Составление рассказа по сюжетной картине «Наша семья» в старшей группе | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (19) февраль 2019 г.

Дата публикации: 05.02.2019

Статья просмотрена: 10402 раза

Библиографическое описание:

Курмакаева, Г. З. Составление рассказа по сюжетной картине «Наша семья» в старшей группе / Г. З. Курмакаева, Т. М. Кобылянская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 2 (19). — С. 74-76. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/115/3918/ (дата обращения: 25.04.2024).



Семья! Что может быть теплее, ближе, роднее, дороже для маленького человека? «Дерево держится корнями, а человек семьей».

Цель: развитие связной речи.

Задачи:

  1. Образовательная: обогащать и активизировать словарь детей; помогать дошкольникам точно характеризовать предмет, правильно строить предложения, обучать детей понимать содержание картины, учить детей придумывать события, предшествующие изображенным событиям.
  2. Развивающая: развивать у детей умение составлять рассказ коллективно; развивать зрительское восприятие, внимание, воображение, словесно-логическое мышление.
  3. Воспитательная: воспитывать заботливое отношение к членам своей семьи.
  4. Предварительная работа: беседы о семье и ее членах, рассматривание семейных альбомов, сюжетных картин, чтение рассказов, сюжетно-ролевые и дидактические игры, стихотворений, пословиц, загадок, поговорок о семье.

Оборудование: магнитная доска, сюжетная картина «Наша семья», индивидуальные карточки.

Ход занятия:

  1. Организационный этап, создание положительного настроя на организованную образовательную деятельность

Воспитатель: Собрались все дети в круг,

Я — твой друг и ты — мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

— Как вас ласково называют дома?

— Ребята, сегодня мы с вами поговорим о самом дорогом, что есть у человека, о близких людях, родном доме.

Это наш уютный дом,

Всей семьей мы в нем живем!

В нем тепло, любовь и ласка,

Жизнь похожа в нем на сказку…

Игра «Подбери признаки идействия»

Мама (какая?) — умная, добра, красивая, нарядная, трудолюбивая, заботливая…

— Мама (что делает?) — заботится, готовит, помогает, работает, стирает…

Папа (какой?) — сильный, добрый, умный, заботливый, спортивный, надежный…

Папа (что делает?) — работает, заботится, помогает, водит, плавает…

  1. Введение втему

Воспитатель: Укаждого человека должна быть семья, где все заботятся друг о друге и помогают друг другу. Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы — самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе.

У каждого на свете

Должны быть папа с мамой –

У тех, кто всех послушней,

И непослушных самых.

У каждого на свете

Должны быть братья, сестры…

Чтоб жизнь была веселой

И от улыбок пестрой.

У каждого на свете,

Детишек, птиц, зверья,

Должны быт те, кто дорог –

Родимая семья!

У каждого на свете

Должны быть папа с мамой,

Семья большое счастье –

Подарок самый-самый!

— Сегодня мы поговорим о семье, которая изображена на картине, и составим рассказ о ней.

  1. Беседа по сюжетной картине

Кто изображен на этой картине?

— Как можно назвать их одним словом?

— Как вы думаете, какое время суток изображено на этой картине? Почему?

— Назовите всех членов семьи.

— Чем они занимались до того, как собрались вместе?

— Чем заняты члены семьи сейчас?

— Какое настроение у взрослых и детей?

— Какая это семья? (большая, дружная, веселая…)

— Какое название можно дать этой картине?

  1. Игра «Дополни предложение»

Воспитатель: Сейчас поиграем в игру «Дополни предложение». И дополнять будем словом «семья».

− У меня дружная … (семья)

− Я не смогу жить без своей дружной … (семьи)

− Я благодарна своей дружной … (семье)

− Я люблю свою дружную … (семью)

− Я горжусь своей дружной … (семьей)

− Я расскажу вам о своей дружной … (семье)

  1. Составление рассказа

Воспитатель: А теперь, ребята, будем составлять рассказ по картине. Еще раз внимательно рассмотрите картину. И подумайте, с чего вы начнете рассказ.

Ответы детей сравниваются, из них отбирается наиболее подходящий. Воспитатель предлагает начать рассказ с того, что происходило до того, как семья собралась вместе, чем они заняты сейчас, и хорошо ли жить в такой семье. Уточняет, что говорить будут по очереди: один начинает, а другие продолжают и заканчивают. Потом дети придумывают название рассказа («Семья», «Дружная семья», «Все дома» …)

Заслушивается один рассказ.

  1. Физкультминутка «Семья»

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать: (указательным пальчиком пересчитывают)

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я –

Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальчики на руке)

  1. Самостоятельное рассказывание

Сначала дети рассказывают по цепочке, потом 2 ребенка рассказывают самостоятельно.

Примерный текст:

Семья

Папа и мама вернулись с работы. По дороге они забрали Ксюшу из детского сада. Максим пришел из школы. Дома их радостно встретили бабушка и дедушка. Они пригласили всех к столу. После вкусного ужина каждый занялся своим любимым делом. Бабушка села в кресло и принялась вязать внучке шарфик. Ксюша села рядом на стульчик и стала читать. Дедушка решил покормить рыбок. Максим с папой стали играть в шахматы. Мама хотела почитать книгу, но заинтересовалась их игрой. Как замечательно жить в такой семье!

  1. Работа по индивидуальным карточкам

Воспитатель хвалит детей за рассказы, убирает картину. Дети переворачивают индивидуальные карточки. Воспитатель читает загадку:

Две матери, две дочери

Да бабушка с внучкой,

А всего их трое.

Задание:

Покажите на рисунке:

— Где две матери?

— Где две дочери?

— Где бабушка и внучка?

