Педагогический опыт по совершенствованию процесса воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (19) февраль 2019 г.

Дата публикации: 27.01.2019

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Марадудина О. В., Исаева С. М. Педагогический опыт по совершенствованию процесса воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №2. — С. 10-13. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/115/3891/ (дата обращения: 15.09.2019).



Современное гражданское воспитание является одним из важнейших элементов системы образовательной работы. Разработка системы гражданского воспитания детей и сегодня является актуальной. Это происходит из-за того, что данный процесс затянулся в связи со сложностями не только финансового, но и правого, организационного, технологического и методического характера.

Анализ результатов воспитательной работы в детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ д/с № 25 «Умка» и МБДОУ д/с № 29 «У Лукоморья» г. Саяногорска, проведенный нами с целью определения уровня сформированности гражданственности у старших дошкольников, показал не высокие результаты. Также нами было выявлено, что в работе по формированию гражданственности у старших дошкольников не в полном объеме реализуются следующие педагогические условия: применение инновационных проектных методов, эвристическая и развивающая среда в детском саду и в семье, тесное взаимодействие воспитателей детского сада с членами семьи ребенка, готовность педагогов и родителей к решению проблем воспитания гражданственности детей. Данные факты свидетельствовали об актуальности исследований по данному вопросу, и доказали наличие необходимости осуществления работы, направленной на решение всего комплекса проблем гражданского воспитания. В связи с этим нами был разработан план педагогической деятельности по совершенствованию педагогических условий с целью повышения уровня гражданского воспитания у детей дошкольного возраста сроком на один учебный год.

Для повышения качества воспитания основ гражданственности у детей ДОУ нами был поставлен ряд следующих задач:

− правильный подбор подходящей методической литературы и пособий для педагогов, художественной детской литературы, организация ознакомительных экскурсий, создание предметно-развивающей среды в группе.

− воспитание чувства симпатии к «малой родине», родному дому, своим близким, детскому саду.

− формирование у дошкольников любви к родному краю через приобщения его к природе, культуре и национальным традициям.

− формирование фундаментальных знаний и представлений о России, как о родной стране, о ее особенностях.

− воспитание интегративных компонентов гражданственности и уважения к российской культуре средствами эстетического воспитания: музыка, художественная деятельность, чтение литературы.

Реализация педагогических задач осуществлялась в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами посредством интеграции образовательных областей и разных видов детской деятельности, это способствовало эффективному освоению детьми представлений о своей стране, родном крае. Задачи гражданского воспитания выполнялись в следующих видах детской деятельности:

Игровая деятельность, позволяющая ребенку ощутить себя полноценным членом гражданского общества. В игровой деятельности у ребенка возникает уверенность в собственных силах, в возможности достичь реальный результат.

Исследовательская деятельность, позволяющая ребенку самостоятельно решать поисковые задачи или опровергать собственные представления.

Изобразительная деятельность, которая позволяет ребенку с помощью творческой деятельности, фантазии приобщиться к миру взрослых, узнать его и участвовать в нем.

Предметная деятельность, удовлетворяющая интеллектуальные потребности ребенка в конкретный период и позволяющая ориентироваться в окружающем мире.

Наблюдение как деятельность, обогащающая опыт ребенка, стимулирующая развитие интеллектуальных интересов, закрепляющая социальные качества.

Коммуникативная (общение) деятельность, которая обеспечивает взаимодействие взрослого и ребенка, удовлетворяющее разнообразные желания ребенка в эмоциональной близости со взрослым, в его поддержке и признании.

Проектная деятельность, развивающая самостоятельность ребенка, обеспечивающая объединение в интеграции разнообразных видах деятельности.

Конструктивная деятельность, позволяющая формировать творческие мыслительные процессы, воображение, механизмы управления собственным поведением.

Работа с дошкольниками была организована с учетом положений базовой программы детского сада, методических требований, регламентирующих воспитание у детей начальных свойств гражданственности.

