Индивидуально-ориентированный план коррекционно-развивающей работы с ребенком с ЗПР (старшая группа) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (18) январь 2019 г.

Дата публикации: 03.01.2019

Статья просмотрена: 116 раз

Библиографическое описание:

Барсукова О. В. Индивидуально-ориентированный план коррекционно-развивающей работы с ребенком с ЗПР (старшая группа) // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №1. — С. 1-7. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/112/3826/ (дата обращения: 21.10.2019).



  1. Краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка, семьи исоциального окружения: ребенок избирателен в общении, отмечена пассивность в общении при сниженной психической активности. Ребенок способен работать содержательно достаточно продолжительное время, однако редко проявляет интерес к результату своей деятельности. Принятие инструкции частичное. Развитие психических функций значительно ниже возрастной нормы. Отмечены трудности произвольной организации познавательной деятельности, внимания, памяти, недостаточно развито мышление. Развитие пространственно-временных представлений неравномерное, развитие вербального, невербального воображения низкое. В познавательной деятельности наблюдаются: слабая память, неустойчивость внимания, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость. Психологический климат в семье благоприятный, ребенок воспитывается в полной семье. Посещает дошкольное образовательное учреждение, дополнительные занятия (кружки, спортивные секции).
  2. Ресурсы ребенка: ребенок принимает физическую помощь при осуществлении действий; принимает помощь взрослого при выполнении психодиагностических заданий, эмоционально отзывчив на похвалу.
  3. Цели программы: Формирование,коррекция и развитие коммуникативных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, произвольной регуляции деятельности, познавательного потенциала, самостоятельности и инициативы в игровой и других видах деятельности; формирование пространственно-временных представлений.
  4. Направления изадачи работы:

Работа сребенком:

  1. Создание условий для развития творческого потенциала ребенка и активизации познавательных процессов.
  2. Развитие пространственно-временных представлений.
  3. Развитие интеллектуальной сферы (мыслительных умений, наглядно-образного, словесно-логического, творческого мышления), развитие зрительного и слухового восприятия.
  4. Развитие навыков самоорганизации и саморегуляции эмоциональных реакций.
  5. Развитие коммуникативных компетенций и навыков сотрудничества, развитие компетенций эмоциональной сферы.

Работа сродителями:

  1. Проведение психологических консультаций с родителями ребенка (сбор данных о семье и ребенке, определение проблем семьи, а также по запросам).
  2. Рекомендации родителям с целью привлечения их к созданию в семье условий, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных ребенком на занятиях.
  3. Обсуждение с родителями результатов психолого-педагогического обследования.

Работа спедагогами испециалистами:

  1. Проведение индивидуальных консультаций для воспитателей группы (по развитию психических процессов и особенностям психофизического развития ребенка).
  2. Взаимодействие со специалистами при составлении и реализации образовательного маршрута и коррекционно-развивающих программ.
  3. Выработка адекватной стратегии психолого-педагогического сопровождения ребёнка.
  4. Просветительская работа.
  5. Формы, режим работы: индивидуальная коррекционно-развивающая деятельность с ребенком 1 раз в неделю, подгрупповая коррекционно-развивающая деятельность 1 раз в неделю.
  6. Этапы исроки реализации программы:

Направления

работы

Цели изадачи

Методики

Сроки

1. Диагностический блок

Первичная

диагностика

Исследование уровня развития познавательной и эмоционально-волевой сфер, личностных особенностей

Экспресс-диагностика в детском саду, психологическое наблюдение; проективные рисуночные методики и анализ продуктов деятельности, опрос родителей и педагогов

Сентябрь — октябрь

Промежуточная диагностика

Исследование

динамики развития

Педагогическое наблюдение, беседы и анализ продуктов деятельности

Февраль

Итоговая диагностика

Исследование

динамики развития

Экспресс-диагностика в детском саду

Май

2. Коррекционно-развивающий блок

Мотивационная сфера

Создание условий для развития эмоционально-положительной мотивации

Развитие положительной мотивации к коррекционно-развивающим занятиям. Формировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество с педагогом.

Сентябрь — октябрь

Развитие познавательной сферы

Развитие психических функций (объема, концентрации, устойчивости, переключения). Формирование навыков произвольности.

1. Развитие восприятия (в том числе оттенки эмоционального состояния).

