Система работы учителя-логопеда дошкольного учреждения по формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (19) февраль 2019 г.

Дата публикации: 24.01.2019

Статья просмотрена: 2155 раз

Библиографическое описание:

Дыба, Л. И. Система работы учителя-логопеда дошкольного учреждения по формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи / Л. И. Дыба. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 2 (19). — С. 40-49. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/115/3888/ (дата обращения: 17.12.2024).



Одной из важнейших задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе.

Система работы учителя-логопеда дошкольного учреждения направлена на формирование правильной речи дошкольников (звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи, развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза) и развитие неречевых функций (общей и мелкой моторики, зрительно-пространственных представлений, мышления, внимания, памяти). Эта работа способствует предупреждению проблем, с которыми могут столкнуться школьники, в частности, является профилактикой нарушений письменной речи — дисграфии и дислексии.

Важной составной частью коррекционной работы является формирование пространственных представлений у дошкольников.

Мы знаем, что усвоение школьной программы предполагает развитие определённого уровня зрительно-пространственных представлений, необходимых на уроках письма, чтения, математики, труда, физкультуры, рисования. Ориентировка в двумерном пространстве, представляющем собой лист тетради, умение видеть расположение элементов на этом листе — специфические требования, предъявляемые первокласснику в процессе учебной деятельности. Кроме того, к началу школьного обучения дети должны усвоить специальные слова и грамматические формы, обозначающие пространственные отношения.

Особенности речевого и психофизического развития детей с общим недоразвитием речи делают работу по формированию пространственных представлений особенно актуальной, т. к. у таких детей не только недостаточно развито умение ориентировки в пространстве, но и сильно проявляются нарушения в понимании и словесном обозначении пространственных категорий.

Развитие пространственных представлений в логопедических группах для детей с ОНР осуществляется как составная часть каждого занятия или путём включения в него отдельных приёмов. На фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях использую задания, упражнения, игры по формированию пространственных представлений, на коррекционных занятиях и на занятиях по другим разделам программы воспитатели закрепляют знания, умения и навыки детей.

Лучшим способом формирования пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи являются игры, игровые упражнения, моделирование. Данные психологических и нейропсихологических исследований указывают на то, что восприятие и запоминание пространственных характеристик внешнего и внутреннего мира опираются на моторную сферу. Поэтому часто использую традиционные подвижные игры («Жмурки», «Прятки», «Море волнуется»), игры на глазомер (бросание колец, мячей со сменой расстояния до точки попадания). Эти игры дают возможность ребёнку почувствовать своё тело, установить соответствие между задуманной и изображённой позой, развивают точность движений, координацию, зрительно-двигательное соотнесение, помогают определить расстояние до предмета.

Наряду с традиционными приёмами и методами работы применяю и инновационные, использую интерактивные средства обучения — интерактивную доску, компьютер с программой «Речевой калейдоскоп».

Система работы по формированию пространственных представлений удетей сОНР.

  1. Обследование детей;
  2. Составление плана коррекционной работы;
  3. Использование разнообразных приёмов и методов по устранению нарушений;
  4. Мониторинг и анализ результатов работы.

Работа начинается с обследования пространственных представлений.

а). Понимание предлогов.

Предлагается сюжетная картина с изображением дерева и животных.

Инструкция — «Покажи…»

—Что ты видишь под деревом?

— Что ты видишь над деревом?

— Кто находится над деревом?

— Кто смотрит из-за дерева?

б). Употребление предлогов.

Инструкция — «Скажи…»

— Где сидит белка?

— Где прячется волк?

— Откуда вылезает крот?

— Где сидит сова?

в). Ориентировка в «схеме собственного тела».

— покажи левую руку, ногу;

— покажи правую руку, ногу;

— покажи левый глаз;

— покажи левое ухо;

— подними правую руку вверх, левую вытяни в сторону;

— «Скажи, какое это ухо?»

— «Скажи, какая это нога?»

— Выполнение проб Хэда (показать правой рукой левое ухо и т. д.)

г). Ориентировка в «схеме тела» человека, стоящего напротив.

