Логопедический досуг «День родного языка» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (20) март 2019 г.

Дата публикации: 24.02.2019

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Токарева Е. А. Логопедический досуг «День родного языка» // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №3. — С. 58-63. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/118/3948/ (дата обращения: 18.09.2019).



Цельактуализировать знания детей о родном языке, особенностях речевой системы русского языка.

Задачи:

  1. Формировать понятие «родной язык», воспитывать у детей интерес к языкам;
  2. Упражнять детей в образовании новых слов;
  3. Актуализировать у детей словарь синонимов, антонимов, многозначных слов;
  4. Обогащать речь детей пословицами о языке;
  5. Развивать языковое чутье на примере нахождения скрытого смысла во фразеологизмах;
  6. Через участие в досуге помочь детям раскрепоститься, приобрести опыт публичных выступлений, обогатить воспитанников новыми эмоциями, доставить удовольствие;
  7. Формировать интегративные качества: любознательность, активность, самостоятельность.

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста (подготовительные к школе группы).

Оборудование: картинки-карточки, магнитная азбука, 2 магнитные доски.

Практическая значимость. Данное мероприятие помогает привлечь внимание дошкольников к родному языку, решать коррекционные и развивающие задачи.

Ведущий — учитель-логопед. Форма проведения — интеллектуальное соревнование между двумя командами, которое оценивает жюри. Оценка: за каждый правильный ответ каждой команде присуждается один балл, в случае неправильного ответа — ноль баллов, победившая команда выявляется путем простого подсчета баллов.

Ход логопедического досуга:

Приветствие:

Есть у каждого язык,

Что родной навеки,

Без родного языка

Нету человека!

Мы поём им, говорим,

С самого рожденья,

И к родному языку

Есть большое рвенье.

Каждый год 21 февраля в нашей стране отмечается Международный день родного языка. В мире существует очень много языков. (Отвечают дети)

— А в какой стране мы живём? (В России)

— Как называют жителей нашей страны? (русские).

— Ребята, на каком языке мы с вами говорим? (на русском).

— Как вы думаете, почему он называется русским? (говорят на нем русские)

А на каком языке говорят:

украинцы — украинском;

белорусы — белорусском;

поляки — польском;

немцы — немецком.

Я предлагаю вам сегодня, ребята, посоревноваться в знании русского языка. Команды, представьтесь (по очереди называются). Начнем наше соревнование зарядкой для ума 1 конкурс «Разминка». Отвечать надо быстро. Задание каждому представителю команды.

Разминка для ума, вопросы 1-й команде:

  1. Закончи предложение то, что мы слышим и произносим, это… (звук)
  2. Назови последний звук в слове «дом» (М)
  3. Назови первый звук в слове «кино» (Кь)
  4. Назови первый весенний месяц (март)
  5. Какой сегодня день недели? (вторник)
  6. Сколько слогов в слове «пенал»? (2)
  7. Чем отличаются слова «мышка», «мишка»? (звуки «И», «Ы»)
  8. Назови гласный звук в слове «танк»? (А)
  9. Сколько весенних месяцев? (три)
  10. Сколько звуков в слове «снег» (4).

Разминка для ума, вопросы 2-й команде:

  1. Закончи предложение: то, что мы видим и пишем, это… (буква)
  2. Назови первый звук в слове «сани» (С)
  3. Назови последний звук в слове «день» (Нь)
  4. Сколько слогов в слове «мышь» (1)
  5. Назови последний зимний месяц? (февраль)
  6. Какой последний день недели? (воскресенье)
  7. Назови гласный звук в слове «дочь» (О)
  8. Чем отличаются слова «день», «тень»? (согласные звуки Дь и ТЬ)
  9. Сколько месяцев в году? (12)
  10. Сколько звуков в слове «волк» (4)

2 конкурс «Слова— друзья». Назови по-другому (по 4 слова каждой команде)

  1. Конура — будка (слайд 6)
  2. Врач — доктор (слайд 6)
  3. Школьник — ученик (слайд 7)
  4. Еда — пища (слайд 7)
  5. Грустный — печальный (слайд 8)
  6. Храбрый — смелый (слайд 8)
  7. Красивая — прекрасная (слайд 9)
  8. Трусливый — пугливый (слайд 9)

3 конкурс«Замени букву».

Вызываются 2 команды к мольбертам. Перед ними слово: 5 слов ТОЧКА. Задание: прочитайте слово, замените первую букву в этом слове, чтобы получились новое слово, используя данный набор букв (Д, П, Б, М, К).

Слова: ДОЧКА, ПОЧКА, БОЧКА, МОЧКА, КОЧКА.

4 конкурс — Игра «Скажи наоборот»

Я буду говорить вам различные словосочетания, а вы скажите наоборот, то есть противоположное словосочетание по смыслу. (Каждой команде называется пять словосочетаний).

