«Кто в куклы не играл — тот счастья не видал». Художественно-эстетическое развитие. Образовательная область «Музыка». Занятие для подготовительной группы | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 31 августа, печатный экземпляр отправим 4 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кирьянова В. В., Яковлева А. В., Леоничева Е. Г., Бобрышова С. В., Свиридова А. З., Шустова Е. С., Сыпченко В. Н., Сутягина О. А. «Кто в куклы не играл — тот счастья не видал». Художественно-эстетическое развитие. Образовательная область «Музыка». Занятие для подготовительной группы // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №1. — С. 28-34. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/112/3805/ (дата обращения: 21.08.2019).



0_55c47_cb348395_XXL.png0_55c47_cb348395_XXL.png0_55c47_cb348395_XXL.pngЦели и задачи: Вызвать у детей эмоциональный отклик, весёлое, радостное настроение, в связи с восприятием образов любимых игрушек в стихах, музыке, художественном творчестве, движении.

Познакомить детей с разными видами кукол, историей их создания, изготовления и роли в обществе.

Прививать любовь к народной игрушке, фольклору, музыке, народным традициям и обычаям на Руси, в том числе малой Родине — Кубани.

Развивать творческий потенциал детей через музыку, художественное творчество декоративно-прикладное искусство.

Воспитывать в детях через игру материнские чувства.

Прививать любовь к театру кукол, как одной из форм отображение жизни человека.

Воспитывать у детей бережное отношение к кукле, как атрибуту семейного счастья и благополучия.

Развивать практические навыки при изготовлении кукол: лепки, кройки и шитья, вязания, умения подбирать гармоничные цвета и оттенки для платья кукол, стремиться к поиску материала по истории быта, костюма.

Материал и оборудование: Компьютер, мультимедийное оборудование, презентация «Из истории кукол», выставка рисунков на тему: «Моя любимая игрушка», выставка работ, выполненных детьми, родителями и сотрудниками детского сада «Педагогическая мастерская», фонограммы (-) песен муз. Г.Струве, сл. В. Семернина «Маленькая мама», «Старая кукла», муз.и сл. Л. Марченко, «Там на неведомых дорожках», муз. В. Дашкевич, сл. Ю. Ким.), куклы для театра: Стригушка, Панка, Балбёшка, Талия, Моргалка, Берегиня, характерные игрушки для танца, фотовыставка «Куклы из Атамани».

Предварительная работа:

Беседы о куклах.

Изготовление игрушек, совместно с воспитателями и родителями.

Разучивание танца (по выбору музыкального руководителя).

Разучивание стихотворения «Игрушки» Т.Курбатовой.

Знакомство с народным фольклором (пословицы, поговорки, потешки, песенки и т. д. на тему «куклы»).

Разучивание песни Г.Струве «Маленькая мама», «Старая кукла», муз.и сл. Л. Марченко.

Ход занятия.

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня занятие у нас будет необычное, мы отправимся путешествовать, а спутниками нашими будут …

(музыкальный руководитель показывает на выставку кукол) как вы думаете, кто?

Дети: Куклы.

Музыкальный руководитель: Итак, отправляемся в сказку …(Звучит мелодия песни «Там на неведомых дорожках», муз.В. Дашкевич, сл. Ю. Ким.)

«В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочь, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:

— Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова.Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу. Береги её всегда при себе и никому не показывай, а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета. Покушает она — и скажет тебе, чем помочь несчастью.Затем мать поцеловала дочку и померла».

Дети, как называется сказка, фрагмент которой вы сейчас услышали?

Дети: «Василиса Прекрасная» А. Н. Афанасьева.

0_55c47_cb348395_XXL.pngМузыкальный руководитель: Эта сказка интересна тем, что персонаж, помогающий Василисе найти своё счастье — кукла.

«Кто в куклы не играл — счастья не видал» — гласит народная пословица. Кукла известна с глубокой древности. Всюду, где бы ни селился человек, кукла — неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится загадка. Традиционные народные куклы служили ритуальными оберегами, являлись непременными атрибутами традиционных обрядов.

Старый лоскут обретал в кукле новую жизнь. И не в той кукле, которую мама принесла из магазина, а в той, что сделала сама. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками — быть в доме беде. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка, поэтому она всегда рядом с ним — и в играх, и во сне. Считалось: если девочка в куклы не играет — будет плохой хозяйкой и плохой матерью. Давайте ребятам покажем, как девочки играют в куклы.

Исполнение песни Г.Струве, сл. В. Семернина, «Маленькая мама».