— «Покажи мою левую руку»;

— «То, что я буду делать правой рукой, ты точно так же будешь

делать правой рукой».

д). Ориентация в пространстве.

— «Скажи, что находится справа от тебя, слева от тебя»;

— «Назови все предметы спереди, сзади»;

— «Подними руки вверх»;

— «Опусти руки вниз»;

— «Поставь красную пирамидку между синей пирамидкой и зелёной».

е). Ориентировка на листе бумаги.

Для обследования использую картинки с изображением предметов в разных углах листа; рисунки кистей рук и ступней ног, листы в клетку, расчерченные на 4,6,9 квадратов, рисунки парка, разноцветные прямоугольники из бумаги, изображающие скамейки.

— Покажи след от правой ноги;

— Нарисуй справа от линии шарик, слева — флажок;

— Положи кружок в правый нижний угол;

— Нарисуй справа от точки треугольник, слева — квадрат, снизу — овал;

— «Прогулка в парк».

Прошу «расставить» скамейки вдоль дороги по ходу движения:

«Поставь зелёную скамейку справа. Скажи, с какой стороны дороги растут ёлки?»

Наряду с выяснением уровня наглядно-образного пространственного мышления, узнаю, есть ли у ребёнка способность к вербализации пространственных представлений.

Мною разработана коррекционно-развивающая программа работы для старшей и подготовительной логопедических групп по формированию пространственных представлений у детей с ОНР, разделы этой программы включены в рабочие планы.

Формирование пространственных представлений осуществляется поэтапно, каждый этап опирается на предыдущий, задания постепенно усложняются в соответствии с возрастом ребёнка и его индивидуальными особенностями.

Этапы формирования пространственных представлений.

1. Развитие соматогностических, тактильных, кинестетических процессов.

2. Формирование представлений о «схеме собственного тела».

3. Ориентация в трёхмерном пространстве.

4. Ориентация в двухмерном пространстве.

Развитие соматогностических, тактильных, кинестетических процессов.

Начинаю работу с коррекции самого элементарного уровня пространственных представлений. Ощущения и сигналы, поступающие от двигательного аппарата, составляют основу для формирования пространственной ориентировки, поэтому одной из первостепенных задач коррекционно-развивающей работы является обогащение чувственного и двигательного опыта ребёнка.

Задачи:

‒ уточнить местоположение и название различных частей тела;

‒ учить повторять и самостоятельно создавать ручные позы и позы, в которых участвует всё тело;

‒ развивать навыки узнавания фигур, букв, цифр, написанных пальцем на спине или на ладонях;

‒ вырабатывать ощущения и умения распознавать предметы с различной фактурой поверхности и разной формы.

Некоторые виды игр и заданий:

а) Запоминание частей тела с помощью стихов и потешек.

— «Раз, два, три, четыре, пять — тело будем изучать (шагать на месте).

Вот спина, а вот животик (показать обеими руками свою спину, затем живот),

Ножки (потопать ногами), ручки (протянуть вперёд руки и покрутить кистями),

Глазки (указательными пальцами обеих рук показать глаза),

Ротик (указательным пальцем правой руки показать на рот),

Носик (указательным пальцем правой руки показать на нос),

Ушки (указательными пальцами обеих рук показать уши),

Голова (положить руки на голову) -

Показать успел едва (покачать головой из стороны в сторону).

Шея крутит головой (обхватить шею ладонями) -

Ох, устала! Ой-ой-ой!»

— «Водичка, водичка,

Умой моё личико…»

— «Ножки, ножки, где вы были?

— За грибами в лес ходили…»

б) Пальчиковая гимнастика

— «Мальчик-пальчик, где ты был?»

— Изучение в игровой форме названий пальцев, выполнение действий вместе с педагогом.

«Жил-был Алёшка

Были у Алёшки грязные ладошки.

Вымыл Алёшка ладошки.

Стал он пальчики считать — раз, два, три четыре, пять,

И у каждого пальчика спрашивать: Пальчик, пальчик как тебя зовут…

— Отгадай, что это, сделай пальчиками так же.

Педагог с помощью пальцев изображает «очки», «стол», «солнышко» и т. д.