В педагогической деятельности мы воспитывали у детей бережное отношение к общественным ценностям, материальному добру, к природе родного края. В этом мы применяли специальные методы: беседы, чтение художественной литературы, практическая деятельность. Так, в качестве экспериментальной деятельности по ознакомлению с историческим трудом российского народа на своем участке дети засеивали небольшую клумбу с землей озимой пшеницей, после ее созревания собрали урожай, с помощью взрослых изготавливали муку и пекли хлеб.

Таким образом, был реализован процесс формирования бережного отношения к результатам человеческого труда, воспитания любви к природе и стремления работать вместе со взрослыми, благоустраивая участок, двор, улицу.

В работе по гражданскому воспитанию был использованы следующие методы:

  1. Целевые прогулки и экскурсии за пределы ДОУ с фотоаппаратом для запечатления достопримечательностей города и последующего изготовления электронных фотоальбомов;
  2. Наблюдения за трудовой деятельностью горожан, за изменениями города, района, улицы, строящихся домов и т. п.);
  3. Беседы воспитателя с детьми в сочетании с показом наглядных иллюстраций нужных объектов;
  4. Использование средств коммуникативных технологий для просмотра детских диафильмов, сюжетных картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение);
  5. Разучивание с детьми народных песен, русских народных пословиц, поговорок, детских потешек, прослушивание фольклорных произведений из народного творчества;
  6. Приобщение детей к творчеству по народной декоративной росписи;
  7. Наблюдение за окружающим миром с целью развития детского художественного творчества.
  8. Привлечение детей к доступному общественно полезному труду, например, труд на клумбе детского сада, совместная деятельность с родителями по оформлению малых форм на территории детского сада и. т. д.);
  9. Стимулирование детей к проявлению собственной инициативы и положительного отношения к общественному порядку, за качественно выполненные общественно полезные поручения, за образцовое поведение в общественных местах;
  10. Применение продуктивной творческой деятельности (рисование, аппликацию, ручной труд) с целью закрепления знаний детей, приобретенных в результате занятий, формирования положительного отношения к окружающему миру, воспитания бережного отношения к результатам своего труда и труда других.
  11. Образцовый пример педагога, трепетно относящегося к своей работе, к детскому саду, к результатам деятельности воспитанников и принимающего активное участие в общественной жизни (необходимо учитывать, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция — самый сильнодействующий фактор воспитания.)

В процессе педагогической деятельности мы формировали у детей уважение к старшему поколению, в частности к ветеранам войны и труда, следующими методами:

− проводили беседы о героических поступках советских солдат в Великой Отечественной войне;

− устраивали тематические развлечения с приглашением пожилых лиц, в том числе ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда, ветеранов России.

Наша деятельность по воспитанию гражданственности прошла эффективно, так как в процессе работы была налажена система регулярного взаимодействия с родителями. Родители были не только помощниками в работе воспитателей детского сада, но и действенными участниками воспитания личности ребенка. Воспитание гражданина своей Родины является ответственной и сложной задачей, выполнение которой в дошкольном возрасте только начинается.

Таким образом, предпосылками для дальнейшей работы по гражданскому воспитанию и получения положительных результатов в этой области стали планомерная, систематическая работа, использование разнообразных инструментов воспитания в деятельности, объединение усилий детского сада и семьи, ответственность родителей за свои слова и поступки. Мы не ожидали от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Однако, в результате нашей педагогической работы многие дети научились оперировать знаниями о характерных признаках нашей страны, ее географии, природе, символике, им стали знакомы имена людей, прославивших нашу родину, они стали стремиться к приобретению знаний, были выучены стихи, песни патриотического содержания. В результате проведенной работы, мы считаем, что наши задачи выполнены в пределах, доступных дошкольному возрасту.

Литература:

  1. Зеленова, Н. Г. Мы живем в России. Гражданско — патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа): Пособие для воспитателей ДОУ / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2011. — 104 с.
  2. Князев А. М. Воспитание гражданственности. — М.: РАГС при Президенте РФ, 2006. — 246 с.
  3. Марадудина О. В. Педагогические условия формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения // Образование и воспитание. — 2015. — № 5. — С. 27–30.
  4. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. — 11-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 608 с.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, гражданское воспитание, ребенок, окружающий мир, родной край, педагогическая деятельность, бережное отношение, Великая Отечественная война, детская деятельность, дошкольный возраст.

