Чтение художественной литературы как один из механизмов речевого развития для детей с ограниченными возможностями развития | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (20) март 2019 г.

Дата публикации: 04.03.2019

Статья просмотрена: 132 раза

Библиографическое описание:

Попова, И. Г. Чтение художественной литературы как один из механизмов речевого развития для детей с ограниченными возможностями развития / И. Г. Попова, Е. Г. Михайлова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 3 (20). — С. 16-20. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/118/3997/ (дата обращения: 25.04.2024).



Ключевые слова: образовательная деятельность, речевое развитие, развитие интереса, активный словарь, пассивный словарь, речевая активность, книга, чтение.

Чтение — это окошко, через которое

дети видят и познают мир и самих себя.

В. А. Сухомлинский

В самом раннем детстве ребёнок входит в мир большой литературы. Ещё не умея читать, он слышит от мамы колыбельные песенки, потешки, сказки. Часто ли мы, педагоги, задаем себе вопрос: «Что принесет книга ребенку? Чему научит?». В мире компьютеров, электронных книг и игр печатная книга не должна потеряться и отодвинуться на дальнюю полку.

В современном обществе дошкольное учреждение признано социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс. Однако существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка с ОВЗ в социальное пространство. Как помочь ребёнку с ограниченными возможностями стать полноценным членом общества? Нарушение речи у таких детей создает дополнительные трудности в их социальной адаптации и установлении взаимоотношений с окружающими людьми. И роль книги в решении этой задачи переоценить невозможно. Для многих детей мир открывается именно через книгу. Книга восполняет дефицит доброты, помогает побороть чувство одиночества, неуверенности в себе, сближает взрослых и детей. Книга — это не только способ получить знания, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания.

С помощью книги ребёнок с ОВЗ учится общаться с другими детьми, книга подарит ребёнку новые стимулы, откроет перед ним новые горизонты. Для ребенка с ОВЗ детский коллектив является самым мощным ресурсом развития. Театрализация по мотивам прочитанного, выступает как игровая форма, объединяющая театр и книгу, педагогов и детей, создает возможности для развития и удовлетворения творческих и познавательных потребностей. Невозможно научить общаться со сверстниками, изолировав от них. От того, как станут относиться к ребенку другие дети, во многом будут зависеть его отношение к жизни и душевное состояние. Совместное выступление в инсценировках детей с разным уровнем возможностей позитивно и эффективно по следующим причинам: дети учатся взаимодействовать друг с другом и получают опыт взаимоотношений.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, содержание адаптированной программы МБДОУ комбинированного вида детский сад «Ёлочка» («…обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей»). Данная программа содержит особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Задачи по ознакомлению с художественной литературой определены в образовательной области «Речевое развитие».

У детей с интеллектуальной недостаточностью неустойчивое внимание, слабо развита память, наглядно-действенное мышление, нарушена речь, поэтому им сложно рассказывать сказки, короткие рассказы, стихотворения. В своей работе часто используем театрализованные игры по сюжетам сказок, которые помогают детям понять их смысл, характеры персонажей и их поступки.

Учитывая комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, мы составили планирование совместной деятельности взрослого и ребенка.

Совместная деятельность взрослого и ребенка образовательная область «Речевое развитие» («В мире книги»). Возраст 3–5 лет

Сентябрь

Лексическая тема: «Овощи, фрукты».

Образовательная деятельность:

1. Тема: Чтение русской народной сказки «Репка».

Цель: Создать условия для развития интереса детей к чтению.

Задачи: способствовать развитию пассивного и активного словаря на основе расширения представлений детей о русских народных сказках.

2. Тема: Рассказывание русской народной сказки «Репка» (настольный театр)

Цель: Создать условия для речевого развития в процессе рассказывания сказки «Репка».

Задачи: создать условия для стимулирования речевой активности, обеспечить условия для развития интереса детей к театральным играм, способствовать обогащению активного и пассивного словаря.

Октябрь

Лексическая тема: «Осень».

Образовательная деятельность:

  1. Тема: Ознакомление с малыми фольклорными формами: потешка «Водичка — водичка».

Цель: Создать условия для формирования интереса к устному народному творчеству.