в). Игра «Зеркало»

Показать те же части тела, которые взрослый показывает на себе. Назвать их.

Повторить за педагогом позы, в создании которых участвует всё тело.

г). «Волшебный мешочек».

Узнать предмет на ощупь сначала двумя руками одновременно, затем одной рукой.

Показать или дать пощупать предметы с разной фактурой поверхности, затем предложить найти в мешочке на ощупь такую же.

д) Узнать фигуру, букву, цифру, написанную на руке.

Формирование представлений о» схеме собственного тела».

На этом этапе работы обучаю детей осознанному восприятию собственного тела, даю почувствовать, что вокруг ребёнка существует пространство и что он сам занимает в пространстве определенное место.

Задачи:

‒ формировать представление о схеме собственного тела на практике («схема» лица, верхние и нижние конечности, вентральные и дорсальные стороны, правые и левые части тела);

‒ учить воспроизводить и самостоятельно выполнять серии движений.

Освоение ребёнком «схемы собственного тела» подкрепляется различными маркерами, которые помогают ему убедиться, что существует верх и низ (пол и потолок), перед и зад (пуговицы на рубашке, капюшон) правая и левая сторона (правая рука — «правильная», мы ею пишем, рисуем).

Сначала отрабатывается взаимное расположение частей своего тела (вверху-внизу, выше-ниже, спереди-сзади, справа-слева).

При изучении правых и левых сторон своего тела проделываем упражнения по соотнесению частей тела с правой и левой рукой. Ребёнок должен научиться выполнять движения различными частями тела по словесной инструкции («подними вверх левое плечо», «похлопай правой рукой по правому колену»…)

Некоторые игры и упражнения:

а). Игры-имитации.

— «Гуси»

Гуси поворачивают головы направо и налево, чтобы убедиться, не крадётся ли лиса.

— «Цапля»

Стоит сначала на одной ноге, затем на другой. Речевое сопровождение: «Цапля длинная, носатая, целый день стоит, как статуя»

— «Поехали-поехали».

Дети и ведущий ритмично хлопают ладонями по коленям, при словах ведущего «правая бровь» или др., должны коснуться названной части тела.

б). Физкультминутки:

— Мы в строю шагаем браво.

Мы науки познаем.

Знаем лево, знаем право.

И, конечно же, кругом.

Это правая рука.

Ох, наука нелегка!

— «Сигнальщик»

Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движение руками: левая рука вверх, правая рука в правую сторону и. т.д. Дети копируют движения взрослого и называют свои действия.

На более поздних этапах работы по формированию пространственных представлений логопед поворачивается лицом к детям, и дети определяют положение рук взрослого.

в). Упражнение на развитие речевого дыхания «Сдуй снежинку с варежки».

«Надеваем» правильно «варежку» на правую, левую руку, сдуваем пластмассовую снежинку.

20190116_122846.jpg 20190116_122226.jpg

Упражнения по развитию ориентировки в собственном теле могут быть как самостоятельным видом работы, так и являться элементами других заданий и упражнений. Например, при выполнении детьми пальчиковой гимнастики, я прошу делать упражнение сначала правой рукой, затем левой, во время физкультминутки акцентирую внимание на том, какая поднята нога, по какому похлопали плечу и т. д.

Ориентация впространстве.

В играх, упражнениях развиваю у дошкольников способность к осознанию собственного положения в пространстве и восприятию свойств окружающего пространства.

Освоение внешнего пространства начинается с осознания ребёнком того, что находится спереди, сзади, снизу, сверху, справа и слева от него. Тело ребёнка в данном случае является точкой отсчёта. Затем мы переходим к ориентации других объектов относительно друг друга и себя относительно этих объектов. Обучаю детей соотносить взаимное расположение окружающих предметов, менять его по словесной инструкции. Закрепляю представление о том, что у человека, стоящего напротив, всё наоборот, учу мысленно ставить себя на его место, видеть вещи его глазами и правильно называть их.

Задачи:

‒ закреплять умение пользоваться собственным телом для изучения окружающего пространства;

‒ учить располагать объекты по отношению к собственному телу;

‒ знакомить детей со «схемой тела» человека, стоящего напротив;

‒ вырабатывать навыки расположения объектов в окружающем пространстве; относительно друг друга;

‒ уметь двигаться в заданном направлении.