  1. Итог занятия, рефлексия

Воспитатель:

Что мы сегодня делали на занятии?

— Назовите всех членов семьи, о которой составляли рассказ?

— Кто самый старший в семье?

— А кто самый младший?

— Какая это семья?

Литература:

  1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа (от 5до 6 лет)
  2. Шорыгина Т. А. Моя семья (Детям о самом важном). Методическое пособие.
  3. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты.
  4. Стихотворение Натали Симоний «Семья — большое счастье» (из интернет пространства)
Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, воспитатель, картина, рассказ, член семьи, друг, игра, мама, сюжетная картина.

Похожие статьи

Проект «Моя семья». 2-я младшая группа (3–4 года)

Составление с детьми рассказов о членах семьи: «Моя семья».

Основные термины (генерируются автоматически): художественная литература, член семьи, ребенок, семья, игра, друг друга, генеалогическое древо, мой проект, перспективный план, бабушка.

Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому...

В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге. Работа над проектом имеет большое

Родителям провести беседы с детьми об истории своей семьи; «Семейный герб», эмблему

Родителям вместе с детьми подготовить рассказ «Наши семейные увлечения»; Родителям...

Совместная работа родителей и детей в рисовании

В семье закладываются семена добра и любви к людям, именно в ней ребенок получает первые уроки любви к ближним, уважения.

Словесный метод включает в себя беседу, рассказ. Репродуктивный метод — это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей.

Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению...

Дети испытывают значительные затруднения при составлении рассказа по серии сюжетных картин.

При обучении составлению рассказа по серии сюжетных картин ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.

ООД по развитию речи «Маша готовится к школе»...

Оборудование: презентация, сюжетная картинка по теме «Труд людей весной», аудиозапись с песней Маши, карточки с животными и их детенышами, схемы для составления предложений, карточки- анаграммы, карточки-смайлики, интерактивное задание «Собери портфель». Ход ООД

Конспект ООД «Ознакомление с окружающим миром» в средней...

Продолжать формировать представления детей о семье, ее членах.Учить правильно, называть всех членов семьи.

Дети:Семья — это мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.

Воспитатель помогает детям составлять рассказ осемье, задавая наводящие вопросы.

Социальное развитие детей дошкольного возраста через...

Коллективная игра не возможна без общения детей друг с другом.

Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, процесс игры, роль, воспитатель, окружающий мир...

Интегрированное занятие в средней группе по теме: «Семья»

Расширить представление детей о семье, уточнить понятие «семья», «родственники». Учить счёту, пространственной ориентировке.

Учить детей составлять рассказ на тему «Моя семья» с помощью схемы. Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.

Изучение родословной детьми дошкольного возраста в контексте...

Требованиями современности определена важность ориентации личности на систему семейных ценностей, традиций, приоритет семьи и детей.

Составление родословной – это такой вид деятельности, который способен увлечь не только детей, но и захватить всех членов их семьи.

Гендерная социализация дошкольников | Статья в сборнике...

Важно, чтобы у воспитателя и детей складывались теплые отношения, которые позволяют ребенку правильно, без страха ориентироваться в этом сложном мире.

Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития... Учет гендерных особенностей дошкольников...

Похожие статьи

Проект «Моя семья». 2-я младшая группа (3–4 года)

Составление с детьми рассказов о членах семьи: «Моя семья».

Основные термины (генерируются автоматически): художественная литература, член семьи, ребенок, семья, игра, друг друга, генеалогическое древо, мой проект, перспективный план, бабушка.

Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому...

В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге. Работа над проектом имеет большое

Родителям провести беседы с детьми об истории своей семьи; «Семейный герб», эмблему

Родителям вместе с детьми подготовить рассказ «Наши семейные увлечения»; Родителям...

Совместная работа родителей и детей в рисовании

В семье закладываются семена добра и любви к людям, именно в ней ребенок получает первые уроки любви к ближним, уважения.

Словесный метод включает в себя беседу, рассказ. Репродуктивный метод — это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей.

Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению...

Дети испытывают значительные затруднения при составлении рассказа по серии сюжетных картин.

При обучении составлению рассказа по серии сюжетных картин ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.

ООД по развитию речи «Маша готовится к школе»...

Оборудование: презентация, сюжетная картинка по теме «Труд людей весной», аудиозапись с песней Маши, карточки с животными и их детенышами, схемы для составления предложений, карточки- анаграммы, карточки-смайлики, интерактивное задание «Собери портфель». Ход ООД

Конспект ООД «Ознакомление с окружающим миром» в средней...

Продолжать формировать представления детей о семье, ее членах.Учить правильно, называть всех членов семьи.

Дети:Семья — это мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.

Воспитатель помогает детям составлять рассказ осемье, задавая наводящие вопросы.

Социальное развитие детей дошкольного возраста через...

Коллективная игра не возможна без общения детей друг с другом.

Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, процесс игры, роль, воспитатель, окружающий мир...

Интегрированное занятие в средней группе по теме: «Семья»

Расширить представление детей о семье, уточнить понятие «семья», «родственники». Учить счёту, пространственной ориентировке.

Учить детей составлять рассказ на тему «Моя семья» с помощью схемы. Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.

Изучение родословной детьми дошкольного возраста в контексте...

Требованиями современности определена важность ориентации личности на систему семейных ценностей, традиций, приоритет семьи и детей.

Составление родословной – это такой вид деятельности, который способен увлечь не только детей, но и захватить всех членов их семьи.

Гендерная социализация дошкольников | Статья в сборнике...

Важно, чтобы у воспитателя и детей складывались теплые отношения, которые позволяют ребенку правильно, без страха ориентироваться в этом сложном мире.

Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития... Учет гендерных особенностей дошкольников...

Задать вопрос