Задачи: создать условия для развития двигательных навыков, умение выражать эмоциональное состояние; стимулировать речевую активность.

  1. Тема: Чтение стихотворения Е.Трутневой «Осень».

Цель: Создать условия для развития интонационной культуры речи.

Задачи: способствовать развитию пассивного и активного словаря на основе расширения представлений детей о простейших явлениях природной действительности; обеспечить условия для развития интереса к чтению; создать условия для поддержки детей рассказывать стихотворение самостоятельно.

Лексическая тема: «Детский сад».

Образовательная деятельность:

  1. Тема: Чтение стихотворений А.Барто из цикла «Игрушки» («Мячик», «Лошадка», «Зайка»).

Цель: Создать условия для речевого развития в процессе чтения стихотворений А.Барто из цикла «Игрушки».

Задачи: способствовать развитию желания детей интонационно выразительно рассказывать наизусть знакомые стихотворения, обеспечить условия для развития слухового внимания и памяти.

  1. Тема: Ознакомление с малыми фольклорными формами: потешка «Наша Маша»

Цель: Создать условия для речевого развития в процессе рассказывания потешки посредством выкладывания иллюстраций к потешке.

Задачи: создать условия для стимулирования речевой активности; способствовать развитию зрительного внимания.

Ноябрь

Лексическая тема: «Одежда — обувь».

Образовательная деятельность:

  1. Тема: Знакомство с малыми фольклорными формами: потешка «Валенки».

Цель: Создать условия для ознакомления с малыми фольклорными формами.

Задачи: способствовать развитию пассивного и активного словаря на основе расширения представлений детей об одежде и обуви, развитию памяти вниманию.

  1. Тема: Чтение стихотворения Н. Саконской «Где мой пальчик?».

Цель: Создать условия для речевого развития в процессе чтения стихотворения «Где мой пальчик?».

Задачи: создать условия для ознакомления детей с предметом «варежка», обеспечить условия для стимулирования речевой активности; способствовать развитию памяти, внимания.

Лексическая тема: «Мебель, посуда»

Образовательная деятельность:

  1. Тема: Чтение сказки Л. Толстого «Три медведя».

Цель: Создать условия для эмоционального восприятия

содержания сказки.

Задачи: способствовать развитию пассивного и активного словаря в процессе чтения сказки «Три медведя»; создать условия для развития интереса к чтению русских народных сказок.

  1. Тема: Рассказывание сказки Л. Толстого «Три медведя» (моделирование)

Цель: Создать условия для речевого развития в процессе рассказывания сказки «Три медведя».

Задачи: создать условия для стимулирования речевой активности, создать условия для формирования умения составлять простые предложения по сюжетной картинке, способствовать развитию интереса детей к театральным играм.

Декабрь

Лексическая тема: «Зимушка — зима»

Образовательная деятельность:

  1. Тема: Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Цель: Создать условия для развития интереса к русским народным сказкам.

Задачи: создать условия для развития интереса к чтению, желание рассматривать иллюстрации в детских книжках, способствовать формированию умения составлять простые предложения по сюжетной картинке, обеспечить условия для развития слухового внимания, памяти.

  1. Тема: Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Цель: Создать условия для речевого развития в процессе рассказывания сказки «Заюшкина избушка».

Задачи: создать условия для стимулирования речевой активности, способствовать обогащению активного и пассивного словаря, обеспечить условия для развития интереса детей к театральным играм.

  1. Тема: Чтение стихотворения С. Михалкова «Ёлка».

Цель: Создать условия для развития интереса к поэтическому слову.

Задачи: создать условия для развития речи в процессе рассказывания стихотворения «Ёлка» (с помощью взрослого); способствовать обогащению активного и пассивного словаря, развитию памяти, внимания.

  1. Тема: Чтение стихотворения Я. Акима «Ёлка наряжается»

Цель: Создать условия для речевого развития в процессе чтения стихотворения «Ёлка наряжается»

Задачи: создать условия для поддержки желания детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение «Ёлка наряжается» (с помощью взрослого); способствовать обогащению активного и пассивного словаря; обеспечить условия для развития слухового внимания и памяти.