Игры и упражнения.

а). Определение пространственного расположения предметов по отношению к себе.

— Задание: Перечисли, что находится справа от тебя, слева, впереди, сзади, вверху, внизу.

— «Паровозик».

Дети бегут по группе, проговаривая загадку:

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились

И помчались в путь далёк,

Лишь оставили дымок.

Дети называют стоящего впереди и позади себя.

— «Соседи»

Определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на соответствующую руку соседа («Я стою справа от Жени, а Женя — слева от меня»).

— «Сигнальщик».

Дети должны отгадать, какое направление указывается флажком или двумя (вверх или вниз, в сторону, вперед или назад) и выполнить игровые задания.

б) Определение пространственных отношений между двумя-тремя предметами.

— Задание: Определи, где находится стул — справа или слева от стола.

в) «Весёлые сани»

«Посади» в сани, которые везёт Дед Мороз картинки: в первые сани картинку со звуком, стоящим в начале слова, в средние — в середине, в последние — в конце слова.

IMG_0019.JPG

— «Пирамидка».

Нанизывание колечек по словесной инструкции.

Ответь на вопрос: «Какое колечко находится сверху, снизу от красного?»

— «Переезжаем на новую квартиру».

Макет квартиры куклы с мебелью. Составляем устно план расстановки мебели.

Чертим план на бумаге (ориентация на листе бумаги).

— «Левый поворот — правый поворот».

Посмотри на макет (картину). Определи, какие машины едут по правой полосе дороги. Какие машины поворачивают налево, какие направо?

— «Строители».

Строим здание из конструктора по словесной инструкции.

г). Движение в заданном направлении.

— «Холодно — горячо».

Дети выполняют задание по поиску спрятанного предмета, опираясь на словесную инструкцию. Например: «Пройди два шага вперёд, затем один шаг налево, три шага назад).

— Двигательные диктанты.

Ребенок, опираясь на маркированную руку, выполняет подряд предлагаемые ему команды. Диктант может описывать достаточно сложный маршрут движения в комнате или на местности к определенной цели. Движение в обратном направлении ребенок осуществляет по памяти, комментируя это движение с помощью речевых конструкций, отражающих пространственные отношения.

Ориентация вдвумерном пространстве.

Обучение ориентации в двумерном пространстве предполагает формирование восприятия объектов на плоскости, обучение воспроизведению и самостоятельному отражению пространственных характеристик плоскостных объектов.

Ориентировка в двумерном пространстве начинается со знакомства с чистым листом бумаги и освоения его сторон и углов.

Задачи:

‒ учить детей ориентироваться на пустом листе бумаги;

‒ осваивать расположение плоскостных предметов на листе бумаги (вверху, внизу, справа, слева и т. д.);

‒ располагать плоскостные предметы на листе бумаги по отношению друг к другу;

‒ вычленять различно расположенные элементы плоскостной фигуры;

‒ копировать простые фигуры; анализировать серии фигур, расположенных в вертикальных и горизонтальных рядах, правильно их зрительно отслеживать в направлениях сверху вниз и слева направо; копировать ряд фигур.

‒ анализировать сложные пространственные фигуры, состоящие из нескольких других фигур и копировать их.

‒ ориентироваться на листе бумаги, перевёрнутом на 180о.

Упражнения:

— Расположение на листе плоскостных геометрических фигур.

Например: Положи на лист прямоугольник, сверху положи треугольник, справа от прямоугольника — квадрат и т. д.

— Начерти вертикальную линию, справа от неё нарисуй круг, слева от неё — овал.

— «Урок труда».

Учительница Пчела даёт детям задания по конструированию предметов из геометрических фигур (домик, машина, велосипед).

Вначале выбери два круга — колеса,

А между ними помести-ка треугольник.

Вверху из палок сделай руль,

Теперь катайся, школьник!

— Провести горизонтальную линию, сверху расположить (нарисовать) картинки со звуком /с/, внизу со звуком /с'/.