2. Развитие памяти (зрительная образная, слуховая образная, слуховая вербальная, тактильная), запоминание с опорой на схемы, ассоциации. Упражнения на запоминание 4–8 предметов с учетом местоположения.

3. Развитие внимания (объем от 4–8 единиц, концентрация, устойчивость, распределение, переключение), упражнения «лабиринты», задания с опорой на план, составление узоров из карточек по образцу, поиск заданного изображения (6–8 частей), имеющего несколько мелких деталей при слабой или средней плотности штриховки, поиск контуров предметов, наложенных друг на друга частично или полностью, обвести переплетенные линии, зачеркивание знаков, подчеркивание символов и т. д.

4. Развитие воображения (элементов творческого воображения, работа с эпизодами сказок, моделирование сказок)

Сентябрь — июнь

Развитие интеллектуальной сферы

Развитие аналитико-синтетической сферы, способности анализировать простые закономерности, устанавливать взаимосвязи; развитие обобщения и конкретизации, сериации и классификации, умения выделять разные особенности, вычленять в предмете разные признаки, свойства и качества

1. Анализ: анализ своего эмоционального состояния, развитие операции рассуждения, анализ черт характеров героев сказок, поиск ошибок в логической цепочке, исключение на основе имеющихся обобщений, развитие самостоятельности и индивидуальности мышления, обучение решению проблемных ситуаций, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в процессе решения логических задач.

2. Синтез: работа с «пиктограммами», картинками (6–10 частей), работа с образцами и без образцов, поиск «своих» частей в общем наборе материала, работа с объемными предметами.

3. Сравнение: поиск различий и сходств по всем изученным признакам, выделение существенных признаков, задачи «по аналогии», обучение умению использовать обобщающие характеристики, обучение умению сравнивать себя в различных ситуациях, закрепление умения выделять существенные признаки.

4. Обобщение и конкретизация (деревья, птицы, бытовые приборы, транспорт, школьные принадлежности, эмоции).

5. Сериация: по эмоциональному состоянию, серия последовательных картинок (4–10 картинок).

6. Классификация: по 1–2 признакам, самостоятельный выбор основания для классификации или исключения

Сентябрь — июнь

Развитие пространственного восприятия ивоображения

Развитие пространственной ориентировки.

Формирование элементарных конструктивных навыков и воображения.

1. Методика «Восприятие цвета».

2. Методика «Восприятие форм геометрических фигур».

3. Методика исследования воображения.

4. Методика на выявление уровня ориентировки в окружающем мире.

Ноябрь — июнь

Эмоционально-волевая сфера, коммуникативная сфера

Выявление условий психического развития, изучение представлений ребенка о себе, коммуникабельности, эмоционального отношения к школе

Знакомство со способами выражения и изменения эмоциональных состояний (радость, восторг, грусть, удивление, спокойствие, гнев, ярость, страх, тревога).

Формирование позитивного эмоционального отношения к членам своей семьи, к самому себе.

Формировании позитивной мотивации общения.

Формирование навыков уверенного поведения, моральных представлений, регулирование поведения и характера.

Отработка навыков невербального общения.

Знакомство со способами разрешения конфликтных ситуаций.

Сентябрь — июнь

Психофизиологическая сфера

Развитие тактильной чувствительности, сенсорных ощущений, общей и мелкой моторики.

Нейропсихологические игры и упражнения (напряжение и расслабление), активизация и релаксация.

Развитие мимической выразительности.

Тест «Диктант», «Обведи по пунктирным точкам», «Рисунок по точкам», «Рисование простых узоров» и «Езда по дорожке» (Л. А. Венгер).

Сентябрь — июнь

  1. Данные одинамике реализации программы.
  2. Психолого-педагогическое рекомендации.
Основные термины (генерируются автоматически): развитие, эмоциональное состояние, ребенок, работа, детский сад, интеллектуальная сфера, познавательная деятельность, эмоциональная сфера, эмоционально-волевая сфера, анализ продуктов деятельности.

Похожие статьи

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений

Мы выделили основные средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Цель: способствовать интеллектуально-эстетическому развитию, открытому проявлению эмоций и...

Примерная индивидуально ориентированная программа работы...

Проблемы развития эмоциональной сферы дошкольников. ребенок, эмоциональная сфера, родитель, ДЕТСКий САД, эмоциональная сфера ребенка, взрослый, эмоциональная сфера детей, СЕМЬя, индивидуальный подход, эмоциональное состояние.