Январь

Лексическая тема: «Домашние животные»

Образовательная деятельность:

  1. Тема: Знакомство с малыми фольклорными формами: потешка «Кисонька — мурлысонька», потешка «Идёт коза рогатая».

Цель: Создать условия для формирования интереса к устному народному творчеству.

Задачи: способствовать развитию пассивного и активного словаря на основе углубления и расширения представлений детей о потешках; создать условия для поддержки желания детей интонационно выразительно рассказывать потешки.

Лексическая тема: «Дикие животные».

Образовательная деятельность:

  1. Тема: Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят».

Цель: Создать условия для развития интереса к чтению

сказок.

Задачи: создать условия для формирования восприятия наиболее ярких языковых средств в тексте; обеспечить условия для развития интереса к чтению; способствовать развитию памяти, внимания, воображения.

  1. Тема: Рассказывание русской народной сказки «Волк и семеро козлят» (моделирование).

Цель: Создать условия для речевого развития в процессе рассказывания сказки «Волк и семеро козлят».

Задачи: создать условия для стимулирования речевой активности; способствовать обогащению активного и пассивного словаря; обеспечить условия для развития интереса детей к театральным играм; способствовать развитию памяти, вниманию.

Лексическая тема: «Зимующие птицы»

Образовательная деятельность:

  1. Тема: Чтение стихотворения В. Жуковского «Птичка»

Цель: Создать условия для речевого развития в процессе чтения стихотворения «Птичка».

Задачи: способствовать обогащению активного и пассивного словаря; создать условия для поддержки желания детей самостоятельно рассказывать стихотворение; обеспечить условия для развития внимания, памяти.

Февраль

Лексическая тема: «Транспорт»

Образовательная деятельность:

  1. Тема: Чтение стихотворений А.Барто «Грузовик», «Самолёт».

Цель: Создать условия для речевого развития в процессе чтения стихотворений А.Барто «Грузовик», «Самолёт».

Задачи: способствовать развитию пассивного и активного словаря на основе расширения представлений детей о транспорте; создать условия для поддержки желания детей интонационно выразительно рассказывать знакомые стихотворения; обеспечить условия для развития внимания, памяти.

  1. Тема: Ознакомление с малыми фольклорными формами: потешка «Едем, едем на лошадке».

Цель: Создать условия для формирования интереса к устному народному творчеству.

Задачи: способствовать развитию пассивного и активного словаря на основе расширения представлений детей о потешках; создать условия для поддержки желания детей интонационно выразительно рассказывать наизусть знакомые потешки; обеспечить условия для развития интереса к театральным играм.

Лексическая тема: «Человек (здоровьесбережение)»

Образовательная деятельность:

  1. Тема: Чтение русской народной сказки «Курочка-ряба».

Цель: создать условия для эмоционального восприятия сказки.

Задачи: создать условия для развития интереса к чтению, желание рассматривать иллюстрации в детских книжках, способствовать формированию умения составлять простые предложения по сюжетной картинке, обеспечить условия для развития слухового внимания, памяти.

  1. Тема: Рассказывание русской народной сказки «Курочка-ряба» (настольный театр).

Цель: Создать условия для речевого развития в процессе рассказывания сказки «Курочка ряба».

Задачи: создать условия для стимулирования речевой активности, способствовать обогащению активного и пассивного словаря, обеспечить условия для развития интереса детей к театральным играм.

Март

Лексическая тема: «Дом. Семья»

Образовательная деятельность:

  1. Тема: Чтение русской народной сказки «Колобок».

Цель: Создать условия для развития интереса к чтению сказок.

Задачи: создать условия для формирования восприятия наиболее ярких языковых средств в тексте; обеспечить условия для развития интереса к чтению; способствовать развитию памяти, внимания, воображения.

  1. Тема: Инсценировка русской народной сказки «Колобок».

Цель: Создать условия для речевого развития в процессе театрализации сказки «Колобок».

Задачи: создать условия для стимулирования речевой активности; способствовать обогащению активного и пассивного словаря; обеспечить условия для самостоятельного выбора роли.

Лексическая тема: «Профессии»

Образовательная деятельность:

  1. Тема: Ознакомление с малыми фольклорными формами: потешка «Ладушки».