— Игра «Сложи вещи в шкаф».

По инструкции складываем вещи (картинки) на нижнюю, среднюю, верхнюю полку.

— «Умные полоски».

Посчитай количество полосок на доске (сверху вниз), помести на верхнюю полоску картинки домашних животных, на среднюю — животных жарких стран, на нижнюю — диких животных (слева направо).

Под каким животным находится жираф? Между какими животными находится кот?

20190117_175516.jpg

— «Компас».

Нарисуй в центре листа круг. От круга проведи стрелку к верхнему краю листа, к нижнему, к правому краю.

— Штриховка предметов, букв вертикальными и горизонтальными линиями.

— «Лабиринты».

Провести линии в лабиринте к нужному объекту, рассказать, в каком направлении движется карандаш.

— «Водители».

Изображение дорожных знаков — движение только прямо, движение налево, движение направо. Игровое поле, по которому нужно провести машину, не нарушив правила дорожного движения.

— Игра «Окулист».

У ребёнка-доктора на стене висит таблица. Проверяем зрение — рассказываем, с какой стороны разорван кружок справа, слева, внизу, вверху.

— Игра «Снегири».

На ветках разного уровня снегири смотрят влево, вправо.

Определяем, на верхней или нижней ветке сидят снегири, в какую сторону повёрнуты их головы, сколько снегирей смотрят вправо, влево.

— Задание: Расчертить лист на 4 части. В правом верхнем квадрате нарисовать водные виды транспорта, в правом нижнем — наземные, в левом верхнем — воздушные, в левом нижнем — подземный.

— «Магнитная муха».

Железный квадрат разделён на 9 частей. Муха «перелетает» с квадрата на квадрат. Усваиваются понятия «центральный верхний квадрат», «правый средний квадрат» и т. д.

— «Помоги маме накрыть на стол».

Ориентирование по словесному описанию.

Поставь вазу с цветами посередине стола. Слева от вазы поставь хлебницу. Справа — соль, перец. Столовые приборы расположи по порядку- слева направо. Под столовую тарелку поставь десертную. Положи справа от тарелки нож, слева — вилку и т. д.

— «Буквы-путанки»

Назвать буквы, в которых элементы расположены правильно.

При изучении букв даются стихотворения-подсказки, которые позволяют ребёнку вспомнить правильное пространственное расположение деталей, из которых состоит буква.

На прямую палочку Буква И наискосок

Справа села галочка. Примеряла поясок.

Там поныне и сидит — Снизу вверх его тянула,

Буквой К на нас глядит. К правой ножке пристегнула.

Использование компьютерных технологий позволяет не только обогатить процесс обучения, но и сделать его более эффективным.

Игры, содержащиеся в разных модулях программы «Речевой калейдоскоп», способствуют развитию оптико-пространственных представлений.

Игра «Кошкин дом» предполагает работу над силой голоса. Произнося звук или слог, ребёнок видит, как кошки заполняют комнаты, расположенные на разных этажах. Игра способствует развитию ориентации в двухмерном пространстве.

В модуле, содержащем игры «Зоопарк», «Собери слово» необходима ориентация в двумерном пространстве, оперирование такими понятиями как «вверх», «вниз», «влево», «вправо».

Инструменты программы интерактивного комплекса (интерактивной доски) позволяют создавать разнообразные игры и задания.

— «Снеговик».

Самостоятельное расположение на доске деталей снеговика или его рисование с комментированием действий — «Внизу я поместил большой ком, посередине — средний…

В правой руке я нарисовал метлу…»

IMG_0031.JPG

— «Графический диктант».

Рисование на доске по клеточкам различных предметов, орнаментов, букв по инструкции логопеда.

— «Правильные буквы».

Буквы и их зеркальные двойники. Ребёнок переворачивает неправильно написанные буквы или убирает их с помощью ручки.

В речи пространственные отношения обозначаются предложно-падежными конструкциями.

Существенные изменения в восприятии пространства у дошкольника наблюдаются с появлением в его словаре слов, обозначающих место, направление и пространственное расположение предметов.

