Комплексная помощь семьям с детьми с ОВЗ в процессе реализации проекта «Моя семья — самая, самая…»
Авторы: Кабеева Людмила Юрьевна, Хромцова Светлана Александровна
Рубрика: Взаимодействие с родителями
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (20) март 2019 г.
Дата публикации: 06.03.2019
Статья просмотрена: 421 раз
Библиографическое описание:
Кабеева, Л. Ю. Комплексная помощь семьям с детьми с ОВЗ в процессе реализации проекта «Моя семья — самая, самая…» / Л. Ю. Кабеева, С. А. Хромцова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 3 (20). — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/118/4005/ (дата обращения: 13.12.2024).
Нам кажется недостаточным оставить детей в таком состоянии, в каком оно дано природой. Мы заботимся об их воспитании и обучении, чтобы хорошее стало лучшим, а плохое изменилось и стало хорошим…
Лукиан
Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Современное общество нуждается в восстановлении традиционных семейных ценностей, пропаганде здорового образа жизни. Очень важно, в эпоху инновационных технологий, огромного потока информации, не утратить связь между поколениями. Укреплению родственных связей способствует совместный досуг, а также совместное творчество, результаты которого можно продемонстрировать в социуме, поделиться опытом с другими участниками образовательного процесса и что-то взять себе на вооружение [1].
Одним из важных направлений в деятельности коррекционных учреждений является работа с семьями детей с ограниченными возможностями. Взаимодействию с родителями «особых» детей неслучайно уделяется достаточно большое внимание, так как для таких членов общества, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Родителям принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ограниченными возможностями здоровья как активных членов общества. Но многочисленные исследования (Г. Л. Аксарина, Н. Ю. Иванова, В. Н. Касаткин, Н. Л. Коваленко, А. Г. Румянцев и др.) свидетельствуют о том, что появление в семье особенного ребёнка нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат, супружеские отношения. К такому ребенку отношение в семье бывает разным. В одних семьях родители окружают ребенка чрезмерным вниманием, освобождают даже от посильных обязанностей, в других- ребенку отведена роль изгоя, в третьих- не желая мириться с особенностями развития своего малыша, родители преувеличивают его возможности [7].
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями в современном обществе чаще сводится к пассивному участию ребенка в праздничных мероприятиях, посещению заведений культуры и быта, не приспособленных к активному взаимодействию маломобильных групп населения. Исправить эту ситуацию на данный момент легче специализированным учреждениям, где инфраструктура подготовлена к приему «особой» категории воспитанников.
В теории и практике коррекционной педагогики и психологии идет поиск оптимальных способов взаимодействия с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время педагогами разработано большое количество систем и моделей работы с семьей.
Изучив опыт других учреждений, методическую литературу по этой проблематике, мы решили найти более эффективный способ взаимодействия с родителями на основе вариативной подготовленности каждой семьи, раскрывая ее творческий потенциал, расширяя границы общения между педагогами, родителями и детьми. Нами были оптимизированы стандартные способы взаимодействия с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, и разработан инновационный проект комплексной психолого-педагогической помощи семьям «Моя семья — самая, самая…».
Главной целью нашего проекта является самореализация родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями, через организацию совместной деятельности, расширение и обмен опытом семейного воспитания.
Задачи:
- Содействовать в организации комплексной помощи семье и ребенку с ограниченными возможностями для его оптимального развития и адаптации в обществе.
- Оказывать моральную и психологическую поддержку семьям, воспитывающим особого ребенка, создавать условия для максимального общения с людьми.
- Оптимизировать внутренние ресурсы семьи для воспитания ребенка- инвалида, содействовать формированию благоприятного микроклимата в семейных отношениях.
- Включать родителей в коррекционный процесс, осуществляемый силами педагогами центра.
- Содействовать распространению семейного опыта воспитания детей с ограниченными возможностями среди родительского коллектива.
- Организовать психолого-педагогическое просвещение среди родителей по проблемам общения, развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья посредством встреч, консультирования, проведения семинаров- практикумов, круглых столов, мастер-классов, тренингов, праздников, выставок, направленных на их социальную реабилитацию и развитие их коммуникативных навыков.
Мы предполагаем, что деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешна лишь в том случае, если они станут партнерами. Это позволит увидеть своего ребенка в разных ситуациях, лучше его узнать и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей.
Система взаимодействия с родителями состоит из определенных этапов:
- Предварительный (индивидуальная беседа, анкетирование, интервью, родительское собрание).
- Основной (стендовая информация, выставка семейных фотографий, индивидуальные консультации, акции, дидактические игры, беседы, цикл семейных мероприятий).
- Завершающий (фотоколлаж, портфолио, вручение грамот, «круглый стол»)
Предварительный этап работы над проектом предполагал знакомство с каждой семей, выявление семейных традиций и увлечений. Для достижения данной цели были проведены индивидуальные беседы с родителями, анкетирование с опросом об увлечениях членов семьи, составлен социальный паспорт каждой семьи. Родительское собрание «Давайте познакомимся» позволило обобщить сведения о семьях, обсудить план работы на год, выделить направление деятельности каждой семьи по интересам. Итогом предварительного этапа было составление перспективного плана работы над проектом, в котором каждый месяц года был посвящен какой-либо семье, ее увлечениям. Учитывая интересы и традиции семей наших воспитанников, мы выделили направления для самореализации детей и их родителей — творческое, музыкальное, спортивное, развлекательное, кулинарное.