  1. Большой дом — маленький дом.
  2. Широкий ремень — узкий ремень
  3. Толстый шарф — тонкий шарф
  4. Горячий чай — холодный чай/напиток/сок
  5. Длинный ремень — короткий ремень
  6. Высокий забор — низкий забор
  7. Громкий плач — тихий плач/звук
  8. Веселый ребенок — грустный ребенок
  9. Птицы летят далеко — птицы летят близко
  10. Идет вперед — идет назад

5 конкурс«Многозначные слова».

Ребята, посмотрите, что изображено? Лук — растение и лук — оружие. Как называется слово, которое обозначает разные предметы? (многозначное слово).

Рис. 1 Многозначные слова

Задание: для вас на столах разложены картинки, встаньте в круг. Когда будет звучать музыка, вы бежите, как музыка заканчивается — берите картинку, найдите свою пару и объясните свой выбор, например, коса — прическа у девочки, коса — предмет, чтобы косить траву. Задание понятно? Тогда музыка!

6 конкурс— Конкурс капитанов.

Из каждой команды приглашается капитан. На 2 мольбертах написано по 1 слову. Задание: зачеркните одну букву в этом слове, и получится новое слово. На задание отводится ровно одна минута, время пошло (звук секундной стрелки часов).

Слова: КРОТ — РОТ, ГРОЗА — РОЗА.

7 конкурс«Пословицы».

Велик и могуч наш русский язык. Много в нем пословиц и поговорок, в которых отражена мудрость русского народа. Давайте проверим, знаете ли вы русские пословицы о языке. Я начну, а вы договаривайте:

Язык до Киева …. (доведёт)

Ешь пирог с грибами, а … (а язык держи за зубами)

За словом в карман… (не полезет)

Языком не спеши, ….. (спеши делом/ а делом не ленись)

А теперь вы назовите пословицы о русском языке. Игра между командами, кто больше назовет пословиц.

8 конкурс «Фразеологизмы».

Ребята, в русском языке много выражений, когда мы говорим одно, а имеем в виду совершенно другое. Такие выражения называются фразеологизмы. Например, что означает, когда мы говорим: «Прикуси язык?» — замолчи, «Живут как кошка с собакой?» — ссорятся, «Как кот наплакал?» — мало.

Задание: посмотрите на картинку, послушайте стихотворение и ответьте, что означают выражения.

  1. «Бежать сломя голову» — очень-очень быстро

Рис. 2. Бежать сломя голову

  1. «Глаза разбежались» — про человека, который не может выбрать что-то одно из многого

Рис. 3. Глаза разбежались

  1. «Считать ворон» — бездельничать, смотреть по сторонам, отвлекаться

Рис. 4. Считать ворон

  1. «Наврать с три короба» — очень много говорить, пообещать, наврать

Рис. 5. Наврать с три короба

  1. «Намотать на ус» — запомнить то, что может пригодиться в будущем

Рис. 6. Намотать на ус

  1. «Все в руках горит» — у человека все получается легко, без особых усилий

Рис. 7. Все в руках горит

Итоги: ребята, вы показали сегодня хорошие знания о родном языке. Пока жюри подсчитывает баллы, давайте отдохнем (физкультминутка).

Литература:

  1. Шашкина Г.Р, Логопедическая работа с дошкольниками \Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  2. Коноваленко В. В. Синонимы. Лексико-семантические тренинги для детей 6–9 лет. — М.: Издательство ГНОМ, 2016.
  3. Володина В. С. Альбом по развитию речи. — М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2012.
  4. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2013.
  5. интернет-ресурс: http://idi-k-nam.ru/post387791704
Основные термины (генерируются автоматически): слово, родной язык, русский язык, слайд, язык, команда, звук, последний звук, какой язык, гласный звук.

Похожие статьи

русский язык, родной язык, звук, родной язык учащихся...

«Корректировочно-фонетический курс русского языка» рассчитан на иностранных студентов среднего и продвинутого этапов обучения русскому языку, родным языком для которых является китайский язык. Как известно, китайский язык значительно отличается от русского...

Фонетика юкагирского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Одну из особенностей системы гласных звуков юкагирского языка составляет наличие фонемы (звука)ө. При произнесении этого звука язык находится в положении как приэ, а губы — как прио. Это звук встречается в начале слова и в первых слогах:өйльэ (нет), лөбөдэй (кашляет).

Звукоподражательные глаголы в языках разных групп

Русский — один из восточнославянских языков, входящих в славянскую ветку индоевропейских языков; туркменский — причисляется к

На основе данных сводных таблиц, здесь приводятся звукоподражательные глаголы из нескольких языков, обозначающие звуки, связанные с...

Сравнительно-сопоставительный анализ глаголов звучания

Основные термины (генерируются автоматически): калмыцкий язык, русский язык, глагол звучания, английский язык

китайский язык, слово, русский язык, звукоподражание, язык, звук, русский, фонетическая система языка, звучание слова, использование гласных.