Задачи:

‒ учить детей понимать слова и конструкции, передающие пространственные характеристики окружающего мира;

‒ формировать навыки самостоятельного использования слов и конструкций, выражающих пространственные отношения в устной речи.

Предлоги появляются в речи дошкольника позже всех знаменательных частей речи и раньше всего усваиваются в их первообразном значении, для обозначения пространственных отношений.

У детей с общим недоразвитием речи часто встречаются ошибки и затруднения в употреблении предложных конструкций. Чаще всего происходит опускание предлогов, их замены, недоговаривание.

Больше всего трудностей вызывает у дошкольников с общим недоразвитием речи употребление сложных предлогов «из — за», «из — под». Дети не всегда понимают смысл этих предлогов, не дифференцируют их и не используют в самостоятельной речи.

Редко используются в активном словаре детей пространственные предлоги «между», «перед». Нередки ошибки при употреблении предлогов «к», «от», «через».

Предложно-падежные конструкции обозначают как местонахождение предмета, место действия, так и направление. Например, предлог «в» с винительным падежом обозначает направление действия — «кладёт в стол», а с предложным падежом — местонахождение — «лежит в столе»).

При проведении работы дифференцирую различные значения одного и того же предлога.

Сначала объясняю значение предлога, обозначающего местонахождение, затем направление действия. При дифференциации предлогов использую графические схемы.

Сначала отрабатываются предлоги — «в», «на», «под», затем «над», «из», «около», «за», «перед», «между», «по».

Значение каждого предлога объясняется отдельно и обязательно сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных примерах. Например, объясняя значение предлога «на», я кладу книгу на стол, затем на шкаф, на стул, на полку.

При закреплении употребления в активной речи детей пространственных предлогов «на», «в», «из» используются виды вопросов, начинающихся словами: «Где?», «Куда?», «Откуда?».

— Куда положили карандаш? — В пенал.

— Откуда вытащили платок? — Из кармана.

— Где сидит мишка? — На диване.

На первом этапе обучения знакомство с предлогами проводится в чисто практическом плане. Обращается внимание детей на то, что предложение состоит из слов, слова расположены в определённой последовательности и должны быть связаны между собой. Предлоги («маленькие слова») связывают слова в предложении.

На этом же этапе формируется навык употребления простых пространственных предлогов в предложениях. Дети составляют предложения по демонстрации действия:

— Света посадила куклу на стул.

— Вова положил карандаш в пенал.

— Коля спрятал мячик за шкаф.

Затем дошкольники учатся составлять предложения с предлогами по картинкам и простейшим схемам.

— Стакан стоит на столе.

— Ложечка в стакане.

— Стакан стоит около тарелки.

— Ложечка лежит под блюдцем.

При изучении темы «Транспорт» дети учатся практически употреблять предлоги с глаголами движения.

Сначала на занятиях мы работаем с подвижными картинками:

— Автобус едет по дороге.

— Автобус подъехал к остановке.

— Автобус остановился около остановки.

— Автобус переехал через мост и т. п.

По мере усвоения этих предлогов дети учатся составлять рассказ по схемам.

— Мы отъехали от садика, поехали по дороге, подъехали к парку, переехали через мост …»

На втором этапе обучения увеличивается количество слов в заданных предложениях, вводятся следующие предлоги: «с — со», «из — под», «из — за», «между».

Дети учатся правильно склонять существительные единственного и множественного числа с предлогами:

‒ существительные винительного падежа с предлогами «на», «в», «под».

‒ существительные родительного падежа с предлогами «у», «из», «от», «до», «с».

‒ существительные творительного падежа с предлогами «за», «под», «над».

Некоторые виды игр и упражнений.

— «Кто быстрее?»

Цель: закрепить понимание пространственных предлогов, развивать внимание, быстроту реакции, ловкость.

Выполнение поручений двумя детьми одновременно по заданию логопеда. Дети соревнуются, кто быстрее положит мяч в корзинку, за корзинку, перед корзинкой, около корзинки т. д.

— «Поправь мишку».

Цель: учить детей правильно составлять предложения с предложными конструкциями, выражающими пространственные отношения.

Мишка делает «ошибки» в употреблении предлогов, а дети поправляют его.