Похожие статьи

Воспитание начал патриотизма и гражданственности детей...

патриотическое воспитание, ребенок, детский сад, беседа, родной край, окружающий мир, Кубань, воспитатель, воспитание патриотизма, Россия. Организация взаимодействия детского сада и семьи по... Была поставлена цель — вовлечь родителей в процесс патриотического...

Патриотическое воспитание дошкольников | Статья в журнале...

Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников.

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое

Великая Отечественная война, патриотическое воспитание, Калужская область, Россия, воспитание...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край...

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию — это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного...

Проблема гражданско-патриотического воспитания чрезвычайно актуальна на

Приобщение детей к патриотизму и гражданственности целесообразно уже в дошкольном

Родители должны стать для своих детей примером отношения к своему городу, к месту, где...

Организация взаимодействия детского сада и семьи по...

Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста всегда считалась важной

Дошкольный возраст — важнейший период становления личности, когда закладываются

От того какими глазами ребенок впервые увидит окружающее, что поразило его воображение...

Особенности воспитания патриотизма детей дошкольного...

Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся: детская игра, проектно — поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно-литературное творчество, общение, творческо-продуктивная деятельность, средства эстетического...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Воспитание патриотических чувств у ребенка начинается уже с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир, природу родного края. Но без помощи взрослого детям трудно понять, что город, село, лес, река, которые ребенок видит...

Система работы по воспитанию у детей любви и заботы...

Следует воспитывать у детей бережное отношение к общественному добру, к природе родного Мордовского края.

детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной поселок, Печенга, Россия, ознакомление дошкольников.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (опыт МБДОУ «Детский

Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Подготовительная группа.) /

Основные термины (генерируются автоматически): самар, Детский сад, ребенок, Великая...

Педагогические условия формирования гражданственности...

старший дошкольный возраст, родной край, ребенок, проектная деятельность, межнациональная толерантность, родная страна, детский сад, Саяногорск, гражданское воспитание детей, правовая культура.

Похожие статьи

Воспитание начал патриотизма и гражданственности детей...

патриотическое воспитание, ребенок, детский сад, беседа, родной край, окружающий мир, Кубань, воспитатель, воспитание патриотизма, Россия. Организация взаимодействия детского сада и семьи по... Была поставлена цель — вовлечь родителей в процесс патриотического...

Патриотическое воспитание дошкольников | Статья в журнале...

Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников.

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое

Великая Отечественная война, патриотическое воспитание, Калужская область, Россия, воспитание...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край...

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию — это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного...

Проблема гражданско-патриотического воспитания чрезвычайно актуальна на

Приобщение детей к патриотизму и гражданственности целесообразно уже в дошкольном

Родители должны стать для своих детей примером отношения к своему городу, к месту, где...

Организация взаимодействия детского сада и семьи по...

Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста всегда считалась важной

Дошкольный возраст — важнейший период становления личности, когда закладываются

От того какими глазами ребенок впервые увидит окружающее, что поразило его воображение...

Особенности воспитания патриотизма детей дошкольного...

Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся: детская игра, проектно — поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно-литературное творчество, общение, творческо-продуктивная деятельность, средства эстетического...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Воспитание патриотических чувств у ребенка начинается уже с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир, природу родного края. Но без помощи взрослого детям трудно понять, что город, село, лес, река, которые ребенок видит...

Система работы по воспитанию у детей любви и заботы...

Следует воспитывать у детей бережное отношение к общественному добру, к природе родного Мордовского края.

детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной поселок, Печенга, Россия, ознакомление дошкольников.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (опыт МБДОУ «Детский

Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Подготовительная группа.) /

Основные термины (генерируются автоматически): самар, Детский сад, ребенок, Великая...

Педагогические условия формирования гражданственности...

старший дошкольный возраст, родной край, ребенок, проектная деятельность, межнациональная толерантность, родная страна, детский сад, Саяногорск, гражданское воспитание детей, правовая культура.

Задать вопрос