Цель: Создать условия для знакомства детей с русским фольклором.

Задачи: способствовать развитию пассивного и активного словаря на основе расширения представлений детей о профессии повар; создать условия для стимулирования речевой активности; способствовать развитию умения сочетать движение и речь; обеспечить условия для самостоятельного выбора роли.

  1. Тема: Чтение стихотворения С. Капутикян «Маша обедает».

Цель: Создать условия для эмоционального восприятия поэтического текста.

Задачи: создать условия для формирования умения понимать и оценивать характеры героев стихотворения; способствовать обогащению активного и пассивного словаря эмоционально оценочной лексикой.

Апрель

Лексическая тема: «Весна»

Образовательная деятельность:

  1. Тема: Чтение стихотворения И. Токмаковой «Весна».

Цель: создать условия для эмоционального восприятия стихотворения.

Задачи: способствовать развитию пассивного и активного словаря на основе расширения представлений детей о времени года «Весна»; обеспечить условия для развития интереса к чтению; создать условия для поддержки детей рассказывать стихотворение самостоятельно.

  1. Тема: Чтение стихотворения Д. Хармс «Кораблик».

Цель: Создать условия для речевого развития в процессе чтения стихотворения Д. Токмаковой «Кораблик»

Задачи: способствовать развитию пассивного и активного словаря на основе расширения представлений детей о сезонных явлениях на реке; создать условия для развития умения ориентироваться в группе; обеспечить условия для развития внимания, памяти, мелкой моторики.

Лексическая тема: «Растения»

Образовательная деятельность:

  1. Тема: Ознакомление с малыми фольклорными формами: потешка «На зелёном на лужку».

Цель: создать условия для знакомства детей с русским фольклором.

Задачи: способствовать обогащению активного и пассивного словаря; создать условия для стимулирования речевой активности; способствовать развитию умения сочетать движение и речь; обеспечить условия для развития внимания, памяти.

  1. Тема: Чтение стихотворения Е. Серовой «Одуванчик».

Цель: Создать условия для эмоционального восприятия стихотворения.

Задачи: способствовать развитию пассивного и активного словаря на основе расширения представлений детей о растениях; воспитывать любовь к природе через поэзию.

Май

Лексическая тема: «Наша Родина»

Образовательная деятельность:

  1. Тема: Чтение стихотворения А. Пришелец «Наш край».

Цель: Создать условия для речевого развития в процессе чтения стихотворения А. Пришелец «Наш край».

Задачи: способствовать развитию пассивного и активного словаря на основе расширения представлений детей о Родине; создать условия для поддержки желания детей самостоятельно рассказывать стихотворение; обеспечить условия для развития внимания, памяти.

  1. Тема: Чтение русской народной сказки «Маша и медведь».

Цель: Создать условия для эмоционального восприятия сказки.

Задачи: создать условия для развития интереса к чтению, желание рассматривать иллюстрации в детских книжках, способствовать формированию умения составлять простые предложения по сюжетной картинке, обеспечить условия для развития слухового внимания, памяти.

Лексическая тема: «Здравствуй, лето!»

Образовательная деятельность:

  1. Тема: Инсценировка русской народной сказки «Маша и медведь».

Цель: Создать условия для развития интереса к русским народным сказкам посредствам театрализации.

Задачи: создать условия для стимулирования речевой активности; способствовать обогащению активного и пассивного словаря; обеспечить условия для развития интереса детей к театральным играм; способствовать развитию памяти, вниманию.

  1. Тема: Чтение стихотворения Ю. Мориц «Ручеёк».

Цель: Создать условия для эмоционального восприятия и осознания поэтического текста.

Задачи: способствовать обогащению активного и пассивного словаря; способствовать развитию памяти, внимания; воспитывать любовь к природе через поэзию.

Литература:

  1. О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой» — М.: ТЦ Сфера. 2008. — 224с. (Программа развития.)
  2. Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н. Д. Соколова «Диагностика — развитие — коррекция» программа дошкольного образования «детей с интеллектуальной недостаточностью» — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2012. — 447с.
  3. Т. В. Бойко «Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития» — Волгоград: Учитель, 2012. — 100с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная деятельность, развитие интереса, речевое развитие, активный словарь, пассивный словарь, речевая активность, задача, русская народная сказка, Чтение стихотворения, основа расширения представлений детей.