Например: «Одежда висит над шкафом». «Картина висит под диваном». «Девочка подбежала из дому». «Кошка прыгнула в стул».

— «Составь предложение».

Цель: учить детей составлять предложения с предложными конструкциями.

Логопед говорит словосочетание: «на столе» — и бросает мяч ребёнку. Ребёнок, поймав мяч, должен составить с данным словосочетанием предложение: «На столе стоит чашка». «На столе лежит тетрадь». «На столе лежат книги».

— «Скажи правильно».

Цель: обучить умению использовать схемы для составления словосочетаний с предлогами.

Дети должны, используя предметную картинку (щенок) и схемы предлогов составить предложения с предложной конструкцией: «Щенок сидит в будке». «Щенок залез под стол». «Щенок сидит около забора».

— «Что перепутал художник?»

Цель: развитие зрительного внимания детей, закрепление умения составлять предложения с предлогами, развитие логического мышления.

Детям предлагается рассмотреть картинки и сказать, что на них изображено неправильно: «Туфли на столе, посуда под столом». «Зайчик на дереве, птичка под деревом».

— «Разложи по местам».

Детям предлагаются предметные картинки: одежда, обувь, посуда, игрушки, учебные принадлежности. Ребёнок выбирает картинку и говорит, куда этот предмет можно положить, повесить, поставить. «Одежду можно повесить в шкаф». «Игрушки можно сложить в ящик». «Книги можно положить на стол».

— «Закончи предложение».

Логопед начинает говорить предложение, ребёнок должен его закончить: «Девочка перепрыгнула через …». «Вазу поставили на…». «Люстра висит над …».

— Работа по закрытой картине.

Цель: учить детей задавать вопросы с предложными конструкциями, развивать зрительное и слуховое внимание, память, пространственное воображение.

Перед детьми закрытая сюжетная картина. Дети должны угадать, что на ней.

Логопед даёт образцы вопросов: «Что изображено на картине?»

«Что стоит на столе?» «Что стоит около стола?» «Кто изображён на картине?» «На чём сидит девочка?»

Дети интересуются, что находится в правом верхнем углу картины, в левом нижнем, в центре и т. д.

На основе компьютерной программы «Речевой калейдоскоп» программы дошкольники учатся практическому употреблению предлогов и предложных конструкций.

При обучении детей практическому употреблению простых пространственных предлогов «на», «в», «под», «над», «около» может быть использована игра «Кошкин дом».

Используя четыре уровня громкости при произнесении заданных звуков или слогов, ребёнок «расселяет» кошек по четырём этажам с разным наполнением квартир, затем отвечает на вопросы логопеда:

— На каком этаже живёт серая кошка? (белая, чёрная)

— На втором, третьем…

— Где стоит аквариум?

— На подоконнике, на втором этаже.

— Где стоит кактус?

— На подоконнике, около лампы, на первом этаже.

— Где сейчас серая кошка?

— В лифте.

В игре «Радуга» дети должны ответить на вопросы:

— Где находится красное кольцо?

— Над оранжевым.

— Где находится зелёное кольцо?

— Под жёлтым.

— Где расположено фиолетовое кольцо?

— Между голубым и синим.

В дальнейшем дети обучаются самостоятельно задавать подобные вопросы друг другу и отвечать на них.

При обучении практическому употреблению предлогов с глаголами движения «из», «по», «за», «к», «от» можно использовать игру «Догони».

Цель игры — автоматизация звонких согласных звуков в слогах и словах. Играя, ребёнок отвечает на вопросы логопеда: — Кто бежит перед щенком?

— Кто бежит за щенком?

— К чему подбежал щенок?

Игры «Зоопарк» позволяет закрепить в активном словаре дошкольника предлоги «около», «между», «над», «под», «из-за». Ребёнок, произнося четыре дифференцируемых звука, «рассаживает» зверей в клетки и рассказывает, где они находятся.

— Слон стоит около озера.

— Обезьянка сидит на дереве.

— Медведь находится между тигром и лисой.