Основной этап включал в себя непосредственную индивидуальную работу с каждой семьей. Чтобы сплотить усилия педагогов и родителей, повысить их компетентность, обучить практическим навыкам, обеспечить преемственность в реабилитации, нами предлагались различные варианты взаимодействия с семьей. Раскрывая особенности каждой семьи, ее индивидуальность мы организовывали комплекс мероприятий: интервью, в котором родители делились опытом семейных традиций по предложенной ими тематике и выставку фотографий семейных увлечений, а также индивидуальные беседы с родителями по освоению практических приемов работы с детьми: «Изготовление поделки из подручного материала», «Развитие сенсорных возможностей», «Овладение навыками совместной развлекательной деятельности», «Способы росписи козуль», «Овладение практических действий по приготовлению блюд из фруктов», «Обучение родителей игровым приемам подвижных игр», «Знакомство с приемами взаимодействия с собаками», «Обучение навыкам проведения детского праздника».
В целях повышения педагогической грамотности родителей нами была разработана серия буклетов и стендовой информации, такие как: «Как привить ребенку интерес к продуктивным видам деятельности», «Расширение представлений о пользе фруктов, разнообразия блюд из них», «Знакомство с традициями встречи Рождества», «Как привить ребенку интерес к пению», «Организация двигательного режима ребенка с ОВЗ в домашних условиях», «Животные — наши лучшие друзья», «Взаимодействие с детьми ОВЗ в совместных играх — хороводах. Предлагались также памятки: «Пальчиковые игры», «Обучение родителей навыкам использования фруктов в различных дидактических играх», «Продукты для ума», «Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ», «Подарки для мальчиков и девочек, какие они?» «Колядки и гадания для детей».
В конце каждого календарного месяца одна из семей делилась своим опытом воспитания, демонстрировала совместные таланты и увлечения. Это проходило в форме какого-либо досуга (мастер-класс, развлечение, спортивная тренировка). Выбор формы проведения определялся из целей и задач мероприятия. Каждой из семей хотелось показать что-то свое, интересное, запоминающееся.
Семья Коли определила себя как самая творческая, в связи с этим мамой ребенка был проведен мастер- класс «Подарки от ежика», котором изготовили пособие для комнаты альтернативной коммуникации. Семья Иры обозначила себя как самая спортивная, поэтому детям и родителям была представлена настоящая тренировка по каратэ. Папа девочки познакомил с приветствиями, показал приемы каратэ, провел спортивную эстафету и другие веселые подвижные игры. Семья Кати показала себя такими «кулинарами», что их «Фруктовое ассорти» было отмечено в областной газете. Семья Светы организовала дог-шоу «Я и моя собака», так как их семейное увлечение — разведение собак. Родителями девочки был приглашен кинолог вместе со своими питомцами, которая рассказала, как нужно ухаживать за животными, чтобы они были здоровыми и добрыми к людям. Собаки, под руководством опытного собаковода, показывали выполнение различных команд, а потом катали детей на санках. Семьей Димы, как самой музыкальной, был организован концерт для родителей и детей, а семья Ромы (самая веселая) взяла на себя проведение развлечения «Колядки». Праздник «День именинника» с театральным представлением стал заключительным мероприятием, которое подготовила семья Севы.
Завершающий этап работы предполагал оформление портфолио каждой семьи, в которое вошли фотографии мероприятий, грамоты и прочие материалы проекта. В проекте «Моя семья — самая, самая…» нам удалось успешно реализовать разнообразные формы организации взаимодействия с семьями и раскрыть множество увлечений и талантов родителей и детей.
Таким образом, мы считаем, что проект «Моя семья — самая, самая».. оказался эффективным средством взаимодействия с семьями, способом самореализации родителей, которые показали свои умения и возможности, приобщились к жизни реабилитационного центра, научились взаимодействовать как между собой, так и с другими семьями детей с ограниченными возможностями здоровья. Надеемся, что этот опыт будет им полезен при переходе в другое образовательное учреждение и пригодится в любых жизненных ситуациях.
Литература:
- Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательского опыта родителей // Дошкольное воспитание. — 2004. -.№ 9. — С. 52- 58.
- Бутырина Н. М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей // Учебно-методическое пособие. — Белгород: Белгородский государственный университет, 2004–177 с.
- Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. — 2004. -.№ 1. — С. 60- 68.
- Прочухаева. М., Самсонова Е. Инклюзивное образование. Методические рекомендации по организации инклюзивно- образовательного процесса в детском саду. — М.: Школьная книга, 2010. — 240 с.
- Добровольская Т. А., Шабалина Н. Б. Инвалид и общество: социальная интеграция // Социологические исследования. — 1991. — № 5.
- Стребелева Е. А., Закрепина А. В. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология. — 2005. — № 1.
- Качалова И. В. Партнёрство дошкольного учреждения и семьи как условие социализации детей с ограниченными возможностями здоровья // Практика инклюзивного образования в Самарском регионе». — 2018 — № 4. — С. 14.