Похожие статьи

Развитие активного словаря дошкольников посредством...

Для создания оптимальных условий развития активного словаря детей дошкольного возраста, мы используем проекты, которые проводятся как увлекательная игровая, творческая деятельность. Речевое развитие в интеграции с другими образовательными областями...

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством...

Проведение педагогических наблюдений показали, что в последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка...

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через...

Поэтому проблема речевого развития — одна из важнейших проблем воспитания детей дошкольного

У детей появился интерес к театру. Так как использование театрализованных игр на

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка.

Речевое развитие дошкольников с использованием словесных игр

Проявлением интеллектуальной активности в дошкольном возрасте является речевое развитие.

Основой речевого развития дошкольников с использованием словесных игр в программе является процесс развития и процесс творческой деятельности в игре.

Роль сказки в речевом развитии младших дошкольников

Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают образцы русского

В результате целенаправленной деятельности по речевому развитию младших

ребенок, сказка, речевое развитие, художественная литература, развитие речи, обр, книга...

Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников

Постепенно, с расширением круга представлений детей и развитием их речи, все

Речевая деятельность не может быть без познания, без освоения ребенком окружающего мира.

Игра является не только благоприятным условием для речевых проявлений детей дошкольного...

Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте

Развитию речевого творчества способствует и сочинительство сказок. Однако наблюдения показывают, что у многих детей достаточно низкий уровень развития речевого творчества и плохо развито воображение. Многие дети не владеют элементарными приемами...

Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое...

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие; развитие речевого творчества...

Развитие образности речи дошкольников средствами...

- расширять активный словарь детей; - развивать чувственное восприятие литературных произведений

Работа над выразительностью речи позволяет решать все задачи речевого развития ребенка.

Художественно-речевая деятельность детей в детском саду.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

расширение пассивного и активного словаря, – формирование связной речи детей

Задачи развития связной речи: Диалогическая речь. Вырабатывать у детей активную диалогическую позицию в общении со сверстниками посредством диалогических сказок.

Похожие статьи

Развитие активного словаря дошкольников посредством...

Для создания оптимальных условий развития активного словаря детей дошкольного возраста, мы используем проекты, которые проводятся как увлекательная игровая, творческая деятельность. Речевое развитие в интеграции с другими образовательными областями...

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством...

Проведение педагогических наблюдений показали, что в последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка...

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через...

Поэтому проблема речевого развития — одна из важнейших проблем воспитания детей дошкольного

У детей появился интерес к театру. Так как использование театрализованных игр на

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка.

Речевое развитие дошкольников с использованием словесных игр

Проявлением интеллектуальной активности в дошкольном возрасте является речевое развитие.

Основой речевого развития дошкольников с использованием словесных игр в программе является процесс развития и процесс творческой деятельности в игре.

Роль сказки в речевом развитии младших дошкольников

Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают образцы русского

В результате целенаправленной деятельности по речевому развитию младших

ребенок, сказка, речевое развитие, художественная литература, развитие речи, обр, книга...

Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников

Постепенно, с расширением круга представлений детей и развитием их речи, все

Речевая деятельность не может быть без познания, без освоения ребенком окружающего мира.

Игра является не только благоприятным условием для речевых проявлений детей дошкольного...

Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте

Развитию речевого творчества способствует и сочинительство сказок. Однако наблюдения показывают, что у многих детей достаточно низкий уровень развития речевого творчества и плохо развито воображение. Многие дети не владеют элементарными приемами...

Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое...

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие; развитие речевого творчества...

Развитие образности речи дошкольников средствами...

- расширять активный словарь детей; - развивать чувственное восприятие литературных произведений

Работа над выразительностью речи позволяет решать все задачи речевого развития ребенка.

Художественно-речевая деятельность детей в детском саду.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

расширение пассивного и активного словаря, – формирование связной речи детей

Задачи развития связной речи: Диалогическая речь. Вырабатывать у детей активную диалогическую позицию в общении со сверстниками посредством диалогических сказок.

Задать вопрос