Музыкальный руководитель: В народной традиции кукла играла большую роль, она участвовала в обрядах и праздниках, оберегала людей и жилище от злых сил, избавляла людей от болезней.

Существовало много видов кукол, и каждый имел своё значение. А знаете ли вы, сколько в старину на Руси у детей игрушек было?

Дети: Нет.

Музыкальный руководитель: В одной простой крестьянской избе могли жить-поживать 50–100 одних только кукол, не считая забав и потешек.

(Музыкальный руководитель берёт в руки куклу и продолжает свой рассказ).

Первая кукла — ленивая, вторая — вредная, третья — воображуля — все разные, потому что не с фабричного конвейера, а от мастеров с ярмарки. То матушка совьёт из льняной кудельки куклёныша, а то дедушка выточит ваньку-встаньку из чурбачка. Да и детки тогда были не лыком шиты. Сами себе могли смастерить игрушку, какую хочешь: из шишек, кожи или сучков.

Посмотрите на экран, каких кукол мастерили для себя дети вместе с родителями, да ещё и покупали на ярмарках, особенно понравившихся.

(Демонстрация мультимедийной презентации «Из истории кукол»).

Музыкальный руководитель: А ещё в стародавние времена считали, что придёт в дом беда, если детской игре помешать или какую-нибудь игрушку, особенно куклу, выбросить, пусть даже старую или поломанную. Поэтому берегли игрушки, передавая от матушки к дочкам, от бабушки к внучкам. Что же это за куклы были, как назывались, хотите узнать?

Дети: Да.

Музыкальный руководитель: Тогда давайте отправимся путешествовать в Государственный российский дом народного творчества, где собраны все куклы. И у самих кукол всё спросим.

На сцене кукольное представление. Участвуют дети и взрослые. Над ширмой появляется Стригушка.

Стригушка: Я — Стригушка. А знаете почему? Из соломки я стрижена. Скрутили соломку пучком, косой или жгутиком, а потом уж передничек повязали, да косынку белую. Если на поднос меня поставить и потихоньку потряхивать я кружиться буду да приплясывать, только смотри!

(Звучит р. н.м. по выбору музыкального руководителя. Стригушка «пляшет»). Над ширмой появляется Панка.

Панка: Зато я самая древняя, и зовут меня Панка. Только не путайте меня с панками, не родня я им. Я кукла северная. На Севере «пангом» корень и ствол называют. Буратино, я думаю, тоже панка. Была чурка чуркой. Топориком тесали, ножичком чиркнули, вот я и выскочила. А играть со мной уж так хорошо, я вам не Барби какая-то. И мамкой могу быть, и дочкой, и Ягой, и красавицей писаной. Каким лоскутком украсите, такой и буду. (Над ширмой появляется Балбёшка).

Балбёшка: Нет уж, Буратино — не тебе, а мне родня, потому как я простое поленце. Оттого и зовут меня Балбёшкой. А ещё меня дурой кличут. Да я не обижаюсь, я ведь знаю: я — то умная на самом деле.(Над ширмой появляется Талия).

Талия:А меня зовут по-городскому — Талия. Может, Балбёшка и умнее всех, но уж ни красоты у неё, ни фигуры, ни талии. Если б в наше время бывали кукольные конкурсы красоты, я бы точно на всех победила. И косы у меня длиннее, и манеры красивее, а какая шикарная шляпа на голове.(Над ширмой появляется Моргалка).

Моргалка: И правда, ты у нас раскрасавица, спору нет. А я только и умею, что моргать. Оттого и имя у меня такое — Моргалка. Но всё же лучше, чем Скелетка, так худышку нашу зовут, что из палочек да из лучинок. (Над ширмой появляется кукла-оберег).

Ребёнок: А это что за кукла? (Показывает на куклу-оберег.) Почему на ней лица нет, ни глаз, ни бровей, ни рта?

Музыкальный руководитель: Оттого и молчит, что говорить не может. История её очень древняя, уж и не помнит она, где начало. Такие куклы назывались безликими. По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла вселиться нечистая сила. А безликая кукла являлась одновременно и оберегом. (Занавес закрывается.)

До наших дней дошли сказки, в которых кукла предстаёт волшебной помощницей: охраняет свою хозяйку, спасает от беды, даёт мудрые советы. Таких куколок любили, берегли, передавали по наследству. Называли их берегинями. В древние времена на Руси, когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти, пользовались куклой-оберегом. Брали в руки куклу и трижды поворачивались, приговаривая: «Отвернись злом, повернись добром».

Дорогие ребята, на этом наше путешествие в историческое прошлое заканчивается. Мы многое узнали об игрушках, главное место среди среди которых занимает кукла. А какую же роль она играла в народной традиции? (Ответы детей).