Анализ фонетических систем английского и туркменского языков...

русский язык, родной язык, звук, родной язык учащихся, студент, язык, работа, процесс обучения, правильное произношение, английский язык. Некоторые особенности структуры слога в языке. слог, гласный, согласный, звук, открытый слог, вершина слога, иностранный...

Основные фонетические процессы и их проявление на примере...

Во французском языке произношение гласного звука как бы проникает в произношение согласного.

Безударные гласные в многосложных словах туркменского языка. Особенности фонетических процессов ассимиляции на материале французского и русского языков.

Обучение первоклассников грамоте с использованием...

Обратилась Глухота к гласным звукам, которые произносятся в слове ключик.

Какой звук произносится громче и протяжнее в этом слове? Давайте все вместе позовем: «Ключик!

А есть такие языки, в которых ударение всегда падает на последний гласный, как, например, во...

О сопоставительном изучении фонетических особенностей...

Передний вариант гласного [и] узбекского литературного языка в независимой позиции произносится сравнительно большим челюстным раствором, чем русский гласный [и], то есть русский гласный [и] более узкий звук, чем [и] узбекского литературного языка.

Падение редуцированных гласных и последствия этого процесса...

Русский язык во всём его многообразии, представляющий собой великое национальное

По своему происхождении гласные ъ и ь восходят к индоевропейским звукам: ъ к й (у краткому) и ь к

В зависимости от положения в слове звучание редуцированных гласных в древнерусском...

Сравнительный анализ фонетики английского и якутского языков

Каждый язык располагает определённым ограниченным числом звуков, из которых состоят все слова данного языка. Звуки произносятся в речи, а буквы служат для изображения звуков на письме. Знания фонетики необходимо при изучении языка, который является неродным.

Похожие статьи

русский язык, родной язык, звук, родной язык учащихся...

«Корректировочно-фонетический курс русского языка» рассчитан на иностранных студентов среднего и продвинутого этапов обучения русскому языку, родным языком для которых является китайский язык. Как известно, китайский язык значительно отличается от русского...

Фонетика юкагирского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Одну из особенностей системы гласных звуков юкагирского языка составляет наличие фонемы (звука)ө. При произнесении этого звука язык находится в положении как приэ, а губы — как прио. Это звук встречается в начале слова и в первых слогах:өйльэ (нет), лөбөдэй (кашляет).

Звукоподражательные глаголы в языках разных групп

Русский — один из восточнославянских языков, входящих в славянскую ветку индоевропейских языков; туркменский — причисляется к

На основе данных сводных таблиц, здесь приводятся звукоподражательные глаголы из нескольких языков, обозначающие звуки, связанные с...

Сравнительно-сопоставительный анализ глаголов звучания

Основные термины (генерируются автоматически): калмыцкий язык, русский язык, глагол звучания, английский язык

китайский язык, слово, русский язык, звукоподражание, язык, звук, русский, фонетическая система языка, звучание слова, использование гласных.

Анализ фонетических систем английского и туркменского языков...

русский язык, родной язык, звук, родной язык учащихся, студент, язык, работа, процесс обучения, правильное произношение, английский язык. Некоторые особенности структуры слога в языке. слог, гласный, согласный, звук, открытый слог, вершина слога, иностранный...

Основные фонетические процессы и их проявление на примере...

Во французском языке произношение гласного звука как бы проникает в произношение согласного.

Безударные гласные в многосложных словах туркменского языка. Особенности фонетических процессов ассимиляции на материале французского и русского языков.

Обучение первоклассников грамоте с использованием...

Обратилась Глухота к гласным звукам, которые произносятся в слове ключик.

Какой звук произносится громче и протяжнее в этом слове? Давайте все вместе позовем: «Ключик!

А есть такие языки, в которых ударение всегда падает на последний гласный, как, например, во...

О сопоставительном изучении фонетических особенностей...

Передний вариант гласного [и] узбекского литературного языка в независимой позиции произносится сравнительно большим челюстным раствором, чем русский гласный [и], то есть русский гласный [и] более узкий звук, чем [и] узбекского литературного языка.

Падение редуцированных гласных и последствия этого процесса...

Русский язык во всём его многообразии, представляющий собой великое национальное

По своему происхождении гласные ъ и ь восходят к индоевропейским звукам: ъ к й (у краткому) и ь к

В зависимости от положения в слове звучание редуцированных гласных в древнерусском...

Сравнительный анализ фонетики английского и якутского языков

Каждый язык располагает определённым ограниченным числом звуков, из которых состоят все слова данного языка. Звуки произносятся в речи, а буквы служат для изображения звуков на письме. Знания фонетики необходимо при изучении языка, который является неродным.

Задать вопрос