Эмоциональное развитие дошкольника | Статья в журнале...

Поэтому, работа, направленная на развитие эмоциональной сферы детей, очень актуальна и важна. Ведь ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих, стремящийся оказать помощь другим, не будет проявлять враждебность и...

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного...

Сущностью эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста является: выражение эмоциональных форм в социальной сфере; чувство долга развивается в эстетических, интеллектуальных и моральных чувствах, благодаря речи эмоциональная...

Индивидуально ориентированная программа работы...

Эмоционально-волевая сфера, коммуникативная сфера.

5. Методика изучения эмоционального самочувствия ребенка в детском саду Тест «Я в детском саду».

Программа способствует развитию эмоциональной и интеллектуальной сфер...

Формирование эмоциональной сферы дошкольников через...

О влиянии театрального искусства на развитие эмоциональной сферы детей известно давно. Участие в инсценировках сказок и

Изменения в эмоциональной сфере сопряжены с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности ребенка, его...

Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики...

Недоразвитие эмоционально-волевой сферы проявляет себя при переходе ребенка с ЗПР к

У детей с ЗПР незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим

Экспериментальное исследование проводилось на базе ГОУ «Детский сад...

Театрализованно-игровая деятельность как средство развития...

Таким образом, театрализованно-игровая деятельность обладаетвозможностями не только развития эмоционально- волевой сферы ребенка, но и способствует становлению его личности, посколько участие в этой деятельности создает оптимальные условия и...

Роль педагога-психолога в развитии эмоционально-волевой...

Роль педагога-психолога в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольника 5–7 лет.

«Эмоциональные процессы являются той сферой психологического бытия ребенка, которая

Эмоциональное состояние тревоги свойственно всем людям и играет «охранительную»...

Экологическое воспитание — средство развития...

Экологическое воспитание — средство развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного и младшего

Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дед. сада.

Похожие статьи

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений

Мы выделили основные средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Цель: способствовать интеллектуально-эстетическому развитию, открытому проявлению эмоций и...

Примерная индивидуально ориентированная программа работы...

Проблемы развития эмоциональной сферы дошкольников. ребенок, эмоциональная сфера, родитель, ДЕТСКий САД, эмоциональная сфера ребенка, взрослый, эмоциональная сфера детей, СЕМЬя, индивидуальный подход, эмоциональное состояние.

Эмоциональное развитие дошкольника | Статья в журнале...

Поэтому, работа, направленная на развитие эмоциональной сферы детей, очень актуальна и важна. Ведь ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих, стремящийся оказать помощь другим, не будет проявлять враждебность и...

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного...

Сущностью эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста является: выражение эмоциональных форм в социальной сфере; чувство долга развивается в эстетических, интеллектуальных и моральных чувствах, благодаря речи эмоциональная...

Индивидуально ориентированная программа работы...

Эмоционально-волевая сфера, коммуникативная сфера.

5. Методика изучения эмоционального самочувствия ребенка в детском саду Тест «Я в детском саду».

Программа способствует развитию эмоциональной и интеллектуальной сфер...

Формирование эмоциональной сферы дошкольников через...

О влиянии театрального искусства на развитие эмоциональной сферы детей известно давно. Участие в инсценировках сказок и

Изменения в эмоциональной сфере сопряжены с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности ребенка, его...

Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики...

Недоразвитие эмоционально-волевой сферы проявляет себя при переходе ребенка с ЗПР к

У детей с ЗПР незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим

Экспериментальное исследование проводилось на базе ГОУ «Детский сад...

Театрализованно-игровая деятельность как средство развития...

Таким образом, театрализованно-игровая деятельность обладаетвозможностями не только развития эмоционально- волевой сферы ребенка, но и способствует становлению его личности, посколько участие в этой деятельности создает оптимальные условия и...

Роль педагога-психолога в развитии эмоционально-волевой...

Роль педагога-психолога в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольника 5–7 лет.

«Эмоциональные процессы являются той сферой психологического бытия ребенка, которая

Эмоциональное состояние тревоги свойственно всем людям и играет «охранительную»...

Экологическое воспитание — средство развития...

Экологическое воспитание — средство развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного и младшего

Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дед. сада.

Задать вопрос