…Кукла участвовала в обрядах и праздниках, оберегала людей и жилище от злых сил, избавляла людей от болезней и была неизменной спутницей жизни человека от рождения до последних дней.

Музыкальный руководитель: Ребята, обратите внимание на выставку рисунков «Моя любимая игрушка», из работ которых мы узнали, что среди любимых вами игрушек есть куклы Барби, матрёшки, герои ваших любимых сказок: Буратино и Мальвина, Золотой Петушок, Колобок и многие другие, а также на выставку работ «Педагогическая мастерская», которая была выполнена вашими золотыми ручками совместно с родителями и педагогами. Хочется отметить, что Краснодарский край славится мастерами-умельцами, освоившими искусство изготовления кукол, которые хранили в себе культурные традиции и обычаи Руси. В Атамани собрана целая их коллекция (музыкальный руководитель обращает внимание на фотовыставку «Куклы из Атамани».)

В заключении я предлагаю вам послушать песню «Старая кукла», которую мы для вас исполним, а вам «оживить» наши игрушки и продемонстрировать их умения. (Музыкальный руководитель берет в руки куклу «из своего детства» и передает её ребенку). Дуэтом исполняют песню.

(Дети берут в руки игрушки и читают стихи).

Игрушки

Из чего у нас игрушки –

Куклы, мишки и хлопушки?

Из искусственного меха,

Ткани и резины.

Из пластмассы и металла,

Дерева и глины.

Из таланта и терпенья,

Из народного уменья.

Не пекари, сапожники,

А мастера-художники

Игрушки создавали,

Лепили, рисовали,

Яркие, нарядные –

Игрушкам очень рады мы.

Вот петрушка в колпачке,

В ярко-синем кушачке,

В розовых сапожках,

А в руках гармошка.

Кукла Нина, как Мальвина, -

С голубыми волосами,

Бирюзовыми глазами,

А на ножках новые

Туфельки бордовые.

Вот пушистый белый зайка,

Из чего он? Угадай-ка!

Он из меха и из ваты.

Зайку любят все ребята.

Т. Курбатова.

Дети исполняют «Танец с игрушками» (по выбору музыкального руководителя).

(Звучит тихая спокойная музыка по выбору муз.руководителя).

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Как замечательно вы пели, читали стихи, танцевали, участвовали в театрализованном представлении. Что нового узнали о куклах? Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей).

Как жаль, что наше путешествие в мир кукол заканчивается. Хотелось, чтобы они стали вашими спутниками жизни, т. к. играя с ними, вы учитесь жить в обществе — развиваетесь и взрослеете. Так что игра в куклы — это не чепуха, как некоторые думают, а подготовка к серьёзной и взрослой жизни. К тому же игрушки — ваши друзья, которые никогда не обманывают. Они всегда рядом. И стоит только взять их в руки, на душе становится спокойно и тепло. Кажется, они всё понимают и если бы могли говорить, то сказали бы вам тысячу добрых и ласковых слов, потому что, в отличие от людей, всегда помнят ту любовь, которую дарите им вы, дети.

Литература:

  1. Горичева В. С.:Куклы.- Ярославль: Академия развития, 1999г.-188с.
  2. Жакова О. В., Е. В. Данкевич Е. В.: Тряпичные куклы.-СПб: Кристал, 1999.-188с.
  3. Карельская И. Ю.: Вязаная игрушка.-СПб: Кристал Корона принт, 1998г.- 224с.
  4. Шилкова Е. А.: Оригинальные куклы своими руками. — М.: ООО группа компаний «РИПОЛ классик», 2012.- 224с.
Основные термины (генерируются автоматически): музыкальный руководитель, кукла, ребенок, игрушка, Русь, вид кукол, Ответ детей, народная традиция, выставка работ, художественное творчество.

Похожие статьи

Традиционные народные куклы в образовательном процессе

Указаны виды, назначение, наряд кукол. Особое место уделено образовательным задачам.

Кукла – неизменный спутник человека со времён строительства пирамид до наших дней

Но куклы были не просто игрушками, через них передавали систему ценностей народной...

Народная тряпичная кукла как средство нравственного...

Ключевые слова: народная тряпичная кукла, игрушка, народная культура, народные традиции, семейные ценности.

Игрушки — это важнейшее составляющее любой культуры. С помощью игрушки ребенку передается суть человеческих отношений.

Воспитание духовно-нравственных ценностей дошкольников...

