. Материалы, которые педагог размещает на своей страничке или в блоге, демонстрируют родителям его профессиональные интересы, знания и навыки. Это повышает авторитет педагога, формирует уважение и доверие к нему. Педагог может записать и разместить в блоге видеоконсультацию для родителей, которые пропустили собрание в группе. В режиме онлайн можно консультировать родителей, дети которых испытывают «двигательный дефицит» заключающийся в нарушении функций организма при ограниченной двигательной активности, приводящей к повышенной заболеваемости детей.
  3. Электронная почта — с помощью почты родители получают информацию о жизни группы, мероприятиях в ДОО. Кроме того, педагоги рассылают им практические материалы (например, рекомендации по проведению утренней гимнастики дома) и личные сообщения. Электронную почту группы легко создать и использовать. В ней можно хранить разную информацию и пересылать файлы в виде обычных и форматированных текстов, изображений, аудио и видео. Такой формат общения гарантирует быструю доставку сообщений, позволяет отправлять письма всем родителям группы, что экономит время педагога.
  4. Группа в социальной сети — наличие группы в социальной сети позволяет популяризировать деятельность ДОО, информировать большое количество посетителей об интересных событиях, обсуждать достижения педагогов и воспитанников. Чтобы создать такую группу, проведите опрос среди родителей и выясните, какой социальной сетью пользуется большинство из них. В социальной сети родители могут общаться в любое время, когда им удобно, обсуждать детали предстоящего мероприятия и делится впечатлениями о прошедших спортивных праздниках и досугах. К общению в группе могут присоединиться специалисты ДОО. Здесь можно провести опрос среди родителей и оперативно собрать информацию, разместить ссылки актуальной литературы по физической культуре, фото спортивного досуга и видеоматериалы.

Таким образом, применение в работе инструктора по физической культуре различных форм взаимодействия с родителями, на основе традиционных и новых подходов к физическому воспитанию дошкольников, позволит убедить родителей в важности физического развития и приобщения ребёнка к здоровому образу жизни, осуществлять систематическое, разностороннее педагогическое просвещение семьи, включая передачу теоретических знаний и оказание помощи в приобретении практических навыков, а также положительного опыта семейного воспитания детей.

Литература:

  1. Маханева М. Д. С физкультурой дружить — здоровым быть! Методическое пособие. — М.: Сфера, 2009. — 240 с.
  2. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. — М.: Сфера, 2002. — 120 с.
  3. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. М.: Сфера, 2005. — 80с.
  4. Бочарова Н. И. Туристические прогулки в детском саду. Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2004. — 116с.
  5. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 2 февраль / 2018
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, ребенок, здоровый образ жизни, педагог, образовательное учреждение, физическое воспитание, физическое развитие, оказание помощи, социальная сеть, физическая культура.

Похожие статьи

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание...

ребенок, детский сад, семья, родитель, физическая культура, физическое воспитание, мероприятие, игра, социальный опыт, физическое развитие. Взаимодействие дошкольного общеобразовательного... здоровый образ жизни, дошкольное учреждение, родитель, семья...

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

Физическая культура и физическое развитие тесно взаимосвязаны между собой и направлены на совершенствование функций формирующегося организма ребенка, полноценное развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков...

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста...

А в случае участия педагога, руководителя физического воспитания и родителей

Воспитание здоровых детей — один из самых главных вопросов семьи и дошкольного

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ...

Педагогические условия организации физического воспитания...

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста... дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья. Физическая культура в дошкольном...

Реализация образовательной области «Физическое развитие»...

«Физическое развитие» — развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важные условия сохранения и укрепления здоровья детей. Среди всего многообразия средств и форм физического воспитания особое место занимает ритмическая гимнастика.

Психолого-педагогические основы физического развития личности

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид деятельности, физическое воспитание

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста... дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок...

Взаимодействие педагогов и родителей в сохранении...

Физическое воспитание дошкольника базируется на единстве цели, задач, средств, форм и методов работы и направлено на укрепление здоровья и физическое развитие детей. Целью физического воспитания является формирование потребности у детей в здоровом образе...

Организация форм и методов работы при реализации ООД...

Физическая культура — не только средство развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент, и средство духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника. Важнейшая роль в физическом...

Физическое воспитание и здоровый образ жизни обучающихся...

Ключевые слова: физическая культура, выпускники, здоровый образ жизни, приобщение к

Физическая культура является частью общей культуры, совокупностью достижений

Целью физического воспитания детей и подростков в школе состоит в том, чтобы содействовать...

Физическое воспитание школьника в семье | Статья в сборнике...

Всестороннее воспитание ребенка, развитие духовных и физических качеств и формирование его личности во многом зависят от

Участие родителей в физическом воспитании детей может выражаться в разных формах. Так, совместные игры взрослых с детьми в футбол...

Похожие статьи

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание...

ребенок, детский сад, семья, родитель, физическая культура, физическое воспитание, мероприятие, игра, социальный опыт, физическое развитие. Взаимодействие дошкольного общеобразовательного... здоровый образ жизни, дошкольное учреждение, родитель, семья...

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

Физическая культура и физическое развитие тесно взаимосвязаны между собой и направлены на совершенствование функций формирующегося организма ребенка, полноценное развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков...

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста...

А в случае участия педагога, руководителя физического воспитания и родителей

Воспитание здоровых детей — один из самых главных вопросов семьи и дошкольного

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ...

Педагогические условия организации физического воспитания...

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста... дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья. Физическая культура в дошкольном...

Реализация образовательной области «Физическое развитие»...

«Физическое развитие» — развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важные условия сохранения и укрепления здоровья детей. Среди всего многообразия средств и форм физического воспитания особое место занимает ритмическая гимнастика.

Психолого-педагогические основы физического развития личности

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид деятельности, физическое воспитание

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста... дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок...

Взаимодействие педагогов и родителей в сохранении...

Физическое воспитание дошкольника базируется на единстве цели, задач, средств, форм и методов работы и направлено на укрепление здоровья и физическое развитие детей. Целью физического воспитания является формирование потребности у детей в здоровом образе...

Организация форм и методов работы при реализации ООД...

Физическая культура — не только средство развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент, и средство духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника. Важнейшая роль в физическом...

Физическое воспитание и здоровый образ жизни обучающихся...

Ключевые слова: физическая культура, выпускники, здоровый образ жизни, приобщение к

Физическая культура является частью общей культуры, совокупностью достижений

Целью физического воспитания детей и подростков в школе состоит в том, чтобы содействовать...

Физическое воспитание школьника в семье | Статья в сборнике...

Всестороннее воспитание ребенка, развитие духовных и физических качеств и формирование его личности во многом зависят от

Участие родителей в физическом воспитании детей может выражаться в разных формах. Так, совместные игры взрослых с детьми в футбол...

Задать вопрос