Во втором полугодии подготовительной к школе группы дети учатся составлять графические схемы предложений с предлогами. Сначала дети составляют предложения по картинкам, выкладывают или чертят схемы. При дальнейшей работе дошкольники сами составляют предложения по графическим схемам или подбирают к ним соответствующие картинки. При работе на интерактивной доске схемы чертятся на рабочей поверхности доски.

Работа по формированию пространственных представлений не только развивает речь, мышление, память, но и является профилактикой оптической дисграфии.

Отслеживание результатов успеваемости наших воспитанников показывает, что дети без затруднений справляются с заданиями, связанными с оптико-пространственными представлениями, и успешно обучаются в школе.

Литература:

  1. Горюнова М. А., Семёнова Т. В., Солоневичева М. Н. «Интерактивные доски и их использование в учебном процессе», СПб, «БХВ-Петербург», 2013 г.
  2. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. «Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход», СПб, «Питер Пресс», 2008 г.
  3. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. «Диагностика развития зрительно — вербальных функций», М., «Академия», 2003 г.
  4. Российская Е. Н. «Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей», М., «Айрис-пресс», 2004 г.
  5. Соболева А. Е., Емельянова Е. Н. «Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом», СПб, «Питер Пресс», 2009 г.
  6. Иншакова О. Б., Колесникова «Пространственно-временные представления: обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией», М., «Творческий центр Сфера», 2006 г.
  7. Ястребова А. В., Бессонова Т. П. «Обучаем читать и писать без ошибок. Комплекс упражнений для работы с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма», М., «Аркти», 2007 г.
  8. Парамонова Л. Г. «Предупреждение и устранение дисграфий у детей», СПб, «Союз», 2001г.
  9. Парамонова Л. Г.«Упражнения для развития письма»,Спб, «Дельта»,1999 г
  10. Парамонова Л. Г. «Ваш ребёнок на пороге школы», СПб, «Каро, Дельта», 2005 г.
  11. «Коррекция нарушений письменной речи» под ред. Яковлевой Н. Н., СПб, «Каро», 2007 г.
  12. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников», СПб, «Союз», 2001 г.
  13. Елецкая О. В., Горбачевская Н. О. «Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи», СПб, «Речь», 2005 г.
  14. Новотворцева Н. В. «Первые шаги в освоении письма: обучение грамоте в детском саду», СПб, «Каро», 2005 г.
  15. Войлокова Е. Ф., Андрухович Ю. В., Ковалёва Л. Ю. «Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью», СПб, «Каро», 2005 г.
  16. Мещерякова Н. П., Жуковская Л. К., Терешкова Е. Б. «Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников: диагностика, занятия, упражнения, игры», Волгоград, «Учитель», 2009 г.
  17. Мазанова Е. В. «Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий», М., «Гном и Д», 2007 г.
  18. Москаленко В. В. «Занятия со старшими дошкольниками: формирование графических навыков и временных представлений», Волгоград, «Учитель», 2009 г.
  19. Егоров Т. Г. «Психология овладения навыком чтения».СПб, «Каро», 2006 г.
  20. Агранович З. Е. «Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников» СПб, 2003 г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, правая рука, предлог, собственное тело, игра, представление, стол, лист бумаги, предложение, словесная инструкция.

Похожие статьи

Содержание коррекционно-логопедической работы по формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном учреждении

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Содержание работы учителя-логопеда по развитию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с недоразвитием речи

Коррекционно-развивающее занятие учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по формированию звуковой культуры речи

Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению нарушений смыслового восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня

Содержание работы учителя-дефектолога по коррекции временных представлений у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью

Опыт работы по развитию речи дошкольников с общим недоразвитием речи посредством мультипликационной студии

Особенности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Похожие статьи

Содержание коррекционно-логопедической работы по формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном учреждении

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Содержание работы учителя-логопеда по развитию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с недоразвитием речи

Коррекционно-развивающее занятие учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по формированию звуковой культуры речи

Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению нарушений смыслового восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня

Содержание работы учителя-дефектолога по коррекции временных представлений у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью

Опыт работы по развитию речи дошкольников с общим недоразвитием речи посредством мультипликационной студии

Особенности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Задать вопрос