 привлекала родителей и детей к изготовлению народной куклы через работу детско-родительского клуба «Ласковые ладошки»

 периодически проводятся выставки для детей и родителей «Народная игрушка своими руками», где ребята в творческой мастерской в...

Кукла как явление художественной культуры | Статья в журнале...

Куклы, предназначенные для игровой деятельности ребенка, производились с давних времен.

Кукла – неизменный спутник человека со времён строительства пирамид до наших дней

Однако в отличие от грамматической категории времени художественное время есть...

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление...

Таким образом, работа по ознакомлению детей с народным творчеством средствами изобразительного искусства, является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к нашей Родине, к ее великому народу.

Музей «Русская матрешка» как средство приобщения...

Народные игрушки быстро исчезают из детства, предпочтение отдается чужеземным игрушкам

Накопленный опыт работы по музейной педагогике показывает, что создание музея также

Предлагаем вашему вниманию сценарий интегрированного развлечения для детей...

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Приобщение...»

Оформление выставок детских работ, выставок литературы и созданных альбомов по каждому виду декоративно — прикладного искусства, проведение тематического вечера «Народные промыслы», показ итоговой презентации для родителей и педагогов.

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих...

Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста.

Творчество — это деятельность в процессе которой создается что-то новое, в результате

Помочь детям войти в мир народной русской игрушки...

Русские народные игры и игрушки и их воспитательное значение

В статье идет рассказ о возникновении игрушки на Руси, раскрывается ее роль в жизни каждого ребенка. Ключевые слова: игрушки, дети, старинные игрушки, куклы-закрутки. Дети и игрушки неразлучны: во все времена и всюду, где жили люди, дети имели те или иные игрушки.

НОД «Игрушка для ярмарки» (познание, коммуникация...)

1. Вызвать у детей желание создать своими руками куклу (игрушку) в русском костюме. 2. Развивать у детей умение последовательно конструировать игрушку из цилиндра. 3. Поддерживать стремление самостоятельно подбирать цветовую гамму поделки.

Похожие статьи

Традиционные народные куклы в образовательном процессе

Указаны виды, назначение, наряд кукол. Особое место уделено образовательным задачам.

Кукла – неизменный спутник человека со времён строительства пирамид до наших дней

Но куклы были не просто игрушками, через них передавали систему ценностей народной...

Народная тряпичная кукла как средство нравственного...

Ключевые слова: народная тряпичная кукла, игрушка, народная культура, народные традиции, семейные ценности.

Игрушки — это важнейшее составляющее любой культуры. С помощью игрушки ребенку передается суть человеческих отношений.

Воспитание духовно-нравственных ценностей дошкольников...

 привлекала родителей и детей к изготовлению народной куклы через работу детско-родительского клуба «Ласковые ладошки»

 периодически проводятся выставки для детей и родителей «Народная игрушка своими руками», где ребята в творческой мастерской в...

Кукла как явление художественной культуры | Статья в журнале...

Куклы, предназначенные для игровой деятельности ребенка, производились с давних времен.

Кукла – неизменный спутник человека со времён строительства пирамид до наших дней

Однако в отличие от грамматической категории времени художественное время есть...

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление...

Таким образом, работа по ознакомлению детей с народным творчеством средствами изобразительного искусства, является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к нашей Родине, к ее великому народу.

Музей «Русская матрешка» как средство приобщения...

Народные игрушки быстро исчезают из детства, предпочтение отдается чужеземным игрушкам

Накопленный опыт работы по музейной педагогике показывает, что создание музея также

Предлагаем вашему вниманию сценарий интегрированного развлечения для детей...

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Приобщение...»

Оформление выставок детских работ, выставок литературы и созданных альбомов по каждому виду декоративно — прикладного искусства, проведение тематического вечера «Народные промыслы», показ итоговой презентации для родителей и педагогов.

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих...

Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста.

Творчество — это деятельность в процессе которой создается что-то новое, в результате

Помочь детям войти в мир народной русской игрушки...

Русские народные игры и игрушки и их воспитательное значение

В статье идет рассказ о возникновении игрушки на Руси, раскрывается ее роль в жизни каждого ребенка. Ключевые слова: игрушки, дети, старинные игрушки, куклы-закрутки. Дети и игрушки неразлучны: во все времена и всюду, где жили люди, дети имели те или иные игрушки.

НОД «Игрушка для ярмарки» (познание, коммуникация...)

1. Вызвать у детей желание создать своими руками куклу (игрушку) в русском костюме. 2. Развивать у детей умение последовательно конструировать игрушку из цилиндра. 3. Поддерживать стремление самостоятельно подбирать цветовую гамму поделки.

Задать вопрос